СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МДК Изучаем парусное судно

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация судов

                                         по используемому источнику энергии

Гребное судно

 

 Суда, движимые ветром

Парусное судно

На парусных судах используется сила ветра с помощью парусов. Парусные суда имеют от одной до пяти мачт 

Пароход

Использовавние парового котла ВИНТ и гребное колесо.

Теплоход

Теплоход — судно, которое приводит в движение дизельный двигатель внутреннего сгорания. Мощность главного двигателя передается на движитель непосредственно или через редуктор[19]. В качестве двигателя на теплоходе используются двух - и четырехтактные, мало-, средне - и высокооборотные двигатели внутреннего сгорания[20]. Отличается от парохода тем, что расходует меньше топлива и обладает лучшими мореходными качествами.

Теплоход имеет более надежный и безопасный двигатель, чем пароход. Теплоход — наиболее распространенный вид современных морских судов, занимает около 90 % транспортных

Турбоход

Турбоход — судно, которое использует для движения газовую или паровую турбину. Первый Турбоходы используются в ВМФ с начала ХХ века[22].

Атомоход

Атомоход — судно с ядерной силовой установкой[23], которая приводит в движение гребной винт. Атомные суда и бывают надводными и подводными.

Ядерная силовая установка имеет некоторые преимущества перед другими двигателями: неограниченная автономность плавания, длительное использование высокой скорости хода, большая мощность на валу[24].

 

Электроход

Электроходы движутся с помощью электричества, которое создается в собственной электростанции. Электроход также получает питание от аккумуляторов и внешних сетей. Электроходы обладают хорошей маневренностью благодаря тому, что электродвигатель быстро и плавно меняет направление и скорость гребного винта.

 

Газотурбоход

Судно, приводимое в движение с помощью газотурбинного двигателя. В принципе, это тот же турбоход, с той разницей, что на нем действует газовая турбина

    Корпус судна состоит из обшивки и набора.

Корпус обеспечивает водонепроницаемость, плавучесть и непотопляемость. Изнутри корпус разделяется перегородками, палубами и днищами[30].

Палуба — горизонтальная площадка состоящее из настила и набора. Палубы называются по их назначению. Верхняя палуба занимает площадь между кормой и носом судна.  

Движитель

предназначен для преобразования энергии в полезную работу движения судна. Судовой движитель приводится в движение с помощью мускульной силы человека или же судового двигателя. На парусных судах движителем являются паруса. Судовые движители делятся на две группы:

 

Бортовой киль судна

Для того, чтобы стоящее на месте судно не унесло течением, применяется якорь. Чтобы судно оставалось у причала, используется швартовое устройство. Киль представляет собой продольную балку, идущую по днищу судна от носа до кормы. Обеспечивает прочность днища и корпуса.  

Судном управляют из ходовой рубки, где установлены различные органы управления и радиолокационной связи. Рулем управляет рулевой из рулевой рубки. Двигатель и механизмы, обеспечивающие движение судна, расположены в машинном отделении.

  судовые системы.

От главных или вспомогательных энергетических установок судна осуществляются судовые системы. Судовые системы обеспечивают передвижение по судну и прием и выдачи жидкости, газа и пара[37]. Судовая система — совокупность трубопроводов, арматуры, механизмов и приборов. Всего на судне насчитывается около 80 силовых установок.

Управление и безопасность

Судовой руль

Управление рулем на старых и современных судах осуществляется с помощью штурвала. На старых судах штурвал находился на корме, а на древних судах управление рулем осуществлялось продолговатой доской, установленной на задней части кормы и непосредственно связанной с рулем. На современных судах рулем управляют из рулевой рубки, которая, в свою очередь, входит в ходовую рубку.

 

Непосредственное управление двигателем осуществляется в машинном отделении. Электропередача используется на командном мостике, откуда электропередача воздействует на все установки, в том числе на двигатель.

 

 

 

Киль регулирует равновесие,

бульб снижает сопротивление воды.

На пассажирских судах есть специальные устройства, снижающие качку во время сильных волн[38]. Многое зависит от формы и качеств судна.

Судовая сигнализация оповещает на пост управления машинами судна о ходе работы и состоянии механизмов с помощью световых (сигнальные лампы, световые табло, мнемосхемы) и звуковых (ревуны, звонки, сирены) сигналов. В случае достижения одним или несколькими параметрами рабочего процесса определенных значений, характеризующих наступление предаварийного состояния включается предупредительная сигнализация.  

  Военные корабли

Классификация по областям применения

Фрегат — » во флоте некоторых стран называется сторожевой корабль для противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны[45].

 Корвет — Военный парусный корабль, предназначенный для вспомогательных задач и разведки Впервые корветы появились в ХVII веке и использовались как парусные суда Линкор — В двадцатом веке появился новый класс артиллерийских кораблей предназначенных для боя в виде дуэли, в России получивший такое же название — «линейный корабль» (на практике утвердилось сокращенное название «линкор»). Развитию такой тактики способствовал разгром Второй эскадры в Цусиме.

Линейный крейсер - Корабль, по огневой мощи сравнимый с линкором, но за счет ослабления бронирования более быстроходный.

Крейсер — Корабль действующий независимо от остального флота. Один из самых распространенных военных кораблей. Так называли корабли выполняющие отдельные задачи.

Противолодочный корабль — Корабль, предназначенный для уничтожения подводных лодок. С помощью радаров он выслеживает подлодку

Эсминец — Эскадренный миноносец, отличающийся маленькими (по сравнению с крейсерами и линкорами) размерами и стоимостью. Предназначены для борьбы с миноносцами, защиты линкоров и крейсеров и для торпедных атак против крупных кораблей

Авианосец — Военный корабль, перемещающий на себе авиацию. Палуба корабля обеспечивает возможность взлета и посадки для самолетов.

Десантный корабль — Военный корабль, предназначенный для перевозки и высадки морского десанта.

Подводная лодка — Судно способное плавать под водой. Оно погружается и всплывает благодаря резервуарам. В основном используются как оружие для поражения целей

Грузовое судно

Транспортные суда делятся на грузовые и пассажирские. Грузовые суда появились несколько тысяч лет назад и с тех пор не истратили свою популярность, поскольку выполняют очень важную роль для мирового хозяйства и экономики. Перевозят продукты, продовольствие, технику,  

Сухогруз — Предназначен для перевозки сыпучих грузов, например, песка, зерна и т. д. Сухогруз также перевозит минеральные удобрения, контейнеры и леса (есть разновидности грузового судна под названиями лесовоз, морской щеповоз). Для безопасности сухогруз оснащен двойными бортами и дном.

