СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение из опыта работы "Работа педагога-психолога с гиперактивными детьми"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте, это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. В силу личностных особенностей детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, деятельности. При обращении с такими детьми часто возникают немалые трудности. При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. 

Просмотр содержимого документа
«Сообщение из опыта работы "Работа педагога-психолога с гиперактивными детьми"»

Работа педагога-психолога с гиперактивными детьми

Все чаще встречаются дети, которым врач-невролог ставит диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

«Гипер…» – (от греч. над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный». Внешние проявления гиперактивности: отвлекаемость, невнимательность, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто таким детям сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. Как правило в основе синдрома гиперактивности лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), это могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни. Добиться того, чтобы такой ребёнок стал послушным и покладистым, ещё не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте, это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т. е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерно агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, деятельности. При обращении с такими детьми часто возникают немалые трудности.

Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так “щедры” взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и дети, с которыми он общается, и взрослые, которые участвуют в его воспитании.

Если диагноз отсутствует, а у ребёнка день за днём проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые проводят дополнительное целенаправленное наблюдение за ними.

Первый шаг в работе с гиперактивными детьми – выявление такого ребёнка.



Признаки:

1. Импульсивный ребёнок
2. Всегда быстро находит ответ, когда его о чём-то спрашивают (возможно, и неверный).
3. У него часто меняется настроение.
4. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
5. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
6. Обидчив, но не злопамятен.
7. Часто чувствуется, что ему всё надоело.
8.  Быстро, не колеблясь, принимает решения.
9.  Может резко отказаться от еды, которую не любит.
10. Нередко отвлекается на занятиях.
11. Когда кто-нибудь из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
12. Обычно уверен, что справится с любим заданием.
13. Может нагрубить учителю, родителям.
14. Временами кажется, что он переполнен энергией.
15. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
16.  Требует к себе внимания, не хочет ждать.
17.  В играх не подчиняется общим правилам.
18.  Горячится во время разговора, часто повышает голос.
19.  Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
20.  Любит организовывать, предводительствовать.
21.  Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

«Как играть с гиперактивными детьми?»

При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других.

Игра «Клубочек» Цель: обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

Содержание: Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубочка с каждым разом может становиться всё больше и больше. Взрослый сообщает ребёнку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только ребёнок начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда подобная игра станет для ребёнка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчён, устал или «завёлся».

Игра «Что нового»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребёнок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.

Игра «Колпак мой треугольный»

Цель: игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребёнком своего тела, учит управлять движениями и контролировать своё поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 лёгких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу.

Игра «Черепаха»

Цель: научиться контролировать свои движения.

Педагог встаёт у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее тренер говорит: «Представьте себе, что все мы – черепахи. Я – большая черепаха, а вы – маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт ещё не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы – черепашки и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Тренер следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2-3 мин. он даёт новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи – именинницы. Обсуждение.

Необходимо помнить, что:

  • гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики;



  • гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может;



  • дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его.





Рекомендуемая литература по теме:

- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!