СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить ребенка читать быстро

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Умение читать в оптимальном темпе – ключ ко всем наукам! Между хорошей техникой чтения и успеваемостью школьника прослеживается прямая связь. Как правило, ребенок узнает буквы до школы, сливает их, читает слова и предложения. К этому его мотивирует общение с компьютером, витрины магазинов, упаковки продуктов…

Просмотр содержимого документа
«Как научить ребенка читать быстро»

Умение читать в оптимальном темпе – ключ ко всем наукам! Между хорошей техникой чтения и успеваемостью школьника прослеживается прямая связь. Как правило, ребенок узнает буквы до школы, сливает их, читает слова и предложения. К этому его мотивирует общение с компьютером, витрины магазинов, упаковки продуктов…

Когда же формировать оптимальное чтение? Как повысить темп чтения и сформировать выразительность?

Письмо – кодирование информации, а чтение, наоборот, декодирование. Важно быстро узнавать и называть звуки, закодированные буквами. Поэтому полезно устроить игру: без ошибки назову! Буквы, цифры, геометрические фигуры, что угодно: тренируем декодирование.



о

б

н

д

й

р

а

к

ц

т

ф

ж

ю

е

я

м

ш

о

с

у

ё

ч

г

э

в

п

щ

х

и

л

ё

ы

а

з

ж

д

ф

э

в

ы

ц

з



ж щ ю ф

ф а у ш э ц р г й э п

а д у м р ш п ы л с н о

к х т в б з ж г э и е ё

я й ю ъ щ ц ь ф ч а с у

я ф й ч ы ц с в у м а к и п е

т р н ь о г ё б л ш ю д щ з ж

м и т ь б ю у е ж д л р п а ы ф

Далее нужны тренажеры для чтения слогов из двух букв – открытые и закрытые:

рарэр я ро р ё ру ре рурыри

ар эр яр ор ёр ур ер урырир

мо мю ми мы момёмямемамэ

ом юм им ым ом ём ям емам эм

на нянё ну ню не но нёны ни

ан янёнун юн ен он ёнын ин

Иногда дети затрудняются при чтении слогов с мягкими согласными. Нужно объяснить: когда к согласному «приходят в гости» я,е,ё,ю,и, он становится мягким, произносится по-особенному. Для этого надо быть внимательным, успеть «гостя» разглядеть. Но есть три особенных согласных, которые всегда будут твердыми: ш,ж,ц. Попробовать произнести их мягко в словах ЦИРК, МАШИНА, ЖИРАФ, получаются смешные слова!

Затем тренажеры с наращиванием согласных:

МО

ИЛ

СНЫ

ТКРЫ

ЫСН

ЫТКР

ЗУ

АШ

ПЛИ

СБРА

ИПЛ

АСБР

БЕ

ИЧ

СЛО

СТВО

ОСЛ

ОСТВ

ГУ

ЯД

ТКА

ДПРЫ

АТК

ЫДПР

ДЯ

УГ

РТО

СПРО

ОРТ

ОСПР

ЧИ

ЕС

ТРА

ВПРИ

АТР

ИВПР

ША

УЗ

НКИ

СКРА

ИНК

АСКР

ЛИ

ОМ

СКУ

ВДРУ

УСК

УВДР



МЕ

УТ

КЛА

ВЗРО

АКЛ

ОВЗР

ЗЫ

АЛ

СПЕ

ВСТА

ЕСП

АВСТ

БЯ

ИМ

РВЫ

ЗГЛУ

ЫБР

УВЗГ

ДА

ЯЛ

ВЛИ

СКРИ

ИВЛ

ИСКР

ГИ

ЫП

ВСЕ

РСКИ

ЕВС

ИРСК

ШИ

ОК

СТА

СТРЫ

АСТ

ЫСТР

ЧА

ЕМ

ТКИ

ТСКУ

ИТК

УТСК

ТУ

ИС

КРО

СТРА

ОКР

АСТР



Читаем по вертикали, по горизонтали, тренируем язычок.Чтобы повысить интерес, при чтении этих таблиц можно добавить игровую ситуацию: мы читаем «обрывки» слов. В книги приходит дед-Буквоед, который «съедает» кусочки слов. Попробуем догадаться, какие это были слова:

сбро-сбросил впри-вприпрыжку

Ребенку нравится угадывать слова, теперь чтение тренажеров имеет смысл.