Контейнеровоз — Предназначен для перевозки контейнеров в трюмах и на палубе. Суда могут снабжаться специальными направляющими для установки контейнеров. Нижние ярусы контейнеров вставляются в устройства, закрепленные на палубе судна - фитинги. Наибольшая длина контейнеровоза составляет 394 метров, но судно имеет всего лишь 10-26 человек экипажа, поскольку управление кораблем автоматизировано.

Рефрижераторное судно — «Судно-холодильник», на нем установлены рефрижераторные установки, которые поддерживают необходимую температуру в грузовых отсеках, а также система вентиляции, обеспечивающая заданный газообмен. Предназначен для перевозки скоропортящихся продуктов и продуктов, требующих определенного температурного режима.

Ролкер ро-ро — Судно, перевозящее контейнеры, автомобили, леса с тем отличием, что грузит контейнеры горизонтальным путем .У ролкеров открывается кормовая часть, в которую въезжают грузовики с контейнерами.

Балкер — Грузовое судно, перевозящее грузы навалом или насыпью. Балкер может перевозить больше 150 тысяч тонн .

Танкер — Судно, перевозящее жидкие и наливные грузы (нефть, жидкие продукты). По дедвейту танкеры делятся на несколько разновидностей; малотоннажные танкеры перевозят большее 16 499 тонн, а супертанкеры 320 000 тонн. Танкер представляет собой однопалубное самоходное судно с машинным отделением, жилыми и служебными помещениями в корме, с продольной системой набора корпуса[55]. Грузовые отсеки разделены друг от друга перегородками. Принадлежит к числу самых больших судов мира.

Газовоз — Судно перевозящее сжиженные нефтяные (СУГ) и природные (СПГ) газы.

Универсал — Грузовые суда, перевозящие сразу несколько видов грузов в разных отсеках, и жидкие, и продукты, и технику.

Пассажирское судно

Речное пассажирское судно

Лайнер — Крупное быстроходное судно, чаще всего, пассажирское, совершающее регулярные рейсы.

Круизное судно — Судно, совершающее международный рейс. Перевозит пассажиров, участвующих в групповой туристической программе с целью посетить несколько портов согласно этой программе.

            Паром — Судно, перевозящее пассажиров и транспортные средства между двумя берегами реки или пролива. Паром не отправляется в дальние плавания, представляет собой плоскодонное судно, плывущее между двумя точками.

Промысловые суда

Промысловые суда предназначены для ловли различных рыб, китов, морских зверей и нерыбных объектов. Такие суда имеют большую автономость[58]. Промысловые суда бывают добывающими, обрабатывающие и выполняющие обе функции сразу. Некоторые промысловые суда имеют охлаждаемые помещения для хранения пойманной рыбы. Обладают всем оборудованием для обработки рыбы. Водоизмещение некоторых промысловых судов превышает несколько десятков тысяч тонн.

Сейнер — Промысловое судно, занимающееся ловлей рыб закидным кошельковым неводом. Однопалубное судно с надстройкой на носу и на корме пространством для хранения и обработки рыбы[59]. Ха корме также есть поворотная площадка для управления неводом

Траулер — Предназначен для лова рыбы тралом и обработки продукта: очистки, мойки, заморозки. Траулер имеет множество видов: большой рыболовный, большой морозильный рыболовный, средний рыболовный, малый рыболовный и т. д. На траулерах ХХ века трал опускали с борта, у современных моделей трал опускается с кормы[60]. На современных траулерах имеется рыбопоисковая аппаратура.

Китобойное судно — Большой специализированный корабль, предназначенный для ловли китов. Длина судна достигает 60 метров. Такие суда должны быть очень быстрыми. Для этого на них устанавливалась специальная система парусов, а позже усиленная двигательная установка. Выслеживая кита, с корабля спускаются шлюпки, и матросы с помощью гарпунов убивают китов. На современных китобойных судах гарпун установлен на носу. В настоящее время не используются из-за запрета китобойного промысла.

Дрифтер — Судно, ловящее рыбу дрифтерными сетями. Сеть закидывается с кормы и свободно плавает за судном. Судно имеет низкий надводный борт и снабжено аппаратурой для выбирания сети и обработки рыбы.

 

Вспомогательное судно

Суда выполняющие второстепенные задачи. Вспомогательные суда не перевозят пассажиров и грузы, не участвуют в битвах, но выполняют некоторые важные задачи: тушение пожаров, спасение потерпевших бедствие. Другие предназначены для развлечения, например, для гонок. Есть также суда, которые выполняют научную исследовательскую работу.

Ледокол — Судно, выполняющее ледокольные операции: проводка судов через льды, спасательные операции и, наконец, покорение арктических и антарктических льдов. Ледокол разбивает лед своей тяжестью[61]. В основном в качестве двигателя на ледоколах применяется паровая машина.

 Буксир тащит баржу

Буксир — Судно, предназначенное для транспортировки несамоходных судов. Буксирное судно берет баржу или сломавшееся судно на буксирный канат и доставляет в порт. Существуют буксиры-толкачи, осуществляющие буксировку методом толкания.

Пожарное судно — Судно, предназначенное для тушения пожаров на больших судах, например, танкерах, или на берегу. На пожарном судне установлены насосы, подающие воду в шланги и рукавные линии. Последние установлены на носу и на корме. Судно может близко подходить к огню, поскольку по его периметру проложены трубопроводы[63]. Пожарные суда могут также тушить разгоревшуюся на поверхности воды нефть.

Спасательное судно — Предназначены для спасательных операций в море. Подбирает потерпевших крушение, на судне им оказывается медицинская помощь. Спасательное судно помогает кораблям, попавшим в аварию. Иногда берет их на буксир и доставляет в порт.

Землесос — Подводное и надводное судно, предназначенное для углубления подводной почвы в некоторых местах[64], также для взятия земли на экспертизу.

Батискаф — Подводный обитаемый аппарат, предназначенный для океанографических и других подводных исследований на большой глубине. Первый батискаф появился в 1948 году, построен ученым Огюстом Пикаром. Благодаря прочности стен, батискаф выдерживает огромное давление на глубине более 10 000 м.

Спортивные суда — Суда, участвующие в гонках и бьющие рекорды. Такие суда чаще всего — маленькие катера, развивающие большую скорость. Существует такое понятие как регата, в которой участвуют парусные суда.

Водолазное судно — Судно, оснащенное водолазным комплексом и предназначенное для подводных работ.

Развлекательные суда — Предназначены для развлечения людей. В список развлекательных судов входят водный мотоцикл, прогулочный катер, яхта водный велосипед и разные типы лодок.

