СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"К 100-летию родной школы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая работа - исследовательская. Автор на основании воспоминаний ветеранов села, средств массовой информации проследила этапы становления школы, в которой сама  проработала 44 года.  В работе также прослеживается судьба знаменитыз выпускников школы.

Просмотр содержимого документа
«"К 100-летию родной школы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26 с. Краснокумского» Георгиевского городского округа Ставропольского края.





« К 100-летию родной школы»



Автор: учитель истории МБОУ СОШ №26

с. Краснокумского

Шульгина Светлана Васильевна

















Оглавление.

1. Введение. стр

1.1. Обоснование актуальности исследования. 3

1.2. Цели и задачи работы. 3

1.3.Обзор литературных источников. 3

1.4. Место и сроки проведения исследования. 4

1.5. Характеристика района исследования. 4

2. Методика исследования. 4

3. Результаты исследования. 5

3.1. Этапы становления школы. 5

3.2. Знаменитые выпускники. 8

3.3 Школа и современность. 10

4. Выводы. 10

5. Заключение 10

6. Список источников и используемой литературы. 11























Введение.

1.1. Обоснование актуальности исследования.

1.2. Цели и задачи работы.

В 2019 году школе в селе Краснокумском исполняется 100 лет. Мало кто об этом знает и никто не задумывался раньше, говоря словами известного летописца, «откуда есть пошла школа Краснокумская и кто в ней начати правити?» Историю создания школы написала очень давно, еще в 70-е годы прошлого века, учительница начальных классов Скультэ Нина Андреевна. Позже так случилось, что Нина Андреевна переехала жить в город Пятигорск. Узнав об этом, в то время еще молодая учительница истории Шульгина Светлана Васильевна уговорила Нину Андреевну оставить свои рукописные материалы в школе. Некоторые факты из истории школы были использованы Светланой Васильевной при написании истории села Краснокумского. Но уже в то время важным делом учителя стало развитие темы истории образования в селе Краснокумском. Поэтому на протяжении десятилетий собирались новые факты из истории школы. Настало время систематизировать собранные материалы и познакомить с ними прежде всего учащихся школы, учителей и общественность села Краснокумского.

Итак, основной целью данной работы является выяснение основных этапов становления нашей школы от начальной до средней общеобразовательной. Целью работы было также проследить судьбу знаменитых выпускников школы. Главными задачами нашего исследования является воспитание патриотизма, любви к историческому прошлому своей малой Родины, привитие чувства гордости и сопричастности к своему второму родному дому – школьным пенатам.

1.3.Обзор литературных источников.

Что же может быть источниками для нашего исследования? Конечно, те материалы, которые были оставлены Ниной Андреевной Скультэ. Это рукописный альбом с множеством фотографий. Но нужно было найти более солидные источники. Мы обратились к работнику городского архива, бывшему заместителю председателя сельского совета Дорофеевой В.В.:

- Остались ли какие либо архивы по селу Краснокумскому, из которых мы смогли бы выявить более точные факты о создании школы в селе Краснокумском.

Валентина Васильевна ответила: «К сожалению, архивов никаких не сохранилось потому, что в годы Великой Отечественной войны Георгиевский архив был вывезен в Моздок и там потерял свои следы.»

Мы обратились к той литературе, которая написана местными авторами. Матвей Иванович Федькин написал книгу «Запомни город, эти имена» В этой книге упоминается имя и Прасоедова А.К. Вот строки из книги: «Он родился в селе Краснокумском в 1911 году. В семье росло еще двое детей. Отец работал на крупорушке сельского купца, а мать имела скудный заработок от поденной работы. И лишь благодаря материальной поддержке сестры отца (она работала прислугой на даче композитора Сафонова) Александр Просоедов окончил начальную школу в Краснокумском, а затем среднюю школу в Георгиевске»1.

1.4. Место и сроки проведения исследования.

В течение долгого времени мы обращались к истории создания нашей школы. Мы записывали воспоминания учителей – ветеранов школы, жителей села Краснокумского: Веретенниковой Светланы Яковлевны, Цурапа Розы Александровны, Скультэ Нины Андреевны, Любошкиной Татьяны Андреевны, Пугачевой Анны Ивановны и других. Собрали автобиографии учителей школы, создали фотоархив школьной жизни, начиная с 20-х годов прошлого века и по настоящее время. Написали истории создания пионерской и комсомольской организации школы. Источниками для написания работы стал и газетный материал, который собирался о школе, начиная с 70-х годов прошлого века.

