Конспект урока
по литературному чтению
в 1- Б классе
на тему: К. И. Чуковский
« Телефон. Путаница»
подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «Желябовская СОШ»
Сейтмамутова Ленара Сейтхалиловна
Дата проведения - 07.02.2020 г.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;
- познакомить с отрывками из произведений «Телефон» и «Путаница»;
- формировать навыки литературного чтения;
- развивать связанную речь учащихся, образное мышление, воображение,
память и внимание;
- воспитывать чувство коллективизма и доброты.
Задачи урока:
образовательные:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;
- познакомить учащихся с отрывками из произведений К.Чуковского «Телефон» и «Путаница»;
- пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями;
- учить понимать юмор прочитанных произведений;
- формировать умение определять содержание литературных произведений по
отрывкам и иллюстрациям;
- отрабатывать навыки выразительной речи, путём интонационных средств;
- закреплять умения детей читать стихотворения;
- совершенствовать творческие способности детей.
развивающие:
- развивать умение выделять главное, обобщать, логически рассуждать;
- развивать эмоциональные чувства учащихся;
- развивать внимание, память, кругозор;
- развивать образное мышление, слуховое восприятие, связную речь учащихся;
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать навыки самоконтроля и самооценки, сотрудничества, умение
работать в группе и в паре;
- развивать дружелюбие в общении.
воспитательные:
- воспитывать интерес к отечественной литературе;
- прививать любовь к самостоятельному и выразительному чтению;
- воспитывать способность сопереживать, желание помогать;
- воспитывать чувство коллективизма и доброты.
Планируемые результаты:
личностные УУД:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;
- формировать способность к самооценке;
- развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
регулятивные УУД:
- учить в сотрудничестве с учителем ставить новую учебную задачу,
принимать её и осуществлять контроль по способу её решения;
- формировать навыки осознанного чтения;
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с
материалом учебника.
коммуникативные УУД:
- формировать умение договариваться при работе в паре, в группе;
- формировать умение приходить к общему решению в совместной
деятельности, учитывать разные мнения.
познавательные УУД:
- формировать умение отличать шутку от серьёзного;
- формировать умение выразительно читать стихотворный текст.
Оборудование: телевизор, презентация, маски животных,
карточки с заданиями для работы в группах, учебник «Азбука», В.Г.Горецкий,1 кл., ч. 2.
Форма урока: в гостях у сказки.
Формы обучения: фронтальная, групповая, работа в парах.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Слайд 1
Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок литературного чтения.
К нам пришли гости. Поприветствуйте их пожалуйста.
( уч-ся поворачиваются к гостям и кивком головы приветствуют гостей )
Солнце доброе встаёт, Слайд 2
Светит к нам в окошко.
Значит с вами мы должны
Стать добрей немножко.
Лучик солнышка поймайте,
Его друг другу передайте.
( уч-ся имитируют ловлю лучика руками и передают его друг дружке в руки )
- Я надеюсь, что мы будем весь урок работать с лучиком добра в наших сердцах, т.к. сегодня на уроке литературного чтения мы отправляемся в гости к сказке. Сказки бывают народные, которые сочинил народ и авторские, которые придумал один человек – автор.
II.Артикуляционная, дыхательная и речевая разминка.
Учитель: Итак, в путь. Сначала мы отправимся на лошадке (работа язычком),
Слайд 3
потом на воздушном шаре (щёки надуть).
Наш шар вдруг лопнул (с-с-с). Мы быстро падаем, но для спасения успеваем быстро сказать хором скороговорку: « Сказка, сказка, сказочка – забавная рассказочка».
Мы приземлились, но, к сожалению, в воду. Нужен мостик, чтобы выбраться. Давайте попробуем его построить в виде чистоговорок.
Слайд 4
ИТ-ИТ-ИТ- добрый доктор… (Айболит)
ЕЙ-ЕЙ-ЕЙ- злой разбойник… (Бармалей)
ЫР-ЫР-ЫР- любит воду… (Мойдодыр)
АН-АН-АН- рыжий и усатый… (Таракан)
ОН-ОН-ОН- у меня зазвонил… (Телефон)
ЦА-ЦА-ЦА- у зверей произошла … (Путаница)
Учитель: Молодцы, мостик прочный получился, мы выбрались из воды, но…
III. Мотивация учебной деятельности.
Что случилось? Вот беда!
Разлетелись все слова.
Вы названья соберите
И героев назовите.
- Работаем в группах. (дети образовали три группы)
-Вспомним правила работы в группе. ( дети называют вместе с учителем
правила, которые находятся на доске)
-Поиграем в игру «Кто есть кто?» Один из сегодняшних сказочных героев попросил меня передать для вас карточки с заданием, на которых надо понять кто есть кто из героев сказок и соединить их линиями. Слайд 5
1 ряд( 1 группа) 3 ряд (3 группа) 2 ряд( 2 группа)
Айболит Бармалей муха бабушка Мойдодыр таракан
разбойник доктор Федора Цокотуха Тараканище рукомойник
- Итак, начинаем. (уч-ся работают в группах и о готовности
показывают руками в «замочке») Слайд 5 +
- Проверяем, внимание на экран. (после ответа ответственного в группе на
экране появляются соединения)
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему вы справились с заданием так быстро и
правильно?
