ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» адресована учащимся 1 – А класса МОУ «СШ №1», разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Примерной программы для начальной школы, автор Неменская Л.А. ; Основной образовательной программы НОО МОУ «СШ №1»; Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МОУ «СШ №1»; на основании УМК «Школа России» Предметная линия учебников. «Изобразительное искусство» Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 1 класс - М.: « Просвещение», 2014г.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Изобразительное искусство» основных задач образовательной отрасли «Искусство».
Цели предмета:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю — 33 ч в год (33 учебные недели). Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 1 классе:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
называть семь цветов спектра (красный, оранжевый ,жёлтый, зеленый ,голубой, синий, фиолетовый),а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зеленый ,серо-голубой)
понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый- зеленый и т.д.);
изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания;
понимать важность деятельности художника (что может изображать художник -предметы ,людей, события; с помощью каких материалов изображает художник бумага ,холст, картон, карандаш ,кисть, краски ,и пр.).
правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
свободно работать карандашом : без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
передавать в рисунке форму, общее пространственное положение ,основной цвет простых предметов;
правильно работать акварельными и гуашевыми красками : разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность(не выходя за пределы очертания этой поверхности);
выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец ,Хохлома);
устно описать изображенные на картинке или иллюстрации предметы, явления(человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.),действия (идут ,сидят, разговаривают и т.д.);выражать свое отношение;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин ,глина);
выполнять простые по композиции аппликации.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета в 1 классе
Предметными результатами изучения изобразительного искусства является формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
-приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
2.Содержание учебного предмета
№ п/п | Содержание предмета | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Форма организации занятий |
1. | Ты учишься изображать. Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». Пятно как способ изображения на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Выразительные, объёмные объекты в природе. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). Знакомство с цветом. Краски гуашь. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Выражение настроения в изображении. Цвет и краски в произведениях художников. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. | 8 | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.Выявлять геометрическую форму простого плоского тела. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Находить выразительные, образные объёмы в природе. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями, приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств. Обсуждать и анализировать работы одноклассников. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ. Участвовать в обсуждении выставки. | |
2. | Ты украшаешь. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Симметрия. Графические материалы, фантазийный графический узор. Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Украшения человека рассказывают о своём хозяине. Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, ёлочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой. | 8 | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы. Находить природные узоры. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приёмы работы в технике плоскостной и объёмной аппликации, живописной и графической росписи. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека. Придумывать свой орнамент. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги. | |
3. | Ты строишь. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Соотношение форм и их пропорций. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Конструирование игрового города. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Дизайнер. Предметы дизайна. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. | 10 | Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Наблюдать постройки в природе, анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Придумывать и изображать фантазийные дома, их вид снаружи и внутри. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Создание коллективного макета. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города. | |
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Они участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы) и украшение их. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Выразительность размещения элементов коллективного панно. Времена года. Как они выглядят. Художники – пейзажисты. Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. | 7 | Различать три вида художественной деятельности. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ, выделять в них знакомые средства выражения. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности. Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы. | |
| Итого: | 33 | | |
3. Календарно- тематическое планирование ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата проведения |
| |
Ты учишься изображать (8 часов) |
1 | Изображения всюду вокруг нас. Знакомство с Мастером Изображения. (с.8-13) | 1 | | |
2 | Мастер Изображения учит видеть. (с.14-19) | 1 | | |
3 | Изображать можно пятном. (с.20-23) | 1 | | |
4 | Изображать можно в объёме. (с.24-27) | 1 | | |
5 | Изображать можно линией. (с.28-31) | 1 | | |
6 | Разноцветные краски. (с.32-33) | 1 | | |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1 | | |
8 | Художники и зрители (обобщение темы). (с.34-41) | 1 | | |
Ты украшаешь (8 часов) |
9 | Мир полон украшений. Знакомство с Мастером Украшения. (с.44-45) | 1 | | |
10 | Красоту нужно уметь замечать. Цветы. (с.46-49) | 1 | | |
11 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. (с.50-53) | 1 | | |
12 | Красивые рыбы. Монотипия. (с.54-55) | 1 | | |
13 | Украшения птиц. Объёмная аппликация. (с.56-57) | 1 | | |
14 | Узоры, которые создали люди. (с.58-61) | 1 | | |
15 | Как украшает себя человек. | 1 | | |
16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). (с.62-65) | 1 | | |
Ты строишь (10 часов) |
17 | Постройки в нашей жизни. Знакомство с Мастером Постройки. (с.68-69) | 1 | | |
18 | Дома бывают разными. (с.70-75) | 1 | | |
19 | Домики, которые построила природа. (с.76-77) | 1 | | |
20 | Дом снаружи и внутри.(с.78-79) | 1 | | |
21 | Строим город. (с.80-83) | 1 | | |
22 | Строим город. (с.80-83) | 1 | | |
23 | Всё имеет своё строение. (с.84-85) | 1 | | |
24 | Строим вещи. (с.86-87) | 1 | | |
25 | Город, в котором мы живём. (с.88-89) | 1 | | |
26 | Город, в котором мы живём (обобщение темы). | 1 | | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 часов) |
27 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. (с.92-93) | 1 | | |
28 | Праздник птиц. (с.94-95) | 1 | | |
29 | Разноцветные жуки. (с.96-97) | 1 | | |
30 | Сказочная страна. (с.98-99) | 1 | | |
31 | Времена года. (с.100-101) | 1 | | |
32 | Урок любования. Умение видеть. | 1 | | |
33 | Здравствуй, лето! (обобщение темы). (с.102-106) | 1 | | |