Организационный момент | Приветствует класс Проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих. Предлагает рассесться учащимся по группам – научным лабораториям и раздает таблички с названиями этих групп: астрономы, геологи, химики, биологи. Сообщает, что сегодня все отправляются в увлекательное путешествие - в научный мир и будут работать в астрономической, геохимической и биологической лабораториях. Результат работы научных лабораторий будет зависеть от работы каждого. В конце путешествия каждый должен будет сам оценить свой труд в работе лаборатории. Предлагает кружки красного, зеленого и желтого цветов. Учитель: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке. | Приветствуют учителя Демонстрируют готовность к уроку. Называют отсутствующих. Рассаживаются, выбирают табличку. Внимательно слушают Получают кружки красного, зеленого и желтого цветов. | Личностные УУД: -формирование навыков самоорганизованности, дисциплинированности. |
Актуализация знаний | Проводит фронтальный опрос: - Какие группы наук вы знаете? - Без этой науки трудно добыть полезные ископаемые, так как она изучает месторождения полезных минералов? Какая эта наука? К какой группе относится? - Как работает мозг человека, как устроен лист растения, почему выделяют кислород растения, почему в нашем лесу не водятся обезьяны. Ответ на вопрос даст наука? - Графит – стержень карандаша и алмаз – резец стекла. Это вещества, состоящие из одного элемента. Какая наука доказала их родство? - Обсерватория. Телескоп. Ежедневные наблюдения за небесными светилами. Люди, какой профессии трудятся здесь? | Слушаю, думают, отвечают: Общественные, естественные, Технические. Геология, естественные науки. Биология, естественные науки. Химия, естественные науки Астрономия, естественные науки | Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу. |
Формулировка темы и целей урока | Рассказывает: ученые устанавливают новые факты, открывают законы природы, высказывают и проверяют научные предположения. В этом им помогают различные научные методы. Метод (пред. с греческого) – способ познания, путь. Откройте и тетради, запишите, дату и тему урока. Делает на доске соответствующую запись Предлагает сформулировать цели урока. | Слушают, запоминают. Открывают тетради, записывают, дату и тему урока «Какие научные методы используют биологи». Думают, отвечают. | Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
Изучение нового материала | Знакомит с понятием «метод» слайд 1 Живые и неживые тела, явления природы можно изучать разными способами или методами. Главные из них – наблюдение, эксперимент и моделирование. Демонстрирует слайд 2 «Методы научного познания» Сообщает: вряд ли найдется человек, который не смотрел и не восхищался величественной картиной звездного неба! Внимание человека к звездному небу привлекали, и будут привлекать планеты Солнечной системы. Предлагает заслушать сообщения ребят группы «Астрономы» о планетах Солнечной системы Демонстрирует слайд 3-5 «Телескопия» Предлагает определить используемый метод . Сообщает: наблюдать можно как за неживыми телами так живыми объектами, обращает внимание на рис. 11 А учебника. Проводит физкультминутку Предлагает прослушать сообщения ребят группы «Геологи» и «Химики» о вулканах. Демонстрирует слайд 6 «Вулкан» Показывает химический опыт «Химический вулкан»: разложение бихромата аммония. Предлагает определить используемый метод. Обращает внимание на рис. 11Б учебника, предлагает сделать вывод. Предлагает прослушать сообщения ребят группы «Биологи» о строении сердца. Предлагает определить используемый метод Сообщает: каждый из трех методов включает определенное действие. Предлагает просмотреть текст учебника , найти эти действия, определить их в своем выступлении. Выслушивает ответы учеников, дополняет, поправляет. Сообщает, что в биологической лаборатории наступил следующий этап работы, предлагает просмотреть видео и выяснить какие методы и приемы использовались для научного познания. Демонстрация видеофрагмента. Выслушивает ответы учеников. | Записывают в тетрадь определение. Внимательно слушают , запоминают. Рассматривают слайд, делают соответствующую запись в тетрадь. Слушают, запоминают Выступает группа «Астрономы», остальные учащиеся слушают. Определяют: наблюдение. Выполняют упражнения Выступают группы «Геологи», «Химики», остальные учащиеся слушают. Внимательно смотрят Определяют: эксперимент, описывают стадии извержения вулкана и сравнивают с «химической моделью». Анализируют, делают вывод о том, что эксперименты проводят и с живыми организмами. Слушают, определяют: моделирование. Внимательно слушают. Самостоятельно работают с текстом учебника, определяют приемы: описание, сравнение, измерение Слушают, смотрят, делают выводы, отвечают. | Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов. |
Закрепление | Сообщает , что путешествие заканчивается и пора возвращаться в класс. А для того что бы открылись двери лаборатории, необходимо ввести код. Кодом служат верные ответы на следующие вопросы Проводит фронтальный опрос -Какие методы научного познания знаете? -Какие действия, используемые в любом научном методе вам известны? 2. Раздает карточки и сообщает: основе полученных знаний попытайтесь определить какие методы и приемы были применены автором этих строк для изучения природы, результаты занесите в таблицу. -За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц? -Лен цветет голубыми цветочками только до обеда. -Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м Методы и приемы изучения природы: | Примеры: | 1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. | | | | Слушают. Думают, отвечают: 1. наблюдение, эксперимент, моделирование. 2. описание, сравнение, измерение. Работают индивидуально, сверяют результаты своей работы со слайдом, ставят себе оценки | Познавательные: заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы. Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы Личностные: мотивировать свои действия. |
Рефлексия | Выясняет- что понятно, а что следует разобрать повторно. Интересуется мнением о прошедшем уроке: что сегодня узнали, понравился ли сегодняшний урок. | Отмечают проблемные моменты. Делятся впечатлениями о прошедшем уроке. | Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Регулятивные: Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого. Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы. |