Дети: -Знаем сказки и смогли быстро узнать героев.
- Работали дружно.
Учитель: У всех этих персонажей есть один папа, который их придумал,
автор сказок.
IV. Постановка цели и задач урока.
Самоопределение к учебной деятельности.
( На экране появляется портрет Чуковского без фамилии) Слайд 6
Учитель: Чей это портрет?
Дети: Не знаем.
Учитель: А хотите узнать?
Дети: Хотим!
Учитель: Какие цели мы перед собой поставим?
Что хотим узнать?
Дети: Я хочу познакомиться с автором сегодняшних произведений.
Я хочу узнать какие произведения сегодня мы будем изучать?
Учитель: Чему будем учиться на этом уроке?
Дети: Будем продолжать учиться выразительно читать и отвечать на вопросы.
V. Актуализация знаний.
Учитель: А узнать писателя – автора сегодняшних произведений нам
поможет стихотворение Валентина Берестова, которое прочитает Данил.
Данил: Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых важных книг?
Учитель: Кто же догадался о ком это стихотворение?
Чей же это портрет?
Дети: Чуковский. Слайд 6+
( на слайде 6 появляется Ф.И О. писателя.)
Учитель: Правильно – автор сегодняшних произведений Корней Иванович
Чуковский. А почему он не читал этих сказок?
Дети: Потому, что он же сам их и написал.
VI. Первичное усвоение новых знаний. Работа по теме урока.
Рассказ учителя о писателе. Слайд 7
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили все дети страны.
Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский
Это его литературный псевдоним, т.е. ненастоящее имя, а настоящее его имя-
Николай Васильевич Корнейчуков.
Детским поэтом и сказочником Корней Чуковский стал случайно.
Однажды случилось так,что писателю пришлось ехать Слайд 8
со своим маленьким сыном, который заболел,и у которого была высокая температура, в вагоне поезда. Чтобы мальчик не хныкал, отец стал рассказывать … «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил…»
Сын перестал плакать, а потом оказалось, что запомнил наизусть этот рассказ.
Так появилась первая сказка «Крокодил». Слайд 9
А его маленькая дочка не хотела умываться и отец часто ей говорил:
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам…» Так и появилась сказка «Мойдодыр».
Чуковский любил и животных, поэтому в его сказках всегда много зверей, птиц и насекомых.
Знакомство с отрывком из сказки «Телефон».
Учитель: И сейчас давайте же узнаем с каким первым произведением
познакомимся. Для этого мы все вместе выполним задание, которое
называется «Прочитай скрытое слово по первым буквам» - с какой
буквы начинается название животного,и собираем из этих букв
слово – название сказки, ставя их по порядку слева направо.
(Дети называют название животного и первую букву, а учитель на доске открывает буквы.)
тигр енот лев ехидна фазан осёл носорог
Т Е Л Е Ф О Н
- И хором прочитаем название сказки. Три-четыре.
Дети: (хором) Телефон.
Учитель: На этом уроке мы познакомимся с отрывком из этой сказки, а
почти в конце 1 класса мы будем изучать всю эту сказку.
Сказку «Телефон» Корней Чуковский написал очень давно в 1944г.
Это 75 лет тому назад. Я предлагаю всем послушать отрывок из
этой сказки в исполнении самого автора.
(Прослушивание отрывка в записи .)
VII.Физкультминутка ( двигательная )
Работа по учебнику.
Учитель: Ребята, откройте учебник по закладке и переверните на следующую
страницу 96.
а) жужжащее чтение;
б) работа в парах; -Вспомним правила работы в паре.
Учитель: Найдите слова автора и слова слона.
(Ученики показали «замочки» руками)
в) выразительное чтение диалога;
Учитель: С какой интонацией читает автор?
Дети: Автор читает с вопросительной интонацией.
Учитель: А с какой интонацией читает слон?
Дети: Слон читает с интонацией просьбы.
Учитель: Представим, что в руках у нас телефоны. ( держим руку около уха)
Я читаю слова автора, а вы слова слона.
( Учитель и ученики читают диалог)
Учитель: Кто из вас желает в паре прочитать?
(Желающие дети 1-2 пары читают)
г) словарная работа и анализ прочитанного отрывка.
Учитель: Ребята, а вы встретили в этом отрывке непонятные для вас слова?
Дети: Пуд. Слайд 10
Учитель: Пуд – это древняя единица массы на Руси, чуть больше 16 кг.
-Откуда звонил слон?
Дети: Слон звонил от верблюда.
Учитель: С какой просьбой обратился слон к писателю?
