СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительное искусство. Виды и жанры

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена для обучающихся ОДШИ, предмет - беседы об изобразительном искусстве. Преимуществом данной работы является то, что она содержит ряд заданий, выполнение которых поможет обучающимся легко освоить этот теоретический материал

Просмотр содержимого документа
«Изобразительное искусство. Виды и жанры»

ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Искусство (от церк.-слав. .  искусьство (лат.  eхperimentum  — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт) — образное осмысление действительности в художественном образе. Искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности.

ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Искусство (от церк.-слав. . искусьство (лат.  eхperimentum  — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт) — образное осмысление действительности в художественном образе. Искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности.

ГРАФИКА Графика (греч. γραφικος — «письменный», от греч. γραφω — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную

ГРАФИКА

Графика (греч. γραφικος — «письменный», от греч. γραφω — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную

Ксилография (гравюра на дереве). Улитка Альбрехт Дюрер. Меланхолия  Гравюра из цикла «Мастерские гравюры»

Ксилография (гравюра на дереве). Улитка

Альбрехт Дюрер. Меланхолия Гравюра из цикла «Мастерские гравюры»

Иллюстрация к роману А. Пушкина «Евгений Онегин» К. Даниельян. Любите друг друга
  • Иллюстрация к роману А. Пушкина «Евгений Онегин»

К. Даниельян. Любите друг друга

ЖИВОПИСЬ Живопись  — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность

ЖИВОПИСЬ

Живопись  — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность

М. А. Врубель. Царевна-лебедь. 1890. ГТГ Фреска плафона Сикстинской капеллы. История творение. Общий вид. 1508-1512

М. А. Врубель. Царевна-лебедь. 1890. ГТГ

Фреска плафона Сикстинской капеллы. История творение. Общий вид. 1508-1512

Хеда Виллем Клас  Натюрморт. В. Л. Боровиковский. Портрет сестер Гагариных. 1802 И. Айвазовский. Девятый вал

Хеда Виллем Клас Натюрморт.

В. Л. Боровиковский. Портрет сестер Гагариных. 1802

И. Айвазовский. Девятый вал

АРХИТЕКТУРА Архитектура , или зодчество  — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения Архитектура создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническим возможностями и эстетическими воззрениями

АРХИТЕКТУРА

Архитектура , или зодчество  — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения

Архитектура создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническим возможностями и эстетическими воззрениями

Замок Алькасар в Сеговии. Испания. 1110-1140-е гг. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр –эль –Бахри. XXVIII до н. э. Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта Мария дель Фьере. Флоренция. 1456

Замок Алькасар в Сеговии. Испания. 1110-1140-е гг.

Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр –эль –Бахри. XXVIII до н. э.

Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта Мария дель Фьере. Флоренция. 1456

1. Телевизионная башня. Китай.; 2. Стадион «Птичье гнездо» Китай; 3. Приморский окванариум.  ГАП: Москаленко И.В. Владивосток. Россия

1. Телевизионная башня. Китай.;

2. Стадион «Птичье гнездо» Китай;

3. Приморский окванариум.  ГАП: Москаленко И.В. Владивосток. Россия

СКУЛЬПТУРА (лат. sculptura , от sculpo – вырезать, высекать, ваять, пластика) – вид пластического искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы) называются скульптурой.

СКУЛЬПТУРА

(лат. sculptura , от sculpo – вырезать, высекать, ваять, пластика) – вид пластического искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем.

Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы) называются скульптурой.

Фидий. Статуя Афины Парфенос. Хрисоэлефантинная техника. Реконструкция МУР. Лежащая фигура. Зелёный хорнтонский камень. 1938 Скульптурный портрет вельможи Рахотепа и его супруги Нофрет   XXV в. до н. э. .  Метопы фриза Парфенона

Фидий. Статуя Афины Парфенос. Хрисоэлефантинная техника. Реконструкция

МУР. Лежащая фигура. Зелёный хорнтонский камень. 1938

Скульптурный портрет вельможи Рахотепа и его супруги Нофрет XXV в. до н. э. .

