СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как играть с гиперактивными детьми (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогом-психологом представлены игры с гиперактивными детьми в условиях ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Как играть с гиперактивными детьми (из опыта работы)»

Как играть с гиперактивными детьми   Из опыта работы педагога-психолога МБДОУ № 8 г. Курска Сметаниной М.В. Место проведения: МБДОУ № 8

Как играть с гиперактивными детьми

Из опыта работы

педагога-психолога МБДОУ № 8 г. Курска

Сметаниной М.В.

Место проведения: МБДОУ № 8

Гиперактивность как самостоятельное заболевание выделили в 80-е годы, с тех пор оно появилось в Международной классификации болезни под названием «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», или СДВГ. Главное отличие здорового ребенка от ребенка гиперактивного состоит в том, что первые являются вполне управляемыми детьми, периоды бурной активности у них носят кратковременный характер, гнев или агрессию такого малыша можно предотвратить или быстро купировать, он поддается уговорам, у него вполне развиты навыки самоконтроля. Диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» ставится обычно с учетом трех основных критериев: невнимательность, гиперактивность, импульсивность.

Гиперактивность как самостоятельное заболевание выделили в 80-е годы, с тех пор оно появилось в Международной классификации болезни под названием «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», или СДВГ.

Главное отличие здорового ребенка от ребенка гиперактивного состоит в том, что первые являются вполне управляемыми детьми, периоды бурной активности у них носят кратковременный характер, гнев или агрессию такого малыша можно предотвратить или быстро купировать, он поддается уговорам, у него вполне развиты навыки самоконтроля.

Диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» ставится обычно с учетом трех основных критериев: невнимательность, гиперактивность, импульсивность.

Понятие «невнимательность» включает в себя:  неспособность концентрировать внимание на деталях, отсутствие слухового восприятия, неумение доводить начатое дело до конца, проблемы с организацией собственной деятельности, отказ от занятий, требующих продолжительного интеллектуального напряжения, забывчивость, частые потери вещей, игрушек и т. д.

Понятие «невнимательность» включает в себя:

  • неспособность концентрировать внимание на деталях,
  • отсутствие слухового восприятия,
  • неумение доводить начатое дело до конца,
  • проблемы с организацией собственной деятельности,
  • отказ от занятий, требующих продолжительного интеллектуального напряжения,
  • забывчивость,
  • частые потери вещей, игрушек и т. д.
Для гиперактивности , характерны следующие признаки:  суетливость ребенка, неумение заниматься каким-либо определенным делом, бесцельность двигательной активности ребенка, что называется движением ради движения, отказ от спокойных игр, чрезмерная разговорчивость.

Для гиперактивности , характерны следующие признаки:

  • суетливость ребенка,
  • неумение заниматься каким-либо определенным делом,
  • бесцельность двигательной активности ребенка, что называется движением ради движения,
  • отказ от спокойных игр,
  • чрезмерная разговорчивость.
Для   импульсивности характерно:  ребенок торопится ответить на вопрос, не задумываясь, не дослушав его до конца, не умеет сдерживаться и дожидаться своей очереди, выкрикивает, перебивает, вступает в конфликты.  Если 6 из перечисленных признаков характеризуют поведение ребенка, то можно предположить, что он гиперактивен, но в любом случае, не стоит брать на себя ответственность в постановке диагноза, за консультацией лучше обратиться к специалисту в медицинское учреждение.

Для   импульсивности характерно:

  • ребенок торопится ответить на вопрос, не задумываясь, не дослушав его до конца,
  • не умеет сдерживаться и дожидаться своей очереди, выкрикивает, перебивает, вступает в конфликты.

Если 6 из перечисленных признаков характеризуют поведение ребенка, то можно предположить, что он гиперактивен, но в любом случае, не стоит брать на себя ответственность в постановке диагноза, за консультацией лучше обратиться к специалисту в медицинское учреждение.

