СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Как жили земледельцы, ремесленники и знать в Египте» урок истории в 5 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по технологии перевернутый класс. Подготовительный этап.

Учащимся на дом было дано опережающее домашнее задание: прочитать параграф в учебнике и выполнить задание в интерактивной тетради Skysmart. (учитель будет видеть, что учащиеся самостоятельно изучили материал и поняли тему).

 

Просмотр содержимого документа
««Как жили земледельцы, ремесленники и знать в Египте» урок истории в 5 классе»







МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2»

(МАОУ «СОШ № 2»)



Конкурс по использованию ИКТ

в образовательном процессе.


Титульный лист заявки

1

Номинация

Урок с использованием интерактивных образовательных платформ, ресурсов Интернет.

2

Ф.И.О. авторов (полностью), должность

Козлова Оксана Сергеевна, учитель истории и обществознания


3

Наименование образовательной организации

МАОУ «СОШ №2»


4

Название работы

«Как жили земледельцы и ремесленники в Египте» урок истории в 5 классе

5

Перечень используемых ЦОР (ссылки на заимствованные материалы обязательны)

Интернет, СМИ, учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5класс. М.: Просвещение, 2014г.

http://youtube.com/watch?v=Ik1h92rQosk

https://play.kahoot.it/v2/lobbyquizId=7ae65239-f79d-41ff-9fc8-79f179e478a4







Методическая записка

Вид деятельности

Учитель

Тип урока

объяснение нового материала с использованием ИКТ.

Форма проведения урока

Комбинированный урок.

Целеполагание – образовательный результат:

Постановка целей урока:

Образовательная, развивающая, воспитательная.

Проектирование образовательных результатов

Образовательные результаты:

метапредметные, личностные.

Информационно-образовательная среда урока/занятия

Информационные технологии и электронные средства обучения:

ИКТ, планшет, мобильные устройства, образовательные платформы Skysmart, программа Plickers

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии)

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Методические приемы, технологии

Урок по технологии – перевернутый класс.


Урок разработан по технологии перевернутый класс. Подготовительный этап.

Учащимся на дом было дано опережающее домашнее задание: прочитать параграф в учебнике и выполнить задание в интерактивной тетради Skysmart. (учитель будет видеть, что учащиеся самостоятельно изучили материал и поняли тему).




«Как жили земледельцы, ремесленники и знать в Египте» урок истории в 5 классе


Цели урока: познакомить учащихся: с бытом и образом жизни представителей привилегированных слоёв древнеегипетского общества, а так же трудностями жизни простого народа.

Образовательные задачи:

продолжить работать по формированию умений учащихся

- выделение главного,

- обобщение изученного материала,

- умение работать с историческими датами и понятиями

Развивающие задачи:

развивать у учащихся логическое мышление, умение делать выводы, работать с картой, анализировать текст;

Воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду, интерес к истории

Основные используемые понятия: вельможа, писцы, налог, шадуф, амулет.

Основные виды деятельности на занятии:

- беседа;

- работа с настенной картой;

- работа с текстом учебника,

- работа с раздаточным материалом,

- работа в группах

- индивидуальная работа

Оборудование:

1 .Учебник «История древнего мира», рабочая тетрадь.

2. Карта «Древний Египет».

3. Карточки.

4. Схема «Устройство Древнеегипетского общества» (составляется учащимися в ходе урока).

5. Мультимедийный проектор, презентация, планшеты.

6. Образовательные платформы Skysmart, программа Plickers


План урока:

Проверка домашнего задания в интерактивной тетради Skysmart (5 минут);

Объяснение нового материала «Как жили земледельцы, ремесленники и знать в Египте» (25минут);

Закрепление пройденного материала – тестирование. (5 минут).


Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие, Настрой на урок. Деление класса на группы.

Здравствуйте, ребята. Предлагаю ,вам, разобрать карточки с рисунками, надписями и строками стихотворения. (Ребята формируют группы согласно карточкам. Карточки поделены на 4 группы: фараон, вельможи, ремесленники и крестьяне. Группы формируются по тематике – 1 группа «Фараон»; 2 группа «Вельможи»; 3 группа «Ремесленники»; 4 группа «Крестьяне») Приложение 1.


II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания в интерактивной тетради Skysmart.



III. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

1. Жители Египта: от фараона до простого земледельца.

2. Труд земледельцев.

3. В гостях у египтянина.

4. Ремёсла и обмен.

5. Писцы собирают налоги.


Ставим цели урока:


Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в Древний Египет, чтобы познакомиться со структурой Древнеегипетского общества. Мы узнаем, как правили фараоны, кто такие жрецы и вельможи, писцы, воины, земледельцы и ремесленники, рабы и как они жили.

