СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Качественная подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитывая масштабы экзамена, можно считать, что на сегодняшний день ЕГЭ и ОГЭ – это самая массовая и представительная проверка что знают и умеют выпускники основного общего и среднего полного образования по истории и обществознанию Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«Качественная подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»

Выступление на районное МО историков подготовила учитель высшей категории Рудик Л. Д. МБОУ Кавалерской СОШ №3 имени Героя Советского Союза Андрея Петровича Дубинца

Тема: Качественная подготовка к государственной аттестации ОГЭ и ЕГЭ (9, 11 класс)

Учитывая масштабы экзамена, можно считать, что на сегодняшний день ЕГЭ и ОГЭ – это самая массовая и представительная проверка что знают и умеют выпускники основного общего и среднего полного образования по истории и обществознанию Российской Федерации. Назначение ЕГЭ и ОГЭ заключается в том, чтобы определить уровень подготовки и знаний выпускников школ Российской Федерации.

Подготовку к ЕГЭ и ОГЭ по истории я начинаю, используя один из возможных приемов актуализации, усвоения и закрепления знаний – составление словаря понятий и терминов, который используется учащимися при изучении новых тем, а так же при повторении пройденного материала. Даю задания, связанные с использованием терминов, понятий, например: разъяснить смысл, значение понятия, задания, где предполагается применение того или иного понятия, соотнесение понятия с историческим периодом, конкретными фактами, явлением. При работе с терминами, понятиями, выражениями можно проводить словарную работу. Зачитываю термины и выражения, а ребята письменно объясняют их значения – это облегчает запоминание и понимание терминов, понятий и выражений.

На втором месте задания на усвоение и применение знаний хронологии, фактов. Например: какое событие произошло раньше всех других, какое позже всех других, указываю на ряд событий, где учащиеся показывают свои знания хронологии. Использую такие задания как: установить соответствие между событиями и датами и дополнить недостающие даты в рядах, расположить события в хронологической последовательности, установить соответствие между фамилиями исторических лиц и их действиями, событиями, в которых они участвовали, назвать события, участниками которых были названные деятели. Объяснить, что означают названные термины, что их объединяет, и названия. Продолжить причины названий в рядах, даю ряд названий учащиеся должны их продолжить, например: Дахау…, Лидице… и т. д.

Больше внимания уделяю работе с хронологией XX-XXI вв, так как учащиеся хуже с ними справляются, чем с датами ранних периодов отечественной истории, одной из причин, на мой взгляд, является то, что современная история нередко излагается без достаточной систематизации и последовательности, фрагментарно. Есть случаи, когда учебнике отсутствует базовый материал, не называются ключевые события, имена. Задача восполнения таких пробелом ложится на учителя и тогда я прихожу на помощь, используя собственные знания, опыт, дополнительные источники, и здесь значительное место в исторической подготовке выпускников к экзаменам отвожу умению работать с историческими источниками – документами, воспоминаниями, периодическими изданиями и т. д., а также материалами из исследований историков, публицистики. Задания, позволяющие проверить эти элементы подготовки, включены во все части экзаменационных работ – А, В, С и различаются по уровням сложности (повышенный и высокий).

Обучаю навыкам с историческими первоисточниками, главной своей целью считаю: развить творческую, самостоятельную, социально-активную личность . Осуществляю это, применяя различные варианты проведения занятий: уроки-практикумы, уроки-дискуссии, уроки-семинары, уроки лабораторного типа и т. д. Документальные материалы использую в учебных лекциях, рассказах, эвристических беседах. На их основе учащиеся готовят рефераты, доклады, выполняют опережающие устные и письменные домашние задания. Первоисточники использую для организации творческо-поисковой работы школьников ,развитие у них умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки, суждения. Этим целям служат комплекс методических вопросов и проблемных заданий ,позволяющих дифференциацию и индивидуализацию обучению. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер, я организую и руковожу самостоятельной работой ребят таким образом данная историческая проблематика предполагает применение социокультурного исследовательского подхода , в центре которого изучение человека ,его сознание мотивация тех или иных его поступков. Это позволяет глубже понять психологию человека определённой исторической эпохи ,помогает учащимся составить полную и объективную картину, происходящих событий , процессов в определённый исторический период. Формирует умение работать с историческим источником отбирать нужную информацию , анализировать её под углом зрения, поставленного вопроса, смотреть на историческую проблему с разных сторон. Урок организуется ,как самостоятельная работа учащихся с комплексов источников . Вместе с текстом источников школьники получают перечень вопросов (они также могут быть написаны на доске) в конце урока учащиеся пишут небольшое сочинение на изучаемую тему во время самостоятельной работы учащихся с источниками, я контролирую тех детей, которых возникли какие либо вопросы или затруднения с интерпретацией источника. При, оценивании письменных работ учащихся, смотрю, во-первых ,на сколько полно ученик использовал информацию, а во-вторых ,сделал ли основные выводы по изучаемому вопросу, теме – это самое главное в работе с историческими источниками, которые помогают школьнику разобраться в проблеме, процессе событий и т.д. Может быть такое задание: каждый школьник получает фрагмент исторического источника без обозначения происхождения источника , предлагаю письменно проделать то, что специалисты называют критикой источника: определить авторство ,время, обстоятельства, и место создания текста (внешняя критика), проанализировать его содержание, оценить степень достоверности изложенных в отрывке сведений (внутренняя критика). Использую такие задания: даю исторический источник и отрывок небольшой из этого источника, где сознательно включены ошибки – несоответствия, ученики должны их найти аргументировать ,что это действительно ошибки , а не опечатки ,приводя факты, доказательства. В работе с документами учу аргументировать, доказывать, сравнивать, приводить факты ,подтверждающие выводы, рассуждения, оценки с которыми в результате исследовательской работе пришёл ученик . Вырабатываю навыки и умения составлять простые и сложные планы по разделам параграфа , по материалам источников. Можно использовать такие задания как: найти в тексте главные термины, понятия, вычислить главную мысль в тесте, главные понятия подтверждающие её смысл.

