Победа
Однажды я наблюдала интересный бой. Сражались маленькие птички с большим ястребом.
Пичужки собрались в огромную стаю и бросились на врага. Они ударялись о грудь и крылья ястреба. Ястреб распушил перья, глаза у него горели. Птички не отступали. Полетела новая стайка. Она яростно кинулась на хищника.
Ястреб стал терять силы. Он медленно взмахнул крыльями и полетел к лесу.
Так маленькие птички одержали победу над огромным врагом.
Тема: Обучающее изложение. «Победа» 3 класс
Цель: формирование умения строить текст.
Задачи:
Научить определять тему текста
Формировать умение устанавливать связь заголовка с темой текста.
Формировать умение определять последовательность частей в тексте.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
-Что вы знаете о птицах? Какие бывают птицы? (перелетные и неперелетные) Чем питаются птицы? Как называют птиц, которые питаются грызунами, мелкими птицами и т.д. Верно, это хищники, хищные птицы. Какие хищные птицы вы знаете? (сова, орел, сокол)
3. Первичное чтение текста.
-Прочитайте текст.
Победа
Однажды я наблюдала интересный бой. Сражались маленькие птички с большим ястребом.
Пичужки собрались в огромную стаю и бросились на врага. Они ударялись о грудь и крылья ястреба. Ястреб распушил перья, глаза у него горели. Птички не отступали. Полетела новая стайка. Она яростно кинулась на хищника.
Ястреб стал терять силы. Он медленно взмахнул крыльями и полетел к лесу.
Так маленькие птички одержали победу над огромным врагом.
4. Анализ текста и составление плана.
-О чем этот рассказ? (О том, как маленькие птички смогли прогнать огромного врага)
-Сколько абзацев в тексте? Сколько будет пунктов в плане? (4 абзаца – 4 пункта в плане)
-Прочитайте 1 абзац.
-Что однажды наблюдал рассказчик? (однажды наблюдал интересный бой)
-С кем сражались маленькие птички? (с большим ястребом)
-Как озаглавим 1 часть? (интересный бой)
-Прочитайте 2 абзац.
-Что сделали пичужки? (собрались в огромную стаю и бросились на врага)
-О что они ударялись? (они ударялись о грудь и крылья ястреба)
-Что сделал ястреб? (Что распушил ястреб, что стало с его глазами?) (Распушил перья, глаза у него горели)
-Отступали птички? (Нет)
-Кто полетела? (новая стая)
-Как она поступила? Прочитайте.
-Как озаглавим 2 часть? (Смелые пичужки)
-Прочитайте 3 абзац.
-Что стал терять ястреб? (силы)
-Что он тогда сделал? Прочитайте.
-Как озаглавим 3 часть? (Поражение ястреба)
-Прочитайте последний абзац.
-Что одержали маленькие птички над огромным врагом? (победу)
-Как озаглавим эту часть? (победа над огромным врагом)
План
Интересный бой.
Смелые пичужки.
Поражение ястреба.
Победа над огромным врагом.
5. Подготовка к изложению.
А) Речевая подготовка (Языковые особенности текста). Подготовка опорных слов.
-Что можно сказать о времени боя? До момента речи? В момент речи? После момента речи? (После момента речи, суффикс -л)
-Как во второй части называют маленьких птичек? (пичужки)
-А как называют ястреба в этой же части? Какое еще дается название ему? (хищник, враг)
-В тексте используются уменьшительно-ласкательные суффиксы. Найдите их. (маленькие – еньк-, птички -к-, стайка – к-, ! а также слово пичужка – пичуга + суффикс к) Почему используются эти слова? (показать читателю, на сколько пичужки маленькие, на сколько они меньше ястреба)
-Какие слова описывают размеры ястреба? (большим, огромным)
-Что значит «распушил перья»? (насторожился, защищается, отпугивает)
-Что значит «глаза горели»? (ястреб пугает птиц)
-Какой синоним использовал автор к слову «бросилась»? (кинулась)
Почему он использует такие слова? (показывает нам резкие и быстрые движения птичек)
-Как кинулась новая стайка? Найдите во второй части. (яростно)
-Почему автор использовал это слово? (показать, как она кинулась, а именно энергично, с большой силой или скоростью)
-Найдите в третьей части слова, которые имеют значение «слабеть». (терять силы)
-Какие слово это подтверждает? (медленно)
Б) Орфографическая подготовка.
1. Вставь пропущенные в словах буквы:
П..чу...ки
Уд...рялись
Г...рели
Ярос...но
Т...рять
Медле...о
Пол...тел
П...беду
2. Найди в тексте слова с приставками, назови приставки.
Распушил, отступали, полетела, взмахнул, одержали.
В) Пунктуационная подготовка
-Какой знак препинания стоит во второй части в третьем предложении? (запятая) Для чего она здесь нужна? (перечисляем, реакцию ястреба) Прочитай.
6. Физкульминутка.
7. Написание изложения.
-Прочитайте еще раз текст и приготовьтесь к его записи.
-Сколько частей в тексте? (4 части) Как их нужно показать при записи? (Отделив абзацами)
Учащиеся пишут по плану изложение.
8. Самопроверка, редактирование.
9. Итог урока. Рефлексия.