Бакштаг — снасть стоячего такелажа судна, являющаяся поперечным (боковым) креплением стеньг. Бакштагом также называют боковые крепления труб, шлюпбалок, стоек, компасов и т. д.
Бакштов — трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.
Банка — доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и сиденьем для гребцов.
Битенг — деревянная или металлическая тумба для крепления тросов.
Брас — снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости («брасопить» рей).
Брасики — короткие шкерты, прикрепленные к поперечному шлюпочному румпелю и служащие для поворота руля.
Бросательный конец — линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал или другое судно швартовные тросы.
Буйреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
Бушприт — рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров.
Бык-гордень — снасть бегучего такелажа судна, с помощью которого при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.
Ванты — снасти стоячего такелажа, крепящие мачты и стеньги с боков.
Верп — вспомогательный якорь, наименьшей массы из имеющихся на судне.
Выбленки — отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.
Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное над водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также посадки в шлюпки членов экипажа судна.
Гак — крюк, применяющийся для крепления тросов и цепей при подъеме шлюпок, грузовых операциях, буксировке и т. д.
Гафель — рангоутное дерево, подвешенное позади мачты на снастях, называемых гафель-гарделем и дирик-фалом. К гафелю пришнуровываются верхние шкаторины косых парусов: триселя или бизани, а на малых судах — фока и грота.
Гик — горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом (ноком) к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.
Гитовы — снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.
Драйреп — часть фала рея, представляющая собой стальной трос, пропущенный через шкив в стеньге.
Дректов — якорный канат шлюпочного якоря (дрека). Каболка — составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.
Калышка — петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.
Канат - крученое или плетеное изделие диаметром 6 - 112 мм, повышенной прочности.
По-тюркски, канат - АРКАН, длинная веревка с подвижной петлей на конце, свитая из конских грив и хвостов, применяется для ловли животных.
Колышка — род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.
Конец коренной — условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.
Конец ходовой — условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.
Кип — желоб для троса на поверхности блока, шкива, юферса и т. п.
Киповая планка — металлическая деталь, прикрепленная к палубе или к планширю судна и имеющая два прилива для изменения направления тросов. Иногда киповая планка снабжается вращающимися роульсами.
Клюз — отверстие в фальшборте для подачи швартовных концов и буксиров. Кроме этих клюзов, имеются клюзы для якорных цепей, прорезанные в носовой части обшивки и в палубе полубака судна. Клюзы укрепляются металлическими приливами.
Кнехты — парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием — массивной плитой. Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и вдоль бортов судна и служат для закрепления тросов при швартовке.
Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, для растягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.
Линь — тонкий растительный трос диаметром от 3,8 до 11,2 мм, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и в качестве лаглиня употребляются плетеные лини.
Лопарь — трос, основанный между блоками или юферсами.
Лот — прибор для измерения глубин. По принципу устройства лоты подразделяются на ручные, механические и эхолоты.
Лотлинь — линь или трос, к которому прикрепляется груз (гиря) лота.
Мачта — вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусоз (для чего она вооружается соответствующим рангоутом), для установки грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, подъема флажных сигналов и т. д.
Нок — конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гик, гафель, рей и т. д.).
Оттяжка — трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.
Пал — см. битенг.
Перты — закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.
Прядь — составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок. Прядь ходовая — условное название пряди троса, пробиваемой под другие пряди (обносимой вокруг других прядей) при сплеснивании тросов, изготовлении огонов, кнопов, мусингов и т. д.
Рангоут — деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъема сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы); которые иначе называются рангоутными деревьями.
Рей — горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину и служащее для крепления прямого паруса.
Риф-шкерты — короткие тросы, ввязанные в люверсы паруса и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке.
Румпель — деревянный или металлический брус или сектор, насаженный на голову руля и служащий для его поворота.
Рым — металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. д. Рымы устанавливаются на палубе и фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.
Сейтали — тали, основанные между двушкивными и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.
Сейшкентель — короткий стальной трос с коушем или блоком на свободном конце, закрепленный на топе мачты,
Сорлинь — трос (или цепь), закрепленный за перо руля и «а рым на корме судна. Сорлинь предотвращает потерю руля при его поломке.