1.5. Характеристика района исследования.

В сентябре 1777 на месте современного Георгиевска была заложена крепость, получившая имя Святого Георгия Победоносца. По приказу императрицы Екатерины II в 1778 году 276 казачьих семей поселились в двух километрах от  слияния рек  Кума и Подкумок, дав начало селу Краснокумскому. Здесь построили две казармы, в которых размещался госпиталь. Отсюда произошло первоначальное название села «Госпитальная слободка». После окончания строительства крепости Святого Георгия и госпиталя полк был расформирован. В слободке осталось всего 26 семей.

Госпиталь был связан с Георгиевской крепостью дорогой, вдоль которой проложили водопровод. Улица, возникшая вдоль дороги, называлась Арсенальной (шла от арсенала крепости). В дальнейшем появились улицы: Трудовая, Обильненская, Курганская. Дома были саманные с земляными полами. Позже жилища стали облицовывать кирпичом, зажиточные крестьяне строили дома только из кирпича. В селе получили развитие кузнечное, гончарное, плотницкое, бондарное, швейное ремесла. Работала лавка купца Себелева по продаже хозяйственных товаров, позже появились лавки Анисимова, Амельченко, Апанасова. Школы длительное время не было, дети состоятельных жителей учились в Георгиевске.

2. Методика исследования. Методикой данного исследования явились работа с источниками: воспоминания старожилов села Краснокумского, фотоматериалы, личные архивы ветеранов учительского труда, литературные источники: книги М.И. Федькина «Запомни город эти имена», «Память» и другие. В работе использованы также интернет-ресурсы.

3. Результаты исследования.

3.1. Этапы становления школы.

До революции в селе Краснокумском (бывшей Госпитальной слободке) не было школы. Дети богатых ходили в реальные училища города Георгиевска. Грамотных людей было мало, в основном церковные служители. Дети бедных учились читать и писать у Курочкина Емельяна Моисеевича, деда завуча по начальному обучению,  учительницы русского языка и литературы Савченко-Веретенниковой Светланы Яковлевны.

       В 1919 г. во дворе воинской части, где раньше жил священник, на углу улиц Трудовой и Речной, открыли школу в две классные комна­ты 1 и 2 класс, куда пошел учиться вместе со сверстниками в 8 лет Саша Просоедов. Во 2 классе учились с перерывами.

        Началась Граж­данская война. Белогвардейской армией Деникина была занята слободка. Школу закрыли. После освобождения Красной Армией местности от белогвардейцев, школу перевели в жилые дома Мордвинова и Ефима Апанасова. В 20-х годах был голод, школу расформировали и 3 класса пе­ревели в железнодорожную школу станции Георгиевск.

Жители Красной слободки откликнулись на призыв партии большевиков и в 1923 г. народной стройкой начали заклады­вать фундамент будущей начальной школы на углу улиц Трудовой и бывшей Курганной, ныне ул. Ленина. Кирпич и пиломатериал брали от разбора старых ямочных помещений за г.Георгиевском. Строила школу вся слободка. Каждый имел свой объект работы. Просоедову дали задание турлучить стены коридора со двора. Вместе с отцом ходил и сын Александр Просоедов.

         В 1925 г. школа была выстроена. Три классные комнаты, коридор, учительская приняли своих первых учеников и учителей. Заведующими начальной школой были Катрич Пелагея Филипповна, Пичугова Серафима Васильевна, Воробьёва Елена Федоровна.

       С 1933 года заведующим начальной школы стал Просоедов Александр Кириллович. Учащихся ста­ло больше, и у церкви в сторожке открыли класс.

Из воспоминаний Другова Федора Яковлевича.

"В 1933 г. мне было 10 лет. Я учился во 2 классе начальной школы Красной слободки, где сейчас находится совхоз "Георгиевский".

У нас был школьный участок. Обрабатывали землю на лошадях. Я управлял лошадьми, а Александр Кириллович Просоедов ходил за плугом. Выращенный урожай, мы, ученики, сдавали в столовую, а из столовой получали горячие завтраки и обеды. Так Просоедов поддерживал учеников в трудное время.

Большую работу вели по озеленению школьного двора и улицы. До сих пор растут две акации и клен.

