СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как отличить диалог от монолога

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка во 2 классе (конспект и презентация) УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Как отличить диалог от монолога Документ Microsoft Word»

Управление образования администрации МР «Прилузский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Ношуль









Как отличить диалог от монолога

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тип урока: Усвоение новых знаний (с использованием игровых технологий).





Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ» с. Ношуль

Порошина Л.А.

с. Ношуль, 2015 год

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Тема: Как отличить диалог от монолога

Тип урока: Усвоение новых знаний (с использованием игровых технологий). Цель: Способствовать развитию умения отличать диалог от монолога, разыгрывать диалог, ознакомлению
с правописанием словарного слова прощай; создать условия для развития речи.

Задачи Образовательные: познакомить с диалогом и монологом как видами речи; учить составлять диалоги, записывать диалоги. Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к собеседнику. Развивающие: содействовать развитию устной и письменной речи учащихся; развитие мышления, памяти, внимания, речи, развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.

Планируемые результаты
Предметные: научатся отличать диалог от монолога, строить несложные монологические высказывания и составлять диалог, ознакомятся с правописанием словарного слова «прощай». Учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осуществляют сотрудничество со взрослыми и сверстниками; принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Метапредметные:  
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строят речевое высказывание и составляют тексты в устной форме. 
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.


Оборудование: Презентация «Как отличить диалог от монолога?»; учебник русского языка, 2 кл. ч.1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; карточки с заданиями для групповой работы; карточки для самооценки работы на уроке.



Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент Мотивация к учебной
деятельности


Фронтальный. Словесный. Слово учителя.

Слайд №1

Приветствует учащихся:

- С добрым утром!

Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.


- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.


- Ребята, у вас на партах листы самооценки «Говорящие рисунки», которые вы заполните в конце урока. В течение урока вы оцениваете сами себя, свою работу, свою активность на уроке.


- Запишите в тетрадях число. Классная работа.

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: самооценка готовности к уроку.


2.Актуализация знаний


Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо.

Слайд №2 - №6

Орфографическая минутка

Волки рыщ.т, пищ. ищ.т.

- Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов? - Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в предложении. - Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? - Какое похожее правило вы знаете? - Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запишите 3 слова. Подчеркните орфограмму.

Вспоминают правила на изученные орфограммы.

Отвечают.

Вырабатывают калли-графический почерк.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.


3.Создание проблемной ситуации

Фронтальная.

Словесный,
наглядный,
практический.

Беседа.

Слайд №7

Ваня заболел и решил позвонить в поликлинику, чтобы вызвать врача домой.

Ваня:

Я заболел, позовите врача.

Регистратор:

Как вас зовут?

Ваня:

У меня болит голова, позовите врача.

Регистратор:

Сколько вам лет?

Ваня:

Когда придёт врач?

Регистратор:

Назовите ваш адрес.

Ваня:

Дом 5, квартира 8.

Регистратор:

Вызов принять не могу.

- Ребята, почему Ване не удалось вызвать врача домой? (не получилось диалога)

- Что такое диалог? - Есть ли у вас желание узнать?

Дети высказывают разные предположения, но приходят к выводу, что Ваня и регистратор не поняли друг друга, т.к. Ваня давал неточные ответы.




Личностные :

проявлять интерес к изучению темы;

Познавательные:

вести диалог в необходимой ситуации.

Личностные: Быть толерантным к чужим ошибкам и к другому мнению; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки- обязательная часть решения любой задачи.


4.Постановка учебной задачи


Фронтальная. Словесный.

Беседа


Слайды № 8 – 10

Прослушайте 2 вида речи.

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

Слайд №11 -13

- Диалог – это …..

- Монолог – это ….

-Кто понимает значение этих слов?

-Какую задачу поставим перед собой на нашем уроке? (как отличать диалог от монолога)






Понимают различие между диалогом и монологом. Принимают учебную
задачу, формулируют вместе с учителем

Личностные:

развить желание научиться правильно вести диалог.

Познавательные: вести диалог в необходимой ситуации.

Регулятивные: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: осознавать необходимость нового знания.

5.Работа по учебнику с.10


Упр.6, с.10-11








Работа в парах (чтение по ролям)








Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

- Прочитайте правила. - Что такое диалог? - Что такое монолог?

- Кто понял, для чего используется знак «-» в письменной речи? (отделяет слова разговаривающего)

- На что нужно обратить внимание? ( в диалоге происходит смена высказываний двух или нескольких говорящих, эти высказывания называются репликами) Слайды №14 - 15

- Спишите диалог. Найдите слова с орфограммой «Сочетания ЖИ и ШИ», подчеркните орфограммы.

- В каких словах подчеркнули орфограмму? (живет, жить)

Выразительно читают
диалог по ролям, распознают его героев. Приводят доказательства, что прочитанный отрывок – диалог.

Списывают правильно диалог, соблюдая знаки препинания,
осуществляют само-
проверку
.


















Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник.

Личностные: умения сотрудничества со сверстниками, работая в паре.


6.Физкультминутка (музыкальная презентация)


Коллективная

Показывает движения.







Выполняют движения под руководством 
учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни. Активно участвуют 
в физкультминутке.


7. Разыгрывание диалога из сказки «Колобок»
Упр.7, с.11

Парная.
Словесный,
творческий.
Инсценировка.

Слайд № 16

Предлагает разыграть диалог
из сказки «Колобок» между
Колобком и Медведем, между
Колобком и Лисой.



Разыгрывают диалоги. Овладевают умениями работать в паре, эмоционально «переживают» текст сказки. Инсценируют диалог, вживаясь в роль.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий при выполнении заданий.

8. Словарно - орфографическая работа

Упр.8, с.12

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
наглядный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте строки из сказки.
– Отрывок из сказки – это диалог или монолог? - Кто произносит речь? - К кому она обращена?
– Найдите слово- прощание, 
подберите слово, близкое
по значению.
– Спишите 1-е предложение.
– Прочитайте словарные слова.

- Что означает слово прощай? 
- Когда мы употребляем слово 
прощай, а когда –прощайте?
- Спишите, запомните написание.

Слайд №17

Распознают монолог, приводят доказательства.
Читают отрывок из сказки.
Подбирают к заданному слову близкое по значению.
Учатся выразительно читать строки из сказки, соблюдая интонацию и знаки препинания. Анализируют прочитанный текст. Учатся излагать свою точку зрения, аргументируют её.
Грамотно списывают предложение.
Читают, отвечают на вопросы, записывают словарные слова. 
Запоминают правописание. Усваивают написание непроверяемых слов.

Коммуникативные: ясно формулировать ответы на вопросы учителя;

вносить вклад в работу для достижения общих результатов;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.

9.Работа в группах


Словесный,
практический, наглядный.

Чтение, беседа, письмо, рассказ
по рисунку

Дает задания для групп. По картинке составить небольшой диалог или монолог.



Работают в группе. Придумывают идею, советуются, составляют, записывают.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.



9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)



Фронтальная. Словесный.
Беседа
.

Слайд №18

- Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

– На какой вопрос нужно было ответить?

- Какой вид работы понравился больше?

- О чем хотели бы узнать подробнее?

- Заполните листы самооценки. «Говорящие рисунки»


Отвечают на вопросы учителя. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Заполняют листы самооценки.


10. Домашнее задание.


Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя
.

Страничка для любознательных. О происхождении слов (учебник, с. 11). Предлагает прочитать текст 
и рассказать, что нового 
узнали для себя.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.




2


Просмотр содержимого презентации
«Как отличить диалог от монолога»

Как отличить диалог от монолога? Подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с. Ношуль Порошина Л.А.

Как отличить диалог от монолога?

Подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с. Ношуль

Порошина Л.А.

Орфографическая минутка

Орфографическая минутка

Объясни орфограмму Чу – щу пишу с буквой у.

Объясни орфограмму

Чу – щу пишу с буквой у.

Запиши по памяти

Запиши по памяти

Проверь себя

Проверь себя

Проверим! Прослушайте два вида речи. Чем они похожи? Чем отличаются?

Проверим!

Прослушайте два вида речи.

Чем они похожи?

Чем отличаются?

Научиться надо, братцы,  Вам с улыбкой просыпаться.  Новый день пришёл опять – Эй, друзья, пора вставать! 1

Научиться надо, братцы, Вам с улыбкой просыпаться. Новый день пришёл опять

Эй, друзья, пора вставать!

1

2 А часы в ответ:  -Тик-так,  Просыпайся же, чудак!  Ночка где-то далеко,  Солнце в небе высоко,  Славный ждет тебя денечек,  Открывай глаза, дружочек! Я прошу:  - Часы, постойте,  Вы меня не беспокойте,  Дайте мне еще поспать,  Так не хочется вставать!

2

А часы в ответ:

-Тик-так, Просыпайся же, чудак! Ночка где-то далеко, Солнце в небе высоко, Славный ждет тебя денечек, Открывай глаза, дружочек!

Я прошу:

- Часы, постойте, Вы меня не беспокойте, Дайте мне еще поспать, Так не хочется вставать!

-Где купили вы, сеньор, этот красный помидор? -Вот невежливый вопрос! Это собственный мой нос!

-Где купили вы, сеньор, этот красный помидор?

-Вот невежливый вопрос!

Это собственный мой нос!

Диалог Монолог

Диалог

Монолог

Рефлексия Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.  Вы считаете, что научились применять свои знания, но вам ещё нужна помощь.  Вы считаете, что было трудно на уроке.

Рефлексия

  • Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

  • Вы считаете, что научились применять свои знания, но вам ещё нужна помощь.

  • Вы считаете, что было трудно на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!