Изучение географии своего края.
Изучение своего края, т.е. краеведение, является важнейшим фактором педагогического воздействия на учащихся
Варианты изучения выбираются учителем: раздел может изучаться либо вместе с крупным регионом, в пределах которого находится изучаемая область, либо в конце курса «География Казахстана».
Задача данного раздела: привести в систему ранее полученные знания, соединить и взаимоувязать отдельные сведения в комплексной экономико - географической характеристике своей области.
Этот раздел — своеобразный итог всей краеведческой работы учащихся. При его изучении реализуются все ранее усвоенные знания, умения и навыки, полученные во время уроков, экскурсий, наблюдений и практических работ на местности. Поэтому следует не повторять сведения, которые уже известны учащимся, а все содержание работы связать с характеристикой области на основе выводов и обобщений знаний.
План изучения раздела и количество уроков определяет учитель при составлении рабочей программы, руководствуясь объемом материала, который во многом зависит от местных условий.
Так как количество краеведческих знаний учащихся 8—9-х классов достаточно велико, то приемы и методы обучения могут быть самыми активными, например: беседа, доклады учащихся, практические работы в классе проблемного характера, ролевые игры, самостоятельные исследования в природе и на хозяйственных объектах.
Возможные методы и приемы обучения, используемые при изучении раздела «География своей области»
Тема «Географическое положение»
— Использование картографических материалов, по которым определяются координаты крайних точек области и областного центра;
— оценка географического положения по отношению к ближайшим крупным физико-географическим и экономико-географическим объектам (положение относительно водных систем, железнодорожных и шоссейных магистралей, соседи, объекты культуры);
— вычерчивание картосхемы с указанием координат крайних точек и областного центра, определение протяженности с севера на юг и с запада на восток, определение расстояний от областного центра до ближайших морей;
— вывод о выгодности или невыгодности экономико-географического положения.
Тема «Рельеф и полезные ископаемые»
— Изучение физической карты (какие формы рельефа? чем их можно объяснить?);
— анализ тектонической карты;
— анализ геологического профиля, сопоставление физической и геологической карт;
— вывод о характере залегания коренных пород, видах полезных ископаемых.
Тема «Климат»
— Анализ климатической карты, сопоставление с физической картой (общие особенности сезонного распределения температуры и осадков; факторы, их обусловливающие);
— сопоставление климатограмм для контрастных климатических условий по районам (климатические различия в пределах изучаемой территории);
— использование данных календаря погоды (преобладающие ветры, анализ типов воздушных масс);
— анализ годового количества осадков, закономерности распределения на территории области, формулирование выводов;
— заслушивание сообщений учащихся о сезонах года (анализ метео-, гидрологических, биологических, геоморфологических процессов; использование стихов, народных примет, картин и т.п.);
— беседа об охране воздуха, меры но борьбе с загрязнением (источники загрязнения; с какой стороны поступает более чистый (грязный) воздух; как загрязнение воздуха влияет на характер растительного покрова).
Тема «Внутренние воды»
Работа с контурными картами (основные реки, водоразделы бассейнов, судоходные участки; озера);
— анализ карт (зависимость вод от климата и рельефа);
— характеристика одной из рек по типовому плану (использовать физическую, геологическую, климатическую карты, климатограммы);
— вопросы и задания типового плана:
• охарактеризуйте долину и режим местной реки: врезанность в окружающую местность, извилиста или прямолинейна, характер течения,
• какой тип реки по условиям питания и режиму,
• когда половодье? От чего зависит величина весеннего половодья?
• в какое время происходит ледостав, устанавливается ледовый покров, вскрытие ледового покрова,
• использование воды,
• источники загрязнения.
Тема «Почвенно-растительный покров и животный мир»
— Работа с картой природных зон (определение природной зоны, в которой расположена область);
— работа с почвенной картой (определение типов почв, их распространения на территории области);
— сравнение растительной, почвенной, физической карт (показ взаимосвязей между рельефом, почвами, растительностью);
— беседа (освещение вопросов охраны природы);
— выступления учащихся («Особо охраняемые территории области», «Природные памятники области», «Растения и животные области, занесенные в Красную книгу»).
Тема «Население»
— Основная цель — установить взаимосвязи между особенностями трудовых ресурсов и развитием и размещением хозяйства;
— беседа по вопросам:
• динамика численности (построение столбчатой диаграммы но годам),
• естественный прирост, механический прирост,
• причины изменения плотности,
• трудовые ресурсы;
— характеристика социального состава населения, профессий занятого населения, численности и особенностей размещения городского и сельского населения.
Тема «Хозяйство края»
Комбинированные уроки (элементы лекции и беседы, анализ статистических данных, использование учебника и т.п.), направленные на изучение отраслей хозяйства; факторов, влияющих на формирование и размещение хозяйства.
Тема « Транспорт»
Характеристика по плану:
• виды транспорта, распространенные на территории области;
• их преимущества;
• преобладающие грузы;
• транспортные узлы области (нанести на контурную карту);
• перспективы;
• влияние на природу.
Нужно отметить, что рамки типовых планов при составлении экономико-географических характеристик ограничивают развитие творчества учащихся. Поэтому более перспективно внедрение проблемно-страноведческого подхода: целесообразно сосредоточить внимание на рассмотрении проблем, характерных для своей области.