       В 1937 г. классные комнаты были арендованы  жителем села по ул. Комсомольская, где в данное время находится продоволь­ственный магазин.

В 1939 г. начальная школа стала 7-летней, а затем 8-летней при директоре Ольге Михайловне Заглухинской в 1948-1949 гг. Классная комната арендовалась у Дьяченко по ул. Трудовой. Созрела необходимость строительства школы и в 1949 г. вдоль ул. Ленина началось строительство здания школы. Стройка была народной. Большую помощь в организации стройки оказала председатель Краснокумского сельского совета Ермакова Ольга Ивановна."

Из воспоминаний учительницы Предбанниковой Людмилы Георгиевны:

"После Великой Отечественной войны наша страна восстанавливала народное хозяйство. В селе Краснокумском назрел вопрос о строительстве школы. В старой школе было всего 3 класса. На сельском сходе жители с. Краснокумского решили построить школу своими силами, зная, что у государства пока нет средств на строи­тельство новой школы. Каждый житель обязался отработать 10 дней. На помощь пришли кирпичный завод МТС и воинская часть 17/3. Они обеспечили строи­тельство кирпичом и черепицей, саманом и лесом. Все жители села добросовестно работали на стройке. Они сложили здание из самана, отштукатурили внутри, облицевали кирпичом, вделали дверные и оконные блоки, рамы, двери, покрыли черепицей. Новая школа построена из 4 классных комнат. Мы очень благодарны были папам, мамам, дедушкам и бабушкам."

Татьяна Андреевна Любошкина рассказывает:

"Когда школа стала 8-летней, количество классов-комплектов и учащихся увеличилось, и су­ществующие классы не могли вместить всех учащихся, не было спортивного зала для проведения уроков физкультуры и мастерских для проведения уроков труда. Назрела необходимость пристройки. Также хозяйственным способом с помощью колхоза "Советская Россия" (председатель Ломтев В.А.) в 1964 г. были пристроены внутри школь­ного двора ещё 3 классные комнаты. Соединяли их  - кабинет физики и спортивный зал. Силами учащихся и родителей при активной помощи кирпичного завода МТС были построены слесарная и столярная мастерс­кая для ведения уроков труда. В оборудовании ее принимал активное участие Иванов Анатолий Федорович, преподаватель труда.

Учащимся на­чальных классов отдаленных улиц Красной и Фрунзе, протяженностью 4-3 км, было далеко ходить в школу, автобусного сообщения тогда не было, решением с/совета с.Краснокумского решено было построить филиал по ул.Красной.

К 1965 году количество классов в школе было 24, а классных комнат - 2. Началась вновь пристройка к старому школьному зданию по ул. Трудовой ещё 4 классных комнат с просторным коридором и каби­нетом директора."

Из воспоминаний директора Анны Ивановны Пугачевой:

"Решением Ставропольского крайисполкома было намечено строительство средней школы в с. Краснокумском на 1976 г. В январе 1977 года была построена новая трехэтажная школа. Типовой проект нашей школы был предложен Новосибирским проектным институтом. Изучал место, где должна быть построена школа, и делал проект Пятигорский филиал Ставропольского проектного института.  Школа рассчитана на 784 посадочных места. В школе 33 кабинета, обучение осуществляется по кабинетной системе, имеется спортивный зал, актовый зал, столовая, медицинский кабинет, библиотека.

С 1977 года директором школы стала Пугачева А. И. и с этого года школа была преобразована из восьмилетней в среднюю. Завучем школы была - Подлипаева Н.И., организатором внеклассной работы была Губарева Т. А., Завучем начальной школы была Веретенникова С. Я. В 1978 году осуществлен первый выпуск учащихся из средней школы.

