Урок мудрости «Как стать счастливым»
Предмет: литературное чтение (раздел «Самое великое чудо на свете»)
Класс: 2
Цели:
- развитие познавательных способностей обучающихся;
- умение высказывать свои мысли;
- умение работать в группах;
* воспитательная – формирование нравственных ценностей у младших школьников.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, карточки со словами из пословиц, карточки с вопросами и заданиями.
Ход урока
Введение в тему
Учитель: Закройте глаза и вспомните родных, любимых людей, родителей. (Дети выполняют задание.) Какие чувства у вас возникли, когда вы думали о родителях? (Ответы обучающихся: любовь, уважение, доброта, счастье иметь папу и маму.)
Среди названных вами слов есть одно, которое будет сегодня на уроке ключевым. Это слово – СЧАСТЬЕ.
Смысл слова «счастье»
Как вы думаете, когда, при каких обстоятельствах мы употребляем это слово в речи? (Ответы детей: когда исполняются заветные желания; когда в доме все хорошо, никто не ругается; когда тебя все любят.) Вы правильно понимаете смысл этого слова. Для всех счастье – это особое состояние души, долгая тихая радость внутри человека.
Работа с пословицами (в парах или группах)
На ваших столах лежат листочки со словами. Соберите из них мудрые изречения. (Дети выполняют задание.)
Пословицы:
Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается.
Счастья ключи в своих руках ищи.
Счастье без ума – дырявая сума.
Кто нужды не видал – и счастья не знает.
Было бы счастье, да несчастье помогло.
«Не родись красивым, а родись счастливым». Как вы понимаете смысл этой мудрости? (Дети отвечают) Послушайте одно стихотворение, которое поможет вам понять эти слова.
Красивым здорово родиться! Счастливым – интересней быть.
Красивый может погордиться, Счастливый может всех любить.
Поважничать и полениться, Он дарит счастье всем вокруг,
На красоту не станут злиться! И рядом с ним всегда есть друг. (М.Скребцова)
Беседа с обучающимися
Давайте поговорим. Как вы думаете, что в жизни человека можно назвать счастьем? Зависит ли от самого человека, счастлив он или нет? (Дети отвечают: диалог учителя и детей)
Сейчас я хочу поведать вам древнюю притчу, которая так и называется «Счастье». Давайте вспомним, что такое притча: это краткий иносказательный поучительный рассказ. Послушайте.
СЧАСТЬЕ
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Пауза
Учитель: Как вы думаете, что произошло дальше?
Теперь ответьте на вопросы: Как вы думаете, Бог выполнил просьбу человека? Как вы думаете, все ли люди хотят быть счастливыми; кто из вас хочет быть несчастным? Что означают слова «счастье есть, ума не надо»? Можно ли стать счастливым, не имея ума?
(Дети отвечают на вопросы, учитель беседует с детьми)
У вас в руках кусочек глины, попытайтесь из него слепить то самое счастье. (Дети «лепят» счастье.) Творческая работа с последующим обсуждением.
Мудрые люди давно открыли тайны счастья и донесли их до наших дней. Узнайте и вы их мудрость. (Учитель под музыку читает детям мудрые изречения.)
Изречения:
Наивысшая честь и истинное счастье человека заключается в самоуважении, в высоких стремлениях и благородных намерениях личности, в чистоте помыслов.
(Из писаний религий Бахаи)
2. Помоги нам пробуждаться каждый день с улыбкой; помоги нам улыбаться в наших трудах; и, подобно солнцу, освещающему весь мир, пусть доброта и любовь освещают наше жилище. (Р. Стивенсон)
3. Счастье - это аромат, который невозможно излить на других людей, не уронив на себя хотя бы несколько капель. (Р. Эмерсон)
Величайшее в мире счастье – это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.
(В. Гюго)
5. Я спал и видел сон о том, что жизнь – это счастье. Я пробудился и увидел, что жизнь –
Это служение. Я стал служить и понял, что в служении обретается счастье.
(Р. Тагор)
Какое из этих изречений вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
Письменная работа детей
Придумайте свое изречение о счастье. Начните его словами «Счастье – это…»
(Дети выполняют задание. Высказывания, составленные обучающимися, указывают на их личные проблемы, желания, переживания.)
Счастье – это …
Солнышко в моей душе.
Радость, когда меня все любят.
Когда у меня есть верный друг.
Когда мама улыбается
Когда меня не обижают.