Плавучий маяк — Мореходное, но не всегда самоходное, судно, предназначенное своим присутствием, а также световыми и звуковыми сигналами подаваемыми им отмечать определенную точку прибрежной зоны мирового океана с целью облегчения ориентировки судов в затрудненных условиях плавания. Устанавливается на мертвых якорях, что исключает возможность его маневрирования с целью оптимальной встречи набегающей волны; это значительно снижает его безопасность в штормовой обстановке. Маяки бывают окрашены в красный цвет и имеют надпись на бортах: «Плавучий маяк»[65].

   Плавучий кран— самоходное или несамоходное судно, несущее на себе подъемный кран — подъемное устройство для производства погрузочно-разгрузочных работ на водной поверхности. Применяется как в закрытых акваториях (порт, верфь, река) или на открытой воде в случае, если его конструкция предусматривает его безопасную эксплуатацию. В последнее время при строительстве нефтяных платформ на континентальном шельфе используются особенно краны высокой грузоподъемности — до 1000 т. и больше.

 

По размещению корпуса относительно воды

Подводные — основную часть времени перемещающиеся под поверхностью воды, например, атомные подводные лодки. Преимущества: отсутствие волнового сопротивления на поверхности воды, независимость от состояния водной поверхности (ледовый покров, шторм), большая скрытность перемещения. Недостатки: сложность и дороговизна конструкции судна, сложность судовождения, необходимость в анаэробном двигателе (независимом от воздуха источнике энергии), психологически тяжелое длительное пребывание экипажа в замкнутом пространстве.

Ныряющие — погружающиеся на некоторое ограниченное время для выполнения своих функций, например, научные батискафы, дизельные подводные лодки. Преимущества: преимущества подводных судов при существенно меньшей сложности и стоимости конструкции. Недостатки: необходимость двух источников энергии для двух режимов плавания, ограниченная автономность подводного плавания.

Полупогружные — суда, основная часть корпуса которых находится под водой, например, буровые плавучие платформы. Преимущества: меньшее волновое сопротивление движению, меньшая подверженность качке при волнении моря. Недостатки: большая сложность по сравнению с водоизмещающими судами, большая осадка.

Водоизмещающие — обычные суда, корпус которых погружается на некоторую глубину под воду для создания архимедовой силы, например, «Титаник». Преимущества: самая простая конструкция корпуса, огромный опыт в строительстве. Недостатки: значительная доля волнового сопротивления движению, возрастающая с ростом скорости и делающая невозможным достижение скорости свыше 40-45 узлов (75-80км/ч), подверженность воздействию волн и ветра, льда и плавающих препятствий.

Глиссирующие — суда, вес которых, кроме архимедовой силы, воспринимается динамическим давлением воды при движении судна по ее поверхности, например, скоростные моторные катера. Преимущества: высокая скорость движения благодаря переходу на глиссирующий режим движения. Недостатки: потребность в большой тяговооруженности судна для выхода на глиссирующий режим движения, ограниченная мореходность по высоте волн (большие динамические нагрузки при ударе о волну). Примером судно глиссирующего является речной пассажирский теплоход типа «Заря», а также большинство моторных лодок.

 

 

Суда на подводных крыльях — вес судна воспринимается подъемной силой подводных крыльев, пример — суда «Ракета», «Метеор». Преимущества: высокая скорость благодаря минимальному сопротивлению, как волновому, так и трения о воду, относительно низкая тяговооруженность судна, что в сумме приводит к отличной топливной экономичности, малая чувствительность к волнам, высота которых ниже высоты стоек подводных крыльев. Недостатки: необходимость в оборудованных причалах из-за большой осадки в водоизмещающем режиме на малых скоростях, большая опасность от плавающих на поверхности воды предметов, полезная грузоподъемность сокращается из-за большого веса энергетических установок и крыльев судна[66].

Суда на воздушной подушке — суда, вес которых воспринимается давлением воздуха, закачиваемым специальным насосом под днище судна, например, Различают следующие типы:

с каверной — воздух закачивается под часть днища судна, в то время как остальная часть днища судна находится в воде,

скеговые — воздух закачивается в полость под днищем судна, ограниченную жесткими стенками,

с гибким ограждением — воздух закачивается в полость под днищем судна, ограниченную гибкими стенками, способными деформироваться без последствий для конструкции.

 

Судостроение

Проектируя судно, инженеры учитывают силу ветра и волн беспокойность моря на будущем маршруте судна. Учитывается устройство портов, в которые будет заходить судно[38]. Соединение всех частей судна происходит на доках; мелкие суда строятся на открытых доках, а крупные строятся в закрытых. Заранее изготовленные на заводах части корпуса переносят на док и устанавливают на остове судна. Верхняя палуба покрывается специальной породой дерева — тиком. Корпус строят из металлических блоков, которые покрываются экологически чистой краской [69]. Регистрацией и оценкой судов занимается Классификационное общество (наиболее известен — Регистр Ллойда).

Морские термины

 

Вместимость.

Различают: Грузовместимость — объем всех судовых помещений предназначенных для перевозки груза. Валовая вместимость (БРТ) — наибольший размер судна, определяемый в соответствии с Международной Конвенцией по обмеру судов. Чистая вместимость: (НРТ) — полезный объем судна. Вместимость измеряется в регистровых тоннах.

Водоизмещение — вес судна. Масса воды, вытесняемой корпусом корабля. Различают объемное и весовое водоизмещение[71]. В зависимости от плотности воды, объемное водоизмещение меняется. Весовое водоизмещение равно весу судна согласно закону Архимеда.

Грузоподъемность — характеристика грузовых судов.

Управляемость — способность судна слушаться руля и точно придерживаться курса.

Остойчивость — способность судна, наклоненного под действием внешних сил, возвращаться в исходное положение после прекращения их действия. Особенно важна для судов, перевозящих палубные грузы.

Скорость — важнейшая эксплуатационная характеристика судна, определяющая быстроту его передвижения.

Ходкость — достижение судном высокой скорости, хорошая маневренность.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«МДК Изучаем парусное судно»

Бакштаг — снасть стоячего такелажа судна, являющаяся поперечным (боковым) креплением стеньг. Бакштагом также называют боковые крепления труб, шлюпбалок, стоек, компасов и т. д.

Бакштов — трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.

Банка — доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и сиденьем для гребцов.

Битенг — деревянная или металлическая тумба для крепления тросов.

Брас — снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости («брасопить» рей).

Брасики — короткие шкерты, прикрепленные к поперечному шлюпочному румпелю и служащие для поворота руля.

Бросательный конец — линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал или другое судно швартовные тросы.

Буйреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

Бушприт — рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров.

Бык-гордень — снасть бегучего такелажа судна, с помощью которого при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.

Ванты — снасти стоячего такелажа, крепящие мачты и стеньги с боков.