     В 1983 году директором школы стала Губарева Т. А. Она прошла трудный путь от учителя английского языка, завуча по воспитательной работе, завуча по учебной части к директору. Тамара Алексеевна создала сильную команду своих помощников – завучей, которые вместе с педколлективом вывели школу в число передовых школ Георгиевского района. Завучем была Столетняя Валентина Николаевна. Она внедряла среди учителей новые методики обучения и преподавания, методы диагностирования знаний учащихся по всем предметам. Завучем начальной школы на протяжении многих лет была Маругина Л.И. Под ее руководством в начальную школу были внедрены новые программы обучения и воспитания: «Школа 2100», развивающее обучение по системе Занкова, «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Гармония», «Школа России». Настоящим организатором во внеклассной работе была Шульгина Светлана Васильевна, проработавшая на посту завуча по внеклассной работе 18 лет. Она ввела в школе новые традиции: празднование Праздника цветов, День рождения школы; вместе с коллективом учащихся и классными руководителями она создала новую структуру школьного самоуправления, которая функционирует и по настоящее время. Разработаны программы «Одаренные дети», «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе», «Военно-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время»

В 2011году директором школы стала Стратулат Елена Васильевна. Она с большой энергией принялась за обновление материально-технической базы школы: были отремонтированы рекреации, актовый зал, столовая, другие помещения. В каждом кабинете были установлены интерактивные доски, компьютеры. Осуществлялся переход на новые федеральные государственные стандарты образования.

3.2. Знаменитые выпускники.

В 2016 учебном году школа приняла участие в разработке проекта «Энциклопедия сельских школ России». В связи с этим была проведена поисковая работа по выяснению знаменитых выпускников школы. И вот наши результаты исследования.

Ирина Васильевна Кищенко ( Шонтукова) – выпускница школы 1986 года, стала заместителем министра образования Кабардино-Балкарии. Базовое образование у нее - филолог, преподаватель русского языка и литературы, которое она получила в 1991 году в кабардино-Балкарском университете. Ученая степень: кандидат педагогических наук. Занимаемая должность: зав.кафедрой ТиМФО ИПК и ПРО КБГУ, директор НИИ Структурной методики преподавания языков КБГУ.
Оксана Клименко – Выпускница 1998 года, сейчас солистка театра оперетты Пятигорского театра, почетный деятель искусств Ставропольского края. Окончила Минераловодское музыкальное училище им.В.И.Сафонова в 2000 году, затем Ростовскую государственную консерваторию им.С.В.Рахманинова. В Ставропольском государственном театре оперетты работает с 1998 года.

С детства помнит Оксана песенные вечера до ночи в их музыкальном доме в селе Краснокумском. В слаженном семейном хоре мама, потомственная казачка, была запевалой. Певческая «карьера» Оксаны началась в школьном хоре. В Минераловодском музыкальном училище на вступительном экзамене девушка спела «Степь да степь кругом». Строгих экзаменаторов подкупили красивый голос и несомненная музыкальность абитуриентки. Наставниками ее стали актеры Пятигорского театра оперетты Роза Иксанова и заслуженный артист РСФСР Лев Храмов.

Нетесова (Завгородняя) Елена Викторовна – выпускница 1980 года, ныне - доцент– филологического факультета КЧГПИ;
2000 год – аспирантура при кафедре русского языка Ставропольского государственного университета; 2000 год – защита кандидатской диссертации «Структурно-семантические особенности условных конструкций на различных ярусах синтаксиса современного русского языка» по специальности 10.02.01 – русский язык.

Шевченко Николайвыпускник школы 2004 года. Из письма Николая Светлане Васильевне Шульгиной (2017 год): «Я сейчас работаю и живу в Москве. В 2010 году после окончания магистратуры Ставропольского государственного университета меня пригласили в аспирантуру Института биологии и химии Московского педагогического государственного университета. Аспирантуру я закончил досрочно и на втором году обучения защитил кандидатскую диссертацию. С момента поступления в аспирантуру работал на кафедре общей биологии ассистентом, через пол года стал заместителем декана по заочному отделению. После защиты меня пригласили работать старшим научным сотрудником в Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов Российской академии наук. Работа связана с большим числом командировок по всей России.  Мы совместно с природоохранными организациями (Гринписс, WWF и др.) создаем национальные парки и заповедники. Также работаем активно с Мин. природы и экологии РФ, Рослесхозом, Европейским институтом леса и Институтом космических исследований РАН по мониторингу и картографии лесных пожаров, продуктивности и восстановлению лесов России. Эти данные мы предоставляем в администрацию президента и международные природоохранные организации. С 2015 года я работаю заместителем директора нашего института, Ученым секретарем Ученого Совета и заведующим отделом аспирантуры. Также являюсь экспертом Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Научного Совета Российской Академии Наук по лесу, вхожу в редколлегию журнала Russian Journal of Ecosystem Ecology.