Стеньга — вертикальное рангоутное дерево, являющееся продолжением мачты.
Стоп-анкер — якорь, имеющий вес около 1/а—'А веса станового якоря судна.
Стрела грузовая — приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из дерева или металла и оснащается такелажем из стальных и растительных тросов.
Строп — приспособление из канатов, тросов, цепей и т.п. для захвата грузов и подвешивания их к крюку подъемного крана.
Другое определение. СТРОП (нидерл. strop, букв. петля) - простейшее грузозахватное приспособление в виде каната или цепи с захватными крюками (скобами). Строп может быть оборудован устройствами для автоматической застропки грузов (автостропы).
Во множественном числе правильно говорить "стропы", хотя очень часто говорят, и это - привычно, "стропа"". В то же время, "стропа" - понятие поэтическое, к размеру стиха относящееся. Например, ямб - стропа с двусложным размером, в котором ударение в стропе падает на второй слог.
Строп грузовой (грузовые стропы) — приспособление для подвешивания грузов на гаке стрелы или подъемного крана. Изготовляется из растительных или стальных тросов.
Такелаж — растительные или стальные тросы и цепи, являющиеся креплениями рангоута (стоячий такелаж), а также тросы и цепи, с помощью которых осуществляется постановка и уборка парусов, управление парусами и подвижными частями рангоута (бегучий такелаж). Кроме того, к такелажу относятся тросы и цепи, употребляющиеся при грузовых операциях и различных судовых работах.
Талреп — трос, основанный между юферсами. Служит для обтягивания стоячего такелажа.
Талреп винтовой — металлическое приспособление для обтягивания тросов и цепей. На судах талрепы применяются для обтягивания вантин, бакштагов, фордуиов, штагов, штуртроса и т. д.
Тент — парусина, растянутая над палубой судна для защиты от дождя и солнца.
Топ — верхний конец мачты или стеньги.
Топенант — снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.
Топрик — стальной трос, натянутый между верхними концами (ноками) шлюпбалок.
Трос — гибкий пеньковый, стальной или из искусственного волокна канат, а на кораблях вообще — веревка.
Любопытно, что Тросом (Трой) в греческой мифологии звали внука Дардана, сына Эрихтония. По одной из версий мифа, Трос - основатель и первый царь Трои. От брака с Каллироей, дочерью Скамандра, имел сыновей Ила, Ассарака и Ганимеда; по другой версии мифа, основателем Трои был сын Троса Ил, от имени которого произошло другое название Трои - Илион.
Тренд — нижняя утолщенная часть веретена якоря.
Утка — приспособление для закрепления тросов, состоящее из основания и двух изогнутых, обращенных в противоположные стороны рожков. На судах находят применение деревянные и металлические утки различных размеров.
Уток — поперечные нити полотнища парусины, мата и т. д.
Фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема реев, гафелей, косых парусов (кливеров, стакселей) флагов, флажных сигналов и т. д.
Фалинь — трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки.
Фалреп — обшитый сукном или заключенный в пластиковую оболочку леер трапа.
Фордун — снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижнне концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант.
Швартов — растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).
Шкентель — короткий трос с коушем или блоком.
Шкентель грузовой — трос, наматываемый на барабан грузовой лебедки и имеющий на свободном конце гак для захватывания стропа с грузом.
Шкерт — короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.
Шкимушгар — однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки и имеющий различное количество каболок. Промышленностью выпускается шкимушгар, свитый из двух и трех каболок.
Шкот — снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы пластыря.
Шлаг — петля троса, образующаяся при обнесенин его вокруг какого-либо предмета.
Шлюпбалка — приспособление для спуска и подъема рабочих и спасательных шлюпок, катеров и т. д., имеющее вид прямой или изогнутой балки. Шлюпбалки оснащаются соответствующим такелажем — талями, оттяжками, топриком.
Штаг — снасть стоячего такелажа, являющаяся продольным креплением мачт и стеньг. В качестве штагов употребляются стальные жесткие тросы.
Рангоут
РАНГОУТ
— В переводе на русский язык это — "круглое дерево". Вспомните: "шпан-гоут" — "деревянное ребро". А здесь "рангоут" — "дерево-кругляк".
