СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как живут животные?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как живут животные?»

Дата: 22.12.22г.

Тема: Как живут животные?

Цель урока: расширить представления о жизни животных и условиях, необходимых для их жизни.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с условиями жизни животных.

2.Расширить представления детей о животных.

3.Воспитывать бережное отношение к животным.

Тип урока: изучение новой темы.

Методы и формы обучения: исследовательский, объяснительно – иллюстративный, работа в парах, группах, работа с учебником.

Образовательные ресурсы для обучающихся: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, цветные карандаши.

Образовательные ресурсы для учителя: картинки животных, рабочие листы с заданиями, ключевые слова, записанные на карточках.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты: обучающихся научатся наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

- узнавать зверя по описанию (загадке).

Получат возможность научиться:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в паре, группах, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные:

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: общеучебные – осознание и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах;

Логические –перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные – формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные результаты: осознание необходимости бережного отношения к животным.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке окружающего мира.

2.Актуализация знаний.

- Вспомните, о чем мы разговаривали на прошлом уроке? (Как живёт и развивается растение). Докажите, что растения относятся к живой природе? (Растение растет, развивается, приносит потомство, умирает) Какие условия необходимы растению для жизни? (Вода, тепло, свет, воздух.) Если какой-нибудь компонент отсутствует, растение погибает.


3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Чтобы узнать, на какую тему мы будем разговаривать сегодня, отгадайте загадки:

Утро... Весь в цветах лужочек...
Но смотри: один цветочек
Вдруг вспорхнул – и полетел,
И опять на кустик сел!
Удивительный цветок:
Ножки, глазки, стебелёк,
Между крыльев – складочка
Да ведь это ж...Бабочка.

На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? … (Стрекоза)







Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков, Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. Прыг-скок! Не робей! Я бывалый .... Воробей


Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит. Воробей.

"Ухвачу-ка! Проглочу-ка!" -
Щёлкает зубами ...Щука

Широка и глубока
Под мостом текла река.
Под корягой
Под мостом
Жил в реке усатый ... Сом

Хитрая плутовка,
рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...Лиса


-Предположите, о ком сегодня пойдёт речь на уроке? (О животных)

-Вспомните, с какими группами животных мы знакомы? (Делятся на 4 группы: насекомые, птицы, рыбы, звери)

-Откройте учебник на с.72 и прочитайте, что же мы узнаем о животных. Сегодня мы с вами поговорим не просто о животных, а о том, как живут животные. Какие задачи придумал Муравей Вопросик на урок? (В учебнике: Убедимся, что животные – живые существа, Будем учиться ухаживать за животными живого уголка.) Какую цель мы не сможем выполнить и почему? (Вторую, потому что нет живого уголка)

- Вы знаете, что растения живые. А животные? (Ответы детей). Докажите, что животные –живые существа. (Они растут, развиваются, питаются, приносят потомство, умирают)

Давайте с вами послушаем звуки леса. (звучит запись «Шум леса») Ребята а где в Крыму находится лес? В горах. Почему в Крыму лес растет только в горах? (деревья любят влагу прохладу, а в Крыму лето жаркое и деревьям можно спастись только в горах)

Давайте назовем животных благородный олень, горная лисица, волк, заяц-русак, белка, кабан, барсук. Ребята, а как всех этих зверей мы можем назвать?

Дети: Дикие животные (и все они живут у нас в Крыму).

Учитель: Почему они называются дикими?

Дети: Потому что они живут в лесу, и сами себе добывают корм.

Дружат добрые зверята     (соединяем одинаковые пальчики рук).

Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат наши барсуки, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат лисы, кабаны (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат оленята, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Шустрые бельчата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались, (хлопаем)

По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)

А теперь следующее задание – конверт №2 «Подбирай, называй, рассказывай»

У. Это задание мы будем выполнять с помощью нашей книжки о Крыме, рассказав о животном мы будем картинку класть в соответствующий карманчик «лэпбука».

Дети берут картинки животных, называя характерные черты, отвечая на вопрос.

Заяц (какой) - маленький, трусливый, длинноухий;

-Дети, какого цвета шубка у крымского зайчика в зимний период? (светло-серая, а хвостик с чёрным кончиком).

-А почему она не белого цвета? (В Крыму снег в зимний период не лежит долга, а если и выпадает, то не покрывает всю землю).

-Дети, а если в Крыму выпало много снега и он не тает несколько дней, что тогда делает крымский зайчик? (Зайцы стараются не бегать по лесу и степи, а отлёживается под кустами, в ложбинках).

-Дети, а как зайцы убегают от врагов? (Петляют, запутывают следы).

-Все считают зайцев трусливыми. А ведь это не так. Заяц отважно отбивается от врагов, встав на задние лапки, размахивает лапами и громко кричит для устрашения, или опрокидывается на спину и задними ногами старается ударить нападающего. Заяц не трус, а мудрый зверь: глупа стоять на месте и ожидать, когда тебя съедят.

Белка (какая) - проворная, запасливая, юркая

У.А всегда ли белка жила в Крыму (Нет, этого зверька завезли). Дети, шубка у белки летом рыжая, а зимой какая? Дети, а чем отличается Крымская белка от белок, которые живут в других местах (Мех на беличьих шкурках сильно поредел в тёплом Крыму,)-Как называются детёныш белки? Бельчата рождаются крошечными, голыми, слепыми. Уже через месяц они открывают глаза, тело покрывается нежной шерстью.