Верп — вспомогательный якорь, наименьшей массы из имеющихся на судне.

Выбленки — отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.

Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное над водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также посадки в шлюпки членов экипажа судна.

Гак — крюк, применяющийся для крепления тросов и цепей при подъеме шлюпок, грузовых операциях, буксировке и т. д.

Гафель — рангоутное дерево, подвешенное позади мачты на снастях, называемых гафель-гарделем и дирик-фалом. К гафелю пришнуровываются верхние шкаторины косых парусов: триселя или бизани, а на малых судах — фока и грота.

Гик — горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом (ноком) к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.

Гитовы — снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.

Драйреп — часть фала рея, представляющая собой стальной трос, пропущенный через шкив в стеньге.

Дректов — якорный канат шлюпочного якоря (дрека). Каболка — составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.

Калышка — петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.

Канат - крученое или плетеное изделие диаметром 6 - 112 мм, повышенной прочности. 
По-тюркски, канат - АРКАН, длинная веревка с подвижной петлей на конце, свитая из конских грив и хвостов, применяется для ловли животных.

Колышка — род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.

Конец коренной — условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.

Конец ходовой — условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.

Кип — желоб для троса на поверхности блока, шкива, юферса и т. п.

Киповая планка — металлическая деталь, прикрепленная к палубе или к планширю судна и имеющая два прилива для изменения направления тросов. Иногда киповая планка снабжается вращающимися роульсами.

Клюз — отверстие в фальшборте для подачи швартовных концов и буксиров. Кроме этих клюзов, имеются клюзы для якорных цепей, прорезанные в носовой части обшивки и в палубе полубака судна. Клюзы укрепляются металлическими приливами.

Кнехты — парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием — массивной плитой. Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и вдоль бортов судна и служат для закрепления тросов при швартовке.

Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, для растягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.

Линь — тонкий растительный трос диаметром от 3,8 до 11,2 мм, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и в качестве лаглиня употребляются плетеные лини.

Лопарь — трос, основанный между блоками или юферсами.

Лот — прибор для измерения глубин. По принципу устройства лоты подразделяются на ручные, механические и эхолоты.

Лотлинь — линь или трос, к которому прикрепляется груз (гиря) лота.

Мачта — вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусоз (для чего она вооружается соответствующим рангоутом), для установки грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, подъема флажных сигналов и т. д.

Нок — конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гик, гафель, рей и т. д.).

Оттяжка — трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.

Пал — см. битенг.

Перты — закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.

Прядь — составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок. Прядь ходовая — условное название пряди троса, пробиваемой под другие пряди (обносимой вокруг других прядей) при сплеснивании тросов, изготовлении огонов, кнопов, мусингов и т. д.

Рангоут — деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъема сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы); которые иначе называются рангоутными деревьями.

Рей — горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину и служащее для крепления прямого паруса.

Риф-шкерты — короткие тросы, ввязанные в люверсы паруса и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке.

Румпель — деревянный или металлический брус или сектор, насаженный на голову руля и служащий для его поворота.

Рым — металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. д. Рымы устанавливаются на палубе и фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.

Сейтали — тали, основанные между двушкивными и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.

Сейшкентель — короткий стальной трос с коушем или блоком на свободном конце, закрепленный на топе мачты,

Сорлинь — трос (или цепь), закрепленный за перо руля и «а рым на корме судна. Сорлинь предотвращает потерю руля при его поломке.

Стеньга — вертикальное рангоутное дерево, являющееся продолжением мачты.

Стоп-анкер — якорь, имеющий вес около 1/а—'А веса станового якоря судна.

Стрела грузовая — приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из дерева или металла и оснащается такелажем из стальных и растительных тросов.

Строп — приспособление из канатов, тросов, цепей и т.п. для захвата грузов и подвешивания их к крюку подъемного крана.
Другое определение. СТРОП (нидерл. strop, букв. петля) - простейшее грузозахватное приспособление в виде каната или цепи с захватными крюками (скобами). Строп может быть оборудован устройствами для автоматической застропки грузов (автостропы).
Во множественном числе правильно говорить "стропы", хотя очень часто говорят, и это - привычно, "стропа"". В то же время, "стропа" - понятие поэтическое, к размеру стиха относящееся. Например, ямб - стропа с двусложным размером, в котором ударение в стропе падает на второй слог. 

Строп грузовой (грузовые стропы) — приспособление для подвешивания грузов на гаке стрелы или подъемного крана. Изготовляется из растительных или стальных тросов.

Такелаж — растительные или стальные тросы и цепи, являющиеся креплениями рангоута (стоячий такелаж), а также тросы и цепи, с помощью которых осуществляется постановка и уборка парусов, управление парусами и подвижными частями рангоута (бегучий такелаж). Кроме того, к такелажу относятся тросы и цепи, употребляющиеся при грузовых операциях и различных судовых работах.

Талреп — трос, основанный между юферсами. Служит для обтягивания стоячего такелажа.

Талреп винтовой — металлическое приспособление для обтягивания тросов и цепей. На судах талрепы применяются для обтягивания вантин, бакштагов, фордуиов, штагов, штуртроса и т. д.

Тент — парусина, растянутая над палубой судна для защиты от дождя и солнца. 

Топ — верхний конец мачты или стеньги. 

Топенант — снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля. 

Топрик — стальной трос, натянутый между верхними концами (ноками) шлюпбалок. 

Трос — гибкий пеньковый, стальной или из искусственного волокна канат, а на кораблях вообще — веревка.
Любопытно, что Тросом (Трой) в греческой мифологии звали внука Дардана, сына Эрихтония. По одной из версий мифа, Трос - основатель и первый царь Трои. От брака с Каллироей, дочерью Скамандра, имел сыновей Ила, Ассарака и Ганимеда; по другой версии мифа, основателем Трои был сын Троса Ил, от имени которого произошло другое название Трои - Илион. 

Тренд — нижняя утолщенная часть веретена якоря. 

Утка — приспособление для закрепления тросов, состоящее из основания и двух изогнутых, обращенных в противоположные стороны рожков. На судах находят применение деревянные и металлические утки различных размеров. 

Уток — поперечные нити полотнища парусины, мата и т. д. 

Фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема реев, гафелей, косых парусов (кливеров, стакселей) флагов, флажных сигналов и т. д. 

Фалинь — трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки. 

Фалреп — обшитый сукном или заключенный в пластиковую оболочку леер трапа. 

Фордун — снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижнне концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант. 

Швартов — растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос). 

Шкентель — короткий трос с коушем или блоком. 