— А что такое диаметр?
— Ширина в поперечнике,
Рангоут бывает н е п о д в и ж н ы й и п о д в и ж н ы й. Неподвижный — это прежде всего м а ч т ы. — БУШПРИТ еще одна маленькая мачта, только лежачая, смотрит с носа вперед.
-РЕИ - поперечины на мачтах —. Кстати, в единственном числе правильнее говорить "рей", а не "рея".
Р е и вместе с парусами поворачиваются вокруг мачт. Значит, они относятся к п о д в и ж н о м у рангоуту.
Мачта
— мачты не целые, а из составных частей.
Полная мачта состоит из пяти составных частей.
Нижняя — самая прочная, толстая и длинная называется КОЛОННА МАЧТЫ. Или просто м а ч т а .
К мачте — обычно спереди — крепится ее вторая часть — СТЕНЬГА. Наложили два ствола друг на друга, свинтили обоймами. И вот с т е н ь г а возвышается над мачтой. Она потоньше и полегче мачты. Все части, чем выше, тем заметнее уменьшаются в размерах. Тяжесть должна оставаться внизу, чтобы корабль не перевернулся...
К стеньге так же крепим третью часть. Это — БРАМ-СТЕНЬГА. Слово "брам" в рангоуте и в парусах всегда означает "третий". А "бом-брам" означает "четвертый". Значит, следующая часть будет называться...
— БОМ-БРАМ-СТЕНЬГА
ТРЮМ-СТЕНЬГА.
трюм д а л е к о внизу, а трюм-стеньга д а л е к о вверху, —
Обратите внимание, что они стоят слегка наклонно. Это придает судну особенно изящный вид. А еще это для того, чтобы верхние части не смещали вперед центр тяжести.
— У этих обойм особое название: ЭЗЕЛЬГОФТ. "Эзель" — по-голландски "осел". "Хоофт" — голова. в данном случае это слово надо понимать иначе — "хомут, надеваемый на голову".
верхняя часть мачты делается квадратной, чтобы эзельгофт со стеньгой не вертелся. А у стеньги, в свою очередь, верхний конец тоже квадратный. И у брам-стеньги. И так далее... верхний срез у мачты называется— ТОП Каждый топ закрывается какой-нибудь заглушкой. Иначе древесина будет впитывать влагу. на верхушке самой верхней стеньги крепится КЛОТИК. В нем делаются отверстия для шнуров, на которых поднимаются флаги и сигналы.
МАРСОВУЮ ПЛОЩАДКУ. Иногда ее называют просто МАРС. Эта площадка ставится на мачтах там, где мачта соединяется со стеньгой. На месте нижнего эзельгофта.
— Она для разных целей, — И для матросов, и для того, чтобы растягивать по сторонам некоторые снасти...
Есть площадки и повыше
— Две продольные балки и две поперечные образуют решетку. На них сделан настил из досок. В нем по сторонам два люка, чтобы матросы могли выбираться на площадку. У люков, кстати, забавное название: "собачьи дыры". Может быть, потому, что лазать в такие люки считалось "собачьей работой". Жизнь-то у матросов в прежние времена была нелегкая...
Обратите внимание на продольные балки. Их название — л о н г а - с а л и н г и. А поперечные балки именуются иначе — к р а с п и ц ы. Запомните: "лонга-салинг" —мужского рода, "краспица" — женского.
Салинговая площадка. Соеденена с брам-стеньгой! —
Но она легонькая, без настила. Просто рама из лонга-салингов и краспиц.
Видите треугольные подпорки, на которых лежат лонга-салинги. Они похожи на кницы, но называются ч и к с ы.
— БОМ-САЛИНГ. Но его уже никак не назовешь площадкой. Это просто особая обойма с рожками для отвода в сторону некоторых снастей. Ставится б о м - с а л и н г там, где брам-стеньга соединяется с бом-брам-стеньгой.
— У мачты ведь есть не только верхний конец, но и нижний
— Это гнездо, в которое вставляется мачта, называется СТЕПС, Немного похоже на слово "ступать". Мачта с т у п а е т в с т е п с.
Все согласились, что слова похожи.
— Верхний конец у мачты называется т о п ,а нижний шпор
— Ш п о р втыкается в с т е п с,
Как называется отверстие в палубе, через которое мачта уходит вверх?
