СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как устроен экзамен.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

изменения в ОГЭ 2023 года

Просмотр содержимого документа
«Как устроен экзамен.»

Как устроен экзамен

Задания

В ОГЭ-2023 по биологии три части и 26 заданий.

Часть 1

‍21 задание с кратким ответом. В бланк достаточно вписать одну или несколько цифр с правильным вариантом ответа, нужное слово или словосочетание, верно определить последовательность или установить соответствие.

В заданиях 1, 6, 8, 12, 14, 15 нужно выбрать один из четырёх вариантов ответа либо вписать слово (словосочетание), в задании 4 — два из пяти вариантов, в заданиях 7, 9, 16, 17, 19 — три из шести вариантов.

Задания 2, 11, 18, 21: установить соответствие, подобрав к каждому элементу из первого столбца верную цифру из второго.

Задания 3, 5, 20: установить правильную последовательность элементов.

Задание 10: подставить верные термины в текст.

Задание 13: выбрать из предложенного списка правильные характеристики объекта и установить, соответствует ли получившийся набор характеристик предложенному в задании описанию.

Часть 2‍

Пять заданий с развёрнутым ответом. В них требуется подробно описать ход решения.

Задание 22: проанализировать изображение (рисунок) и ответить на два вопроса.

Задание 23: изучить краткое описание биологического эксперимента или исследования и ответить на вопрос.

Задание 24: прочитать и проанализировать текст и ответить на три вопроса к нему.

Задание 25: поработать с данными статистики, представленными в виде таблицы, и ответить на два вопроса.

В задании 26 от вас потребуется проанализировать данные о калорийности продуктов и нормах питания из нескольких источников (таблиц, схем, диаграмм), изучить текст задания, сделать необходимые расчёты и ответить на три вопроса, обосновав необходимость рационального и здорового питания.

Разделы курса‍

Экзаменационная работа по биологии охватывает пять основных блоков:

1. Биология как наука. Методы биологии.

2. Признаки живых организмов.

3. Система, многообразие и эволюция живой природы.

4. Организм человека и его здоровье.

5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Требования

Чтобы успешно сдать экзамен, вам нужно знать:

  • основные методы биологических исследований: описание, наблюдение, измерение и эксперимент;

  • строение, признаки, функции клеток, тканей, органов и живых организмов;

  • принятую в биологии классификацию растений и животных, а также основные признаки царств, типов и классов;

  • современные научные взгляды на эволюцию живой природы;

  • строение и функции органов и систем человеческого организма;

  • принципы системной организации живой природы, законы действия экологических факторов, виды взаимосвязей организмов;

  • основные экологические проблемы и пути их решения.‍Конец формы

Время

ОГЭ по биологии длится два с половиной часа (150 минут).

Материалы и оборудование

Разрешается брать с собой на экзамен линейку и непрограммируемый калькулятор.

Как оценивается работа

Всего на экзамене можно получить 48 первичных баллов.

1 балл: задания 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20.

2 балла: задания 3-5, 7, 9-11; 16-19; 21 в первой части; 22, 23 во второй части.

3 балла: задание 13 в первой части; задания 24-26 во второй части.

За задания 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20  вы получите 1 балл, если верный ответ будет записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

За задания 3 и 5  получите 2 балла, если каждый символ в ответе поставите  на своё место, и в ответе не будет лишних символов. За эти же задания вы получите 1 балл, если на не более чем двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне. Во всех других случаях — 0 баллов. 

За задания 4, 7, 9, 16, 17, 19 вы получите 2 балла, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе (порядок записи символов в ответе значения не имеет), в ответе отсутствуют лишние символы. 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует верному ответу (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях — 0 баллов.

За задания 10, 11, 18, 21 вы получите 2 балла, если каждый символ в ответе будет стоять на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ. Во всех других случаях — 0 баллов. Помните, что если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

За задание 13 вы получите 3 балла, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответ

В заданиях 22–26 количество баллов зависит от полноты и правильности ответов.

Подробнее о требованиях к сдаче экзамена и распределении заданий по тематическим блокам и уровням сложности можно прочитать в спецификации ОГЭ за 2022 год.

Скачать документы можно на сайте.

Разбор некоторых заданий

Задания 7 и 9

Пример

Какие из приведённых свойств характерны для растений из семейства Розоцветные? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Могут быть древесными

2. Пятичленный цветок

3. Прилистники всегда отсутствуют

4. Плод — ягода

5. Параллельное жилкование

6. Большое число тычинок в цветке

Решение

Чтобы выполнить задание, нужно знать характерные признаки семейств, в данном случае семейства розоцветных. При подготовке к экзамену сделайте краткое описание каждого семейства по следующему алгоритму.

👉 Умейте выделять общие признаки разных групп организмов.

Ответ: 1, 2, 6.

