Консультация для педагогов "Как организовать работу по самообразованию".
Вопрос для воспитателей: "Что такое самообразование?".
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. В.А. Сухомлинский в книге "Рождение гражданина" писал, что понятие самообразования состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.
Вопрос для воспитателей: "Все ли должны заниматься самообразованием и почему?"
Педагогическая профессия требует постоянного совершенствования, постоянного движения вперед, поэтому только период обучения в педагогическом учебном заведении или на курсах повышения квалификации выполняет функцию самообразования и заменяет его, в остальное время педагог целенаправленно работает самостоятельно. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Направление и содержание самообразования определяется самим воспитателем в соответствии с его потребностями и интересами. Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- изучение новых программ и педагогических технологий;
- ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- повышение общекультурного уровня.
Педагогическое самообразование должно быть направлено на изучение таких проблем, тем, которые для современной системы дошкольного образования являются наиболее актуальными, например:
- педагогическое общение и коммуникативная компетентность;
- индивидуализация и дифференциация воспитания и обучения;
- развивающее обучение;
- особенности организации воспитательно-образовательного процесса в учреждениях нового типа и в условиях вариативных форм образования;
- педагогическая диагностика и мониторинг качества дошкольного образования;
- духовное и идеологическое воспитание и др.
Вопрос воспитателям: "Что является незаменимым помощником при самообразовании?" (книга).
И.В. Жуковский сводит взгляды многих авторов к четырем основным методам чтения:
- чтение-просмотр, когда книгу бегло перелистывают, изредка задерживаясь на отдельных страницах. Цель – первое знакомство, получение общего представления о ее содержании;
- чтение выборочное, или неполное, когда читают основательно и сосредоточенно, но не весь текст, а только нужные для определенной цели места;
- чтение полное, или сплошное, когда внимательно прочитывают весь текст, но никакой особой работы с ним не ведут, не делают и основательных записей, ограничиваясь лишь краткими заметками или условными пометками в самом тексте;
- чтение с проработкой материала, т.е. изучение содержания книги, предполагающее серьезное углубление в текст и составление различного рода записей прочитанного.
Существуют несколько видов записи: выписки, планы, тезисы, конспекты. К выпискам прибегают в тех случаях, когда почти невозможно передать мысль автора своими словами. План – это перечень основных вопросов, изложенных в статье или книге. Типичным примером плана является оглавление книги. Тезисы в сжатой форме передают содержание книги или статьи. Конспект – это сжатый, последовательный пересказ содержания. Во время работы с книгой, статьей встречаются незнакомые слова и словосочетания. В этих случаях необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками.
Работа по самообразованию проходит ряд этапов.
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях.
2. Выбор темы и проблемы.
3. Постановка целей и задач.
4. Планирование работы по самообразованию, определение этапов и путей работы над темой.
5. Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов).
6. Практическая деятельность (применение полученных знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).
7. Подведение итогов самообразования и представление результатов.
Результаты работы по самообразованию должны обязательно стать достоянием коллектива. Варианты представления результатов:
- выставка работ детей и воспитателей по темам самообразования;
- "Круглый стол" по обмену опытом, "творческая гостиная";
- методические материалы (конспекты занятий, планы коллективных видов деятельности, дидактические игры, рекомендации по проведению тех или иных режимных моментов, составление картотеки по определенно тематике и многое другое);
- оформление передового педагогического опыта.
Во время самостоятельной работы по теме возникают проблемы, как же их можно решить?
2 часть. Работа в подгруппах. Задание: выбрать тему самообразования, наметить цели, задачи работы, составить примерный план изучения темы, продумать форму представления результатов работы. Обсуждение результатов работы в подгруппах.
В помощь воспитателям предлагается примерный образец.
Тема "Особенности внимания".
Цель: изучить особенности внимания дошкольников, практическое его исследование, развитие и корректировка.
Задачи:
1. Выявить возрастные и индивидуальные особенности внимания детей группы.
2. Установить зависимость качеств внимания от характера и условий организации детской деятельности.
3. Проследить роль коррекционных мероприятий в совершенствовании качеств внимания.
4. Определить наиболее рациональные приемы организации внимания дошкольников.
Примерный план изучения темы.
1. Что такое внимание. Его значение в жизни и деятельности человека.
2. Классификация внимания, физиологические механизмы произвольного и непроизвольного внимания.
3. Качества внимания, их характеристика.
4. Особенности проявления и развития внимания дошкольника.
5. Диагностическая работа, направленная на выявление уровня развития качеств внимания детей группы.
6. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного видов внимания, индивидуальных особенностей внимания детей.
7. Перспективный план коррекционной работы с детьми.
Форма представления результата: "Круглый стол" "Как развивать внимание дошкольника".
Литература:
1. Белая К.Ю. "Методическая работа в ДОУ" - М.: ТЦ "Сфера", 2005 г.
2. Волобуева Л.М. "Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами" - М.:ТЦ "Сфера", 2005 г.
3. Голицина Н.С. "Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ" - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2008 г.
4. Кокоткина О. //"Дошкольное воспитание" №8 2004 г.