Работа с заданиями на систематизацию, классификацию исторического материала, например: составить таблицу «Основные периоды второй мировой войны и Великой Отечественной»

Таблица 1

Периоды

Ключевые события на советско-германском фронте

Ключевые события на других фронтах войны




Таблица 2

Составить синхроническую таблицу: “Военные события 1943 года”

Боевые действия (операции, масштабы, результаты)

На советско-германском фронте

В Западной Европе

В Северной Африке

На Тихом океане







Проанализируйте данные таблицы. Ответьте на вопрос: «Почему 1943 год был назван коренным переломом в ходе войны?» Высказать суждения о том, благодаря каким боевым операциям совершился этот перелом. Свое мнение аргументировать. На каждом уроке отрабатываю навыки и умения работы с исторической картой, например: найти на карте все страны и территории, упомянутые в тексте, сравнить их географическое расположение, описать его положительные и отрицательные стороны в экономическом, политическом, культурном плане. Составить таблицу, например: «Торговые пути на Аравийском полуострове»

Таблица 3 “Торговля на Аравийском полуострове”

Страны и территории

Какими товарами торговали





Большую работу провожу с КИМами, учу как правильно заполнять бланки, начинать выполнение работы, использую сайты образования, репетитор, учу ребят правильно ими пользоваться.

Процесс обучения и подготовки к итоговой аттестации невозможно представить без решения познавательных задач. Именно умение ученика решать такого рода задачи позволяют в первую очередь судить о том, насколько глубоко он усвоил материал, научился применять полученные знания. Такого же рода задачи есть и в курсе обществознания. Они являются обязательными компонентами экзаменационных работ ( в части А и С). Правильное их выполнение, как показывает опыт, вызывает трудности у ребят. В основе познавательных задач лежит определенное противоречие между известным знанием и тем, которое требуется выполнить. Такое противоречие называют проблемой. Проблемы возникают на стыке научного и житейского знаний. Познавательные ситуации обеих разновидностей представлены в заданиях ОГЭ и ЕГЭ.

Структура познавательного задания – задачи, оно включает условие, в котором сообщается определенное сведение (сведения), и требования – вопрос. Для ответа на поставленный вопрос следует совершить определенные интеллектуальные действия. При решении таких задач недостаточно дать однозначный ответ, например: «Является», «Не является», это особо оговаривается в требовании: «Ответ пояснить».

Виды познавательных задач

1. В условии использованы реальные факты общественной жизни прошлого и современности (ответ аргументировать).

2. Приведены статистические данные, которые требуется проанализировать. Сопоставить данные и сделать вывод.

3. Условия сформулированы в виде афористических, нередко спорных высказываний (суждений): «Согласны ли вы с высказыванием…? (свой ответ аргументируйте)»

4. Предложена конкретная общественная ситуация правового, экономического, социального, бытового и иного характера.

Разнообразные задания и по характеру требований (предписаний)

1. Предлагается установить по приведенным фактам общие явления.

2. Необходимо установить причинно-следственные связи между приведенными фактами (явлениями).

3. Предполагается сделать выводы на основе приведенных фактов.

Решать такие задачи нужно учить по определенному алгоритму действий. Характер и последовательность действий зависит от условий задачи и от вида требования, но есть и общие подходы к выполнению заданий данного типа.

