СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К. И. Чуковский « Телефон. Путаница»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  урока:

- познакомить  учащихся  с  жизнью  и  творчеством  К.И.Чуковского;

- познакомить  с  отрывками  из  произведений  «Телефон»  и  «Путаница»;

- формировать  навыки  литературного  чтения;

- развивать  связанную  речь  учащихся, образное  мышление, воображение,

  память  и  внимание;

- воспитывать  чувство  коллективизма  и  доброты.

Задачи  урока:

образовательные:  

- познакомить  учащихся  с  жизнью  и  творчеством  К.И.Чуковского;

- познакомить  учащихся  с  отрывками  из  произведений  К.Чуковского «Телефон»  и  «Путаница»;

- пробуждать  в  детях  радость  от  встречи  с  любимыми  сказочными  героями;

- учить  понимать  юмор  прочитанных  произведений;

- формировать  умение  определять  содержание  литературных  произведений  по    

   отрывкам  и  иллюстрациям;

- отрабатывать  навыки  выразительной  речи, путём  интонационных  средств;

- закреплять  умения  детей  читать  стихотворения;

- совершенствовать  творческие  способности  детей.

Просмотр содержимого документа
«К. И. Чуковский « Телефон. Путаница»»

Конспект урока

по литературному чтению

в 1- Б классе

на тему:  К. И. Чуковский

« Телефон. Путаница»

подготовила

учитель начальных классов

МБОУ «Желябовская СОШ»

Сейтмамутова Ленара Сейтхалиловна

Дата проведения - 07.02.2020 г.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;

- познакомить с отрывками из произведений «Телефон» и «Путаница»;

- формировать навыки литературного чтения;

- развивать связанную речь учащихся, образное мышление, воображение,

память и внимание;

- воспитывать чувство коллективизма и доброты.

Задачи урока:

образовательные:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;

- познакомить учащихся с отрывками из произведений К.Чуковского «Телефон» и «Путаница»;

- пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями;

- учить понимать юмор прочитанных произведений;

- формировать умение определять содержание литературных произведений по

отрывкам и иллюстрациям;

- отрабатывать навыки выразительной речи, путём интонационных средств;

- закреплять умения детей читать стихотворения;

- совершенствовать творческие способности детей.

развивающие:

- развивать умение выделять главное, обобщать, логически рассуждать;

- развивать эмоциональные чувства учащихся;

- развивать внимание, память, кругозор;

- развивать образное мышление, слуховое восприятие, связную речь учащихся;

- расширять словарный запас учащихся;

- развивать навыки самоконтроля и самооценки, сотрудничества, умение

работать в группе и в паре;

- развивать дружелюбие в общении.

воспитательные:

- воспитывать интерес к отечественной литературе;

- прививать любовь к самостоятельному и выразительному чтению;

- воспитывать способность сопереживать, желание помогать;

- воспитывать чувство коллективизма и доброты.

Планируемые результаты:

личностные УУД:

- формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

- формировать способность к самооценке;

- развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

регулятивные УУД:

- учить в сотрудничестве с учителем ставить новую учебную задачу,

принимать её и осуществлять контроль по способу её решения;

- формировать навыки осознанного чтения;

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с

материалом учебника.

коммуникативные УУД:

- формировать умение договариваться при работе в паре, в группе;

- формировать умение приходить к общему решению в совместной

деятельности, учитывать разные мнения.

познавательные УУД:

- формировать умение отличать шутку от серьёзного;

- формировать умение выразительно читать стихотворный текст.

Оборудование: телевизор, презентация, маски животных,

карточки с заданиями для работы в группах, учебник «Азбука», В.Г.Горецкий,1 кл., ч. 2.

Форма урока: в гостях у сказки.

Формы обучения: фронтальная, групповая, работа в парах.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Слайд 1

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок литературного чтения.

К нам пришли гости. Поприветствуйте их пожалуйста.

( уч-ся поворачиваются к гостям и кивком головы приветствуют гостей )

Солнце доброе встаёт, Слайд 2

Светит к нам в окошко.