Пример

Какие признаки являются общими для птиц и пресмыкающихся? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Кожа сухая, лишённая желёз

2. Постоянная температура тела

3. Четырёхкамерное сердце

4. Откладка яиц

5. Имеется клоака

6. Отсутствуют зубы

Решение

Соотнесите каждый признак с характеристикой каждой группы организмов. Исключите признаки, которые не подходят к одной из групп или к обеим сразу.

👉 Умейте выделять общие признаки разных групп организмов.

Ответ: 1, 4, 5.

Пример

Какие из перечисленных признаков красноухой черепахи позволяют отнести её к хордовым животным? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Сердце состоит из двух предсердий и одного желудочка

2. Центральная нервная система закладывается в виде трубки

3. Развиты лёгкие, дышит атмосферным кислородом

4. У эмбриона имеется хорда

5. В глотке эмбриона есть жаберные щели

6. Размножается путём откладывания яиц во влажный песок‍

Решение

Ищите ключевые слова, которые помогут определить признаки принадлежности черепахи к хордовым: хорда, нервная система трубчатого типа, жаберные щели в глотке хотя бы на ранней стадии развития.

Ответ: 2, 4, 5.‍

Задание 11

В этой линии заданий часто предлагается установить соответствие между видами (или другими группами — классами, семействами, отрядами) и их признаками.

👉 Имейте в виду, что далеко не всегда будет соблюдаться пропорциональное соотношение в распределении ответов: например, три единички и три двойки. Однако если вам кажется, что пять или все шесть ячеек в таблице должен занимать только один вариант ответа, то, скорее всего, в ваших рассуждениях есть ошибка.

Пример

Установите соответствие между перечисленными насекомыми и типами их развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго.

Насекомое

А. Стрекоза коромысло

Б. Пустынная саранча

В. Рыжий муравей

Г. Постельный клоп

Д. Виноградная тля

Е. Майский жук

Тип развития

1. Полное превращение

2. Неполное превращение

Ответ:

А — 2

Б — 2

В — 1

Г — 2

Д — 2

Е — 1

Задание 3

В заданиях линии 22 часто требуется установить верную последовательность таксономических групп — царство, тип, класс, отряд, семейство, род и вид. Встречаются также задания на знание стадий жизненного цикла тех или иных организмов, порядок расположения органов в теле человека и последовательность проведения стадий эксперимента.

👉 Обратите внимание, с чего начинать. В заданиях иногда есть уточнение, с какого элемента нужно выстраивать последовательность. Если вы не учтёте это требование и напишете верную последовательность, но наоборот, вы получите 0 баллов.

Пример

Установите последовательность названий таксонов, начиная с самого крупного. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

‍1. Птицы

2. Врановые

3. Ворона серая

4. Позвоночные

5. Ворона

6. Воробьинообразные

Решение

Наибольшая таксономическая единица в данном случае — подтип (Позвоночные). За ним следуют класс (Птицы), отряд (Воробьинообразные), семейство (Врановые), род (Ворона) и вид (ворона серая).

Ответ: 4, 1, 6, 2, 5, 3.

Задание 10

В этом задании необходимо вставить в текст подходящие по смыслу слова из предложенного перечня.

Пример

Решение

Текст с верно вставленными словами выглядит так:

«Сокращения сердца обеспечиваются мышечным слоем, называемым миокардом. Сердечный цикл состоит из нескольких последовательных фаз: систолы предсердий, систолы желудочков и общей диастолы. Водитель сердечного ритма расположен в правом предсердии».

Ответ:

А — 5

Б — 6

В — 1

Г — 2

Задание 14 (новое)

Для того, чтобы выполнить задание нужно хорошо знать фактический материал и применить умение распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого.

Пример

Под каким номером изображён головной мозг человека?


Ответ: 2

Задания 19-21 (новые)

Для того, чтобы выполнить задания нужно хорошо знать экосистемную организацию живой природы. Применит умение работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, фотографий и др.). Применить умение выявлять причинно-следственные связи между биологическими объектами, явлениями и процессами.

Пример


Задание 19. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дубового усача.

Список характеристик:

1 – паразит;

2 – стволовой вредитель;

3 – хищник;

4 – продуцент;

5 – консумент первого порядка; 6 – растительноядное животное.

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

Ответ: 2,5,6

Задание 20. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.


Ответ: РПНМ  или РПОМ

Задание 21. Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность пядениц и ястребов, если в течение нескольких лет шло сокращение численности зябликов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится 

2) уменьшится 

3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.


Ответ: 1 2 

Задание 22

Для того чтобы выполнить это задание, нужны не столько знания, сколько внимательность и умение извлекать информацию из разных источников — текстов, схем, таблиц. Вам даны изображение биологического объекта, животного или растения, и изображения тех или иных морфологических признаков моделей. Глядя на картинки, нужно выбрать из представленного перечня признаки, относящиеся к указанному в задании объекту.

Пример

Решение (частичное)

Смотрим на фотографию. Определяем отряд, сравнивая строение крыльев златоглазки с представленным перечнем.