— ПЯРТНЕРС.
— П я р т н е р с не просто отверстие в палубе Спереди и сзади оно сжато бимсами, а по бокам — палубными стрингерами. И, кроме того, укреплено специальной деревянной "подушкой". Иначе мачта, покачиваясь, расшатает палубу.
На корабле у каждой мачты свое имя...
Передняя называется ФОК-МАЧТА...
— Средняя — ГРОТ-МАЧТА!
— А задняя — БИЗАНЬ-МАЧТА,
— "Грот" обозначает "большой",
каждая составная часть имеет приставку из названия своей мачты.
Проще всего с грот-мачтой. Там все ясно: "колонна грот-мачты", потом "грот-стеньга", "грот-брам-стеньга"...
— Над ней "грот-бом-брам-стеньга"!
— А выше всех "грот-трюм-стеньга"!
— "Грот-марс", "грот-салинг". И "грот-бом-салинг", хотя это уже и не площадка... А вот с фок-мачтой посложнее.
Там все, что выше колонны мачты, имеет приставку не "фок", а "фор". То есть "передний". "Фор-стеньга", "фор-марс", "фор-брам-стеньга" и так далее.
— "Фок" и "фор" похожие слова, — сказала Ксеня. А различие запомнить нетрудно.
— Но не забывайте: "фор" — это на стеньге и выше. А на колонне мачты — "фок".
— А сложнее всего с бизань-мачтой. Но у моряков сложилась иная традиия. Колонна задней мачты — "бизань", а все, что над ней — с приставкой "крюйс".
в честь адмирала Крюйса? такой адмирал служил в российском флоте при Петре Первом.
Значит, на задней мачте у нас что? Колонна — это "бизань". А дальше "крюйс-марс", "крюйс-стеньга"... И так до самой верхушки, да?
— Чтобы вода через ПЯТЕРС не сочилась, на мачту у палубы надевается трубчатый чехол из брезента. Нижним краем он закрывает щель. И называется БРЮКАНЕЦ.
— Это не от слова "брюки"
Подвижный рангоут
Мы помчимся с громким гиком
К реям, гафелям и гикам!
Начнем с р е е в. Они для парусов.
На российском четырехмачтовом барке "Крузенштерн" нижние реи на обеих грот-мачтах длиною почти тридцать метров. Если поставить торчком, то это высота десятиэтажного дома. А толщина у такого рея — как у большущей железной бочки.
Если вы посмотрите на фотоснимок парусного судна, то увидите: в середине рей толще, чем на концах. У него, как говорят, форма веретена. Это сделано для прочности.
Посмотрите еще. Рей прикреплен к мачте особым приспособлением. Это БЕЙФУТ.
Б е й ф у т ы бывают самых разных форм и конструкций. Но задача у них одна: это такие вертлюги или шарниры, с помощью которых можно поворачивать реи в самые разные положения. Вместе с парусами или без них.
ПЕРТ. Матросы у п и р а ю т с я в него, когда работают с парусами. Встают на перт подошвами, ложатся на рей животом и грудью и тянут или распускают парусину. Раньше это была опасная работа. В наше время все матросы, оказавшись на высоте, пристегиваются к рею страховочными поясами...
Теперь посмотрите на закругленные концы реев. Называется такой конец НОК РЕЯ
Теперь еще несколько слов о н о к е. Этим же коротким термином называется конец и у г и к а, и у г а ф е л я. Тот, который далеко от мачты. А тот, что упирается в мачту, носит название — ПЯТКА.
на пятках есть бейфуты Ведь гик и гафель тоже должны поворачиваться вокруг мачты!
А иногда на пятках делают так называемые у с ы.
Но концы "усов" были соединены тросиком с надетыми на него деревянными шариками, чтобы тросик не терся о мачту. это р а к с - к л о т ы.
А с р а к с а м и мы еще познакомимся. Так называются петли и крючки на парусах, которые скользят по тросу.
— На каждой составной части мачты ставится по одному рею...
Когда речь идет об отдельной мачте, рей, что снизу, так и называется — н и ж н и й р е й. А второй, он на стеньге
Но называется м а р с а -р е й... — Потому что он над марсовой площадкой!