Верным помощником в нашем путешествии будет учебник и мультимедийная презентация.


Откройте тетради и запишите тему урока «Как жили земледельцы, ремесленники и знать в Египте» (записана на доске).


Выполнив задание №1, мы вместе с вами попробуем составить схему «Устройство Древнеегипетского общества» (на столе разложены названия различных категорий населения, по мере выполнения задания ученики прикрепляют на доску элемент схемы).


Ученик на доску прикрепляет элемент схемы (фараон).

Посмотрите на изображение фараона. Послушайте, что говорит сам фараон (Стихотворные строки были выданы нескольким учащимся на предыдущем уроке с целью подготовки для выразительного чтения).

Читает 1 учащийся:

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянье всех людей – как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах, как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,
Я вождь земных царей и царь – я фараон!

Учитель :

А теперь вновь обратимся к тексту параграфа, стр. 35:

«…ему подчинялись вельможи – царские советники, военачальники».

Следующий учащийся прикрепляет на доске табличку ( вельможи – советники и военачальники)

Учитель:

Фараону подчинялись и жрецы.

Ученик на доску прикрепляет следующий элемент схемы (жрецы)

Кто такие жрецы?

Жрецы – это служители храмов, они совершали религиозные обряды и служения.

Послушаем, о чем нам расскажет жрец.

Читает 2 учащийся:

Я жрец Исиды светлокудрой,
Я был воспитан в храме Фта,
И дал народ мне имя – Мудрый,
За то, что жизнь моя чиста.


Давайте снова обратимся к 1 пункту параграфа 7. Читаем учебник (стр. 35):

«…у фараона и вельмож состояли на службе многочисленные писцы».

Слайд № 4. Учащийся прикрепляет на доску табличку с надписью ( писцы)

Читаем вместе первый пункт, стр. 35.

В тексте нам встретилось незнакомое слово: налоги. Еще раз прочитаем его значение. Запишите это слово и его значение в тетрадь.

«…Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско».

Следующий учащийся прикрепляет табличку к доске( войско)

Давайте послушаем, о чем поют воины, которые возвращаются с военного похода

 Читает 3 учащийся:

Это войско вернулось с удачей!

Оно сожгло поселки соседей.

Это войско вернулось с удачей,

Оно там поразило десятки отрядов!

Это войско вернулось с удачей,

Оно привело многие отряды в плен.


Воины устали после похода, пора отдохнуть и нам!

 Физкультурная минутка!

Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом,

Левой — раз, правой — раз, посмотрите все на нас!

Все захлопали в ладошки — дружно, веселей!

Застучали наши ножки — громче и быстрей!

По коленочкам ударим — тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем — выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, снова опустились.

Мы на месте покружились и остановились.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда, повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли. Сели — встали, сели — встали.

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали и подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч,

Снова выстроились в ряд, снова вышли на парад.

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!


Обращаемся снова к тексту учебника, стр. 35, последний абзац:

«…На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.

Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов, слуг. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят…»

Слайд № 5 – 9. Учащийся прикрепляет на доску следующий блок схемы( египетский народ)

Но была еще одна категория населения, о которой мы не прочитали в тексте учебника. 

Послушайте еще раз строки из песни воинов:


Это войско вернулось с удачей,

Оно привело многие отряды в плен.


Как вы думаете, что сделают воины с пленными?

Сначала пленных, действительно, убивали, а потом стали сохранять им жизнь, чтобы пленные выполняли самую тяжелую и грязную работу. Их стали называть рабами.

Учащийся прикрепляет еще один элемент схемы на доску:

Слайд № 10. Внимательно посмотрите на слайд «Строительство пирамиды».

Какая категория населения на нём изображена? - (рабы) .

Послушайте, что могли рассказать рабы (Стихотворные строки читает учитель):


Я жалкий раб царя, с восхода до заката, 
Среди других рабов, свершаю тяжкий труд, 
И хлеба кус гнилой – единственная плата
За слезы и за пот, за тысячи минут.
Когда порой душа отчаяньем объята, 
Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут, 
И каждый новый день товарища иль брата
В могилу общую крюками волокут.
Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен, 
Как утренняя тень, исчезну без следа, 
Меня с лица земли века сотрут, как плесень;
Но не исчезнет след упорного труда;
И вечность простоит, близ озера Мерида, 
Гробница царская, святая пирамида.


Вы послушали, что могли рассказать о себе рабы. А теперь давайте ответим на вопросы:

1. Как платили рабу за его труд? 
2. Если раб не хотел выполнять работу, как с ним поступали? 
3. Где работали рабы, от лица которых шло повествование?


