Как готовиться к составлению монологического высказывания по фотографии
Составила учитель
МОУ СОШ №6 Шоколова Л.В.
Что требуется
- В третьем задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну. Среди тем обязательно представлены все три типа речи: описание, повествование и рассуждение. В первом случае нужно описать фотографию, во втором — рассказать о событии из жизни, в третьем — порассуждать о поставленном вопросе. Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте тот тип речи, которым вы лучше всего владеете.
- Ваша речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 минут. Одна фраза — это одно простое предложение. Если предложение состоит из двух частей, то каждая часть считается за одну фразу.
Образец карточки
Фотография из демоверсии
Задания к фотографии
- Не забудьте описать:
- • место и время проведения праздника;
- • событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
- • присутствующих на празднике;
- • общую атмосферу праздника и настроение участников.
Совет
- Монолог — это цельный связный текст, у которого обязательно должно быть заключение. Чтобы не потерять баллы за это задание, не забудьте в конце подытожить сказанное
Советы ученикам при описании фотографии
- замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?);
- поиска смыслового центра фотоснимка;
- описания того, кто (или что) изображен;
- 2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда).
- 3. Не говорите того, чего нет на фотографии.
- 4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего монологического высказывания, например:
- экскурсия в прошлое,
- интересная история,
- фотография на память,
- смысловой центр,
- передний и задний план,
- цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),
- персонажи и предметный ряд,
- яркое впечатление, сохранённое на снимке.
- 5. Обратите внимание, как изображены предметы:
- опишите фон, позы, цветовые эффекты;
- ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе),
- укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.
- 6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:
- если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)
- опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)
- если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.
- 7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).
- 8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.
- 9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.
- 10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.
Речевые клише Вступление
Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?)
Человек научился запечатлевать с помощью фотоаппарата интересные моменты жизни. И на данной фотографии мы видим…
Фотография – это жанровая зарисовка, передающая один из …(ярких // праздничных // обыденных // повседневных) моментов жизни. Посмотрите на этот фотоснимок . На нем мы видим…
Передо мной фотография, на которой запечатлены…
Основная часть
- глаголы для изображения сфотографированных людей : увидеть, изобразить, как бы подсмотреть, представить, наблюдать, позировать…
- глаголы, позволяющие описать интерьер : помещается, находится, располагается, бросается в глаза, нельзя не заметить, занимает много пространства…
- прилагательные для описания лица человека, запечатлённого на снимке: открытое, взволнованное, доброжелательное, красивое…
- прилагательные для описания одежды людей: яркая, праздничная, летняя, неброская, будничная…
- прилагательные и причастия, характеризующие фотографию : большая, маленькая, выполненная профессиональным фотографом, любительская, снимок чёткий, фотография старая, свежая, любимая, памятная, детская…
Основная часть
Глядя на фотографию, я мысленно переношусь…
Глядя на фотографию, можно предположить, что…
В центре фотографии – (кто? что?). Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу (чего?)
Фотограф воплотил свою главную задачу – привлек внимание зрителя к (чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры фотографии совпали.
Этот снимок был сделан в тот момент, когда…
Фотокадр, яркий снимок…
Смысловой центр расположен с правой стороны. Он позволяет нам понять замысел фотографа.
Смысловой центр – это зрительный центр, который сразу же привлёк наше внимание.
Внимание зрителя приковано к… (кому? чему?)
Фотограф выделил (кого? что?) (чем: цветом? композиционно?..)
На переднем (заднем) плане фотографии…
Кадр сделан с левой (правой) стороны…
На данной фотографии мы видим (что?)
На левой (правой) стороне кадра
В глубине фотографии (фотоснимка)…
На фотографии изображено …
В верхнем (нижнем) левом (правом) углу снимка изображено…
Цветовой ряд как композиционный элемент: краски, оттенки…
Чувства, вызванные фотографией…
Увлекательное путешествие в мир фотографии…
Зафиксированные на фотографии эмоции…
Заключение
Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей.
Удел фотографа - прекрасные мгновения,
Фотоизображение не может оставить зрителя равнодушным: оно захватывает его правдой жизни, неповторимостью запечатлённых мгновений и заставляет его почувствовать //понять…
Фотограф смотрит в объектив,
Затвором отсечённые от времени реки…
Изучив фотоснимок, мы понимаем, что получили положительные эмоции от этой фотографии, потому что фотограф смог передать всю гамму чувств…
Фотоснимок, на котором изображена … (что?), заставит и нас, зрителей, насладиться красотой (чего?) и необычностью (чего?).
На плёнке чувствительной след остаётся
В единый кадр мир вместив.
Судьба фотографа - отбросив все сомнения,
«Фотография – это искусство застывшего времени… возможность хранить эмоции и чувства внутри кадра», - сказал Мешак Отиено, кенийский фотограф. И фотография, о которой мы только что говорили, хранит эмоции автора, наполняя нас такими же чувствами.
Завершая своё описание, хочу сказать: эмоции, которые запечатлены фотографом на снимке, настолько яркие, что фотокадр никого не оставляет равнодушным.
Момент истории для нас
От вспышки мгновенной и яркой.
С течением бежать, играя, наперегонки.
Фотограф – волшебник –
Сергей Дудник
Он в кадре сохранит сейчас.
Передо мной фотография, которая, как сказал Ирвинг Пенн, знаменитый американский фотограф XX века, «сообщает о факте, касается сердца и оставляет зрителя изменившимся человеком после того, что он увидел».
Ему удается сберечь без единой помарки
Повещенко О.
Лишь миг, что ничтожно для вечности мал,
Короткое жизни мгновенье.
В окно объектива секунду поймав,
Её сделать чудотвореньем.
Владимир Луговской.
Баллы за задание
- За монолог можно получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям :
- 1. Соответствие коммуникативной задаче.
- Вы получите 1 балл, если в вашем монологе не менее 10 фраз, нет фактических ошибок, есть ответы на все вопросы в карточке. При этом вопросы нужно использовать только как опору для монолога, а не строить текст по формату «вопрос/ответ»: читать вопрос — отвечать на него, читать следующий — отвечать. В противном случае текст получится несвязным, и вы потеряете балл.
- 2. Учёт речевой ситуации.
- 1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту. Нужно избегать любых слов-паразитов.
- 3. Речевое оформление.
- Вы получите 1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность и последовательность изложения и если в ней нет логических ошибок. Также у текста обязательно должно быть заключение, а конструкции не должны быть однотипными: например, «Я очень люблю вышивать. Также я очень люблю ходить в кино. Я люблю читать книги перед сном».
-
В помощь учителю при подготовке учеников к составлению устного монологического высказывания по фотографии
- 1) Можно при подготовке вместе с детьми пробовать описывать в тетрадях фотографии из разных вариантов.
- 2) Предложить учащимся, сидящим за одной партой, оценить работу соседа по критериям, которые выведены на экран, выставить баллы.
- 3) Когда это уже отработано, можно предложить в парах составить устный рассказ по любой другой фотографии.
- 4) Обязательно быть внимательным при описании фотографии, не забывать обращать внимание на предложенные к фотографии вопросы.