Давно ничего не слышал о нашей школе? Иногда она мне снится. Осталось очень много приятных воспоминаний. Очень хочется прийти в школу, но дома я бываю очень редко, да и просто так в школу не зайдешь. Я не знаю как сейчас, но когда мы учились, несмотря на то, что школа сельская, нам дали очень хорошие знания, за что я очень благодарен всем нашим учителям.»

Игорь Доронин – выпускник 2004 года. Игорь Доронин в январе 2017 года защитился в Зоологическом институте Российской академии наук (С.-Петербург), там он и работает научным сотрудником. Герпетолог, историк науки. Окончил Северо- кавказский ФУ (бывш. СГУ) в 2009 г. (Географический факультет). Работает старшим лаборантом и экскурсоводом в Зоологическом институте РАН. Член герпетологического общества им. A.M. Никольского при РАН. Член Российского географического общества. Автор 70 научных публикаций по герпетологии и истории науки.

Мартынов Евгений Николаевич – ведущий адвокат РФ.г Москвы. Сотрудник Адвокатской палаты г. Москвы. Награды: Серебряная медаль им. Ф. Н. Плевако, Медаль «За заслуги в защите прав и свобод граждан II степени» Частый гость телепередач телеканала «Россия 1»по уголовным делам.

3.3 Школа и современность.

В 2006 году победителями всероссийского конкурса Национального проекта «Образование» на звание «Лучший учитель России» стали: учитель биологии Уфимцева Лидия Сергеевна, учитель истории и обществознания Шульгина С.В., учитель информатики Шишкин В.В. В 2011 году в этом конкурсе стала победителем учитель русского языка и литературы Маменко Наталья Петровна. В 2012 году – учитель французского языка Хуадонова Галина Евгеньевна.

Все эти победители конкурса Нацпроекта «Образование» награждены Грамотами Министерства образования и науки и делам молодежи РФ. В 2006 году школа была представлена на конкурс среди лучших школ России и была награждена 1млн рублей. Деньги были потрачены на укрепление материально- технической базы школы.

В школе успешно действует орган самоуправления - Школьный парламент,

волонтёрский отряд «Парус надежды» Осуществлен проект создания историко-краеведческого зала. В школе результативно работают программы «Одаренные дети», «Здоровье – сберегающие технологии – основа успешной учебы», «Казачье-кадетское образование и воспитание», « Система военно-патриотического воспитания в школе» Школа ежегодно проводит Разнообразные акции, среди которых наиболее важными являются: акция «Бессмертный полк», «Мы против наркотиков» и другие.

4. Выводы.

В данной исследовательской работе раскрыта история создания школы, этапы становления от начальной до полной средней школы. Названы имена тех учителей, которые своей неустанной работой помогали получить прочные базовые знания выпускникам школы. Многие из выпускников продолжают традиции школы, прославляют своими делами село Краснокумское. Педколлектив школы с гордостью отзываются о тех, кто «не посрамил честь родной школы и гордое название выпускника СОШ №26»

5. Заключение

Данная работа будет интересна и ученикам и родителям и учителям. Можно утверждать, что в данном исследовании мы только в начале пути. В планах, в частности, кружковцев объединения «Память» написать биографии тех ребят, чьи имена носят улицы села Краснокумского. Нужно проследить пути тех выпускников, которые связали свою жизнь навсегда со своей школой. Материал, представленный в данной работе, будет размещен на одном из стендов историко-краеведческого зала.

6. Список источников и используемой литературы.

1. Воспоминания старожилов села Краснокумского, записанные в альбоме «История школы» Н.А. Скультэ.

2.Федькин М.И. «Запомни, город, эти имена» Георгиевск, 2006 г.455с.

3. СМИ (газета «Георгиевские известия») о школе.

4. Интернет-ресурсы.







































Рис.1. Изба-читальня, с которой начиналась школа. Фото из архива учителя истории Шульгиной С.В.

Рис.2. Здесь размещалась начальная школа. Фото из архива учителя истории Шульгиной С.В.





Рис.3 Здание школы по улице Трудовой. Здесь размещалась школа до 1976 года. Фото из архива учителя истории Шульгиной С.В.



Рис.4.Новое здание школы с 1977 года. Фото из архива учителя истории Шульгиной С.В.









1 Федькин М.И. «Запомни, город, эти имена» с. 343


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!