— А третий рей, на брам-стеньге — б р а м - р е й. На бом-брам-стеньге — б о м - б р а м - р е й. На трюм-стеньге — Т р ю м - р е й!
Напоминаю: про нижний рей на фок-мачте не говорит "фор-рей". "Фор" — это начиная со стеньги и марса. А то, что на колонне мачты — "фок..."
— Значит, "фока-рей"... Сложнее всего опять с бизань-мачтой. Но в данном случае, в названии рея, слово "бизань" видоизменилось и превратилось в "бегин". Таким образом нижний рей на бизань-мачте — б е г и н - р е й.
— Фока-рей... Фор-марса-рей... Фор-брам-рей... Фор-бом-брам-рей... Фор-трюм-рей!
:
— Грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей, грот-трюм-рей...
Бизань-мачта...
- Безань -рей... Потом крюйс-марса-рей. Крюйс-брам-рей, крюйс-бом-брам-рей, крюйс-трюм-рей.
Бушприт
Задний конец бушприта называется ш п о р, как у мачты. Передний — н о к, как у гика, гафеля или рея.
Шпор бушприта закрепляется между двумя крепкими брусьями (б и т е н г а м и), которые идут от палубы до самого днища. Кроме того, к форштевню бушприт притягивается специальной скобой, она называется в а т е р - в у л и н г.
— Но ведь он же сверху, на палубе, а не у воды, — Почему же "ватер..."?
— Дело в том, что передняя часть форштевня, которой он рассекает воду, называется в о д о р е з о м. К нему-то и крепится ватервулинг... Вообще-то слово "вулинг" оначает "крепление из троса". Потому что именно тросами в прежние времена бушприты закреплялись на водорезе...
Но простые, то есть из одного дерева бушприты бывают лишь на небольших судах. На больших судах бушприт имеет два продолжения, они крепятся друг к другу б у ш п р и т н ы м и э з е л ь г о ф т а м и.
Вторая часть бушприта имеет название УТЛЕГАРЬ. А продолжение у т л е г а р я — БОМ-УТЛЕГАРЬ.
Но так уж повелось: "бушприт, утлегарь, бом-утлегарь".
Бушприт, утлегарь, бом-утлегарь!
Как хорошо по ним побегать! —
А под бушпритом идёт отросток, который смотрит наклонно или вертикально вниз. Это МАРТИН-ГИК. Почему "гик" — он похож на мачтовые гики.
С ошлись вода и небо в шумном споре,
И океан бурлил в кипеньи диком.
И наш корабль вперед летел над морем,
Распарывая гребни мартин-гиком...
Такелаж
с т о я ч и й, и б е г у ч и й такелаж
Стоячий такелаж
— Так называются туго натянутые тросы. Чаще всего стальные, а раньше делали их из растительных волокон — из пеньки, сизаля и так далее. На больших судах эти тросы очень толстые, чуть ли не в руку. Могучие такие растяжки. Без этих растяжек мачты и бушприт вмиг расшатались бы и рухнули.
Самые главные снасти стоячего такелажа — ВАНТЫ. Они идут от топа мачты к бортам. И называются соответственно: "фок-ванты", "грот-ванты", "бизань-ванты". Бывают ванты и у стеньг. Они тянутся от верхушки стеньги к марсовой площадке. На фор-стеньге — ф о р — с т е н ь — в а н т ы, на грот-стеньге — г р о т — с т е н ь — в а н т ы, на крюйс — стеньге...
— К р ю й с — с т е н ь — в а н т ы!
Есть и брам-стень-ванты, которые идут к салингам. И бом-брам-стень-ванты, идущие к бом-салингам. Туда же обычно тянутся и трюм-стень-ванты...
Они похожи на веревочные лесенки,
К натянутым тросам привязываются деревянные или веревочные ступеньки. Они называются в ы б л е н к и. По ним удобно забираться на площадки и реи. Их главная цель — крепко держать мачты.
Для этого ванты натягивают. Или, как говорится, н а б и в а ю т. С помощью особых приспособлений. Это т а л р е п ы.
Слово "талреп" состоит из двух слов.
"тали"?
Это несколько блоков и длинный крепкий шнур.
