СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как готовиться к составлению монологического высказывания по фотографии

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная презентация позволит учителю подготовить учеников к составлению монологического описания  по фотографии при подготовке к устному итоговому собеседованию в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Как готовиться к составлению монологического высказывания по фотографии»

Как готовиться к составлению монологического высказывания по фотографии Составила учитель МОУ СОШ №6 Шоколова Л.В.

Как готовиться к составлению монологического высказывания по фотографии

Составила учитель

МОУ СОШ №6 Шоколова Л.В.

Что требуется В третьем задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну. Среди тем обязательно представлены все три типа речи: описание, повествование и рассуждение. В  первом случае нужно описать фотографию, во втором — рассказать о событии из жизни, в третьем — порассуждать о поставленном вопросе. Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте тот тип речи, которым вы лучше всего владеете. Ваша речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 минут. Одна фраза — это одно простое предложение. Если предложение состоит из двух частей, то каждая часть считается за одну фразу.

Что требуется

  • В третьем задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну. Среди тем обязательно представлены все три типа речи: описание, повествование и рассуждение. В  первом случае нужно описать фотографию, во втором — рассказать о событии из жизни, в третьем — порассуждать о поставленном вопросе. Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте тот тип речи, которым вы лучше всего владеете.
  • Ваша речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 минут. Одна фраза — это одно простое предложение. Если предложение состоит из двух частей, то каждая часть считается за одну фразу.
Образец карточки

Образец карточки

Фотография из демоверсии

Фотография из демоверсии

Задания к фотографии Не забудьте описать: • место и время проведения праздника; • событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник; • присутствующих на празднике; • общую атмосферу праздника и настроение участников.

Задания к фотографии

  • Не забудьте описать:
  • место и время проведения праздника;
  • событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
  • присутствующих на празднике;
  • общую атмосферу праздника и настроение участников.
Совет   Монолог — это цельный связный текст, у которого обязательно должно быть заключение. Чтобы не потерять баллы за это задание, не забудьте в конце подытожить сказанное

Совет

  •   Монолог — это цельный связный текст, у которого обязательно должно быть заключение. Чтобы не потерять баллы за это задание, не забудьте в конце подытожить сказанное

Советы ученикам при описании фотографии

  • 1. Начните с:
  • замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?);
  • поиска смыслового центра фотоснимка;
  • описания того, кто (или что) изображен;
  • 2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда).
  • 3. Не говорите того, чего нет на фотографии.
  • 4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего монологического высказывания, например:
  • экскурсия в прошлое,
  • интересная история,
  • фотография на память,
  • смысловой центр,
  • передний и задний план,
  • цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),
  • персонажи и предметный ряд,
  • яркое впечатление, сохранённое на снимке.
  • 5. Обратите внимание, как изображены предметы:
  • опишите фон, позы, цветовые эффекты;
  • ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе),
  • укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.
  • 6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:
  • если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)
  • опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)
  • если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.
  • 7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).
  • 8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.
  • 9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.
  • 10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.

Речевые клише  Вступление Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?) Человек научился запечатлевать с помощью фотоаппарата интересные моменты жизни. И на данной фотографии мы видим… Фотография – это жанровая зарисовка, передающая один из …(ярких // праздничных // обыденных // повседневных) моментов жизни. Посмотрите на этот фотоснимок . На нем мы видим… Передо мной фотография, на которой запечатлены…

Речевые клише Вступление

Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?)

Человек научился запечатлевать с помощью фотоаппарата интересные моменты жизни. И на данной фотографии мы видим…

Фотография – это жанровая зарисовка, передающая один из …(ярких // праздничных // обыденных // повседневных) моментов жизни. Посмотрите на этот фотоснимок . На нем мы видим…

Передо мной фотография, на которой запечатлены…

Основная часть глаголы для изображения сфотографированных людей : увидеть, изобразить, как бы подсмотреть, представить, наблюдать, позировать…  глаголы, позволяющие описать интерьер : помещается, находится, располагается, бросается в глаза, нельзя не заметить, занимает много пространства…  прилагательные для описания лица человека, запечатлённого на снимке: открытое,  взволнованное, доброжелательное, красивое…  прилагательные для описания одежды людей: яркая, праздничная, летняя, неброская, будничная…  прилагательные и причастия, характеризующие фотографию : большая, маленькая,  выполненная профессиональным фотографом, любительская, снимок чёткий, фотография старая, свежая, любимая, памятная, детская…

Основная часть

  • глаголы для изображения сфотографированных людей : увидеть, изобразить, как бы подсмотреть, представить, наблюдать, позировать…
  • глаголы, позволяющие описать интерьер : помещается, находится, располагается, бросается в глаза, нельзя не заметить, занимает много пространства…
  • прилагательные для описания лица человека, запечатлённого на снимке: открытое, взволнованное, доброжелательное, красивое…
  • прилагательные для описания одежды людей: яркая, праздничная, летняя, неброская, будничная…
  • прилагательные и причастия, характеризующие фотографию : большая, маленькая, выполненная профессиональным фотографом, любительская, снимок чёткий, фотография старая, свежая, любимая, памятная, детская…

Основная часть

Глядя на фотографию, я мысленно переношусь…

Глядя на фотографию, можно предположить, что…

В центре фотографии – (кто? что?). Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу (чего?)

Фотограф воплотил свою главную задачу – привлек внимание зрителя к (чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры фотографии совпали.