Метопы фриза Парфенона

Эрнст Неизвестный. Орфей. 1995. наградная статуэтка премии ТЭФИ С  графа Эккехарда II и его жены Юты. Статуи Наумбургского собора. 1250-1260 гг. Германия. Джанлоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-1625. Палаццо Боргезе, Рим Эмиль Бурдель. Геракл, стреляющий из лука. 1909

Эрнст Неизвестный. Орфей. 1995. наградная статуэтка премии ТЭФИ

С

графа Эккехарда II и его жены Юты. Статуи Наумбургского собора. 1250-1260 гг. Германия.

Джанлоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-1625. Палаццо Боргезе, Рим

Эмиль Бурдель.

Геракл, стреляющий из лука. 1909

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО От лат. decoro – украшаю). Разделяется на декоративно-монументальное, связанное с архитектурой, декоративно-прикладное (художественные изделия) и оформительское искусство

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

От лат. decoro – украшаю).

Разделяется на декоративно-монументальное, связанное с архитектурой, декоративно-прикладное (художественные изделия) и оформительское искусство

Богоматерь с младенцем на троне. Витраж из Шартрского собора. XIII в. Франция Храм Софии Киевской. Образ Богоматери Оранты XI век Современные изделия художников Гжели Жостово. Роспись по металлу. Н. Беляева. Поднос «Юбилейный

Богоматерь с младенцем на троне. Витраж из Шартрского собора. XIII в. Франция

Храм Софии Киевской. Образ Богоматери Оранты XI век

Современные изделия художников Гжели

Жостово. Роспись по металлу. Н. Беляева. Поднос «Юбилейный

Жанры изобразительного искусства Жанр   (от фр.Genre - вид ) - совокупность произведений, объединяемых: - общим кругом тем или предметов изображения; - авторским отношением к предмету, лицу или явлению; - способом понимания и истолкования

Жанры изобразительного искусства

Жанр   (от фр.Genre - вид ) - совокупность произведений, объединяемых:

- общим кругом тем или предметов изображения;

- авторским отношением к предмету, лицу или явлению;

- способом понимания и истолкования

Портрет (фр.  portrait ,  — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат.  persona  — «личность; особа» жанр изобразительного искусства). Определите какой портрет графический, живописный  и скульптурный —

Портрет (фр.  portrait ,  — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат.  persona  — «личность; особа» жанр изобразительного искусства). Определите какой портрет графический, живописный  и скульптурный

1 История развития портрета 2 3 4 Портрет Нефертити. Древний Египет. XIV до н. э.; Дискобол. Мирон. V век до н. э. Древняя Греция;  Август из Прима-Порта. I век до н. э. Древний Рим; .Фаюмский портрет. Римский Египет. I-III век 5

1

История развития портрета

2

3

4

  • Портрет Нефертити. Древний Египет. XIV до н. э.;
  • Дискобол. Мирон. V век до н. э. Древняя Греция;
  • Август из Прима-Порта. I век до н. э. Древний Рим;
  • .Фаюмский портрет. Римский Египет. I-III век

5

1 1 Расставьте портреты в порядке очерёдности от самого древнего до современного 3 2 4 5

1

1

Расставьте портреты в порядке очерёдности от самого древнего до современного

3

2

4

5

А 1- В. Ян ван Эйк.Чета Арнольфини. 1434;  2-Д. Диего Веласкес. Иннокентий X. 1650 ;  3-А. Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1878;  4-Б.  Амадео Мадильяни. Жанна Эбютерн в красной шали. 1917;  5-Г. Пабло Пикассо. Дора Маар.  Частное собрание. 1941   В Б Г Д

А

1- В. Ян ван Эйк.Чета Арнольфини. 1434; 2-Д. Диего Веласкес. Иннокентий X. 1650 ; 3-А. Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1878; 4-Б. Амадео Мадильяни. Жанна Эбютерн в красной шали. 1917; 5-Г. Пабло Пикассо. Дора Маар. Частное собрание. 1941

В

Б

Г

Д

История развития русского портрета 2 4 6 Парсуна. Царица Марфа Матвеевна Апраксина. Конец XVII века; Андрей Матвеев. Автопортрет с женой. 1729; Фёдор Рокотов. Портрет А. П. Струйской. 1770 г; Карл Брюллов. Портрет Джованинины и Амации Пачини. 1832; Илья Репин. Портрет М. П. Мусоргского 1880; Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1905 5

История развития русского портрета

2

4

6

  • Парсуна. Царица Марфа Матвеевна Апраксина. Конец XVII века;
  • Андрей Матвеев. Автопортрет с женой. 1729;
  • Фёдор Рокотов. Портрет А. П. Струйской. 1770 г;
  • Карл Брюллов. Портрет Джованинины и Амации Пачини. 1832;
  • Илья Репин. Портрет М. П. Мусоргского 1880;
  • Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1905