Значит с вами мы должны

Стать добрей немножко.

Лучик солнышка поймайте,

Его друг другу передайте.

( уч-ся имитируют ловлю лучика руками и передают его друг дружке в руки )

- Я надеюсь, что мы будем весь урок работать с лучиком добра в наших сердцах, т.к. сегодня на уроке литературного чтения мы отправляемся в гости к сказке. Сказки бывают народные, которые сочинил народ и авторские, которые придумал один человек – автор.

II.Артикуляционная, дыхательная и речевая разминка.

Учитель: Итак, в путь. Сначала мы отправимся на лошадке (работа язычком),

Слайд 3

потом на воздушном шаре (щёки надуть).

Наш шар вдруг лопнул (с-с-с). Мы быстро падаем, но для спасения успеваем быстро сказать хором скороговорку: « Сказка, сказка, сказочка – забавная рассказочка».

Мы приземлились, но, к сожалению, в воду. Нужен мостик, чтобы выбраться. Давайте попробуем его построить в виде чистоговорок.

Слайд 4

ИТ-ИТ-ИТ- добрый доктор… (Айболит)

ЕЙ-ЕЙ-ЕЙ- злой разбойник… (Бармалей)

ЫР-ЫР-ЫР- любит воду… (Мойдодыр)

АН-АН-АН- рыжий и усатый… (Таракан)

ОН-ОН-ОН- у меня зазвонил… (Телефон)

ЦА-ЦА-ЦА- у зверей произошла … (Путаница)

Учитель: Молодцы, мостик прочный получился, мы выбрались из воды, но…

III. Мотивация учебной деятельности.

Что случилось? Вот беда!

Разлетелись все слова.

Вы названья соберите

И героев назовите.

- Работаем в группах. (дети образовали три группы)

-Вспомним правила работы в группе. ( дети называют вместе с учителем

правила, которые находятся на доске)

-Поиграем в игру «Кто есть кто?» Один из сегодняшних сказочных героев попросил меня передать для вас карточки с заданием, на которых надо понять кто есть кто из героев сказок и соединить их линиями. Слайд 5

1 ряд( 1 группа) 3 ряд (3 группа) 2 ряд( 2 группа)

Айболит Бармалей муха бабушка Мойдодыр таракан



разбойник доктор Федора Цокотуха Тараканище рукомойник

- Итак, начинаем. (уч-ся работают в группах и о готовности

показывают руками в «замочке») Слайд 5 +

- Проверяем, внимание на экран. (после ответа ответственного в группе на

экране появляются соединения)

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему вы справились с заданием так быстро и

правильно?

Дети: -Знаем сказки и смогли быстро узнать героев.

- Работали дружно.

Учитель: У всех этих персонажей есть один папа, который их придумал,

автор сказок.

IV. Постановка цели и задач урока.

Самоопределение к учебной деятельности.

( На экране появляется портрет Чуковского без фамилии) Слайд 6

Учитель: Чей это портрет?

Дети: Не знаем.

Учитель: А хотите узнать?

Дети: Хотим!

Учитель: Какие цели мы перед собой поставим?

Что хотим узнать?

Дети: Я хочу познакомиться с автором сегодняшних произведений.

Я хочу узнать какие произведения сегодня мы будем изучать?

Учитель: Чему будем учиться на этом уроке?

Дети: Будем продолжать учиться выразительно читать и отвечать на вопросы.

V. Актуализация знаний.

Учитель: А узнать писателя – автора сегодняшних произведений нам

поможет стихотворение Валентина Берестова, которое прочитает Данил.

Данил: Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых важных книг?

Учитель: Кто же догадался о ком это стихотворение?

Чей же это портрет?

Дети: Чуковский. Слайд 6+

( на слайде 6 появляется Ф.И О. писателя.)

Учитель: Правильно – автор сегодняшних произведений Корней Иванович

Чуковский. А почему он не читал этих сказок?

Дети: Потому, что он же сам их и написал.

VI. Первичное усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

  1. Рассказ учителя о писателе. Слайд 7

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили все дети страны.

Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский

Это его литературный псевдоним, т.е. ненастоящее имя, а настоящее его имя-

Николай Васильевич Корнейчуков.

Детским поэтом и сказочником Корней Чуковский стал случайно.

Однажды случилось так,что писателю пришлось ехать Слайд 8

со своим маленьким сыном, который заболел,и у которого была высокая температура, в вагоне поезда. Чтобы мальчик не хныкал, отец стал рассказывать … «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил…»

Сын перестал плакать, а потом оказалось, что запомнил наизусть этот рассказ.

Так появилась первая сказка «Крокодил». Слайд 9

А его маленькая дочка не хотела умываться и отец часто ей говорил:

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам…» Так и появилась сказка «Мойдодыр».

Чуковский любил и животных, поэтому в его сказках всегда много зверей, птиц и насекомых.

  1. Знакомство с отрывком из сказки «Телефон».

Учитель: И сейчас давайте же узнаем с каким первым произведением

познакомимся. Для этого мы все вместе выполним задание, которое

называется «Прочитай скрытое слово по первым буквам» - с какой

буквы начинается название животного,и собираем из этих букв

слово – название сказки, ставя их по порядку слева направо.



(Дети называют название животного и первую букву, а учитель на доске открывает буквы.)



тигр енот лев ехидна фазан осёл носорог

Т Е Л Е Ф О Н

- И хором прочитаем название сказки. Три-четыре.

Дети: (хором) Телефон.

Учитель: На этом уроке мы познакомимся с отрывком из этой сказки, а

почти в конце 1 класса мы будем изучать всю эту сказку.

Сказку «Телефон» Корней Чуковский написал очень давно в 1944г.

Это 75 лет тому назад. Я предлагаю всем послушать отрывок из

этой сказки в исполнении самого автора.

(Прослушивание отрывка в записи .)

VII.Физкультминутка ( двигательная )

  1. Работа по учебнику.

Учитель: Ребята, откройте учебник по закладке и переверните на следующую

страницу 96.

а) жужжащее чтение;

б) работа в парах; -Вспомним правила работы в паре.

Учитель: Найдите слова автора и слова слона.

(Ученики показали «замочки» руками)

в) выразительное чтение диалога;

Учитель: С какой интонацией читает автор?

Дети: Автор читает с вопросительной интонацией.

Учитель: А с какой интонацией читает слон?

Дети: Слон читает с интонацией просьбы.

Учитель: Представим, что в руках у нас телефоны. ( держим руку около уха)

Я читаю слова автора, а вы слова слона.

( Учитель и ученики читают диалог)

Учитель: Кто из вас желает в паре прочитать?

(Желающие дети 1-2 пары читают)

г) словарная работа и анализ прочитанного отрывка.

Учитель: Ребята, а вы встретили в этом отрывке непонятные для вас слова?

Дети: Пуд. Слайд 10

Учитель: Пуд – это древняя единица массы на Руси, чуть больше 16 кг.

-Откуда звонил слон?

Дети: Слон звонил от верблюда.

Учитель: С какой просьбой обратился слон к писателю?

Дети: Слон попросил писателя прислать шоколада.

Учитель: Для кого слон просил шоколада?

Дети: Слон просил шоколада для своего сына – слонёнка.

  1. Физкультминутка для глаз.

  2. Знакомство со сказкой «Путаница». Инсценирование.

Учитель: Ребята, страна сказок очень велика, и мы продолжаем по ней

путешествовать.

Обратите своё внимание в учебнике на страницу 97-ю (показать)

и прочитайте самостоятельно заголовок ещё одной сказки

К.И.Чуковского, с которой мы сегодня познакомимся.

- Как вы думаете, о чём этот текст?

Дети: В тексте что-то перепуталось.

Учитель: А хотите узнать что перепуталось?

Дети: Хотим!

Учитель: Тогда садитесь ровненько и внимательно слушайте чтение учителя.

(Учитель читает текст отрывка)

- Ребята, а какие животные встретились в этой сказке?

