Фрагмент урока математики в 1 «В» классе
Тема: «Знакомство с числом и цифрой 9»
Мотивация к учебной деятельности
Ребята, к нам на урок пришли слова. Прочитаем
(Слайд 1)
Шум
Память
Смех
Внимание
Старание
-Какие из этих слов мы оставим на уроке для того, чтобы они нам помогали учиться, а какие попросим подождать до перемены?
(Слайд 2)
Память
Внимание
Старание
Актуализация знаний и фиксация затруднения
-Сколько слов мы оставили?
-Обозначим это кол-во цифрой на числовом отрезке (3)
Счёт от 3 до 9 (по «цепочке»)
От числа 3 через 1 (с хлопками хором)
-назовите соседей числа 3, какое из них последующее, предыдущее?
-что значит последующее? Предыдущее?
-обозначьте на числовом отрезке эти числа (2,4)
-чему равна сумма 2 и 4?
-найдите место числа 6 на числовом отрезке (отметили 6)
-уменьшите сумму-результат на 1, сколько получилось?
-5 – последующее или предыдущее по отношению к числу 6? (место числа 5 на отрезке)
-какое число стоит справа от числа 6? (отметили 7)
-7 больше или меньше 6? На сколько? (на 1)
-найдите место для числа 1
(Слайд 3)
ЗАГАДКА
В суровые метели
К дому птицы прилетели:
Пять снегирей и три синички,
Сколько это будет птичек? (8)
-Дополните числовой ряд (дописали 8, образовали ряд от 1 до 8)
-Сколько было птичек?
-Количество птичек обозначим схематически – кружками (на доске)
-Прилетел ещё 1 воробей
(Слайд 4)
-Как это показать с помощью кружков? (добавили ещё 1)
-Фигур стало больше или меньше? На сколько?
-Как это записать выражением? (8+1)
-Возвратимся к числовому отрезку.
- Как на числовом отрезке показать, что к 8-ми фигурам добавили ещё одну?
-Почему стрелочка направлена вправо?
-Сколько получили? (9)
-Как получили 9?
-Можем ли мы обозначить место числа 9 на числовом отрезке?
-А записать значение выражения 8+1? Почему?
-Какую цель поставим перед собой? (Научиться писать цифру 9)
-Но цифра – это всего лишь знак для обозначения числа, что ещё мы узнаем сегодня на уроке?
-Предлагаю поработать по плану
(Слайд 5)
ПЛАН
1. Написание цифры 9.
2. Место числа 9 на числовом отрезке.
3.Состав числа 9.
Учитель:
Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие - недобрую. "У девятки не будет пути ", - говорили в древности. Последним числом счёта было число 8, а за ним - что-то таинственное, странное…
Древние греки числу приписывали добрую славу. Потому что они уже давно умели считать до девяти, и это число их больше не пугало.
-Какой цифрой обозначим число 9?
- А на что похожа цифра 9?
-На какую цифру она похожа своими элементами?
(Слайд 6)
Цифра 9, иль девятка Цирковая акробатка. Если на голову встанет, Цифрой 6 девятка станет.
(Слайд 7)
1.Показ написания цифры.
(Написание цифры детьми)
2.Место числа 9 на числовом отрезке.
-А сейчас обозначим место числа 9 на отрезке и запишем значение выражения (8+1=9)
-Что у нас получилось? (числовой ряд)
-Назовите соседей числа 9
-Какое число стоит слева от числа 9? Как его называем?
-Какое число стоит справа?
-Оно больше или меньше, чем 9?
-На сколько последующее число больше предыдущего?
-На сколько предыдущее меньше последующего?
-Посчитаем хором (в прямом и обратном порядке)
3.Состав числа 9
(Слайд 8)
(Геометрические фигуры на доске или слайде и на листах)
- Сколько фигур на доске? (9)
-Чем похожи? Чем отличаются?
- По каким признакам можно разбить эти фигуры на части? (По форме, по размеру, по цвету.)
(Задание в группах)
-Каждый ряд получит задание – разбить фигуры по определённому признаку и составит числовое выражение
Разбить по форме (1ряд) 4+5
По размеру (2 ряд) 2+7
По цвету (3 ряд) 3+6
(прикрепляют листы на доске)
- Какое равенство мы открыли раньше? 8+1=9
-Прочитайте разными способами
-Как получить число 9?
(Слайд 9– домик)
-Для чего нам нужно знать состав числа?
Закрепление состава числа 9 практически (задание учебника).
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика. Познавательная активность обеспечивает интерес к учебе и развитие других важных качеств личности ребенка.
Развитие способностей
Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками, навыков сотрудничества. Формирование адекватного поведения, ответственности за свои поступки, волевых качеств (поступать не так, как я хочу)
На своём уроке я хотела показать работу, которая проводится при знакомстве с новым числом и цифрой и раскрыть те проблемы, с которыми мы сталкиваемся, над чем работаем
Счёт – прямой и обратный, счёт с пропуском числа.
Работа с числовым рядом или числовым отрезком.
Формирование пространственных представлений (за, перед, после, слева, справа и т.д.)
Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц.
Что значит больше или меньше на один.
Образование числа путём прибавления 1
Разграничение понятий «число» и «цифра»; число – количество, цифра – знак для обозначения числа.
Классификация предметов по различным признакам; выделение сходства и различия
Умение действовать по образцу, соблюдать инструкцию.
Знание состав чисел.