Олень (какой) - рогатый, сильный, большой. Самое большое животное Крыма.

Кабан (какой) – большой, клыкастый, сильный.

Единственный по-настоящему опасный зверь крымского леса. Увидев или почуяв человека, он благоразумно уходит, но не забывает обид и страха не ведает. Когда-то был полностью истреблен охотниками, а позже вновь завезен.

У. Как зовут детенышей кабана? (поросята).

Барсук(какой) – чистоплотный, отважный, трудолюбивый

-Норка у него скорее «лесные хоромы». Уютные, теплые, хорошо вентилируемые, с чистым, утрамбованным «парадным подъездом», поблизости от которого располагаются туалетные ямки. Заполнит барсук одну — зароет, а новая ямка на очереди... В центре барсучьего жилья — просторная гнездовая камера, высотой в метр, шириной полтора. Подстилка в ней меняется два раза в год. Во время генеральной уборки, весной и осенью, зверь выбрасывает накопившийся за полугодие хлам и «организует» себе свежую «постель». Норка в глубину на два человеческих роста. запасов на зиму не делает. Ни к чему барсуку эти хлопоты, он ведь спит «вполглаза» и всегда найдет зимой, что в живот положить. Барсук — сладкоежка. Найдет мед и, несмотря на отчаянное сопротивление хозяев, поедает, С врагами дерется насмерть и пронзительно визжит при этом, а если собаки прихватят его в норе, ни за что не выйдет. Как зовут детей барсука? (барсучата).

Лиса (какая) - хитрая, красивая, рыжая. Это самый крупный хищник в Крыму.

Волк (какой) – сильный, быстрый, зубастый;

У. Дети, а что вы можете рассказать о волке в Крыму? (Эти животные давно исчезли из Крыма, но лет , стали заходить с материка. Волки, которые зашли в Крым несколько лет назад, все же больше держались степных районов, но теперь волки появились и в лесу. Родившиеся волчата на волков-то даже не похожи: головастенькие, с кривыми ножками. Резвятся около родной норы, за бабочками гоняются, возятся, а услышат — ветка хрустнет, сразу прячутся в логово. 

-Прочитайте следующий абзац. У кого дома есть животные? Мы можем по своим наблюдениям рассказать о домашних животных.

4. Работа по теме урока.

Чтобы выполнить задачи урока, я предлагаю поработать в группах.

Задание 1(для 1 ряда)

Определите, кто что ест. Найдите к каждой карточке пару.

Вывод: Все животные питаются.

Задание 2 (для 2 ряда)

Определите, каким животным принадлежат части тела и для чего они служат?

Вывод: животные передвигаются, но по-разному (бегают, прыгают, плавают, летают)

Задание 3

Определите, чьи постройки показаны на рисунках.

Для чего животным нужен дом? Какие еще дома бывают у животных? Где живет медведь? (В берлоге)

Вывод: многие животные строят жилища для себя и своего потомства.

-Повторим еще раз, как живут животные. (Питаются, передвигаются, строят жилища, растут, развиваются, приносят потомство)

  • Физминутка

Зайки

Зайки скачут по лужайке. (Прыжки, руки согнуты вперед, кисти вниз.)

Вдруг в лесу мелькнула тень,

Зайки спрятались за пень,

(Упор присев.)

На носочки поднялись, (Встать на носки, руки согнуты перед собой, кисти вниз.)

Серый зайка, оглянись, (Повороты головы направо-налево.)

Не сидит ли за кустом

Серый волк с большим хвостом? (Сесть за парту.)


5. Закрепление изученного материала.

На с.73 прочитайте задание №4. Подумайте и объясните, что необходимо животным для жизни. (Пища, вода, воздух, тепло, свет.) Что случится, если животное не получает все необходимое для жизни? (Погибнет)

-Какую вторую задачу мы себе ставили в начале урока? Проведем работу в парах, чтобы узнать некоторые правила ухода за домашними животными.

- Какие предметы нужны дома для ухода за кошкой? Как правильно гулять с собакой? Как за ними правильно ухаживать? (Кормить, поддерживать чистоту в их помещениях, заботиться о здоровье, воспитывать и дрессировать, а главное - любить).

Прочитайте на с.73, что говорит нам Мудрая Черепаха. Ответьте на вопросы. В этом вам помогут карточки на доске.

6.Итог. Рефлексия.

- Я предлагаю вам небольшой блиц – турнир. У вас на партах лежат листочки, на котрых нарисованы бусинки. Я буду задавать вопросы по теме урока. Если ваш ответ ДА – раскрашиваем бусинку красным карандашом, если НЕТ – зеленым.

1) С кошкой нужно гулять в наморднике? (нет)

2) Животные – живые существа? (да)

3) Муравьи питаются моржами? (нет)

4) Бобры живут в хатках? (да)

5) Кроты вьют себе гнёзда? (нет)

6) Птицы питаются насекомыми? (да)

7) О животных нужно заботиться?(да)

8) У кошки детёныш – щенок?

9)Попугаи живут в клетках?

10) Детёныш зайца – лисёнок?

Проверьте себя. Оцените результат.

- Какую задачу ставили на урок? Получилось ее выполнить?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!