СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Д. Ушинский - педагог и писатель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит тексты, иллюстрации и звуковые файлы, отражающие особенности деятельности К.Д. Ушинского. Пособие разработано для занятия по дисциплине "Детская литература с практикумом по выразительному чтению" 

Просмотр содержимого документа
«К.Д. Ушинский - педагог и писатель»

К.Д. Ушинский – педагог и писатель.  Педагогическая направленность его рассказов о природе и о детях.

К.Д. Ушинский – педагог и писатель. Педагогическая направленность его рассказов о природе и о детях.

К.Д. Ушинский – педагог Большую часть своей жизни К.Д. Ушинский посвятил практической педагогике. Основное внимание сосредоточил на создании народной школы и вопросах женского образования (служил инспектором Смольного института для благородных девиц). Свою педагогическую практику осмыслил в двухтомнике «Человек как предмет воспитания» , многие выводы из которого не устарели и сегодня.

К.Д. Ушинский – педагог

Большую часть своей жизни К.Д. Ушинский посвятил практической педагогике. Основное внимание сосредоточил на создании народной школы и вопросах женского образования (служил инспектором Смольного института для благородных девиц).

Свою педагогическую практику осмыслил в двухтомнике «Человек как предмет воспитания» , многие выводы из которого не устарели и сегодня.

К.Д. Ушинский о значении  родного языка Также не устарели отдельные положения из статьи педагога «Родное слово» (1861), где он утверждал, что родной язык – это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и «удивительный педагог», лучший народный наставник, учивший ещё тогда, когда не было ни книг, ни школ. Детскую литературу и чтение в школьные годы Ушинский рассматривал как способ постижения народной культуры и богатств родного языка. Практическое воплощение эти идеи педагога получили в созданных им учебниках для чтения.

К.Д. Ушинский о значении родного языка

Также не устарели отдельные положения из статьи педагога «Родное слово» (1861), где он утверждал, что родной язык – это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и «удивительный педагог», лучший народный наставник, учивший ещё тогда, когда не было ни книг, ни школ.

Детскую литературу и чтение в школьные годы Ушинский рассматривал как способ постижения народной культуры и богатств родного языка.

Практическое воплощение эти идеи педагога получили в созданных им учебниках для чтения.

Принципы создания учебных книг К.Д. Ушинского «отдавать преимущество реальному содержанию», т.е. естественнонаучному материалу, ибо «логика природы есть самая доступная логика для детей»; книга должна быть «по возможности занимательной»; простота языка, исключающая «формальные украшательства» и подделку под детский способ выражения; разнообразная тематика (времена года, человек и его тело, мир растений и животных, строение Земли, географические открытия, города и страны, история); соединение познавательного и художественного материала с целью развития в единстве мысли, чувств и дара слова.

Принципы создания учебных книг К.Д. Ушинского

  • «отдавать преимущество реальному содержанию», т.е. естественнонаучному материалу, ибо «логика природы есть самая доступная логика для детей»;
  • книга должна быть «по возможности занимательной»;
  • простота языка, исключающая «формальные украшательства» и подделку под детский способ выражения;
  • разнообразная тематика (времена года, человек и его тело, мир растений и животных, строение Земли, географические открытия, города и страны, история);
  • соединение познавательного и художественного материала с целью развития в единстве мысли, чувств и дара слова.
К.Д. Ушинский – писатель В детской литературе Ушинский известен как обработчик народных сказок, а его авторские рассказы тоже тяготеют к народно-поэтическому творчеству. Они написаны ритмизованным слогом, украшены поговорками, характерными повторами, уменьшительными и увеличительными суффиксами.

К.Д. Ушинский – писатель

В детской литературе Ушинский известен как обработчик народных сказок, а его авторские рассказы тоже тяготеют к народно-поэтическому творчеству. Они написаны ритмизованным слогом, украшены поговорками, характерными повторами, уменьшительными и увеличительными суффиксами.

