СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изображение неровностей земной поверхности. Виды высот"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«"Изображение неровностей земной поверхности. Виды высот"»

Тема:"Изображение неровностей земной поверхности. Виды высот"


Цель урока: сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах; развивать навыки определения абсолютной высоты и вычислению относительной, определять наклон и направление склона по взаимному расположению горизонталей, умение работы с топографической картой и планом; воспитывать организованность, чувство ответственности, умение работать в коллективе.

Задачи урока:

  • Ознакомить учащихся с понятиями: «рельеф», «абсолютная» и «относительная высота», «бергштрихи», «горизонтали».

  • совершенствовать умения анализировать карты, научить ребят читать топографическую карту.

  • при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

  • смоделировать урок так, что бы проявилось четыре вида активности у учащихся: мышление, действие, речь и эмоционально-личностное восприятие информации.

  • развитие взаимопомощи

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, нивелир, линейка, атлас, дидактический раздаточный материал (см. приложение), учебник.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: познавательные, проблемно - поисковые.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.



Структура урока:



Этапы работы

Содержание этапа


1.

Организационный момент

(1 - 2мин)

Цель: создание позитивного эмоционального настроя

Звучит музыка (шум моря) Приветствие.

Организация внимания. (небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательным на уроке)


2.

Проверка домашнего

задания.

Цель: контроль знаний учащихся и актуализация знаний для изучения нового учебного материала.


Ребята, сейчас вам нужно выполнимть задание по карточкам , которые лежат у вас на столе.

Задание: Подписать условные знаки и определить азимут на эти объекты.


1 вариант 2 вариант

Проверочная работа по вариантам.

Взаимопроверка.


3.

Изучение нового учебного материала.


Цель: сформировать понятия: «рельеф», «Абсолютная высота», «Относительная высота», умение изображать рельеф на топографических картах,

































































































































Физкультминутка

- Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности? (ответы учеников)

- Вы не можете ответить мне на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой нашего урока. (варианты ответов учеников)

Слайд 1.

Тема урока: «Изображение на плане неровностей земной поверхности»

Запись в тетрадь число и тема урока.

- Мы продолжаем разговор об ориентировании на местности.

Что нужно знать для того, чтобы пройти по заданному маршруту, имея план местности? (ответы учащихся: как ориентироваться на местности, как пользоваться компасом, масштаб, какие объекты встретятся на пути, сколько метров нужно будет пройти…)

Например, мы знаем сколько метров до нашей цели, в каком направлении идти. Однако все вы прекрасно знаете, что путь напрямик от одной точки плана до другой не означает легкого пути. Во время маршрута мы можем столкнуться с непредвиденными обстоятельствами такими, как горы, холмы, равнины, крутые спуски, овраги

Слайд 2.

Земная поверхность не является абсолютно ровной, как поверхность стола, наоборот, высоты сменяются понижением. Совокупность всех неровностей земной поверхности называют – рельефом.

Запись определения рельефа в тетрадь.

Слайд 3.

-Как же нам на карте изобразить неровности земной поверхности? Ведь топографическая карта плоская и изобразить рельеф на ней кажется крайне трудно? (ответы учащихся)

Прежде всего, чтобы изобразить рельеф на плане необходимо измерить высоту возвышенности или глубину впадины.

Опять перед нами встает вопрос - как же это сделать?

Для этого существуют специальные приборы. Нивелир.

(учитель демонстрирует нивелир) Обычный нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1м. с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом.

Слайд 4.

Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подошвы холма, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над тем местом, где установили нивелир. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма.

Слайд 5.

Задача. На холме расположен домик. Каждую весну вода в реке рядом с холмом поднимается на 3 метра. Заливает ли весной дом, построенный на вершине холма?

Чтобы определить ответ необходимо провести работу с нивелиром.(учитель объясняет на примере слайда как определить высоту холма).

Зальет ли наш домик водой? (нет)

Мы нашли высоту склона относительно реки.

Слайд 6.

Определите самостоятельно высоту данного холма. (ответы учащихся 8,5 , 9 м)

Слайд 7

На данном примере представлен другой холм. Определите высоту холма?(ответы учащихся4 и 5 метра, разные склоны имеют разную высоту)

-Какая же высота у данного холма? Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое относительная высота и абсолютная высота.

Слайд 8.

Относительная высота - превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой.

Запись определения в тетрадь.

Слайд 9.

- Здесь нам поможет абсолютная высота -

превышение точки земной поверхности по

отвесной линии над уровнем моря.

- В Кронштадте есть не всем известная металлическая плита - футшток. На ней отметка - нулевая высота над уровнем моря. Чтоб измерить и нанести на карты глубины впадин, уровни морей, рек в озер, высоту холмов и гор, топографы со штативом, нивелиром в трехметровой рейкой, делая замеры через 100 метров, пешком прошли всю страну от кронштадтского эталона до Тихого океана. Это топографы установили, что Черное море ниже Балтийского на 35 см, Каспийское - на 27,3 метра, Байкал выше на 459 метров.

Запись определения в тетрадь.

- Итак, давайте закрепим понятия относительной и абсолютной высоты.

Слайд 10.

- Какого цвета стрелка, показывающая относительную высоту, какого цвета – абсолютную? (ответы учащихся)


Слайд 11

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)


- Для того, чтобы четко отразить рельеф используются специальный линии – горизонтали - линии на карте, соединяющие точки с одинаковой высотой. Горизонтали проводят по типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров. Представьте, что вы пошли на экскурсию. Придя к холму, вас разбили на 3 группы и дали задание: измерить высоту склонов (западного, восточного, северного, южного). Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? ( линии)

Слайд 12.

Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м. Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д. Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д.

Кроме того, узнать впадина или возвышенность помогают бергштрихи - короткие штрихи на географических картах, поставленные у горизонталей и указывающие направление ската (наклона) рельефа местности.

Работа в парах:

См атлас стр. 6-7 Задание: определить рельеф относительно реки.


Слайд 13.

- Еще один интересный вопрос - как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.


4.

Закрепление учебного материала

Закрепление умения ориентироваться по топографическим картам и планам.

Развить навыки определения абсолютной высоты и вычислению относительной, определять наклон и направление склона по взаимному расположению горизонталей,



Слайд 14.

• Определите абсолютную высоту холма (200 м)

• Относительная высота относительно западной подошвы (200-131=69 м)

• Относительно восточной подошвы (200-121=79 м)


Слайд 15.

( А, Б – возвышенности

В – углубление)


Слайд 16.

(западный)

5

Итог урока

оценивание работы учащихся на уроке


Дайте оценку вашей работе на уроке

- Что вам показалось наиболее интересным?

- Кого хотели бы вы поблагодарить за работу на уроке?

6.

Задание на дом


Слайд 17.

§ 6, задание 4. Начертите холм, абсолютная высота которого 23м, относительная 18м, северный склон пологий, южный крутой, сечение горизонтали 5м.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!