5

ПЕЙЗАЖ Пейзаж (фр.  Paysage , от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

ПЕЙЗАЖ

Пейзаж (фр.  Paysage , от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

1 . Рафаэль Санти. Мадонна с щеглёнком . 1506. ГЦС. Флоренция 2. Питер Брейгель. Охотники на снегу. 1565. МИИ. Вена; 3. Братья Лимбург. Часослов герцога Беррийского . 1410-1490. Музей Конде Пейзаж как самостоятельный жанр появился в Голландии в XVII веке. До этого времени пейзаж был фоном для живописных картин на библейские или бытовые темы

1 . Рафаэль Санти. Мадонна с щеглёнком . 1506. ГЦС. Флоренция

2. Питер Брейгель. Охотники на снегу. 1565. МИИ. Вена;

3. Братья Лимбург. Часослов герцога Беррийского . 1410-1490. Музей Конде

Пейзаж как самостоятельный жанр появился в Голландии в XVII веке. До этого времени пейзаж был фоном для живописных картин на библейские или бытовые темы

1 . Клод Моне. Руанский собор. 1892 -1895. Музей Орсе;  2. Уильям Тёрнер. Буря на море. 1842. Галерея Тейт. Лондон;  3. Пьер – Огюст Ренуар. Сена возле Асньера.1878.Национальная галерея. Лондон  4. Иван Шишкин. На Севере диком.. Киевская картинная галерея.;  5. Иван Айвазовский. Девятый вал. ГРМ. Санкт - Петербург;  6. Николай Лой. Огни Талнаха    1 2 4 5 6

1 . Клод Моне. Руанский собор. 1892 -1895. Музей Орсе; 2. Уильям Тёрнер. Буря на море. 1842. Галерея Тейт. Лондон; 3. Пьер – Огюст Ренуар. Сена возле Асньера.1878.Национальная галерея. Лондон 4. Иван Шишкин. На Севере диком.. Киевская картинная галерея.; 5. Иван Айвазовский. Девятый вал. ГРМ. Санкт - Петербург; 6. Николай Лой. Огни Талнаха

1

2

4

5

6

НАТЮРМОРТ Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально - тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу

НАТЮРМОРТ

Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально - тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу

Перед вами знаменитый портрет Яна ван Эйка «Чета Арнольфини». Назовите изображённые предметы. Что они символизировали?

Перед вами знаменитый портрет Яна ван Эйка «Чета Арнольфини». Назовите изображённые предметы. Что они символизировали?

Питер Хеда Клас. Завтрак с рыбой. 1621. Собрание Брёдиуса. Гаага;  Хармен Стенвейк. Ванитас. Тщеславие. 1642. Национальная галерея. Лондон

Питер Хеда Клас. Завтрак с рыбой. 1621. Собрание Брёдиуса. Гаага; Хармен Стенвейк. Ванитас. Тщеславие. 1642. Национальная галерея. Лондон

   Константин Коровин. Розы. 1923-1939 .Частная коллекция;  Пабло Пикассо. Корзина фруктов и бутылка. 1937. Частная коллекция

Константин Коровин. Розы. 1923-1939 .Частная коллекция; Пабло Пикассо. Корзина фруктов и бутылка. 1937. Частная коллекция

Исторический жанр Исторический жанр - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками.

Исторический жанр

  • Исторический жанр - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками.
1. Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887. ГТГ. Москва;  2. Григорий Угрюмов. Избрание Михаила Федоровича на царство. 1800 г. ГРМ;  3. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 год. 1883-1885. ГТГ

1. Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887. ГТГ. Москва; 2. Григорий Угрюмов. Избрание Михаила Федоровича на царство. 1800 г. ГРМ; 3. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 год. 1883-1885. ГТГ

1. Илья Глазунов.  Битва Пересвета с татарским богатырём Темир-Мурзой (Челубеем) 2004. ГРМ. Санкт-Петербург;  2. Алексей Кившенко. Военный совет в Филях. 13 сентября 1812. 1880 г. ГРМ . Санкт-Петербург;

1. Илья Глазунов. Битва Пересвета с татарским богатырём Темир-Мурзой (Челубеем) 2004. ГРМ. Санкт-Петербург; 2. Алексей Кившенко. Военный совет в Филях. 13 сентября 1812. 1880 г. ГРМ . Санкт-Петербург;

Мифологический жанр Мифологический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы, предания и легенды разных народов. Можно сказать, что мифологический жанр является частью исторического жанра.