А на корабельном языке шнур часто называется р е п. Например, "буйреп" — тонкий трос для постановки на якорь плавучего буйка. "Минреп" — тот, что держит на якоре плавучую мину. И так далее. А "талреп" — устройство со шнуром для набивки стоячего такелажа.
Внизу у вант заметны утолщения с колечками. Это винтовые талрепы.
— ю ф е р с ы — специальные деревянные блоки. Только они не вертятся.
В каждом юферсе — три отверстия. У каждого талпера два юферса — верхний и нижний. К верхнему прикрепляется в а н т а. К нижнему — короткая оттяжка. Запомните ее название — в а н т — п у т е н с.
сквозь отверстия юферсов продергивается и натягивается р е п. Юферсы сближаются, ванты делаются тугими. На одном конце репа, чтобы он не проскакивал в отверстие, делается утолщение. Другой конец — за который тянут — после окончания работы прочно крепится вокруг ванты.
.
на маленьких яхтах и шлюпках талперы делаются совсем простыми: на ванте кольцо, на вант-путенсе кольцо, а между ними пропускается шнур. Такой талреп называется в е р е в о ч н ы й.
В а н т - п у т е н с ы огибали снаружи русленя и под ними крепились к борту. Получались специальные оттяжки — похожие на короткие, идущие вниз, ванты. У них есть особое название — ПУТЕНС-ВАНТЫ. То есть такие ванты, которые снизу натягивают п у т е н с ы... Слава, хотя все это видно на рисунке с фрегатом, но давай изобразим покрупнее. Помоги...
И вот какой получился рисунок.
БАКШТАГИ, ФОРДУНЫ и ШТАГИ.
Б а к ш т а г и — снасти, похожие на ванты, но уже без выбленок. Идут они не просто вбок от мачты, а с некоторым отклонением назад.
Ф о р д у н ы тоже держат мачты с боков и сзади. Они уходят назад еще дальше бакштагов, потому что тянутся от самых верхних частей мачты.
между бакштагами и фордунами больших различий нет
Набиваются эти снасти стоячего такелажа, как и ванты, с помощью талрепов. Но тогда талрепы внизу крепятся уже не к вант-путенсам, а к б а к ш т а г - п у т е н с а м и ф о р д у н - п у т е н с а м. А талрепы ш т а г о в — к ш т а г - п у т е н с а м.
До сих пор мы говорили о стоячем такелаже, который идет к бортам. Но есть тросы, про которые принято говорить, что они стоят "в диаметральной плоскости судна". Проще выражаясь, тянутся от мачты строго вперед. От фок-мачты — к форштевню или бушприту. От других — прямо к палубе или к той мачте, которая впереди.
Штагов много. Иногда они протягиваются от каждой мачты и всех ее составных частей.
У каждого штага — свое имя.
Например, если вы услышите от боцмана: "Почему слабо натянут крюйс-брам-стень-штаг?" — разве не сообразите, о чем идет речь?
— Это трос, который идет вперед и вниз от крюйс-брам-стеньги!
— От третьей составной части задней мачты,
штаг, который идет не вперед, а назад. "Ахтер" — это ведь значит "задний"!..
Иногда штаги, которые идут от самых-самых верхушек, называют т о п - ш т а г и.
Бушприт
трос, идущий от нока бом-утлегаря к мартин-гику — м а р т и н - ш т а г. От мартин-гика к форштевню — у н д е р - в а т е р - ш т а г. Потому что "ундер" или "унтер" означает "нижний". Цепь, которая тянется вдоль всего бушприта к форштевню — в а т е р - ш т а г. А тросы, которые идут от бушприта к бортам — в а т е р - б а к ш т а г и...
Бегучий такелаж
ШКОТ — одна из самых важных снастей б е г у ч е г о т а к е л а ж а. С помощью ш к о т о в на корабле управляют многими парусами.
Шкот обычно ввязывают в нижний угол паруса. Какой парус, такое у шкота и название: "стаксель-шкот", "кливер-шкот", "фор-брам-шкот" и так далее. Когда познакомимся с парусами, эти названия станут понятнее.
Иногда шкоты привязывают не прямо к парусу, а крепят на гике, к которому шнуруется нижняя кромка паруса. Такой шкот называется г и к а — ш к о т.
