Просмотр содержимого документа
«К уроку литературы»
Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана»
Гаджиев Магомед Гаджиевич
учитель русского языка и литературы
МКОУ « Зубанчинская средняя школа»
Цель:
- Проанализировать балладу В.А.Жуковского «Светлана»
- выделить новаторство Жуковского в области жанра баллады
Баллада – это небольшое стихотворное произведение исторического, мифического и героического содержания
Баллада « Светлана» В.А.Жуковского
перевод баллады Бюргера «Ленора»
- Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урождённой Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка
Народные поверья : гадание
Мотив ожидания суженого
- Светлана погружена в раздумья о женихе, от которого « вести нет», и томится в разлуке с ним.
Черты национального характера
- Молчалива
- Грустна
- Ждет своего суженого
- Просит ангела-хранителя утолить ее печаль
- Пытается заглянуть в будущее
Время
день
Ночь
Луна
Сумрак
туман
Пространственный образ в балладах
дорога
жизнь
смерть
Степь, покрытая снегом ; вьюга, метель
Белое покрывало , белое полотно , саван, под которым лежит мертвец
Игра демонических сил, злых мертвецов, бесов и ведьм
- Светлана со смирением и робостью молит о счастье.
- В награду Бог спасает Светлану: во сне она видит , как к ней прилетел посланный Богом « белоснежный голубок», светлый дух, который защитил ее от мертвеца
Пространственный образ в « Светлане»
дорога
тревожной пугающей
Новой счастливой радостной
Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье –
лживый сон;
Счастье – пробужденье.
Поразмышляем о прочитанном
- Какие романтические образы-символы встречаются в балладе?
- Как вы думаете, почему героиней своей баллады В.А.Жуковский выбрал девушку-крестьянку?
- Какими качествами национального характера русской женщины восхищается поэт?
- Как вы думаете, почему для передачи сокровенных движений души В.А.Жуковский
выбрал сон?
Новаторства поэта
- Нарушает фантастические чары и меняет художественное время и пространство.
- Понял характер человека: личность- неотрывная часть народа, а народ- совокупность личностей.
- Показал национальный тип русской девушки
Домашнее задание
- Прочитайте балладу Жуковского «Людмила».
- Сравните баллады «Людмила» и «Светлана».
- Запишите свои выводы в сочинении на тему « Две романтические баллады В.А.Жуковского»