СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как организовать работу по самообразованию".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Как организовать работу по самообразованию".»

Консультация для педагогов "Как организовать работу по самообразованию".





Вопрос для воспитателей: "Что такое самообразование?".

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. В.А. Сухомлинский в книге "Рождение гражданина" писал, что понятие самообразования состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.

Вопрос для воспитателей: "Все ли должны заниматься самообразованием и почему?"

Педагогическая профессия требует постоянного совершенствования, постоянного движения вперед, поэтому только период обучения в педагогическом учебном заведении или на курсах повышения квалификации выполняет функцию самообразования и заменяет его, в остальное время педагог целенаправленно работает самостоятельно. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Направление и содержание самообразования определяется самим воспитателем в соответствии с его потребностями и интересами. Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

- ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

- ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

- изучение новых программ и педагогических технологий;

- ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

- повышение общекультурного уровня.



Педагогическое самообразование должно быть направлено на изучение таких проблем, тем, которые для современной системы дошкольного образования являются наиболее актуальными, например:

- педагогическое общение и коммуникативная компетентность;

- индивидуализация и дифференциация воспитания и обучения;

- развивающее обучение;

- особенности организации воспитательно-образовательного процесса в учреждениях нового типа и в условиях вариативных форм образования;

- педагогическая диагностика и мониторинг качества дошкольного образования;

- духовное и идеологическое воспитание и др.

Вопрос воспитателям: "Что является незаменимым помощником при самообразовании?" (книга).

И.В. Жуковский сводит взгляды многих авторов к четырем основным методам чтения:

- чтение-просмотр, когда книгу бегло перелистывают, изредка задерживаясь на отдельных страницах. Цель – первое знакомство, получение общего представления о ее содержании;

- чтение выборочное, или неполное, когда читают основательно и сосредоточенно, но не весь текст, а только нужные для определенной цели места;

- чтение полное, или сплошное, когда внимательно прочитывают весь текст, но никакой особой работы с ним не ведут, не делают и основательных записей, ограничиваясь лишь краткими заметками или условными пометками в самом тексте;

- чтение с проработкой материала, т.е. изучение содержания книги, предполагающее серьезное углубление в текст и составление различного рода записей прочитанного.



Существуют несколько видов записи: выписки, планы, тезисы, конспекты. К выпискам прибегают в тех случаях, когда почти невозможно передать мысль автора своими словами. План – это перечень основных вопросов, изложенных в статье или книге. Типичным примером плана является оглавление книги. Тезисы в сжатой форме передают содержание книги или статьи. Конспект – это сжатый, последовательный пересказ содержания. Во время работы с книгой, статьей встречаются незнакомые слова и словосочетания. В этих случаях необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками.

Работа по самообразованию проходит ряд этапов.

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях.

2. Выбор темы и проблемы.

3. Постановка целей и задач.

4. Планирование работы по самообразованию, определение этапов и путей работы над темой.

5. Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов).

6. Практическая деятельность (применение полученных знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).

7. Подведение итогов самообразования и представление результатов.



Результаты работы по самообразованию должны обязательно стать достоянием коллектива. Варианты представления результатов:

- выставка работ детей и воспитателей по темам самообразования;

- "Круглый стол" по обмену опытом, "творческая гостиная";

- методические материалы (конспекты занятий, планы коллективных видов деятельности, дидактические игры, рекомендации по проведению тех или иных режимных моментов, составление картотеки по определенно тематике и многое другое);



- оформление передового педагогического опыта.



Во время самостоятельной работы по теме возникают проблемы, как же их можно решить?







2 часть. Работа в подгруппах. Задание: выбрать тему самообразования, наметить цели, задачи работы, составить примерный план изучения темы, продумать форму представления результатов работы. Обсуждение результатов работы в подгруппах.

В помощь воспитателям предлагается примерный образец.

Тема "Особенности внимания".

Цель: изучить особенности внимания дошкольников, практическое его исследование, развитие и корректировка.

Задачи:

1. Выявить возрастные и индивидуальные особенности внимания детей группы.

2. Установить зависимость качеств внимания от характера и условий организации детской деятельности.

3. Проследить роль коррекционных мероприятий в совершенствовании качеств внимания.

4. Определить наиболее рациональные приемы организации внимания дошкольников.



Примерный план изучения темы.

1. Что такое внимание. Его значение в жизни и деятельности человека.

2. Классификация внимания, физиологические механизмы произвольного и непроизвольного внимания.

3. Качества внимания, их характеристика.

4. Особенности проявления и развития внимания дошкольника.

5. Диагностическая работа, направленная на выявление уровня развития качеств внимания детей группы.

6. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного видов внимания, индивидуальных особенностей внимания детей.

7. Перспективный план коррекционной работы с детьми.

Форма представления результата: "Круглый стол" "Как развивать внимание дошкольника".

Литература:

1. Белая К.Ю. "Методическая работа в ДОУ" - М.: ТЦ "Сфера", 2005 г.

2. Волобуева Л.М. "Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами" - М.:ТЦ "Сфера", 2005 г.

3. Голицина Н.С. "Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ" - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2008 г.

4. Кокоткина О. //"Дошкольное воспитание" №8 2004 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!