Мифологический жанр

Мифологический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы, предания и легенды разных народов. Можно сказать, что мифологический жанр является частью исторического жанра.

1. Сандро Боттичелли 1482-1486. Рождение Венеры. Уффици. Флоренция; 2 .Михаил Врубель. Царевна Лебедь. 1900. ГТГ. Москва; 3. Валентин Серов. Похищение Европы. 1910. ГТГ. Москва; 4. Питер Брейгель Падение Икара . 1558. КМИ. Брюссель

1. Сандро Боттичелли 1482-1486. Рождение Венеры. Уффици. Флоренция;

2 .Михаил Врубель. Царевна Лебедь. 1900. ГТГ. Москва;

3. Валентин Серов. Похищение Европы. 1910. ГТГ. Москва;

4. Питер Брейгель Падение Икара . 1558. КМИ. Брюссель

Альфред Ретель. Немезида. 1837. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург  Рафаэль Санти. Афина Паллада и Кентавр. 1482. Галерея Уффици. Флоренция

Альфред Ретель. Немезида. 1837. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург Рафаэль Санти. Афина Паллада и Кентавр. 1482. Галерея Уффици. Флоренция

Бытовой жанр Бытовой жанр  — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись и графика преимущественно небольших размеров.

Бытовой жанр

Бытовой жанр  — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись и графика преимущественно небольших размеров.

Лукас Лейден ван. Партия в шахматы. 1508. Государственный музей Берлина  Оноре Фрагонар. Счастливые возможности качелей. 1767. Галерея Уоллеса, Лондон

Лукас Лейден ван. Партия в шахматы. 1508. Государственный музей Берлина Оноре Фрагонар. Счастливые возможности качелей. 1767. Галерея Уоллеса, Лондон

Василий Перов. Проводы покойника. 1865. ГТГ. Москва  Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо. 1659. Галерея старых мастеров. Дрезден

Василий Перов. Проводы покойника. 1865. ГТГ. Москва Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо. 1659. Галерея старых мастеров. Дрезден

Назовите действующих лиц картины Николая Неврева «Воспитанница»   Кто они друг другу?   Как связаны между собой?  В чем заключается основная идея картины? Русские художники – передвижники основной целью своего творчества считали отображение социальных проблем общества и картина Николая Неврева «Воспитанница» яркое тому подтверждение

Назовите действующих лиц картины Николая Неврева «Воспитанница» Кто они друг другу? Как связаны между собой? В чем заключается основная идея картины?

Русские художники – передвижники основной целью своего творчества считали отображение социальных проблем общества и картина Николая Неврева «Воспитанница» яркое тому подтверждение

Батальный жанр Батальный жанр (от фр.  bataille  — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.

Батальный жанр

Батальный жанр (от фр.  bataille  — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.

Паоло Уччелло. Битва при Сан – Романо. 1456. Уффици, Лондонская национальная галерея, Лувр

Паоло Уччелло. Битва при Сан – Романо. 1456. Уффици, Лондонская национальная галерея, Лувр

Иван Айвазовский. Чесменский бой 25-26 июня 1770 года. 1848. Картинная галерея. Феодосия

Иван Айвазовский. Чесменский бой 25-26 июня 1770 года. 1848. Картинная галерея. Феодосия

Василий Верещагин. Ночной привал великой армии 1896

Василий Верещагин. Ночной привал великой армии 1896

Анималистический жанр — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста могут быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями.

Анималистический жанр

— жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста могут быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями.

Василий Ватагин. Канадская пума; Ярослав Колобаев. Гончие; Василий Ватагин. Леопард

Василий Ватагин. Канадская пума;

Ярослав Колобаев. Гончие;

Василий Ватагин. Леопард

Составила презентацию Учитель ИЗО МБОУ «Гимназия № 1», г. Норильск; преподаватель МБУ ДО «ОДШИ, Марковская Ю. Я. 2023

Составила презентацию

Учитель ИЗО МБОУ «Гимназия № 1», г. Норильск; преподаватель МБУ ДО «ОДШИ, Марковская Ю. Я. 2023


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!