Как помочь гиперактивному ребенку? Подход к подобным малышам очень трудно найти. При взаимодействии с ними от взрослых требуется немалая выдержка и терпение, ведь традиционные способы влияния здесь малоэффективны. Необходимо выработать единую линию воспитания, сглаживайте конфликтные ситуации. Отношения с такими детьми должны строиться на доверии и взаимопонимании. Сдерживайте свои отрицательные эмоции, гнев, раздражение, не повышайте голоса на ребенка . Необходимо ограничить время просмотра телевизора, прослушивания бурной музыки, исключить компьютерные игры, заменив их настольными, избегать посещения многолюдных мест и зрелищ, отдавать предпочтение прогулкам на свежем воздухе. Ограничивать двигательную активность ребенка не стоит, так как ему необходимо избавляться от излишков энергии, но при этом нужно следить, чтобы он не переутомился. Родителям так же необходимо придерживаться распорядка дня, к которому он привык в детском саду, это также даст успокаивающий эффект.

Как помочь гиперактивному ребенку?

Подход к подобным малышам очень трудно найти. При взаимодействии с ними от взрослых требуется немалая выдержка и терпение, ведь традиционные способы влияния здесь малоэффективны.

Необходимо выработать единую линию воспитания, сглаживайте конфликтные ситуации.

Отношения с такими детьми должны строиться на доверии и взаимопонимании. Сдерживайте свои отрицательные эмоции, гнев, раздражение, не повышайте голоса на ребенка .

Необходимо ограничить время просмотра телевизора, прослушивания бурной музыки, исключить компьютерные игры, заменив их настольными, избегать посещения многолюдных мест и зрелищ, отдавать предпочтение прогулкам на свежем воздухе.

Ограничивать двигательную активность ребенка не стоит, так как ему необходимо избавляться от излишков энергии, но при этом нужно следить, чтобы он не переутомился.

Родителям так же необходимо придерживаться распорядка дня, к которому он привык в детском саду, это также даст успокаивающий эффект.

Педагогами и психологами для коррекции тех или иных нарушений в развитии ребенка применяется очень действенный способ – это игротерапия , т. е. лечение игрой.  Правильно подобранные игры помогут лучше понять ребенка, выявить и сгладить то, что его волнует на данный момент, узнать об особенностях его развития и мировосприятия, конечно же, укрепить доверительные отношения. Развивая в игре те или иные качества малыша, вы облегчите его адаптацию в социуме, поможете обрести уверенность в себе и в окружающем мире.  Включать гиперактивных детей в коллективную деятельность, в том числе игры, целесообразно поэтапно: начинать с индивидуальной работы, затем привлекать к участию в деятельности в малых подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к играм с чёткими правилами, способствующим развитию внимания.

Педагогами и психологами для коррекции тех или иных нарушений в развитии ребенка применяется очень действенный способ – это игротерапия , т. е. лечение игрой.

Правильно подобранные игры помогут лучше понять ребенка, выявить и сгладить то, что его волнует на данный момент, узнать об особенностях его развития и мировосприятия, конечно же, укрепить доверительные отношения. Развивая в игре те или иные качества малыша, вы облегчите его адаптацию в социуме, поможете обрести уверенность в себе и в окружающем мире.

Включать гиперактивных детей в коллективную деятельность, в том числе игры, целесообразно поэтапно: начинать с индивидуальной работы, затем привлекать к участию в деятельности в малых подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к играм с чёткими правилами, способствующим развитию внимания.

Игры для гиперактивных детей

Игры для гиперактивных детей

"Найди отличие" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

  Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенку предлагается две картинки, отличающиеся друг от друга деталями. Ребенок должен внимательно посмотреть на эти две картинки и сказать, чем она отличаются.

«Разговор с руками

«Разговор с руками" (Шевцова И.В.)

 

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

"Кричалки—шепталки—молчалки" (Шевцова И.В.)

  Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".

"Передай мяч" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

"Сиамские близнецы" (Кряжева Н.Л., 1997)

  Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Скажите детям следующее: "Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.". Чтобы "третья" нога действовала "дружно", ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут "срастись" не только ногами, но спинками, головами и др.

"Колпак мой треугольный" (Старинная игра)

  Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово "колпак" заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). Ведущий раз уже заменяются 2 слова: слово "колпак" и слово "мой" (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а "показывают" на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

 

"Слушай хлопки" (Чистякова М.И., 1990)

  Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

"Давайте поздороваемся"

  Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

  1 хлопок — здороваемся за руку;

  2 хлопка — здороваемся плечиками;

  3 хлопка — здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.

"Менялки"

  Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

  Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: "Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

 

"Запрещенное движение" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

"Зеваки" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!