СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение географии своего края

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изучение географии своего края»

Изучение географии своего края.

Изучение своего края, т.е. краеведение, является важнейшим фактором педагогического воздействия на учащихся

Варианты изучения выбираются учителем: раздел может изучаться либо вместе с крупным регионом, в пределах которого находится изучаемая область, либо в конце курса «География Казахстана».

Задача данного раздела: привести в систему ранее полученные знания, соединить и взаимоувязать отдельные сведения в комплексной экономико - географической характеристике своей области.

Этот раздел — своеобразный итог всей краеведческой работы учащихся. При его изучении реализуются все ранее усвоенные знания, умения и навыки, полученные во время уроков, экскурсий, наблюдений и практических работ на местности. Поэтому следует не повторять сведения, которые уже известны учащимся, а все содержание работы связать с характеристикой области на основе выводов и обобщений знаний.

План изучения раздела и количество уроков определяет учитель при составлении рабочей программы, руководствуясь объемом материала, который во многом зависит от местных условий.

Так как количество краеведческих знаний учащихся 8—9-х классов достаточно велико, то приемы и методы обучения могут быть самыми активными, например: беседа, доклады учащихся, практические работы в классе проблемного характера, ролевые игры, самостоятельные исследования в природе и на хозяйственных объектах.

Возможные методы и приемы обученияиспользуемые при изучении раздела «География своей области»

Тема «Географическое положение»

  • — Использование картографических материалов, по которым определяются координаты крайних точек области и областного центра;

  • — оценка географического положения по отношению к ближайшим крупным физико-географическим и экономико-географическим объектам (положение относительно водных систем, железнодорожных и шоссейных магистралей, соседи, объекты культуры);

  • — вычерчивание картосхемы с указанием координат крайних точек и областного центра, определение протяженности с севера на юг и с запада на восток, определение расстояний от областного центра до ближайших морей;

  • — вывод о выгодности или невыгодности экономико-географического положения.

Тема «Рельеф и полезные ископаемые»

  • — Изучение физической карты (какие формы рельефа? чем их можно объяснить?);

  • — анализ тектонической карты;

  • — анализ геологического профиля, сопоставление физической и геологической карт;

  • — вывод о характере залегания коренных пород, видах полезных ископаемых.

Тема «Климат»

  • — Анализ климатической карты, сопоставление с физической картой (общие особенности сезонного распределения температуры и осадков; факторы, их обусловливающие);

  • — сопоставление климатограмм для контрастных климатических условий по районам (климатические различия в пределах изучаемой территории);

  • — использование данных календаря погоды (преобладающие ветры, анализ типов воздушных масс);

  • — анализ годового количества осадков, закономерности распределения на территории области, формулирование выводов;

  • — заслушивание сообщений учащихся о сезонах года (анализ метео-, гидрологических, биологических, геоморфологических процессов; использование стихов, народных примет, картин и т.п.);

  • — беседа об охране воздуха, меры но борьбе с загрязнением (источники загрязнения; с какой стороны поступает более чистый (грязный) воздух; как загрязнение воздуха влияет на характер растительного покрова).

Тема «Внутренние воды»

Работа с контурными картами (основные реки, водоразделы бассейнов, судоходные участки; озера);

  • — анализ карт (зависимость вод от климата и рельефа);

  • — характеристика одной из рек по типовому плану (использовать физическую, геологическую, климатическую карты, климатограммы);

  • — вопросы и задания типового плана:

  • • охарактеризуйте долину и режим местной реки: врезанность в окружающую местность, извилиста или прямолинейна, характер течения,

  • • какой тип реки по условиям питания и режиму,

  • • когда половодье? От чего зависит величина весеннего половодья?

  • • в какое время происходит ледостав, устанавливается ледовый покров, вскрытие ледового покрова,

  • • использование воды,

  • • источники загрязнения.

Тема «Почвенно-растительный покров и животный мир»

  • — Работа с картой природных зон (определение природной зоны, в которой расположена область);

  • — работа с почвенной картой (определение типов почв, их распространения на территории области);

  • — сравнение растительной, почвенной, физической карт (показ взаимосвязей между рельефом, почвами, растительностью);

  • — беседа (освещение вопросов охраны природы);

  • — выступления учащихся («Особо охраняемые территории области», «Природные памятники области», «Растения и животные области, занесенные в Красную книгу»).

Тема «Население»

  • — Основная цель — установить взаимосвязи между особенностями трудовых ресурсов и развитием и размещением хозяйства;

  • — беседа по вопросам:

    • • динамика численности (построение столбчатой диаграммы но годам),

    • • естественный прирост, механический прирост,

    • • причины изменения плотности,

    • • трудовые ресурсы;

  • — характеристика социального состава населения, профессий занятого населения, численности и особенностей размещения городского и сельского населения.

Тема «Хозяйство края»

Комбинированные уроки (элементы лекции и беседы, анализ статистических данных, использование учебника и т.п.), направленные на изучение отраслей хозяйства; факторов, влияющих на формирование и размещение хозяйства.

Тема « Транспорт»

Характеристика по плану:

  • • виды транспорта, распространенные на территории области;

  • • их преимущества;

  • • преобладающие грузы;

  • • транспортные узлы области (нанести на контурную карту);

  • • перспективы;

  • • влияние на природу.

Нужно отметить, что рамки типовых планов при составлении экономико-географических характеристик ограничивают развитие творчества учащихся. Поэтому более перспективно внедрение проблемно-страноведческого подхода: целесообразно сосредоточить внимание на рассмотрении проблем, характерных для своей области.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!