Дети: Слон попросил писателя прислать шоколада.
Учитель: Для кого слон просил шоколада?
Дети: Слон просил шоколада для своего сына – слонёнка.
Физкультминутка для глаз.
Знакомство со сказкой «Путаница». Инсценирование.
Учитель: Ребята, страна сказок очень велика, и мы продолжаем по ней
путешествовать.
Обратите своё внимание в учебнике на страницу 97-ю (показать)
и прочитайте самостоятельно заголовок ещё одной сказки
К.И.Чуковского, с которой мы сегодня познакомимся.
- Как вы думаете, о чём этот текст?
Дети: В тексте что-то перепуталось.
Учитель: А хотите узнать что перепуталось?
Дети: Хотим!
Учитель: Тогда садитесь ровненько и внимательно слушайте чтение учителя.
(Учитель читает текст отрывка)
- Ребята, а какие животные встретились в этой сказке?
Дети: Котята, утята, свинки, курочки, кошечки, воробышек, медведь.
Учитель: А хотите стать участниками сказки?
Дети: Хотим! Слайд 11
Очень нравятся нам сказки.
Любим мы и волшебство.
Подражаем кошкам, свинкам
Не боимся никого.
2.Вот берём мы в руки краски
На лице рисуем маски.
Нонна наша стала свинкой,
Аня – кошкой, Софья – уткой.
3.Сказка наша оживает
И дружить нам помогает.
( Инсценировка «Путаницы»)
Учитель:Спасибо,юные актёры. Так что же произошло в сказке «Путаница»?
Дети: Звери не хотели свои настоящие звуки произносить.
И получилась путаница.
VIII. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.
Игра «Вспомни сказку».
( У учащихся заранее на партах лежат «обложки» книг Чуковского. Учитель читает отрывки из сказок, а дети узнают из какой сказки к ним попала обложка и крепят её на «Чудо-дерево».)
Учитель: Итак, наше путешествие в гости к сказкам К.И Чуковского
подходит к концу. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая
называется «Вспомни сказку». К.И.Чуковский вырастил своё
сказочное «Чудо-дерево».
Ученик: А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо – чудо – чудо – чудо
Расчудесное.
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А весёлые книжечки,
Да со сказками.
Учитель: И мы сейчас «вырастим» своё чудо– дерево из обложек сказок
Корнея Чуковского, которые растерялись на ваших партах.
Вспоминаем сказки, находим нужную обложку и прикрепляем
к дереву.
1)Веселится народ – 2)Лечит маленьких детей, 3)-Что вам надо?
Муха замуж идёт Лечит птичек и зверей, - Шоколада.
За лихого, удалого Сквозь очки свои глядит - Для кого?
Молодого комара. Добрый доктор… Айболит. – Для сына моего
( «Муха – Цокотуха» ) ( «Айболит» ) ( «Телефон» )
4)Только вдруг из-за кусточка 5)А посуда вперёд и вперёд 6)Свинки замяукали
Из-за синего лесочка, По полям, по болотам идёт. – Мяу-мяу.
Из далёких из полей И чайник шепнул утюгу: Кошечки захрюкали-
Прилетает Воробей. «Я дальше идти не могу». – Хрю-хрю.
(«Тараканище» ) ( «Федорино горе» ) ( «Путаница» )
Учитель: Красивое у нас получилось «Чудо-дерево»
IX. Рефлексия. Оценивание.
Скажи пожалуйста, как зовут автора сегодняшних произведений? ( К.И.Чуковский ). Спасибо!
Скажи пожалуйста, с какими сказками Чуковского мы сегодня познакомились? ( Мы сегодня познакомились со сказками «Телефон» и «Путаница».) Спасибо!
Скажи пожалуйста, а что ещё мы делали на уроке?
Учитель: Ребята, у вас на партах у каждого есть по два цвета телефончика.
На этом Чудо-дереве будут «расти» не только обложки книг
Корнея Ивановича, а ещё и ваше настроение от этого урока в
виде этих телефончиков.
Оцените сами свою работу на уроке.
Если у вас всё получалось и настроение хорошее – розовый телефончик.
Если что-то не получилось и настроение грустное – жёлтый телефончик.
(Ученики по рядам подходят к Чудо-дереву и прикрепляют выбранный стикер.)
Учитель: Ребята, на этом уроке вы все хорошо поработали.
-Поэтому заслуживаете поощрительные медальки.
(Учитель раздаёт всем ученикам медальки «МОЛОДЕЦ». )
X. Итог урока. Слайд 12
Ученик: Хорошие книжки писал дед Корней-
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать весёлые эти.
Учитель: Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба со сказками
и книгами К.И.Чуковского, которые согреты добром и юмором.
Обратите внимание на нашу выставку книг Чуковского, которую
мы собрали для того, чтобы ребята их читали. Слайд 13
На этом урок окончен! Всем спасибо за сотрудничество!