Затем читаем маленькие истории, написанные большими буквами и иллюстрированные. Нельзя предлагать ребенку большие тексты. Изобилуют такими историями детские журналы «Мурзилка», «Веселый колобок», «Веселые картинки», «Спокойной ночи, малыши», «Филя», «Свирелька», «Простоквашино», «Тошка и компания» и другие.

В. Б. Эдигей разработал тексты-перевертыши, которые дети должны расшифровать. После такой деятельности у них значительно повышается скорость чтения. Затеваем игру: Дед-Буквоед перепутал буквы в слове, попробуем угадать слово: ячм. маам, коно, лашко. (мяч, мама, окно, школа). Усложняем задание, вводим маленькие рассказы,предъявляя их на доске или распечатываем каждому. Дети работают дешифровальщиками, самостоятельно записывая текст правильно.

Омяамамчеоньсикравая. Я ёеоньчебюллю.

(Моя мама очень красивыя.Я её очень люблю.)

Я бюллюрагьти с укойлкирбаб. У немя хи рти. Ион чоеньркаисыве.

(Я люблю играть с куклой Барби. У меня их три.Они очень красивые.)

У ниталовосылиндные. У нелырокоткие. Беокидевочвысикаре.

(У Тани волосы длинные. У Лены короткие. Обе девочки красивые.)

Нем пикули роскивокс. В хин бонодугабеть и пыргать. Я дубу несильехевс.

(Мне купили кроссовки. В них удобно бегать и прыгать. Я будусильнее всех.)

Я ротюсмикодзикибуков. Кибукизаргоновецта. Тесьрасыкне, лытежё, исине, лезёные, лыбее. Немнярсавтярасыкне.

(Я строю домик из кубиков. Кубики разного цвета. Есть красные, жёлтые, синие, зелёные, белые. Мне нравятся красные.)

Кератытаюлет в москос. Я чоху теполеть к зёвдамс и назуть: вужит мат дюлилиитен.

(Ракеты летают в космос.Я хочу полететь к звёздам и узнать: живут там люди или нет.)

В коопарзелулягнлос с грудомгопупаем. Гопупай лес уме ан снипу и валрассказыкисказ.

(В зоопарке гулял слон с другом попугаем.Попугай сел ему на спину и рассказывал сказки.)

При затруднении учитель может указывать первую букву в слове.

В книге В. Б. Эдигея есть более сложные тексты, которые можно использовать на уроках литературного чтения.

После того, как ребенок перестанет испытывать трудности при чтении слогов и слов, можно рассказать ему о средствах выразительности: паузе, повышении и понижении тона, темпе чтения и о специальных знаках: точке, запятой, восклицательном и вопросительном знаках. Можно поиграть – прочитать короткий текст в очень быстром темпе, без остановок, монотонно. Затем выразительно. Как лучше? Будем учиться замечать и выполнять знаки выразительности.

Конечно, в доме должны быть книги, как для детей, так и для взрослых. Мама и папа, читающие книгу или журнал, мотивирует чтение ребенка! Обязательно познакомить ребенка с библиотекой, школьной и городской. Именно там есть большой выбор книг. Как не заблудиться в книжном мире – подскажет библиотекарь. Но родители смогут сыграть решающую роль: пусть вспомнят свои любимые книжки, найдут их на полках, порекомендуют. Если в выходной день семья пойдет не в магазин за продуктами, а в библиотеку, есть надежда, что ребенок вырастет читающим. А магазину выделить любой вечер буднего дня, нужно научиться быть и покупателем, вести домашнее хозяйство.

Вот список лучших детских книг всех времен:

Агния Барто «Стихи для детей»

Николай Носов «Приключение Незнайки и его друзей»

Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

Алан Милн «Винни-Пух»

Виктор Драгунский «Денискины рассказы»

Андрей Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»

Алексей Толстой «Золотой ключик»

Эдуард Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

Корней Чуковский «Мойдодыр», сказки

Сергей Козлов «Сказка о ежике и медвежонке»

Валентин Катаев «Цветик-семицветик»

Григорий Остер «Вредные советы»

Аркадий Гайдар «Чук и Гек»

Сергей Абрамов «Выше радуги»

Михаил Пришвин «Повести и рассказы»

Виталий Бианки «Синичкин календарь»

Саша Черный «Дневник Фокса Микки»

Конечно, сюда каждый может добавить свои любимые книги, которые посчастливилось встретить и прочитать, но примерный ориентир мы должны ребенкудать.

Восприятие и осмысливание учебной информации находится в прямой связи с техникой чтения. От учителя начальных классов зависит, будет ли ребенок дружить с книгой, прочитывать статьи учебника без затруднения, будет ли успешен в учебе.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!