1. Внимательно читаем условия задания.

2. Переформулируем условие, чтобы непосредственно связать его с поставленным вопросом (требованием).

3. Думаем, какие дополнительные знания можно использовать для решения задач.

4. Еще раз читаем условие задач и используем свои знания, плюс те, которые обозначены в условиях задачи. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения, убедитесь в правильности вашего ответа, соответствует ли ответ существу вопроса (предписания), задачи, если в задаче дано несколько вопросов, то дали ли вы ответ на каждый вопрос, нет ли противоречий между вашими аргументами, нет ли в условиях задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению, можно ли считать предложенный путь единственно возможным, не следует ли из условий задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые наметили вы. Таким образом, используя алгоритм действий, учащиеся успешно решают такие задачи.

Задачи, построенные на основе социологических опросов требуют при их решении уметь анализировать статистику. В этом случае я рекомендую выполнять с помощью таблицы, например: на вопрос социологов: «Каким оказался прошедший год для вас, вашей семьи с предыдущим?»

Год

Отношение россиян

«труднее» предыдущего

«легче предыдущего»

2021

2022

83%

87%

26%

14%



Задания выполняем по алгоритму, используя знания, полученные из различных источников, аргументируем, доказываем, приводи факты, подтверждающие статистические данные.

Так же выполняем задания на установление сущности явления, задания правоведческого характера.

Получив ответы, еще соотнесем с поставленными вопросами и убедимся, что мы отвечаем на то, что нас спрашивают.

Таким образом, содержанием познавательной задачи является проблема, в основе которой лежит противоречие между известным и искомым. Для решения задачи нужно проделать определённую совокупность мыслительных операций (интеллектуальных операций т.е) Одно из центральных среди них – выявление дополнительных приведённым в условии сведений и их осмыслений и структурирование в соответствии с требованиями в задания. Строго следовать этапам и элементам решения:

1) чёткое уяснение вопросов.

2) соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи.

3) понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, учённых носят, как правило, дискуссионный характер и с ними не всегда нужно соглашаться.

4) чёткое формирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа.

5) проверка полученного ответа соотнесения его с данными условиями задачей и её требованием.

Всему этому обучаю учащихся на протяжении всего периода изучения данных курсов идя от простого к более сложному. Особое место среди показателей овладение содержанием обществоведческого образованиями занимает умение оценивать различные социальные объекты. По отношению к многообразию обществоведческих объектов могут быть применены различные виды оценок: Оценки внешнего мира (предметов, явлений, ситуаций, поступков и действий человек) и учащиеся этому должны быть обучены; самооценки (оценки собственных возможностей, поступков и их последствий); рефлексивные оценки (предвидение и учёт того как действие могут быть оценены другими людьми) Оценка социальных объектов и процессов может быть выражена в высказываниях об их ценностей, уровней или значений.

Особое внимание уделяют написанию эсс, т.к оно является основным измерителем знаний, умений, навыков учеников. Успешность формирования умений и навыков, необходимых для написания эсс проявляется в том, что учащиеся:

1) на основном уровне владеют теоретическими знаниями и понятивным аппаратом ;

2) владеют приёмами анализа, сравнения синтеза, навыками аргументации собственной позиции и введения дискуссии;

3) понимают, чем эсс по обществознанию отличаются от сочинения по литературе;

4) понимают, в чём состоят особенности обществоведческого эсс;

5) владеют практическим навыками, в том числе стилем, присущим стилем эсс по обществознанию.

Умения и навыки написания эсс по обществознанию начинаю формировать в основной школе и окончательно эти навыки формируются уже в старших классах (10-11)



Эталоны формирования умений и навыков написания эсс.

Основная школа 8-9 классы

1. Обучение развернутому ответу с элементами аргументации посредством приёма “незаконченного предложения” “Я считаю (думаю и др.), что … , т.к”

2. Введения понятия “тезис”, “аргумент”

3. Обучение под бору аргументов и опровержение какого - либо положения, позиции и т.д с опорой на изученные обществоведческие понятия и термины.

4. Обучения приёмам аргументации собственной позиции входе введения учебных дискуссий.

Старшая школа 10-11 классы

1. Введения понятия эсс, определения его существенных характеристик.

2. Определение структуры эсс.

3. Определение требований к содержанию эсс.

4. Отработка навыков написания эсс.