У п р я м ы х парусов, которые ставятся на р е я х, шкоты служат не для управления, а для растяжки нижних углов — они оттягивают углы к тому рею, который стоит ниже. А углы самого нижнего паруса — к бортам.
А чтобы поворачивать реи (и тем самым ставить паруса в нужное положение), используют другие снасти бегучего такелажа — БРАСЫ. Они крепятся к нокам реев, а потом через блоки идут вниз, где и попадают в мозолистые руки матросов.
Одну снасть обычно приходится тянуть нескольким человекам — полотнища парусов и реи на корабле громадные.
Может быть, встречалось вам в морских книжках выражение "обрасопить реи"? Это как раз и значит — повернуть реи в нужное положение с помощью б р а с о в.
В названиях брасов, разумеется, тоже есть приставки — от названий реев, к которым они прикреплены. Например, "левый фор-марса-брас", "правый крюйс-бом-брам-брас"... Без этого матросы сразу бы запутались: какую снасть тянуть?
Но чтобы управлять парусами и рангоутом, надо, чтобы они были поставлены как полагается. На стоянке косые паруса, гафели, а иногда и некоторые реи бывают опущены. Значит, их надо поднять. Для этого служат ФАЛЫ.
Ф а л — снасть для подъема парусов, частей рангоута, а также флагов, сигналов и разных корабельных предметов. Сперва фал идет вверх, затем в нужном месте продергивается через блок и тянется вниз.
И, конечно, у всякого фала тоже свое наименование: "стаксель —фал" (для паруса стакселя), "грот-брам-фал" (для грот-брам-рея), "флага-фал" и так далее. Множество названий...
Блоков в бегучем такелаже множество, они облегчают усилия матросов, помогают проводить снасти в нужном направлении...
А снастей этих ох какое количество!
Г и т о в ы — для подтягивания углов паруса к своему рею, когда этот парус убирают. Г о р д е н и — для подтягивания середины паруса. — ф а л — для подъема нока гафеля. Г а ф е л ь — г а р д е л ь — для подъема его пятки по мачте Если все снасти бегучего такелажа одного судна вытянуть по земле в линию, шагать вдоль нее будешь несколько часов. Например на барке "Крузенштерн", длина бегучего такелажа — около двадцати километров...
ШКОТЫ — для управления парусами или притягивания нижних углов паруса к рангоуту.
БРАСЫ — для поворота реев.
ФАЛЫ — для подъема парусов, деталей подвижного рангоута, флагов, сигналов и различных предметов.
И есть еще одна снасть, которую надо знать. Она служит для выравнивания реев и гиков, для поддержки их ноков в правильном положении: чтобы реи не перекашивались, а гик не падал концом на палубу, когда убран парус. Такая снасть называется ТОПЕНАНТ.
Топенант сидит на топе
И всегда глядит вперед...
ТОПЕНАНТ — снасть для поддержания ноков подвижного рангоута.
А вот как это выглядит на косом парусе с т а к с е л е.
У каждой снасти бегучего такелажа есть два конца: коренной и ходовой. Коренной привязывается к парусу или рангоуту. А ходовой попадает в руки к матросам. С ними-то и работают. А когда работа кончена, ходовой конец крепят на специальном приспособлении. На небольших судах это УТКА закреплённая на КОФЕЛЬ-ПЛАНКЕ .
такие планки и нагели впервые стали применяться на старинных голландских судах к о ф а х, с них пришло название...
Вот на эти-то кофель-нагели, вставленные в гнезда кофель-планок и наматываются ходовые концы бегучего такелажа. Говоря по-корабельному, з а д а ю т с я ."Восьмеркой".
вовремя потравить снасть — это очень важное дело. — "Травить" — на морском языке значит в ы п у с к а т ь, о с в о б о ж д а т ь снасть, с д е л а т ь д л и н н е е. А если подтянуть, говорят, что надо в ы б р а т ь.
Паруса
Вы разобрались:
— С корпусом!
— С рангоутом,
— С такелажем!
… остались паруса
У каждого паруса свое имя
Паруса, которые ставятся на нижних реях, так и называются — н и ж н и е. Но у каждого есть еще и свое название:
на фока-рее — ФОК,
на грота-рее — ГРОТ...