Радость в доме.
Когда у меня есть друзья.
Игра «Конверт дружеских вопросов»
(Суть игры – свободный обмен мнениями в дружеской обстановке. В большой красивый конверт вложены карточки с вопросами по теме. Каждый обучающийся берет из конверта карточку и отвечает на указанный в ней вопрос или выполняет задание.)
Вопросы и задания:
Расскажите о тех моментах своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым.
Расскажите о каком-либо своем поступке, который принес счастье окружающим.
Как вы понимаете мудрое изречение: «Счастье на деньги не купишь».
Представьте, что вы попали на планету счастья. Опишите свои ощущения.
Как вы понимаете мудрое изречение: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
Как вы думаете, почему от счастья и радости часто плачут? Плакали ли вы от счастья и радости?
Как вы думаете, какую роль играет улыбка в жизни людей?
Какую роль играет улыбка в вашей жизни?
Как вы думаете, если бы люди совсем не улыбались, какой бы стала наша жизнь?
Итог урока
Сегодня мы говорили о том, как стать счастливым. Давайте ответим на этот вопрос. (Дети отвечают). Ключ к счастью в наших сердцах. Счастлив тот, чье горячее открытое сердце легко чувствует красоту и радостно отзывается на нее. Улыбнитесь от всего сердца одноклассникам, а потом мысленно пошлите свою любовь и улыбки родным, любимым людям-родителям. Мы желаем, чтобы вы были счастливы, чтобы вы смеялись, лучились и радовались, чтобы другие, глядя на вас, становились тоже счастливы.
Домашнее задание: написать сказку о том, как богиня счастья дает каждому младенцу
Волшебное зернышко, из которого можно вырастить цветок своего счастья. В сказке нужно ответить на вопрос, почему одним людям удается вырастить этот цветок, а другим нет.
Интеллектуальный турнир 2-х классов «Самый умный»
Цель интеллектуального турнира: выявление талантливых детей, их стимулирование к дальнейшему развитию, самосовершенствованию.
Участники: наиболее активные учащиеся 2-х классов начальной школы, проявившие себя в течение учебного года в различных конкурсах и мероприятиях.
Присутствующие: классные руководители, ученики – «группа поддержки» участников.
Члены жюри: заместитель директора по ВР; заместитель директора по метод. работе.
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, таблицы с мудрыми высказываниями об учении, карточки с цифрами «1», «2», «3» по числу участников Интеллектуального турнира, оценочные листы для членов жюри, грамоты.
Домашнее задание для участников: подготовить «визитную карточку».
Ход Интеллектуального турнира
1. Вступительная часть
Ведущий: Добрый день ребята и гости нашего турнира! Поприветствуем наших участников Интеллектуального турнира: команду умных из 2 «а» класса и команду умных из 2 «б» класса.
Ученик 1: День сегодня удивительно хорош,
На другой день майский не похож,
Каждый сейчас приветствовать рад
Самых умных, замечательных ребят.
Чтоб защищали школы честь своей,
В начальных классах никого нет их умней!
(Команды занимают свои места)
Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы определить команду лучшую из лучших, наших умников и умниц. Всех вас объединяет упорный труд, стремление к знаниям, творческий подход к делу.
2. «Визитные карточки» команд.
Ведущий: Пришло время познакомиться с нашими участниками поближе. Сейчас команды классов представят свои «визитные карточки». (Дети выступают, представляя свои команды)
Вот такие они, наши участники! Много знают, много умеют, и это не случайно, потому что все они живут под девизом: «Учиться, чтобы знать, Знать, чтобы уметь. Уметь, чтобы делать!»
3. Основной этап Интеллектуального турнира.
Пришло время проявить свой интеллект. Наша интеллектуальная игра называется: «Обо всем на свете». Вас ждут вопросы из разных областей знаний. Я буду задавать вам вопросы и давать по три варианта ответов к ним. У каждой команды есть карточки с цифрами «1», «2», «3». Вы выбираете правильный ответ и по моему сигналу поднимаете карточку с верным, на ваш взгляд, номером ответа*. Среди вопросов есть вопросы-ловушки, где нет правильного ответа. В этом случае поднимать карточку не нужно. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри.
Вопросы из области литературы
Ведущий: Называю известного вам литературного героя, а вы должны вспомнить, кто его придумал (вспоминать автора произведения).