Шкентель грузовой — трос, наматываемый на барабан грузовой лебедки и имеющий на свободном конце гак для захватывания стропа с грузом. 

Шкерт — короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей. 


Шкимушгар — однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки и имеющий различное количество каболок. Промышленностью выпускается шкимушгар, свитый из двух и трех каболок. 

Шкот — снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы пластыря. 

Шлаг — петля троса, образующаяся при обнесенин его вокруг какого-либо предмета. 

Шлюпбалка — приспособление для спуска и подъема рабочих и спасательных шлюпок, катеров и т. д., имеющее вид прямой или изогнутой балки. Шлюпбалки оснащаются соответствующим такелажем — талями, оттяжками, топриком. 

Штаг — снасть стоячего такелажа, являющаяся продольным креплением мачт и стеньг. В качестве штагов употребляются стальные жесткие тросы. 



Рангоут

  РАНГОУТ  

— В переводе на русский язык это — "круглое дерево". Вспомните: "шпан-гоут" — "деревянное ребро". А здесь "рангоут" — "дерево-кругляк".

— А что такое диаметр? 

— Ширина в поперечнике, 

  Рангоут бывает   н е п о д в и ж н ы й   и   п о д в и ж н ы й. Неподвижный — это прежде всего   м а ч т ы. — БУШПРИТ еще одна маленькая мачта, только лежачая, смотрит с носа вперед.

-РЕИ - поперечины на мачтах —. Кстати, в единственном числе правильнее говорить "рей", а не "рея".

Р е и  вместе с парусами поворачиваются вокруг мачт. Значит, они относятся к   п о д в и ж н о м у  рангоуту.





















 Мачта

 —  мачты не целые, а из составных частей.

Полная мачта состоит из пяти составных частей.

Нижняя — самая прочная, толстая и длинная называется КОЛОННА МАЧТЫ. Или просто   м а ч т а .

К мачте — обычно спереди — крепится ее вторая часть — СТЕНЬГА. Наложили два ствола друг на друга, свинтили обоймами. И вот   с т е н ь г а  возвышается над мачтой. Она потоньше и полегче мачты. Все части, чем выше, тем заметнее уменьшаются в размерах. Тяжесть должна оставаться внизу, чтобы корабль не перевернулся...

К стеньге так же крепим третью часть. Это — БРАМ-СТЕНЬГА. Слово "брам" в рангоуте и в парусах всегда означает "третий". А "бом-брам" означает "четвертый". Значит, следующая часть будет называться...

— БОМ-БРАМ-СТЕНЬГА

ТРЮМ-СТЕНЬГА.

трюм   д а л е к о  внизу, а трюм-стеньга   д а л е к о вверху, —

Обратите внимание, что они стоят слегка наклонно. Это придает судну особенно изящный вид. А еще это для того, чтобы верхние части не смещали вперед центр тяжести.

— У этих обойм особое название: ЭЗЕЛЬГОФТ. "Эзель" — по-голландски "осел". "Хоофт" — голова. в данном случае это слово надо понимать иначе — "хомут, надеваемый на голову".  

верхняя часть мачты делается квадратной, чтобы эзельгофт со стеньгой не вертелся. А у стеньги, в свою очередь, верхний конец тоже квадратный. И у брам-стеньги. И так далее... верхний срез у мачты называется— ТОП Каждый топ закрывается какой-нибудь заглушкой. Иначе древесина будет впитывать влагу. на верхушке самой верхней стеньги крепится КЛОТИК. В нем делаются отверстия для шнуров, на которых поднимаются флаги и сигналы.

МАРСОВУЮ ПЛОЩАДКУ. Иногда ее называют просто МАРС. Эта площадка ставится на мачтах там, где мачта соединяется со стеньгой. На месте нижнего эзельгофта.

— Она для разных целей,   — И для матросов, и для того, чтобы растягивать по сторонам некоторые снасти...

Есть площадки и повыше

—  Две продольные балки и две поперечные образуют решетку. На них сделан настил из досок. В нем по сторонам два люка, чтобы матросы могли выбираться на площадку. У люков, кстати, забавное название: "собачьи дыры". Может быть, потому, что лазать в такие люки считалось "собачьей работой". Жизнь-то у матросов в прежние времена была нелегкая...

Обратите внимание на продольные балки. Их название —   л о н г а - с а л и н г и. А поперечные балки именуются иначе —   к р а с п и ц ы. Запомните: "лонга-салинг" —мужского рода, "краспица" — женского.

Салинговая площадка. Соеденена  с брам-стеньгой! —

Но она легонькая, без настила. Просто рама из лонга-салингов и краспиц.

Видите треугольные подпорки, на которых лежат лонга-салинги. Они похожи на кницы, но называются   ч и к с ы.

—  БОМ-САЛИНГ. Но его уже никак не назовешь площадкой. Это просто особая обойма с рожками для отвода в сторону некоторых снастей. Ставится   б о м - с а л и н г  там, где брам-стеньга соединяется с бом-брам-стеньгой.

— У мачты ведь есть не только верхний конец, но и нижний

— Это гнездо, в которое вставляется мачта, называется СТЕПС, Немного похоже на слово "ступать". Мачта   с т у п а е т   в   с т е п с.

Все согласились, что слова похожи.

— Верхний конец у мачты называется   т о п ,а нижний шпор

— Ш п о р  втыкается в   с т е п с, 

Как называется отверстие в палубе, через которое мачта уходит вверх?

—  ПЯРТНЕРС.

— П я р т н е р с  не просто отверстие в палубе Спереди и сзади оно сжато бимсами, а по бокам — палубными стрингерами. И, кроме того, укреплено специальной деревянной "подушкой". Иначе мачта, покачиваясь, расшатает палубу.








 

На корабле у каждой мачты свое имя...

Передняя называется ФОК-МАЧТА...

— Средняя — ГРОТ-МАЧТА! 

— А задняя — БИЗАНЬ-МАЧТА, 

— "Грот" обозначает "большой", 

каждая составная часть имеет приставку из названия своей мачты.


















Проще всего с грот-мачтой. Там все ясно: "колонна грот-мачты", потом "грот-стеньга", "грот-брам-стеньга"...

— Над ней "грот-бом-брам-стеньга"! 

— А выше всех "грот-трюм-стеньга"! 


—  "Грот-марс", "грот-салинг". И "грот-бом-салинг", хотя это уже и не площадка... А вот с фок-мачтой посложнее.

Там все, что выше колонны мачты, имеет приставку не "фок", а "фор". То есть "передний". "Фор-стеньга", "фор-марс", "фор-брам-стеньга" и так далее.

— "Фок" и "фор" похожие слова, — сказала Ксеня. А различие запомнить нетрудно.

