СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как помочь ребенку стать информационно грамотным?

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разбор таких интегративных компонентов функциональной грамотности, как информационная и социальная грамотность.  

Просмотр содержимого документа
«Как помочь ребенку стать информационно грамотным?»

Как помочь ребенку стать информационно грамотным?

Информация может быть организована по-разному. Создавайте на уроках как можно больше ситуаций, когда ребенок может преобразовать текстовую информацию в табличную и наоборот, рассматривать одни и те же данные, представленные в разных формах.

Формируем критическое мышление. Приучайте учеников проверять любую информацию, критически относиться к любым данным — независимо от источника.

С привязкой к жизни. Иногда ребенку, чтобы проявить информационную грамотность, необходимо обладать определенным жизненным опытом, вычленять информацию не только из текстов и таблиц, но и из реальной жизни. Например, о том, что лучший результат в беге на 600 метров — 9 секунд, а не 13.

Не только организовывать, но и пользоваться.Полезно научить ребенка выбирать наиболее удобную форму представления информации — и еще полезнее, если потом, спустя какое-то время, он сможет воспользоваться своими данными и применить их в какой-нибудь житейской ситуации.

В каких ситуациях дети чаще ошибаются при работе с информацией? Опыт экспертов гласит, что младшие школьники демонстрируют лучшие результаты при анализе информации, если в задаче им дается непротиворечивая информация: последовательность событий не нарушена, нет противоречий в табличных и текстовых данных и т.д. Если же в задаче есть нарушение тривиального течения событий, данные разнятся — результативность выполнения таких заданий снижается на 30%. Следовательно, и здесь уместна небольшая провокация: пусть данные в таблице и в тексте будут немного разными, пусть ход событий будет не таким очевидно достоверным.

Что труднее — прочитать таблицу или заполнить таблицу? Теоретически, эти два типа работы с информацией должны быть примерно одинаково затруднительны. Главное — знать устройство таблицы, понимать, по какому принципу представляются данные. Важно тренировать работу в обоих направлениях, они друг друга дополняют. Между тем, заполнять пустые таблицы наши ученики умеют немного лучше, чем добывать необходимую информацию из заполненной таблицы. Обратите на это внимание: при большом массиве информации ученик может и растеряться.

Социальная грамотность

Согласно Примерной программе воспитания и социализации обучающихся очень много внимания уделяется задачам воспитания. Воспитательные результаты не проверяются, не оцениваются, отметки за патриотизм не ставятся — но задачи это не умаляет. Поэтому социальную функциональную грамотность следует рассматривать как обязательный минимум планируемых результатов.

Из чего складывается социальная функциональная грамотность школьника?

1. Готовность успешно социализироваться, существовать в разных ситуациях. Бывает, что ребенок, открытый и контактный, вдруг в первом классе попадает в петлю прилюдного одиночества. В чем причина? Возможно, он просто не может приспособиться. Тогда ему особенно нужна помощь и поддержка педагога.

2. Способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность скорректировать ситуацию. Навык предвидеть, думать на шаг вперед крайне важен для социализации. Почаще задавайте детям вопросы — а что будет, если? Придумаем разные варианты? Как могут развиваться события? Формировать предвидение — значит во многом обеспечить правильную реакцию ребенка на ситуацию.

3. Наличие у ребенка определенных личностных качеств — ответственности, целеустремленности, дисциплинированности. Без определенного уровня личностной зрелости, действительно, не может существовать социально грамотная личность.

Путь от знаний к поведению, ценностям и смыслам лежит только через мотивацию. Если не сформирован мотив последующего действия, если ученик не понимает, зачем что-либо делать, что будет, если сделать или не сделать, в чем опасность — от него пока рано ждать осмысленной деятельности как таковой. Еще одно важное наблюдение: знания не определяют характера поведения. Наша задача — сформировать для них реально действующие мотивы. В вопросе социальной грамотности никуда не уйти от нравственных вопросов, а нравственный закон проверяется только в условиях конфликта, провокации. Полезно создавать учебные ситуации, в которых ребенок учился бы применять свой опыт, оценивать реальные ситуации. Здесь очень ценен вопрос — а как бы ты поступил, если...? Пусть ученики тренируются анализировать воображаемую ситуацию. Затем можно поработать в парах, группах и составить памятки для всего класса и всем классом о том, как себя вести в той или иной ситуации? Какие модели поведения приемлемы, а какие нет? В процессе формирования социальной грамотности младших школьников большую роль играет организация форм совместной деятельности. К сожалению, сейчас дошкольники не слишком хорошо умеют сотрудничать: чаще всего их бросает из крайности в крайность, от полного подчинения до активного лидерства. Умение договариваться, уступать, оценивать общую работу формируется в парах, в группах — и, по возможности, без слишком активного участия педагога. Часто школьники не умеют строить совместную деятельность, потому что все их действия регулируются и контролируются наставником: кто будет главным, как фиксировать результаты, кто в споре прав и т.д.для всех педагогов задание «на вырост» — позволить детям воспользоваться ситуацией, когда им придется договориться по поводу совместной деятельности самостоятельно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!