Рассказы о животных: «Лиса Патрикеевна» Все животные представлены с характерными повадками и в жизненной роли, которая неотделима от их природы. Иногда использован приём антропоморфизма (животные разговаривают, спорят), придающий эмоциональную окраску, а шутливая манера изложения сочетается с поучительностью. «Васька» «Мышки» «Лошадь» «Бишка» «Петушок с семьёй» «Курица и утята» «Чужое яичко»  См. Зубарева. «Детская литература»

Рассказы о животных:

«Лиса Патрикеевна»

Все животные представлены с характерными повадками и в жизненной роли, которая неотделима от их природы. Иногда использован приём антропоморфизма (животные разговаривают, спорят), придающий эмоциональную окраску, а шутливая манера изложения сочетается с поучительностью.

«Васька»

«Мышки»

«Лошадь»

«Бишка»

«Петушок с семьёй»

«Курица и утята»

«Чужое яичко»

См. Зубарева. «Детская литература»

Познавательно-природоведческие рассказы о труде и знаниях «История одной яблоньки » «Бодливая корова» «Как рубашка в поле выросла» «Гадюка» содержат подробное описание процесса выращивания яблони и льна и труда людей. - произведения о детях, попавших в опасность. Они содержат бытовые сцены, которые позволяют юным читателям сделать вывод о необходимости вести себя разумно.

Познавательно-природоведческие рассказы о труде и знаниях

«История одной яблоньки »

«Бодливая корова»

«Как рубашка в поле выросла»

«Гадюка»

содержат подробное описание процесса выращивания яблони и льна и труда людей.

- произведения о детях, попавших в опасность. Они содержат бытовые сцены, которые позволяют юным читателям сделать вывод о необходимости вести себя разумно.

Рассказы  на нравственно-этические темы «Дети в роще» Это рассказы с очевидной дидактической установкой, героями их являются дети, а иногда животные. «Вместе тесно, а врозь скучно» Автор подсказывает детям, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. «Умей обождать» «Играющие собаки» «Утренние лучи» «Трусливый Ваня»

Рассказы на нравственно-этические темы

«Дети в роще»

Это рассказы с очевидной дидактической установкой, героями их являются дети, а иногда животные.

«Вместе тесно, а врозь скучно»

Автор подсказывает детям, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем.

«Умей обождать»

«Играющие собаки»

«Утренние лучи»

«Трусливый Ваня»

Работа с хрестоматией Прочитайте текст. Какими качествами наделены герои? Кого напоминает вам Петушок? Почему героями являются птицы, а не дети?

Работа с хрестоматией

Прочитайте текст.

Какими качествами наделены герои?

Кого напоминает вам Петушок?

Почему героями являются птицы, а не дети?

«Утренние лучи»

«Утренние лучи»

Рассказы о Родине  «Наше Отечество» «Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов, и когда мы уснём навеки, то она же прикроет и кости наши.  … Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина»

Рассказы о Родине «Наше Отечество»

«Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов, и когда мы уснём навеки, то она же прикроет и кости наши.

… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина»

Особенности литературного творчества К.Д. Ушинского Отчётливо выраженная познавательная и воспитательная направленность Художественная убедительность (органичность воплощения педагогического замысла в образную форму) Жанровое разнообразие (сказки, басни, рассказы, прозаические миниатюры, статьи, очерки) Лаконизм или, напротив, наличие колоритных пейзажных зарисовок и выразительных деталей, выбор которых обусловлен литературно-педагогической задачей

Особенности литературного творчества К.Д. Ушинского

  • Отчётливо выраженная познавательная и воспитательная направленность
  • Художественная убедительность (органичность воплощения педагогического замысла в образную форму)
  • Жанровое разнообразие (сказки, басни, рассказы, прозаические миниатюры, статьи, очерки)
  • Лаконизм или, напротив, наличие колоритных пейзажных зарисовок и выразительных деталей, выбор которых обусловлен литературно-педагогической задачей


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!