— Но не забывайте: "фор" — это на стеньге и выше. А на колонне мачты — "фок".

— А сложнее всего с бизань-мачтой. Но у моряков сложилась иная традиия. Колонна задней мачты — "бизань", а все, что над ней — с приставкой "крюйс".

в честь адмирала Крюйса?  такой адмирал служил в российском флоте при Петре Первом.

Значит, на задней мачте у нас что? Колонна — это "бизань". А дальше "крюйс-марс", "крюйс-стеньга"... И так до самой верхушки, да?

 — Чтобы вода через ПЯТЕРС не сочилась, на мачту у палубы надевается трубчатый чехол из брезента. Нижним краем он закрывает щель. И называется БРЮКАНЕЦ.

— Это не от слова "брюки"

Подвижный рангоут

   Мы помчимся с громким гиком

К реям, гафелям и гикам! 

 

Начнем с   р е е в. Они для парусов.

На российском четырехмачтовом барке "Крузенштерн" нижние реи на обеих грот-мачтах длиною почти тридцать метров. Если поставить торчком, то это высота десятиэтажного дома. А толщина у такого рея — как у большущей железной бочки.

Если вы посмотрите на фотоснимок парусного судна, то увидите: в середине рей толще, чем на концах. У него, как говорят, форма веретена. Это сделано для прочности.

Посмотрите еще. Рей прикреплен к мачте особым приспособлением. Это БЕЙФУТ.

Б е й ф у т ы  бывают самых разных форм и конструкций. Но задача у них одна: это такие вертлюги или шарниры, с помощью которых можно поворачивать реи в самые разные положения. Вместе с парусами или без них.

ПЕРТ. Матросы   у п и р а ю т с я  в него, когда работают с парусами. Встают на перт подошвами, ложатся на рей животом и грудью и тянут или распускают парусину. Раньше это была опасная работа. В наше время все матросы, оказавшись на высоте, пристегиваются к рею страховочными поясами...

Теперь посмотрите на закругленные концы реев. Называется такой конец НОК РЕЯ








Теперь еще несколько слов о  н о к е. Этим же коротким термином называется конец и у   г и к а,  и у   г а ф е л я. Тот, который далеко от мачты. А тот, что упирается в мачту, носит название — ПЯТКА.

на пятках есть бейфуты Ведь гик и гафель тоже должны поворачиваться вокруг мачты!

А иногда на пятках делают так называемые  у с ы.

Но концы "усов" были соединены тросиком с надетыми на него деревянными шариками, чтобы тросик не терся о мачту. это   р а к с - к л о т ы.

А с   р а к с а м и  мы еще познакомимся. Так называются петли и крючки на парусах, которые скользят по тросу.

 — На каждой составной части мачты ставится по одному рею...

Когда речь идет об отдельной мачте, рей, что снизу, так и называется —   н и ж н и й   р е й. А второй, он на стеньге

Но называется   м а р с а -р е й... — Потому что он над марсовой площадкой! 

— А третий рей, на брам-стеньге —   б р а м - р е й. На бом-брам-стеньге —   б о м - б р а м - р е й. На трюм-стеньге — Т р ю м - р е й! 


Напоминаю: про нижний рей на фок-мачте не говорит "фор-рей". "Фор" — это начиная со стеньги и марса. А то, что на колонне мачты — "фок..."

— Значит, "фока-рей"... Сложнее всего опять с бизань-мачтой. Но в данном случае, в названии рея, слово "бизань" видоизменилось и превратилось в "бегин". Таким образом нижний рей на бизань-мачте —   б е г и н - р е й.

 — Фока-рей... Фор-марса-рей... Фор-брам-рей... Фор-бом-брам-рей... Фор-трюм-рей!

:


— Грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей, грот-трюм-рей...

Бизань-мачта...


- Безань -рей... Потом крюйс-марса-рей. Крюйс-брам-рей, крюйс-бом-брам-рей, крюйс-трюм-рей.


Бушприт

  Задний конец бушприта называется   ш п о р, как у мачты. Передний —   н о к, как у гика, гафеля или рея.

Шпор бушприта закрепляется между двумя крепкими брусьями (б и т е н г а м и), которые идут от палубы до самого днища. Кроме того, к форштевню бушприт притягивается специальной скобой, она называется   в а т е р - в у л и н г.

— Но ведь он же сверху, на палубе, а не у воды,   — Почему же "ватер..."?

— Дело в том, что передняя часть форштевня, которой он рассекает воду, называется   в о д о р е з о м. К нему-то и крепится ватервулинг... Вообще-то слово "вулинг" оначает "крепление из троса". Потому что именно тросами в прежние времена бушприты закреплялись на водорезе...

Но простые, то есть из одного дерева бушприты бывают лишь на небольших судах. На больших судах бушприт имеет два продолжения, они крепятся друг к другу   б у ш п р и т н ы м и   э з е л ь г о ф т а м и.

Вторая часть бушприта имеет название УТЛЕГАРЬ. А продолжение   у т л е г а р я   — БОМ-УТЛЕГАРЬ.

Но так уж повелось: "бушприт, утлегарь, бом-утлегарь".

 Бушприт, утлегарь, бом-утлегарь!

Как хорошо по ним побегать! —

  А под бушпритом идёт отросток, который смотрит наклонно или вертикально вниз. Это МАРТИН-ГИК. Почему "гик" — он похож на мачтовые гики.

 

С ошлись вода и небо в шумном споре,

И океан бурлил в кипеньи диком.

И наш корабль вперед летел над морем,

Распарывая гребни мартин-гиком...

 


Такелаж

 

   с т о я ч и й, и   б е г у ч и й такелаж

Стоячий такелаж

 

— Так называются туго натянутые тросы. Чаще всего стальные, а раньше делали их из растительных волокон — из пеньки, сизаля и так далее. На больших судах эти тросы очень толстые, чуть ли не в руку. Могучие такие растяжки. Без этих растяжек мачты и бушприт вмиг расшатались бы и рухнули.

Самые главные снасти стоячего такелажа — ВАНТЫ. Они идут от топа мачты к бортам. И называются соответственно: "фок-ванты", "грот-ванты", "бизань-ванты". Бывают ванты и у стеньг. Они тянутся от верхушки стеньги к марсовой площадке. На фор-стеньге — ф о р —   с т е н ь —   в а н т ы, на грот-стеньге —   г р о т —   с т е н ь —   в а н т ы, на крюйс — стеньге...

— К р ю й с —   с т е н ь —   в а н т ы!

Есть и брам-стень-ванты, которые идут к салингам. И бом-брам-стень-ванты, идущие к бом-салингам. Туда же обычно тянутся и трюм-стень-ванты...