Буратино (варианты ответов: 1- Джанни Родари, 2-Алексей Толстой*, 3- Корней Чуковский).
Человек Рассеянный (варианты ответов: 1-Сергей Михалков, 2- Корней Чуковский, 3- Самуил Маршак*)
Золушка (варианты ответов: 1- Ганс Христиан Андерсен, 2- Шарль Перро*, 3- братья Гримм).
Красная Шапочка (варианты ответов: 1- Ганс Христиан Андерсен, 2- Шарль Перро, 3-Братья Гримм*).
Принцесса на горошине (варианты ответов: 1- Ганс Христиан Андерсен*, 2- Шарль Перро, 3- братья Гримм).
Царь Салтан и князь Гвидон (варианты ответов: 1- А.С.Пушкин*, 2- Николай Вас.Гоголь, 3- Павел Петрович Бажов).
Ведущий: Называю произведение, а вы угадываете автора.
«Кто сказал мяу?» (варианты ответов: 1- Николай Носов, 2- Владимир Сутеев*, 3- Агния Барто).
«Незнайка на Луне» ( 1- Николай Носов*, 2- Виктор Драгунский, 3- Владимир Сутеев).
«Сказка о глупом мышонке» ( 1- Сергей Михалков, 2 – Корней Чуковский, 3- Самуил Маршак*).
«Федорино горе» (1- Самуил Маршак, 2 – Агния Барто, 3- Сергей Михалков. Вопрос-ловушка. Ответ: Корней Чуковский).
«Серебряное копытце» (1- А.С.Пушкин, 2- Николай Вас. Гоголь, 3- Павел Бажов*).
Вопросы из области русского языка
На какой слог падает ударение в слове «карандаш»? (Варианты ответов: 1- на первый, 2- на второй, 3- на третий*).
Сколько слогов в слове «прозрачная»? ( 1- три, 2- четыре*, 3- пять слогов.)
В слове «апрель»: сколько букв, столько и звуков (1); звуков меньше, чем букв (2)*; звуков больше, чем букв (3).
Слово «учиться» обозначает: предмет (1), признак предмета(2) или действие (3)?
Слово «директор» вы напишете безударную гласную: «е» (1) или «и» (2)*
Вопросы из области математики
«15-8» - это: сумма(1), разность (2)* или уменьшаемое(3)?
1 метр – это: 10 дм(1)*, 100 дм (2) или 1 дм (3).
Прибор, с помощью которого можно измерить длину, называется: спидометром(1), часами (2) или рулеткой(3)*.
Сестра старше брата на 3 года. На сколько лет сестра будет старше брата через 2 года?
1 – на 5 лет, 2- на 3 года*, 3- на 1 год.)
21. На сколько 1 метр больше, чем 1 сантиметр? (1- на 100 см, 2- на 10 см, 3- на 99 см*).
22. Что тяжелее: 8 кг гвоздей или 8 кг пуха? ( 1- 8 кг гвоздей, 2- 8 кг пуха, 3 – одинаково
тяжелы*.)
Вопросы из области окружающего мира
23. Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать? ( 1- таким образом она отпу-
гивает того, кто представляет для нее опасность; 2- это способ очистить нос (у лошади ост-
рое обоняние, и, очистив нос, она может быстрее определить, с какой стороны грозит опас-
ность*, 3- таким образом она сообщает человеку об опасности.)
24. Какая из этих птиц быстрее всех летает: стриж (1)*, ласточка (2), воробей (3)?
25. Слепыми или зрячими родятся зайчата? ( 1- слепыми, 2 – зрячими*, 3 – не знаю.)
26. Чем питаются божьи коровки? ( 1- нектаром, 2 – остатками растений и животных, 3-тлей.)
27. Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух?
(1 – тополь*, 2 – береза, 3 – дуб.)
28. Какой цветок «лето начинает»? ( 1- ромашка, 2 – колокольчик*, 3 – василек.)
29. Назовите дерево – символ России. ( 1 – дуб, 2 – сосна, 3 – береза*.)
30. Сколько лап у паука? (1 – 4, 2 – 6, 3 – 8*.)
31. Почему суслику зимой не спится? ( 1 – боится замерзнуть*, 2- вспоминает о лете, 3 – стережет свои запасы. Пояснение: Суслик просыпается зимой через каждые 10-12 дней. За несколько часов бодрствования его надпочечники успевают выделить порцию гормонов, необходимых для обогревания суслика.)
