СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно-выразительные средства русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

 

УРОК № 3

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА (§ 3)

 

Цель урока: повторить и обобщить основные лексические виды изобразительно-выразительных средств; продолжить работу по совершенствованию языкового чутья, развивая чувство слова; учить уместному употреблению средств украшения речи.

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства русского языка»

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ


УРОК № 3


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА (§ 3)


Цель урока: повторить и обобщить основные лексические виды изобразительно-выразительных средств; продолжить работу по совершенствованию языкового чутья, развивая чувство слова; учить уместному употреблению средств украшения речи.

Круг вопросов: общее понятие изобразительно-выразительных средств языка; лексические изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, перифраза).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь для практических работ, ручка, карандаш, линейка, толковый словарь, раздаточный материал.


ХОД УРОКА


  1. Организационный этап

Приветствие. Визуальный контроль готовности к уроку. Работа с журналом.


  1. Проверка домашнего задания

  1. Один-два студента выступают с изложением теоретической части § 1–2. Группа оценивает качество прозвучавших ответов с точки зрения полноты, логичности, доказательности содержания и точности речевого оформления.


  1. Два-три студента выполняют дифференцированное задание по карточкам (до конца устной работы группы над теоретической частью материала). В качестве карточек используется упражнение для обобщения и повторения.

Карточка 1 – упражнение 121 (I).

Карточка 2 – упражнение 121 (II).


  1. Выборочный опрос по упражнению 6.


  1. Словарный диктант

Антенна, антициклон, антология, апартаменты, апелляция, аплодисменты, апогей, аппарат, аппетит, аппликация, артиллерия, архаизм, асимметрия, ассамблея, атолл, аттестат, аттракцион, аудитория.

Дополнительное задание. Лексическая работа: дайте толкование лексического значения записанных слов. В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю.


  1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово преподавателя.


  1. Работа с теоретическим материалом

  1. Актуализация сведений, уже известных студентам. Данный этап урока организован в форме фронтальной беседа по вопросам:

  • Что такое изобразительно-выразительные средства языка?

  • Какие средства создания выразительности вы знаете? Приведите примеры.


  1. Самостоятельная работа с учебником. Студенты записывают основную теоретическую информацию в тетрадь.


  1. Первичное закрепление материала

Упражнение 7. Спишите текст, укажите, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова. Назовите способ переноса.

Дополнительное задание 1. Выпишите выделенные слова с подходящими им по смыслу в 2 столбика: а) словосочетания; б) грамматические основы. Обоснуйте свой выбор. Сделайте синтаксический разбор словосочетаний (порядок разбора см. на с. 12–13 II части учебника).

Дополнительное задание 2. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Вогнутым полукругом стоит тяжёлое мраморное здание вокзала, раскинув свои крылья, точно желая обнять людей.

Дополнительное задание 3. Объясните орфограммы в словах: на площади, тяжёлое, навстречу (новой жизни), поздний, в молчании, вслед (мальчику), бесшумно, раскинув, ночь.


Упражнение 8. Напомнить студентам, что слова, употреблённые в упражнении, в переносном значении свойственны разговорной речи или тексту басен.


  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

  1. Расскажите об основных лексических изобразительно-выразительных средствах языка.

  2. Приведите примеры эпитетов, метафор, сравнений и т. д.


Студенты должны знать:

  • основные лексические изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты.


Студенты должны уметь:

  • находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа;

  • употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности.


  1. Домашнее задание

        1. § 3. Упражнения 9, 10, 11 (по заданию).

        2. Опережающее задание: повторить теоретический материал § 4–7.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!