Они похожи на веревочные лесенки, 

К натянутым тросам привязываются деревянные или веревочные ступеньки. Они называются   в ы б л е н к и. По ним удобно забираться на площадки и реи. Их главная цель — крепко держать мачты.

Для этого ванты натягивают. Или, как говорится, н а б и в а ю т. С помощью особых приспособлений. Это т а л р е п ы.

Слово "талреп" состоит из двух слов.

"тали"?

Это несколько блоков и длинный крепкий шнур.

А на корабельном языке шнур часто называется р е п. Например, "буйреп" — тонкий трос для постановки на якорь плавучего буйка. "Минреп" — тот, что держит на якоре плавучую мину. И так далее. А "талреп" — устройство со шнуром для набивки стоячего такелажа.

Внизу у вант заметны утолщения с колечками. Это винтовые талрепы.

—     ю ф е р с ы — специальные деревянные блоки. Только они не вертятся.

В каждом юферсе — три отверстия. У каждого талпера два юферса — верхний и нижний. К верхнему прикрепляется в а н т а. К нижнему — короткая оттяжка. Запомните ее название —   в а н т —   п у т е н с.

сквозь отверстия юферсов продергивается и натягивается   р е п. Юферсы сближаются, ванты делаются тугими. На одном конце репа, чтобы он не проскакивал в отверстие, делается утолщение. Другой конец — за который тянут — после окончания работы прочно крепится вокруг ванты.

.

на маленьких яхтах и шлюпках талперы делаются совсем простыми: на ванте кольцо, на вант-путенсе кольцо, а между ними пропускается шнур. Такой талреп называется   в е р е в о ч н ы й.

В а н т - п у т е н с ы  огибали снаружи русленя и под ними крепились к борту. Получались специальные оттяжки — похожие на короткие, идущие вниз, ванты. У них есть особое название — ПУТЕНС-ВАНТЫ. То есть такие ванты, которые снизу натягивают   п у т е н с ы... Слава, хотя все это видно на рисунке с фрегатом, но давай изобразим покрупнее. Помоги...

И вот какой получился рисунок.

БАКШТАГИ, ФОРДУНЫ и ШТАГИ.

Б а к ш т а г и — снасти, похожие на ванты, но уже без выбленок. Идут они не просто вбок от мачты, а с некоторым отклонением назад.

Ф о р д у н ы тоже держат мачты с боков и сзади. Они уходят назад еще дальше бакштагов, потому что тянутся от самых верхних частей мачты.

между бакштагами и фордунами больших различий нет

Набиваются эти снасти стоячего такелажа, как и ванты, с помощью талрепов. Но тогда талрепы внизу крепятся уже не к вант-путенсам, а к б а к ш т а г - п у т е н с а м  и   ф о р д у н - п у т е н с а м. А талрепы   ш т а г о в — к   ш т а г - п у т е н с а м.

До сих пор мы говорили о стоячем такелаже, который идет к бортам. Но есть тросы, про которые принято говорить, что они стоят "в диаметральной плоскости судна". Проще выражаясь, тянутся от мачты строго вперед. От фок-мачты — к форштевню или бушприту. От других — прямо к палубе или к той мачте, которая впереди.

Штагов много. Иногда они протягиваются от каждой мачты и всех ее составных частей.

У каждого штага — свое имя.

Например, если вы услышите от боцмана: "Почему слабо натянут крюйс-брам-стень-штаг?" — разве не сообразите, о чем идет речь?

— Это трос, который идет вперед и вниз от крюйс-брам-стеньги! 

— От третьей составной части задней мачты, 

штаг, который идет не вперед, а назад. "Ахтер" — это ведь значит "задний"!..

Иногда штаги, которые идут от самых-самых верхушек, называют   т о п - ш т а г и.

Бушприт

трос, идущий от нока бом-утлегаря к мартин-гику — м а р т и н - ш т а г. От мартин-гика к форштевню — у н д е р - в а т е р - ш т а г. Потому что "ундер" или "унтер" означает "нижний". Цепь, которая тянется вдоль всего бушприта к форштевню — в а т е р - ш т а г. А тросы, которые идут от бушприта к бортам — в а т е р - б а к ш т а г и... 

 

Бегучий такелаж

 ШКОТ — одна из самых важных снастей   б е г у ч е г о   т а к е л а ж а. С помощью   ш к о т о в на корабле управляют многими парусами.

Шкот обычно ввязывают в нижний угол паруса. Какой парус, такое у шкота и название: "стаксель-шкот", "кливер-шкот", "фор-брам-шкот" и так далее. Когда познакомимся с парусами, эти названия станут понятнее.

Иногда шкоты привязывают не прямо к парусу, а крепят на гике, к которому шнуруется нижняя кромка паруса. Такой шкот называется г и к а —   ш к о т.

У   п р я м ы х парусов, которые ставятся на   р е я х, шкоты служат не для управления, а для растяжки нижних углов — они оттягивают углы к тому рею, который стоит ниже. А углы самого нижнего паруса — к бортам.

А чтобы поворачивать реи (и тем самым ставить паруса в нужное положение), используют другие снасти бегучего такелажа — БРАСЫ. Они крепятся к нокам реев, а потом через блоки идут вниз, где и попадают в мозолистые руки матросов.

Одну снасть обычно приходится тянуть нескольким человекам — полотнища парусов и реи на корабле громадные.

Может быть, встречалось вам в морских книжках выражение "обрасопить реи"? Это как раз и значит — повернуть реи в нужное положение с помощью   б р а с о в.

В названиях брасов, разумеется, тоже есть приставки — от названий реев, к которым они прикреплены. Например, "левый фор-марса-брас", "правый крюйс-бом-брам-брас"... Без этого матросы сразу бы запутались: какую снасть тянуть?

Но чтобы управлять парусами и рангоутом, надо, чтобы они были поставлены как полагается. На стоянке косые паруса, гафели, а иногда и некоторые реи бывают опущены. Значит, их надо поднять. Для этого служат ФАЛЫ.

Ф а л — снасть для подъема парусов, частей рангоута, а также флагов, сигналов и разных корабельных предметов. Сперва фал идет вверх, затем в нужном месте продергивается через блок и тянется вниз.

И, конечно, у всякого фала тоже свое наименование: "стаксель —фал" (для паруса стакселя), "грот-брам-фал" (для грот-брам-рея), "флага-фал" и так далее. Множество названий...

Блоков в бегучем такелаже множество, они облегчают усилия матросов, помогают проводить снасти в нужном направлении...

А снастей этих ох какое количество! 