32. Зачем зайцу большие уши? ( 1 – чтобы лучше слышать, 2 – чтобы не перегреться*, 3- для торможения на поворотах. Пояснение: В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ. Лишнее тепло выделяется через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов.)
Вопросы из области «Я познаю мир»
33. Какой город является столицей Карелии? ( 1- Лахденпохья, 2- Петрозаводск*, 3- Москва.)
34. Есть ли в нашей школе «Правовой уголок»? (1 –да*, 2- нет.)
35. Сколько исполнилось лет со дня полета первого человека в космос? (1- 25 лет, 2- 50 лет*,
3- 10 лет.)
36. В каком году советский народ одержал Победу в Великой Отечественной войне? ( 1- 1941 г., 2 – 1944 г., 3 – 1945 г.*.)
37. Что необходимо, чтобы получать хорошие отметки? ( 1- быть честным, 2- иметь хорошее поведение, 3- много читать, принимать участие в разных конкурсах, хорошо учиться, уметь достойно вести себя и быть активным в общественной жизни.)
Игра «Самый умный»
Ведущий: Каждый из вас должен ответить на пять вопросов. Если вы не знаете ответа, то говорите: «Дальше», я задаю следующий вопрос вашего блока.
1-й блок:
Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? ( ответ: 4 сольдо.)
Кто улетел вместе с Незнайкой на Луну? ( Пончик.)
Где у кузнечика ухо? (На ноге)
Откуда папа Карло взял полено? ( Джузеппе подарил.)
Какого цвета волосы у Мальвины? (Голубого.)
2-й блок:
(стать владычицей морскою.)
Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Сколько лет пролежал Илья Муромец на печи? ( 33 года)
Что такое в книге «Маугли» «красный цветок»? (огонь)
Чем Фатима смазала мерку Али-Бабы? (медом)
3-й блок:
Кто одолел Тараканище? (воробей)
Что попросил Страшила у волшебника Изумрудного города? (мозги)
Какое дерево весной дятла поит?(Береза)
Кто доставил Айболита в Африку? (орел)
Что топтала кобылица в «Коньке-Горбунке?» (пшеницу)
4-й блок:
Как звали волшебника Изумрудного города? (Гудвин)
Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке)
Когда чаще всего бывает первая гроза? ( в мае)
Какой болезнью заболел Незнайка на Луне? (тоской по солнышку.)
5-й блок:
Как звали маму Крошки Ру? (Кенга.)
Осколок чего попал Каю в глаз? (осколок зеркала троллей.)
Пингвин – птица или нет? (птица.)
Кем работал Дуремар? (аптекарем)
Где спрятал ключи синьор Помидор? ( в чулке.)
6-й блок:
Сколько детей было в семье Малыша, персонажа повести о Карлсоне?
(трое – еще брат и сестра.)
Что за дорога вела в Изумрудный город? (дорога из желтого кирпича.)
Кто собирает яблоки спиной? (еж)
Какое слово выкладывает Кай из льдинок? ( вечность(
Какое дерево в наших лесах самое сладкое: липа или береза? (липа)
7-й блок:
Какая ягода бывает черной, красной, белой? (смородина)
Что было написано на домике Пятачка? (Посторонним В.)
Назови братьев – Чук и …(Гек)
Как звали собаку Элли? (Тотошка)
Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)
8-й блок:
Какое звание было у Карабаса? (доктор кукольных наук)
Какая птица самая большая в мире? (страус)
Кем по должности была фрекен Бок? (домоправительница)
Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет, там холодно)
На чем было написано письмо старой лапландки? ( на рыбе.)
9-й блок:
Былинный богатырь из города Мурома. (Илья Муромец.)
Кто тянул репку перед Жучкой? (внучка)
Прибаутка перед сказкой (присказка)
У какого дерева ствол белый? ( у березы)
Лучший в мире крокодил. (Гена.)
Подведение итогов конкурса «Самый умный»
Ведущий: Теперь мы переходим к самому торжественному моменту нашей игры – награждению победителей команд.
(Жюри подсчитывают баллы команд)
Ученик 1: Грядущее, оно не за горами, Ученик 2: Да, будем мы серьезнее с годами,
Становятся реальностью мечты. Созреет разум, окрылится мысль,
Мы в школе силу набираем, И эти годы будут как фундамент,
Которая нужна для высоты. Тот самый, на котором строят жизнь.