СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно – выразительные средства.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Изобразительно – выразительные средства (материал для ЕГЭ)

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно – выразительные средства.»

Изобразительно – выразительные средства.

Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на две большие группы: лексические средства и синтаксические средства.

Лексические средства:

Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (белое – чёрное, добро – зло). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силён духом.

Контекстные (контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердцелёд и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

Аллегория – образное иносказание, условное обозначение различных явлений и понятий в художественном образе. Наиболее часто встречается в пословицах, сказках и баснях, где за конкретными персонажами закреплены определённые качества: волк – жадность, злоба; лиса – хитрость и т.д. Также известны следующие аллегории: весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь и подобные.

Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет или явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления: Снег валил с неба пудами.

Литота – преуменьшение какого-либо предмета или явления. Иногда литоту называют обратной гиперболой. Употребляется в целях усиления художественного впечатления: В больших рукавицах… а сам с ноготок.

Индивидуально - авторские неологизмы благодаря своей новизне позволяют создавать определённые художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: … как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счёт других? (А.Солженицын)

Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.


Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Приятель – друг, влюблённость – любовь.

Контекстные (контекстуальные) синонимыслова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В.Белинский).

Стилистические синонимыотличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.

Метафора – художественное средство выразительности, основанное на сходстве между далёкими предметами и явлениями. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы… опрокинулся и затонул.

Метонимия – разновидность метафоры , перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительны случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стёганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И.Писарева;

в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или Читая Белинского

Синекдоха – разновидность метонимии, в которой значение переносится с одного предмета или явления на другой по принципу их количественного соотношения: И гордый внук славян, и финн

Оксюморон – стилистический приём, состоящий в сочетании противоположных по смыслу слов. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот приём настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передаёт отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось

Олицетворение - разновидность метафоры, в которой неодушевлённые предметы, явления природы наделяются признаками человека или какого – либо другого существа. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Дождь зашлёпал босыми ножками по дорожкам сада.

Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо.

Перифраза – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, устранения повторов: «Сын Марса» вместо «воин»; «семицветная дуга» вместо «радуга». Город на Неве приютил Гоголя.

Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.

Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путём сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т.д.: Горечь едкая, как горечь полыни.

Фразеологизмы – это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия интересы, делает речь более эмоциональной, выразительной: А.С.Пушкина, «как первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.

Эпитет – выразительное художественное определение предмета или явления, подчёркивающее какой-либо из его существенных признаков: Парус одинокий, минуты роковые… Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.

Постоянные эпитеты – художественные определения, употребляющиеся в сочетании с определённым словом: Чисто поле, красна девица, добрый молодец



Синтаксические средства:

Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчёркивает либо противопоставление: Рождённый ползать – летать не может, либо особо выделяет вторую после знака часть: Любовь – главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Антитезастилистический приём, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления, служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

Восклицательные частицыспособ выражения эмоционального настроя автора, приём создания эмоционального пафоса текста: О, как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно не беречь счастье! Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию: Сбережём свою душу как святыню!

Градация стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребёнка ради семьи ради народа, ради человечества – берегите мир!

Инверсия обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение – после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодёжь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!

Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающего его: Всё сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путёвку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Многосоюзие риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

Парцелляцияприём расчленения фразы на части или даже отдельные слова. Её цель – придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

Повтор сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкциипостроение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от неё длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слёзы. И горечь утрат.

Риторические вопросы и риторические восклицанияособое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойником?

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

Синтаксический параллелизмодинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это начало всех начал. Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

Сочетание коротких простых и длинных сложных и осложнённых разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

«Бинокли. Бинокли. Люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры её кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека… а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса… И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо.»

«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… В центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика.»

Эллипсис (односоставные, неполные предложения) делает авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливает эмоциональный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шёпот. Шорох платьев. Тихие шаги. … Ни одного мазка, - слышу я слова. – Нет мазков. Как живая.

Эпифора одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!