Очевидно, что перед нами представитель отряда сетчатокрылых.

По такому же алгоритму определяем тип складывания крыльев, форму антенн, тип ротового аппарата, форму передних лапок и вносим в ответ нужные пункты.

Задание 24

В этом задании вам даётся текст и несколько вопросов к нему.

Пример


Используя содержание текста, ответьте на следующие вопросы.

1. Можно ли утверждать, что ареал обитания пухляка — вся лесная зона Северного полушария? Ответ аргументируйте.

2. Сколько приблизительно яиц может произвести пара пухляков за всю жизнь, если известно, что половозрелыми птицы становятся на втором году жизни?

3. Какие количественные морфологические признаки пухляка указаны в тексте?

Решение

1. Нельзя утверждать, так как пухляк обитает только в Евразии и не встречается в Северной Америке. Коварство вопроса в том, что в тексте содержится упоминание о лесной зоне как типичном местообитании буроголовой гаички.

2. Если информации в самом тексте нет, определите, какие именно данные нужны для получения ответа.

Чтобы определить, сколько яиц приносит пара пухляков за жизнь, нужно знать, сколько они живут, когда начинают приносить потомство, сколько яиц в кладке и сколько выводков бывает в год. Все эти данные есть в тексте и вопросе: пухляк становится половозрелым на втором году жизни, живёт до 9 лет, в кладке обычно 6–8 яиц, двух выводков в сезоне не бывает.

Сделайте необходимые расчёты: 6 × 8 = 48, 8 × 8 = 64.

Ответ: 48–64 яйца производит пара пухляков за всю жизнь.

Типичная ошибка: не учитывается важная информация, в данном случае возраст, с которого птицы могут приносить потомство.

3. Морфологические признаки характеризуют особенности внешнего и внутреннего строения. Количественные признаки имеют численное выражение. В данном случае это длина и масса тела, а также размах крыльев. Окраска тоже морфологический признак, но он качественный (описывается словами), и поэтому не является компонентом верного ответа.

Задание 25

В этом задании дана таблица со статистическими данными. Её необходимо проанализировать и дать ответ на вопросы, опираясь на знания курса биологии.

Пример

Пользуясь таблицей «Объём кровотока» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

1. В каком органе кровоток при физической нагрузке уменьшается и почему?

2. Почему кровоток в коже при физической нагрузке увеличивается?

Решение

1. Из таблицы видно, что при физической нагрузке кровоток уменьшается в тонком кишечнике. Чтобы ответить почему, используем знания биологии. В данном случае причина — необходимость обеспечить больший приток крови к мышцам и коже.

2. Кожа обеспечивает терморегуляцию, защищая от перегревания путём выделения и испарения пота. Для образования пота необходим обильный кровоток через кожу.

Задание 26

В этом задании приводятся статистические данные в виде двух-трёх таблиц, схем, диаграмм, на основании которых вам необходимо рассчитать энергозатраты и составить меню или проанализировать готовый рацион питания.

Пример

Миша решил посетить скалодром. Чтобы сэкономить на проезде в автобусе, он надел ролики и за полчаса быстрого катания добрался до скалодрома, где провёл два часа на скалолазных трассах, после чего вернулся домой на роликах более длинным путём, потратив 40 минут.

Миша решил пообедать и заказал в столовой суп с фрикадельками, порцию гречневой каши с тушёной говядиной, два куска хлеба, апельсиновый сок и пирожное «Лакомка».

  • Каковы суммарные энергозатраты Миши на тренировке по скалолазанию и прогулке на роликах (в оба конца)?

  • Покрывает ли энергетическая ценность обеда Миши эти энергозатраты?

  • Каковы функции углеводов в организме подростка? Укажите одну из таких функций.

Решение

1. Пользуясь первой таблицей, подсчитываем энергозатраты.

Скалодром — 5,5 ккал/мин, 2 часа, то есть 120 минут.

Катание на роликах — 7,5 ккал/мин, 30 минут туда и 40 минут обратно, итого 70 минут.

(5,5 × 120) + (7,5 × 70) = 660 + 525 = 1 185 ккал.

2. Пользуясь второй таблицей, подсчитываем энергетическую ценность обеда.

Суп с фрикадельками — 145 ккал.

Гречневая каша — 153 ккал.

Тушёная говядина — 220 ккал.

Два куска хлеба — 2 × 65 ккал.

Апельсиновый сок — 60 ккал.

Пирожное «Лакомка» — 545 ккал.

Итог: 1 253 ккал.

Сравниваем энергозатраты и энергетическую ценность обеда, делаем вывод: энергетическая ценность обеда Миши покрывает его энергозатраты на тренировку и дорогу в оба конца.

3. Вспоминаем функции углеводов в организме человека. Указываем одну из них на выбор: запасающая; строительная (структурная); энергетическая; регуляторная; рецепторная.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!