Слайд № 11.

У нас с вами получилась схема «Устройство Древнеегипетского общества». Давайте еще раз внимательно ее рассмотрим и запишем в тетрадь:

1. Кто находился во главе всего общества? (Фараон).
2. Как вы думаете, кому в Египте жилось труднее всего? (Крестьянам, ремесленникам и рабам).
3. Чем отличалось положение рабов от положения крестьян и ремесленников? (Крестьяне и ремесленники были свободными людьми).
4. Какую работу выполняли вельможи? (выполняли поручения фараона, вершили суд, следили за налогами, возглавляли войско и т. д.).

5. Как вы думаете, почему земледельцы боялись писцов? Какую работу они выполняли? (Писцы собирали налоги).
6. В каждом государстве есть войско. А для чего оно было в Древнем Египте? (Защита государства и власти, оборона от внешних врагов, захват чужих земель).


Слайд № 12. Рассмотрим рисунок слайда «Меновая торговля».

Этот рисунок сохранился еще с древних времен. Что на нем изображено?

Как вы думаете, почему люди менялись товарами, а не покупали их за деньги?

Денег тогда еще не было, и если приходилось оценивать товар, то говорили: он стоит столько же, как и корова, или как два мешка зерна, или как десять медных колец.

Игра «Меновая торговля»:

Рыба, 2 горшочка масла, мешок зерна (для игры можно использовать предметы или картинки).

Учащимся раздаются предметы торговли. Учитель на примере показывает:

У меня есть свежая рыба, я бы хотел получить горшочек масла. Учитель подходит к ученику и предлагает ему совершить обмен. По аналогии учащиеся пробуют совершить обмен, можно повторить несколько раз. Игра у учеников вызывает живой интерес и служит примером меновой торговли. По окончанию игры учитель задает вопросы:

1. Как вы думаете, чем такая торговля неудобна?

2.Всегда ли можно было получить нужный товар?

Закрепление изученного материала:

Тестирование (приложение №1)

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

Вывод: 

  • Ребята, что нового вы узнали на этом уроке? (узнали о структуре Древнеегипетского общества, о трудной жизни простого египетского народа). Чем мы с вами занимались на уроке?(строили схему, играли, читали стихотворения)

  • С какими новыми историческим понятиями вы познакомились? - ( фараон, жрец, вельможа, писец, воин, земледелец и ремесленник, рабы, налоги, «меновая торговля»).

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки, еще раз напоминает, что нужно выполнить дома к следующему уроку.

Домашнее задание: параграф 7. изготовить амулет (стр. 38).


Слайд № 2 1. Разминка. Работа с терминами.


  • Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного

моря, - … (Египет) – показать на карте.

  • Высокий тростник, из которого изготавливали бумагу, - … (папирус)

  • Опасные каменистые преграды в реке, - … (пороги) – показать на карте.

  • Та часть страны Египет, где Нил распадается на несколько рукавов, образующих огромный треугольник, - … (дельта) – показать на карте.

  • Островки зелени, - … (оазисы) – показать на карте.

  • Правитель Древнего Египта, - … (Фараон).

  • В каком году произошло образование единого государства в Египта, - …

(3000 г до н. э.)


2. Работа по карточкам – 3 человека.

3. Задание на доске:

1) Отметьте на «ленте времени», дату объединения Северного и Южного Египта.

Посчитать, сколько лет назад это произошло. (3000 тысячи лет до н. э.);.


до н.э. Р. И. Х. н.э.



3000 г. 2010г.


Решение: 3000 + 2010 = 5010



Определите век по годам:

1542г. - XVI в., 269г. - III в., 2010г. – XXIв., 1000г. - X в., 873г. - IX в.,

1820г. – XIXв. , 643г. - VIIв., 1358г. - XIVв..

4. Устный опрос.

  1. Какие животные обитали в Египте?

  2. Как древние египтяне объясняли разливы Нила?

  3. Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия?

  4. Как произошло объединение Египта? Как называли правителей всего Египта?


Вместе со всем классом проверяем работу, которую выполнили учащиеся на доске (2 минуты).

Перед объяснением новой темы собрать карточки, по которым работали 3 учащихся. Результаты работы по карточкам – на следующем уроке.




















Приложение 1.



Группа «Фараон»

Группа «Вельможи»

Группа «Ремесленники»

Группа «Земледельцы»




Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянье всех людей – как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах, как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,
Я вождь земных царей и царь – я фараон!

Я жрец Исиды светлокудрой,
Я был воспитан в храме Фта,
И дал народ мне имя – Мудрый,
За то, что жизнь моя чиста.


«… в мастерских трудились ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.

Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов, слуг»

«Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят…»
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!