 Г и т о в ы — для подтягивания углов паруса к своему рею, когда этот парус убирают.   Г о р д е н и — для подтягивания середины паруса.     —   ф а л — для подъема нока гафеля.   Г а ф е л ь —   г а р д е л ь — для подъема его пятки по мачте Если все снасти бегучего такелажа одного судна вытянуть по земле в линию, шагать вдоль нее будешь несколько часов. Например на барке "Крузенштерн", длина бегучего такелажа — около двадцати километров...

ШКОТЫ — для управления парусами или притягивания нижних углов паруса к рангоуту.

БРАСЫ — для поворота реев.

ФАЛЫ — для подъема парусов, деталей подвижного рангоута, флагов, сигналов и различных предметов.

И есть еще одна снасть, которую надо знать. Она служит для выравнивания реев и гиков, для поддержки их ноков в правильном положении: чтобы реи не перекашивались, а гик не падал концом на палубу, когда убран парус. Такая снасть называется ТОПЕНАНТ.

 Топенант сидит на топе

И всегда глядит вперед...

  ТОПЕНАНТ — снасть для поддержания ноков подвижного рангоута.

 

А вот как это выглядит на косом парусе   с т а к с е л е.

 

У каждой снасти бегучего такелажа есть два конца: коренной и ходовой. Коренной привязывается к парусу или рангоуту. А ходовой попадает в руки к матросам. С ними-то и работают. А когда работа кончена, ходовой конец крепят на специальном приспособлении. На небольших судах это УТКА закреплённая на КОФЕЛЬ-ПЛАНКЕ .



 

такие планки и нагели впервые стали применяться на старинных голландских судах   к о ф а х, с них пришло название...

Вот на эти-то кофель-нагели, вставленные в гнезда кофель-планок и наматываются ходовые концы бегучего такелажа. Говоря по-корабельному,   з а д а ю т с я ."Восьмеркой".

 

вовремя потравить снасть — это очень важное дело. — "Травить" — на морском языке значит   в ы п у с к а т ь,   о с в о б о ж д а т ь снасть,   с д е л а т ь   д л и н н е е. А если подтянуть, говорят, что надо в ы б р а т ь.



Паруса

Вы разобрались:

— С корпусом! 

— С рангоутом, 

— С такелажем! 

остались паруса

 


 


У каждого паруса свое имя

 

Паруса, которые ставятся на нижних реях, так и называются —   н и ж н и е. Но у каждого есть еще и свое название:

на фока-рее — ФОК,

на грота-рее — ГРОТ...

А на бизань-рее — БИЗАНЬ! 

 на вторых по счету реях... .

Фор-марса-рей, грот-марса-рей и  Крюйс-марса-рей, —

На марса-реях ставятся МАРСЕЛИ.

Слово "сель" — это видоизмененное голландское "зейл", то есть "парус". Поэтому окончание "сель" у большинства парусных имен. МАРСЕЛЬ — парус у марса, на марса-рее. Их, конечно, три: 

 ф о р —   м а р с е л ь, 

 г р о т —   м а р с е л ь и

 к р ю й с —   м а р с е л ь. Впрочем, парус на крюйс-марса-рее

Дальше вверх. На брам-реях — Брамсели

 Ф о р —   б р а м с е л ь, 

 г р о т —   б р а м с е л ь  и 

 к р ю й с —   б р а м с е л ь.

На бом-брам-реях — бом-брамсели! 

— А на трюм-реях — ТРЮМСЕЛИ, — солидно закончил Слава. — Тоже   ф о р...,   г р о т..., и   к р ю й с ...






Что такое   ш т а г?

— Это натянутый трос, который идет от мачты вперед и вниз, 

От каждой составной части мачты может тянуться штаг. Например, от фор-брам-стеньги — фор-брам-стень-штаг, от крюйс-бом-брам-стеньги — крюйс-бом-брам-стень-штаг. И так далее.

Вот на этих-то штагах и поднимаются треугольные паруса — СТАКСЕЛИ. Или стакселя.

"Стак" — видоизмененное слово "штаг". Значит, "стаксель" — "штаговый парус", "парус на штаге". Поднимают стакселя, разумеетcя, стаксель-фалами. К передней шкаторине стакселя пришиты специальные крючки или карабины с защелками. Они скользят по штагу, когда матросы тянут фал. Называются они РАКСЫ.

"Косые паруса фрегата".

 

— Со стакселями, стоящими между мачтами, дело обстоит просто. Их названия, как и названия штагов, зависят от стеньг. Только с бизань-стакселем некоторая сложность: надо запомнить, что обычно его называют АПСЕЛЬ.

А вот с парусами перед фок-мачтой — над баком и бушпритом — разобраться будет посложнее.

Самый близкий к мачте треугольник — тот, что стоит на штаге, идущем к форштевню — еще   с т а к с е л ь. Если он на фока-штаге, то   ф о к а - с т а к с ел ь. Если на фор-стень-штаге — то   ф о р – с т е н ь – с т а к с е л ь. Вместе они не ставятся — или тот, или другой...

А вот дальше, над бушпритом, стоят уже КЛИВЕРА.

Сначала просто КЛИВЕР. Впереди него — БОМ-КЛИВЕР.

Первый от мачты — всегда стаксель (фока... или фор-стень...), затем — первый кливер, второй кливер, третий кливер... А самый передний (не считая летучего) — бом-кливер. Иногда один из средних кливеров носит название   м и д е л ь - к л и в е р.

—  В середине девятнадцатого века стали строить быстроходные суда для дальних рейсов — клипера. Паруса у них были громадные, марселя достигали пятисот квадратных метров. Управляться с ними было очень трудно. Американский капитан Форбс предложил делить большие паруса на две части — по горизонтали. Для этого ставились дополнительные реи. Впервые такую конструкцию применили на клипере "Грейт Рипаблик" ("Великая Республика"). Потом разрезные марсели и брамсели стали появляться на судах все чаще.

Таким образом, на парусниках часто можно видеть

-нижний марса-рей и

-верхний марса рей (оба на стеньге),

нижний брам-рей и

верний брам-рей (на брам-стеньге).

И паруса разделились на нижний и верхний марсели, верхний и нижний брамсели.

Отличить разрезные паруса от одинарных легко. Они уже обычных и промежуток между ними небольшой. Это силуэт пятимачтового фрегата с разрезными парусами. На всех мачтах

второй снизу парус —

нижний марсель,

а третий верхний

верхний марсель,

Четвертый и пятый паруса 

нижний и верхний брамсели.

Шестые — бом-брамсели. Они одинарные А трюмселей на этом фрегате нет.



— Говорят обычно так: "нижний парус первого грота" (то есть первой грот-мачты), "верхний марсель второго грота" и так далее...

гафельная шхуна




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!