СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить дошкольника цифрам?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень часто бывает так, что ребёнок прекрасно считает от 1 до 10, но самостоятельно найти цифру, изображённую на картинке, никак не может. Графический образ цифры для него - это сложное абстрактное понятие. Развитие абстрактного мышления не простой процесс. И без помощи взрослых здесь не обойтись.

Просмотр содержимого документа
«Как научить дошкольника цифрам?»

Как научить дошкольника цифрам

Понимание цифр является ключевым навыком в повседневной жизни. Большинство детей способны к 5 годам научиться считать и получить основное представление о функции чисел. Эти знания очень важны, так как они подготавливают к более сложным математическим задачам, с которыми дети столкнутся в приближающиеся школьные годы. Чтобы узнать больше, начните с шага 1.

Основные методы обучения

Метод 1

Шаг 1 - Учим счету. Научите ребёнка считать от одного до десяти. Большинству из них будет довольно просто запомнить десять чисел, а также научиться повторять их, например в песенной или стихотворной форме. Тренируйте этот основной навык при каждом удобном случае.

Многие дети лучше всего обучаются, используя осязание. Дайте ребёнку потрогать предметы, которые он считает. Это поможет ему развить представление о цифрах.

Шаг 2 - Знакомим с самими цифрами. Для начала напишите на доске или на листке бумаги числа от одного до десяти. Проговаривайте каждое из них вслух и указывайте на цифру, считая по порядку. Этот метод связывает умение считать с визуальным изображением каждой цифры.

Можно также использовать карточки с цифрами. Поднимайте карточку с цифрой, громко ее произносите и просите ребенка найти ту же самую цифру в его собственном наборе. Пусть ребенок произнесет название цифры.

Шаг 3 - Обсуждаем каждую цифру по отдельности. Уделите некоторое время на обучение каждой цифре, начиная с единицы. Запишите как числовое обозначение, так и слово, а также проиллюстрируйте, показав один кубик, один палец или еще какой-нибудь одиночный предмет. Затем переходите к цифре 2. Не переходите к следующей цифре, пока ребенок не усвоит ту, что вы объясняли. Лучше всего осваивать цифры по очереди.

Шаг 4 - Объединяем с изображениями. Многие дети лучше всего обучаются, когда имеют наглядную картинку. Запишите каждую цифру и изобразите то, что ее представляет. Например, для двойки нарисуйте два глаза, два яблока или два цветка. Игральные кости, домино или карточки с точками также отлично подойдут. Для лучшего результата позвольте ребёнку попробовать нарисовать собственные варианты.

Шаг 5 - Задействуем осязание. При помощи фасоли, кубиков или других осязаемых предметов ребёнку будет проще усвоить изучаемые понятия. Так, объясняя цифру 3, просите ребенка отсчитать какие-нибудь три предмета, дотрагиваясь до них по очереди.

Шаг 6 - Показываем ребёнку, как писать цифры. Обсуждая конкретную цифру, научите правильно ее писать. Позвольте ребёнку попробовать написать числа самостоятельно. Будьте изобретательны и действуйте в игровой форме! Скажите, что цифра 1 имеет тощую линию тела и длинный, вытянутый нос. Немного забавы способствуют прочному закреплению цифр в памяти ребенка.

Шаг 7 - Подчеркиваем важность последовательности цифр. Знание числовой последовательности является крайне необходимым навыком. Начните обучать этому, написав цифры в одну линию на доске или листочке бумаги. Это должна быть прямая линия, в которой цифры идут слева направо через равные интервалы. Помогите ребёнку понять последовательность, попросив его рассортировать карточки в нужном порядке. Или можно намеренно считать неправильно, чтобы ребёнок указывал вам на ошибки.

Шаг 8 - Учим считать “с середины”. Как только ребёнок освоит цифры и их последовательность, можно приступать к обучению счету с любой цифры, а не только с единицы. Продемонстрируйте эту идею при помощи карточек или других предметов. Например, если у ребенка есть стопка из 5 карточек, а вы добавите к ней еще две, ему будет проще не начинать счет с первых пяти штук. Вместо этого он может продолжить, отсчитав еще 2 цифры: “Шесть, семь”. Это заложит фундамент для будущих примеров со сложением.

Метод 2

Закрепление навыков счета

Шаг 1 - Играем в игры с основными цифрами. Познакомив ребёнка с базовой системой счета и цифровой последовательностью, вы можете закрепить эту информацию при помощи числовых игр. Их может быть бесконечное множество. Для начала попробуйте:

- Построение башни из кубиков. Выберите определенное число или число, которое вы сейчас обсуждаете, и соберите башню из нужного количества кубиков.

- Создание лестницы. При помощи кубиков постройте башни и рассортируйте их по размеру. Сначала башня из одного кубика, потом из двух, затем из трех. Это поможет запомнить последовательность, а также соотнести физический размер и количество.

- Настольные игры. Во многих настольных играх ребёнку требуется определять цифры по количеству точек на игральных костях, а затем отсчитывать соответствующее количество клеток, чтобы продвинуться дальше.

Шаг 2 - Поем песни-считалочки. Основные песни-считалочки и стихи помогают детям запомнить цифры и их последовательность.

Шаг 3 - Используем книги с иллюстрациями. Существует огромное количество книг со считалками и цифрами, которые доступны для дошкольников и учеников подготовительных классов. Выберите несколько с яркими цветами и красивыми картинками.

Шаг 4 - Как можно чаще спрашиваем “сколько?”. Каждый раз, когда в жизни возникает ситуация, требующая счета, просите ребёнка сделать это за вас. Сколько тарелок нужно, чтобы накрыть на стол? Сколько книг вы взяли с полки? Сколько у вас конфет?

Шаг 5 - Подчеркиваем взаимосвязь между цифрами и количеством. Играйте в игры, где ребёнку необходимо понимать связь между цифрами и соответствующему им количеством. Например, попросите его отсчитать определенное количество фасоли, а затем добавить или отделить несколько. Пусть ребёнок определит новое число и скажет, больше оно или меньше.

Шаг 6 - Используем таблицу 5 на 2. Нарисуйте прямоугольник, состоящий из 10 маленьких квадратов (два ряда по пять штук). Нарисуйте точки или раскрасьте по частям каждую секцию, обозначающую конкретную цифру.

Шаг 7 - Тренируем сравнивать цифры. Объясните, что при переходе от 1 до 10 цифры увеличиваются. При помощи фасоли, кубиков или других предметов разложите на столе две кучки, одну слева, а другую справа. Попросите ребёнка определить, какая сторона больше, и отсчитать конкретную цифру. Укажите, что эта цифра больше той, что располагается на другой стороне. Эту технику можно также использовать при обучении равенству. Время от времени делайте две одинаковые кучки: по 5 зерен фасоли, по 10 кубиков, либо других предметов, которые вы используете для обучения. Пусть ребёнок это обнаружит и объяснит, что это значит.



Заключение:

Поощряйте ребёнка как можно чаще использовать свои навыки счета в повседневной жизни. Это закрепит его ранние математические знания намного лучше любых уроков.

Хвалите ребёнка, когда он научится этим понятиям и не ругайте, если он что-то перепутал. У ребёнка будет больше стремления учиться, а также появится больше уверенности в своих силах, если вы будете придерживаться максимально позитивного закрепления материала.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!