Дети: Котята, утята, свинки, курочки, кошечки, воробышек, медведь.

Учитель: А хотите стать участниками сказки?

Дети: Хотим! Слайд 11

  1. Очень нравятся нам сказки.

Любим мы и волшебство.

Подражаем кошкам, свинкам

Не боимся никого.

2.Вот берём мы в руки краски

На лице рисуем маски.

Нонна наша стала свинкой,

Аня – кошкой, Софья – уткой.

3.Сказка наша оживает

И дружить нам помогает.

( Инсценировка «Путаницы»)

Учитель:Спасибо,юные актёры. Так что же произошло в сказке «Путаница»?

Дети: Звери не хотели свои настоящие звуки произносить.

И получилась путаница.

VIII. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.

  1. Игра «Вспомни сказку».

( У учащихся заранее на партах лежат «обложки» книг Чуковского. Учитель читает отрывки из сказок, а дети узнают из какой сказки к ним попала обложка и крепят её на «Чудо-дерево».)

Учитель: Итак, наше путешествие в гости к сказкам К.И Чуковского

подходит к концу. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая

называется «Вспомни сказку». К.И.Чуковский вырастил своё

сказочное «Чудо-дерево».

Ученик: А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо – чудо – чудо – чудо

Расчудесное.

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А весёлые книжечки,

Да со сказками.

Учитель: И мы сейчас «вырастим» своё чудо– дерево из обложек сказок

Корнея Чуковского, которые растерялись на ваших партах.

Вспоминаем сказки, находим нужную обложку и прикрепляем

к дереву.

1)Веселится народ – 2)Лечит маленьких детей, 3)-Что вам надо?

Муха замуж идёт Лечит птичек и зверей, - Шоколада.

За лихого, удалого Сквозь очки свои глядит - Для кого?

Молодого комара. Добрый доктор… Айболит. – Для сына моего

( «Муха – Цокотуха» ) ( «Айболит» ) ( «Телефон» )

4)Только вдруг из-за кусточка 5)А посуда вперёд и вперёд 6)Свинки замяукали

Из-за синего лесочка, По полям, по болотам идёт. – Мяу-мяу.

Из далёких из полей И чайник шепнул утюгу: Кошечки захрюкали-

Прилетает Воробей. «Я дальше идти не могу». – Хрю-хрю.

(«Тараканище» ) ( «Федорино горе» ) ( «Путаница» )

Учитель: Красивое у нас получилось «Чудо-дерево»

IX. Рефлексия. Оценивание.

Скажи пожалуйста, как зовут автора сегодняшних произведений? ( К.И.Чуковский ). Спасибо!

Скажи пожалуйста, с какими сказками Чуковского мы сегодня познакомились? ( Мы сегодня познакомились со сказками «Телефон» и «Путаница».) Спасибо!

Скажи пожалуйста, а что ещё мы делали на уроке?

Учитель: Ребята, у вас на партах у каждого есть по два цвета телефончика.

На этом Чудо-дереве будут «расти» не только обложки книг

Корнея Ивановича, а ещё и ваше настроение от этого урока в

виде этих телефончиков.

Оцените сами свою работу на уроке.

Если у вас всё получалось и настроение хорошее – розовый телефончик.

Если что-то не получилось и настроение грустное – жёлтый телефончик.

(Ученики по рядам подходят к Чудо-дереву и прикрепляют выбранный стикер.)

Учитель: Ребята, на этом уроке вы все хорошо поработали.

-Поэтому заслуживаете поощрительные медальки.

(Учитель раздаёт всем ученикам медальки «МОЛОДЕЦ». )

X. Итог урока. Слайд 12

Ученик: Хорошие книжки писал дед Корней-

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

Сказки читать весёлые эти.

Учитель: Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба со сказками

и книгами К.И.Чуковского, которые согреты добром и юмором.

Обратите внимание на нашу выставку книг Чуковского, которую

мы собрали для того, чтобы ребята их читали. Слайд 13

На этом урок окончен! Всем спасибо за сотрудничество!




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!