— А на бизань-рее — БИЗАНЬ!
на вторых по счету реях... .
Фор-марса-рей, грот-марса-рей и Крюйс-марса-рей, —
На марса-реях ставятся МАРСЕЛИ.
Слово "сель" — это видоизмененное голландское "зейл", то есть "парус". Поэтому окончание "сель" у большинства парусных имен. МАРСЕЛЬ — парус у марса, на марса-рее. Их, конечно, три:
ф о р — м а р с е л ь,
г р о т — м а р с е л ь и
к р ю й с — м а р с е л ь. Впрочем, парус на крюйс-марса-рее
Дальше вверх. На брам-реях — Брамсели.
Ф о р — б р а м с е л ь,
г р о т — б р а м с е л ь и
к р ю й с — б р а м с е л ь.
На бом-брам-реях — бом-брамсели!
— А на трюм-реях — ТРЮМСЕЛИ, — солидно закончил Слава. — Тоже ф о р..., г р о т..., и к р ю й с ...
Что такое ш т а г?
— Это натянутый трос, который идет от мачты вперед и вниз,
От каждой составной части мачты может тянуться штаг. Например, от фор-брам-стеньги — фор-брам-стень-штаг, от крюйс-бом-брам-стеньги — крюйс-бом-брам-стень-штаг. И так далее.
Вот на этих-то штагах и поднимаются треугольные паруса — СТАКСЕЛИ. Или стакселя.
"Стак" — видоизмененное слово "штаг". Значит, "стаксель" — "штаговый парус", "парус на штаге". Поднимают стакселя, разумеетcя, стаксель-фалами. К передней шкаторине стакселя пришиты специальные крючки или карабины с защелками. Они скользят по штагу, когда матросы тянут фал. Называются они РАКСЫ.
"Косые паруса фрегата".
— Со стакселями, стоящими между мачтами, дело обстоит просто. Их названия, как и названия штагов, зависят от стеньг. Только с бизань-стакселем некоторая сложность: надо запомнить, что обычно его называют АПСЕЛЬ.
А вот с парусами перед фок-мачтой — над баком и бушпритом — разобраться будет посложнее.
Самый близкий к мачте треугольник — тот, что стоит на штаге, идущем к форштевню — еще с т а к с е л ь. Если он на фока-штаге, то ф о к а - с т а к с ел ь. Если на фор-стень-штаге — то ф о р – с т е н ь – с т а к с е л ь. Вместе они не ставятся — или тот, или другой...
А вот дальше, над бушпритом, стоят уже КЛИВЕРА.
Сначала просто КЛИВЕР. Впереди него — БОМ-КЛИВЕР.
Первый от мачты — всегда стаксель (фока... или фор-стень...), затем — первый кливер, второй кливер, третий кливер... А самый передний (не считая летучего) — бом-кливер. Иногда один из средних кливеров носит название м и д е л ь - к л и в е р.
— В середине девятнадцатого века стали строить быстроходные суда для дальних рейсов — клипера. Паруса у них были громадные, марселя достигали пятисот квадратных метров. Управляться с ними было очень трудно. Американский капитан Форбс предложил делить большие паруса на две части — по горизонтали. Для этого ставились дополнительные реи. Впервые такую конструкцию применили на клипере "Грейт Рипаблик" ("Великая Республика"). Потом разрезные марсели и брамсели стали появляться на судах все чаще.
Таким образом, на парусниках часто можно видеть
-нижний марса-рей и
-верхний марса рей (оба на стеньге),
нижний брам-рей и
верний брам-рей (на брам-стеньге).
И паруса разделились на нижний и верхний марсели, верхний и нижний брамсели.
Отличить разрезные паруса от одинарных легко. Они уже обычных и промежуток между ними небольшой. Это силуэт пятимачтового фрегата с разрезными парусами. На всех мачтах
второй снизу парус —
нижний марсель,
а третий верхний
верхний марсель,
Четвертый и пятый паруса
нижний и верхний брамсели.
Шестые — бом-брамсели. Они одинарные А трюмселей на этом фрегате нет.
— Говорят обычно так: "нижний парус первого грота" (то есть первой грот-мачты), "верхний марсель второго грота" и так далее...
— гафельная шхуна