СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К презентации методического семинара: "Активизация познавательной деятельности учащихся при применении технологии развития критического мышления на уроках математики".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

К презентации методического семинара: "Активизация познавательной деятельности учащихся при применении технологии развития критического мышления на уроках математики".

Просмотр содержимого документа
«К презентации методического семинара: "Активизация познавательной деятельности учащихся при применении технологии развития критического мышления на уроках математики".»

2 слайд. Я как-то на классном часе показала этот рисунок. Дети долго смеялись. А потом спросила: «Над кем смеётесь, над собой смеётесь? Из какого художественного произведения эти слова?» (Слова Городничего из «Ревизора» Гоголя)

Дети затруднились ответить.

Быстро пробежалась по общим вопросам искусства, истории, географии, физики. Услышав ответы детей, я поняла - советская школа давала нам фундаментальные знания. А что изменилось?

3 слайд. Мы, учителя, часто говорим детям: «Ваше будущее в ваших руках». А задумываемся ли мы сами, что их будущее в наших руках?! Ведь оно в большей степени зависит от того чему и как мы их научим. И дело совсем не в том в какой школе дети учатся, а в том чему их учит учитель.

4 слайд. Еще в самом начале своей педагогической деятельности я провела эксперимент для того, чтобы понять, в каком направлении мне двигаться в обучении и воспитании. Нарисовала солнце, поместила в центре слово учитель и попросила над лучами написать слова или предложения относительно того, каким они видят хорошего учителя.

Меняется время, меняются условия, меняются технологии. Но я никогда не забываю про это солнышко, подаренное детьми, и использую его как инструкцию к применению.

5 слайд. 21 век- век инноваций. Информация так быстро меняется и её так много, что надо уметь из всего огромного её потока выбирать главное, необходимое на данном этапе. Главная цель любого педагога - научить детей добывать знания и повышать качество этих знаний.

6 слайд. А чтобы получить качество, надо чтобы учащиеся были готовы впитывать в себя знания и уметь их применять.

«Природа повторяет себя - зерно, посеянное в тучную землю, плодоносит; мысль, посеянная в восприимчивый ум, плодоносит». Блез Паскаль

7 слайд. Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;

  • стремление к самостоятельной деятельности;

  • сознательность выполнения заданий;

  • систематичность обучения;

  • стремление повысить свой личный уровень и другие.


В своей педагогической практике использую различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

• отстаивать свое мнение;

• принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

• ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

• рецензировать ответы товарищей;

• оценивать ответы и письменные работы товарищей;

• заниматься обучением отстающих;

• объяснять более слабым учащимся непонятный материал;

• самостоятельно выбирать посильное задание;

• находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

• создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

• решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения

8 слайд. На любом уроке главной целью является активизации познавательной деятельности учащихся, а инновационные технологии – инструмент для выполнения данной задачи. В своей педагогической деятельности применяю новые образовательные технологии, такие как ИКТ, модульного обучения, проектной деятельности и другие.

Какую технологию и её прием и на каком этапе урока применять зависит от поставленной образовательной и воспитательной цели урока.

7 слайд. Чаще всего на своих уроках применяю ТРКМ- это американская технология. В России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя - в основном координирующая.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

9 слайд. Алгоритм ТРКМ состоит из трех этапов: вызов, осмысление, рефлексия.

В зависимости от стадии урока и его цели применяю различные приемы этой технологии.

10 слайд. Например, на стадии осмысления применяю прием перепутанной логической цепочки, прием «крестики- нолики», «корзина идей», разгадывание ребусов, кластер, устный счет.

На стадии осмысления рационально использовать, тонкие и толстые вопросы, кластер. На уроках геометрии на этой стадии хорошие результаты дает проектная деятельность.

На стадии рефлексии- инсерт, синквейн, вопрос-ответ, таблица ЗХУ (Знаю-хочу знать- узнаю).

11 слайд. Для организации устного счета подбираю примеры, связанные с различными образовательными предметами:

посчитать габариты самого большого слона- африканского. Затем показать фото и описание.

12 слайд. Затем предложить посчитать объем параллелепипеда, в который можно поместить этого слона, допустим для перевозки в нашу страну.

13 слайд. Очень интересны приемы устного счета с возведением в квадрат чисел, оканчивающихся на «5». Показав один два раза, как это делается, учащиеся свободно владеют этим методом.

14 слайд. Проблемы с запоминанием таблицы умножения можно решить. показав детям некоторые интересные приемы. (и с пальцами рук)

15 слайд. Дети очень любят такие задания, где из нескольких одинаковых цифр с помощью расстановки знаков математических действий получить конкретное число.

Кроме активизации познавательной деятельности передо мной стоит и другая задача. Мы все наблюдаем, что дети плохо запоминают. Как активировать память, как её тренировать- это целая наука.

Прием ассоциативного мышления является одним из приемов технологии развития критического мышления . Он способствует осмыслению и запоминанию информации при уменьшении затрат времени и сил.

16 слайд. Ассоциацию как процесс активного воображения рассматривал в своих трудах Теодюль Рибо. Предложенный ещё Джоном Локком термин «ассоциация» стал главным в целом ряде концепций и школ, объединивших труды философов Томаса Гоббса, Рено Декарта и психологов Алексанра Бена, Зигмунда Фрейда, Германа Эббингауза. Ассоциация описывается как основа памяти и рассматривает приёмы запоминания, которые основаны на ассоциациях.

Каждый педагог приходит к осмыслению методов и приемов через собственный опыт. С проблемой памяти я столкнулась в самом начале своей педагогической деятельности. Увидев проблему запоминания учениками формул по физике, начала применять прием ассоциативного мышления.

Сможет ли кто-нибудь вспомнить формулу плотности,… количества теплоты,… работы?

17 слайд. Подключаем ассоциативное мышление. Подберите слова- маркеры к составляющим данной формулы. Допустим-ρ -Рима, m- Масхудовна, v- вредина.

Как из этой формулы выразить массу? (дети забывают правила нахождения неизвестной величины при делении, поэтому я даю ассоциацию с пропорциями , подбирая «удобные числа» (на слайде).

18 слайд. Самый сложный раздел алгебры - тригонометрия. (Слайд с синусами ). Как запомнить определие синуса и косинуса? Какая ассоциация возникает при слове тангенс? Танго- мальчик и девочка – Сима и Костя Поддерживает Костя- он опора- знаменатель.

19 слайд. В 5-6 классах у учащихся возникает сложность при решении уравнений, так как правила забываются. И здесь я предлагаю ассоциировать знак равенства с границей- при переходе которой надо менять паспорт на заграничный, то есть менять знак.

20 слайд. В конце своего выступления хочу подвести итоги.

Применение технологии критического мышления и активизации познавательной деятельности обучающихся дает позитивные результаты.

21 слайд. Умения и качества, необходимые человеку 21века закладываются в школе. И от того насколько умело применяются новые образовательные технологии и активизируется познавательная деятельность обучающихся зависит конечный результат учителя – качество знаний обучающихся.

22 слайд.

Для учителя математики конечный результат – это успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ обучающимися.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!