СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок отличается научностью, в тоже время доступностью для восприятия обучающимися.

Просмотр содержимого документа
«Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте.»

5 класс

Тема урока:

Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о плане местности; сформировать первичные умения учащихся определять по плану абсолютную высоту и находить относительные высоты; провести диагностический контроль и коррекцию знаний и умений учащихся.

Оборудование: атласы, карточки с условными топографическими знаками.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Топографический диктант(устный)

Учитель показывает условные знаки, а учащиеся называют географические объекты, которые эти знаки обозначают.

Разноуровневая диагностическая самостоятельная работа

(выполнить на отдельных листках, оценивается следующим образом: 1,2 задание – по 3 бала; 3 задание – общее для обоих вариантов – 6 балов.)

Вариант I

  1. Начертите условные топографические знаки,которые обозначают:

а) реку; б) колодец; в) луг; г) кустарник

2. Назовите азимуты направлений на:

а) восток; б) север; в) юго-запад.

Вариант II

  1. Начертите условные топографические знаки, которыми обозначают:

а) озеро; б) отдельно стоящее лиственное дерево;

в) хвойный лес; г) вырубленный лес.

2. Назовите азимуты направлений на:

а) запад; б) юг; в) северо-восток.



3.Изобразите в масштабе 1:10 000 следующий путь группы школьников.

От ветряной мельницы школьники прошли 700 метров на север и у одинокого стоящего хвойного дерева повернули на юго-восток, через 300м. они подошли к колодец. Выпив воды, дети пошли на восток и, пройдя 350 м. оказались на берегу озера. После отдыха они повернули на юг и прошли 500 м. Ответьте на вопрос: в каком направлении и какое расстояние необходимо пройти школьникам, чтобы вернуться к ветряной мельнице?

На выполнение самостоятельной работы дается 7 минут.

  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Рассказ учителя

Из выученного в предыдущих классах и из собственного жизненного опыта вам известно, что земная поверхность неровная. Как неровности можно изобразить на плане и топографической карте? Сегодня на уроке вызнаете ответ на этот вопрос и сами научитесь изображать неровности земной поверхности при помощи условных обозначений.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание.

Прочтите в параграфе 10 учебника (с.36,37) и устно ответьте на следующие вопросы.

  1. Что такое рельеф?

  2. Что представляет собой нивелир?

  3. Какой процесс называется нивелированием?

  4. Что такое относительная высота?

  5. Что такое абсолютная высота?

  6. Какая высота обозначается на плане местности?



Практическое задание по схеме:

Определите по схеме:

  1. Абсолютную высоту точек А и В;

  2. Относительную высоту точки Б над точкой А;

  3. Абсолютную высоту точки Б;

  4. Относительную высоту точки Б над точкой В.









Рассказ учителя.

Рельеф на плане и топографической картах изображается при помощи горизонталей. Горизонтали – линии, соединяющие точки местности с одинаковой абсолютной высотой.

Для того чтобы на плане или карте изобразить горизонталями возвышенность или впадину на земной поверхности, необходимо провести нивелирование четырех склонов: северного, южного, западного и восточного. Через заранее определенное количество метров (через 1м.; 5м. и т.д.) вбиваются колышки, последний на вершине возвышенности или в самом низком месте впадины. После этого расположение всех колышков наносят на бумагу и линией соединяют точки с одинаковой высотой.

Беседа по вопросам и заданиям с использованием схемы.

  1. Как высчитаете, почему на западе горизонтали расположены на большом расстоянии друг от друга, а на востоке близко друг к другу?

  2. Чем отличается изображение возвышенности от изображения впадины?



Рассказ учителя.

Короткие черточки, свободны конец которых указывает понижение склона, называется бергштрихами.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ ИУМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Найдите относительную высоту холма, если его абсолютная высота -569 м, а горизонталь у подножия- 250 м.





Задание (устно).

Определите, на каком из рисунков изображена возвышенность, а на каком впадина. Для каждой формы рельефа определите крутой и пологий склоны.

  1. ИТОГ УРОКА

Заключительное слово учителя.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Учебник параграф 10

  2. Устно ответьте на вопросы 1,2,3,4

  3. Изобразите горизонталями холм высотой21м, западный склон которого крутой, а восточный пологий. Горизонтали проведите через 5м.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!