Этот снимок был сделан в тот момент, когда…

Фотокадр, яркий снимок…

Смысловой центр расположен с правой стороны. Он позволяет нам понять замысел фотографа.

 

Смысловой центр – это зрительный центр, который сразу же привлёк наше внимание.

Внимание зрителя приковано к… (кому? чему?)

Фотограф выделил (кого? что?) (чем: цветом? композиционно?..)

На переднем (заднем) плане фотографии…

Кадр сделан с левой (правой) стороны…

На данной фотографии мы видим (что?)

На левой (правой) стороне кадра

В глубине фотографии (фотоснимка)…

На фотографии изображено …

В верхнем (нижнем) левом (правом) углу снимка изображено…

Цветовой ряд как композиционный элемент: краски, оттенки…

Чувства, вызванные фотографией…

Увлекательное путешествие в мир фотографии…

Зафиксированные на фотографии эмоции…

 

Заключение

Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей.

Удел фотографа - прекрасные мгновения,

Фотоизображение не может оставить зрителя равнодушным: оно захватывает его правдой жизни, неповторимостью запечатлённых мгновений и заставляет его почувствовать //понять…

Фотограф смотрит в объектив,

Затвором отсечённые от времени реки…

Изучив фотоснимок, мы понимаем, что получили положительные эмоции от этой фотографии, потому что фотограф смог передать всю гамму чувств…

Фотоснимок, на котором изображена … (что?), заставит и нас, зрителей, насладиться красотой (чего?) и необычностью (чего?).

На плёнке чувствительной след остаётся

В единый кадр мир вместив.

Судьба фотографа - отбросив все сомнения,

«Фотография – это искусство застывшего времени… возможность хранить эмоции и чувства внутри кадра», - сказал Мешак Отиено, кенийский фотограф. И фотография, о которой мы только что говорили, хранит эмоции автора, наполняя нас такими же чувствами.

Завершая своё описание, хочу сказать: эмоции, которые запечатлены фотографом на снимке, настолько яркие, что фотокадр никого не оставляет равнодушным.

Момент истории для нас

От вспышки мгновенной и яркой.

С течением бежать, играя, наперегонки.

Фотограф – волшебник –

Сергей Дудник

 

Он в кадре сохранит сейчас.

Передо мной фотография, которая, как сказал Ирвинг Пенн, знаменитый американский фотограф XX века, «сообщает о факте, касается сердца и оставляет зрителя изменившимся человеком после того, что он увидел».

Ему удается сберечь без единой помарки

Повещенко О.

 

Лишь миг, что ничтожно для вечности мал,

Короткое жизни мгновенье.

В окно объектива секунду поймав,

Её сделать чудотвореньем.

Владимир Луговской.

Баллы за задание За монолог можно получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям : 1. Соответствие коммуникативной задаче. Вы получите 1 балл, если в вашем монологе не менее 10 фраз, нет фактических ошибок, есть ответы на все вопросы в карточке. При этом вопросы нужно использовать только как опору для монолога, а не строить текст по формату «вопрос/ответ»: читать вопрос — отвечать на него, читать следующий — отвечать. В противном случае текст получится несвязным, и вы потеряете балл. 2. Учёт речевой ситуации. 1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту. Нужно избегать любых слов-паразитов. 3. Речевое оформление. Вы получите 1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность и последовательность изложения и если в ней нет логических ошибок. Также у текста обязательно должно быть заключение, а конструкции не должны быть однотипными: например, «Я очень люблю вышивать. Также я очень люблю ходить в кино. Я люблю читать книги перед сном».  

Баллы за задание

  • За монолог можно получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям :
  • 1. Соответствие коммуникативной задаче.
  • Вы получите 1 балл, если в вашем монологе не менее 10 фраз, нет фактических ошибок, есть ответы на все вопросы в карточке. При этом вопросы нужно использовать только как опору для монолога, а не строить текст по формату «вопрос/ответ»: читать вопрос — отвечать на него, читать следующий — отвечать. В противном случае текст получится несвязным, и вы потеряете балл.
  • 2. Учёт речевой ситуации.
  • 1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту. Нужно избегать любых слов-паразитов.
  • 3. Речевое оформление.
  • Вы получите 1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность и последовательность изложения и если в ней нет логических ошибок. Также у текста обязательно должно быть заключение, а конструкции не должны быть однотипными: например, «Я очень люблю вышивать. Также я очень люблю ходить в кино. Я люблю читать книги перед сном».
  •  
В помощь учителю при подготовке учеников к составлению устного монологического высказывания по фотографии 1) Можно при подготовке вместе с детьми пробовать описывать в тетрадях фотографии из разных вариантов. 2) Предложить учащимся, сидящим за одной партой, оценить работу соседа по критериям, которые выведены на экран, выставить баллы. 3) Когда это уже отработано, можно предложить в парах составить устный рассказ по любой другой фотографии. 4) Обязательно быть внимательным при описании фотографии, не забывать обращать внимание на предложенные к фотографии вопросы.

В помощь учителю при подготовке учеников к составлению устного монологического высказывания по фотографии

  • 1) Можно при подготовке вместе с детьми пробовать описывать в тетрадях фотографии из разных вариантов.
  • 2) Предложить учащимся, сидящим за одной партой, оценить работу соседа по критериям, которые выведены на экран, выставить баллы.
  • 3) Когда это уже отработано, можно предложить в парах составить устный рассказ по любой другой фотографии.
  • 4) Обязательно быть внимательным при описании фотографии, не забывать обращать внимание на предложенные к фотографии вопросы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!