При формирований умений и навыков написания эсс, используя приём “незаконченного предложения”, делать это можно на различных этапов урока в соответствии с поставленными целями. По мере освоения учащимися формы развёрнутого ответа ввожу понятия “тезис”, “аргумент”. Схема первичной отработки вводимых понятий предполагает следующий алгоритм действий:

1) ученикам предлагаю письменно задание по изучаемой теме, но уже по освоенному ими шаблону “незаконченного предложения”;

2) введение непосредственно самих понятий “тезис”, “аргумент” (возможно в занимательной форме)

3) учащимся предлагаю в своих ответах выделить тезис и аргумент (возможен обмен тетрадями, дети производят взаимопроверку)

4) производится обсуждение полученных результатов, возможно корректировка (желательно привлечение мнение одноклассников).

5. в качестве д/з предлагаю письменно выполнить 1-2 задания из изучаемой темы, предполагающие конструирование ответа по шаблону и выделить в ответе тезис и аргумент (аргументы)

Следующий этап предполагает обучение подбору аргументов для поддержки и опровержения какого-либо положения, позиции с опорой на изученные обществоведческие понятия и с использованием терминологией.

Первоночально для выполнения задания учащимся предлогаю использовать в ответе определённый мной круг понятий и терминов.

Предложенный перечень понятий и терминов является сила к активной мыслительной деятельности ученика , привле5чения его собственного жизненного опыта или известных примеров.

Впервые задание такого характера целесообразно дать на дом с последующим разбором на уроке. Далее в процессе учебной деятельности возможно привлечение различных приёмов и форм учебной работы в целях дальнейшего закрепления осознанного использования в ответе понятий и терминов .Возможно ,например, постановка следующих опережающих заданий на дом

1)произвести отбор понятий и терминов ,с помощью которых можно раскрыть суть предполагаемого суждения или афоризма;

2) произвести подбор суждений ,афоризмов по изучаемой теме.

В первом случае на уроке эффективное различные варианты организации учебной деятельности: каждый ученик работает со своей “домашней заготовкой”, происходит обмен “домашними заготовками”между учащимися если отработан навык групповой работы , возможна организация работы в группах .При использовании второго задания на уроке при различных вариантах организации учебной деятельности фактически пишется эссе.

Обучение приёмом аргументации собственной позиции провожу в ходу учебной дискуссии .В 10-11 класса вводится сам термин “эссе”, определяется его существенные характеристики ,структуры отрабатываются требования к содержанию эссе в течение всего периода изучения обществознания в 10-11кл, организую и провожу работу по отработке и совершенствованию умений и навыков написания эссе ,используя памятки для учащихся , помогающие им правильно его написать

Структура эссе

Элементы структуры

% к общему объёму работы

Начало (актуализации заявленной темы эссе)

20%

Тезис


Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваши личные мнения (вашу позицию) и имеющих к своей основе научный подход

60%

Переформулировка тезиса



Вывод содержащий: заключительные суждения (умозаключение)

20%



Памятка “как написать домашнее эссе”. Прежде чем написать приступить к написанию эссе:

1) изучить заданный на дом теоретический материал;

2)уяснить особенности заявленной темы эссе

3) продумать, в чём может заключаться актуальность заявленной темы;

4) выделить ключевой тезис и определить свою позицию по отношению к нему;

5) определить, какие теоретические понятия , научные термины ,теории могут раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

6) составить тезисный план, сформулировать возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе :

1) напишите эссе в черновом варианте ,придерживаясь оптимальной структуры

2)проанализируйте содержание написанного ;

3) проверьте стиль и грамотность композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного

4) внесите необходимые изменения и запишите окончательный вариант

Памятка:“Требования предъявляемые к эссе”

1) эссе должн6о восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной

2) эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи

3) эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным , чётким по структуре.

4) каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

5) эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины ,обобщения, мировоззренческие идеи

6) эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции

Из всего выше изложенного следует, что в исторической и обществоведческой подготовке школьников ОГЭ и ЕГЭ в равной мере значимы позитивное знание базового хронологического, фактического материала и умение работать с исторической и обществоведческой информацией, применять знания для решения познавательных проблемных задач. Необходимо внимание этим элементам подготовки на все этапы обучения, в ходе текущего и итогового контроля. На уроках в старших классах шире использовать формы самостоятельной работы, проектной деятельности, проблемный подход к рассмотрению исторического и обществоведческого материала. Усиливать элементы вводного тематического итогового обобщения, что должно способствовать систематизации знаний учащихся, развитию у них аналитических и классификационных умений. Все материалы все виды заданий включаемых в ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию использовать в учебном процессе , сначала в качестве обучающих заданий ,а заданий , а затем- материалов тематического контроля и самоконтроля . И тогда мы можем быть уверены в том , что учащиеся справятся с итоговой аттестацией успешно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!