СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы воспитателя: Приоритет воспитательной деятельности: от школы возможностей к возможностям учреждения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с принятыми нормами. Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы воспитателя: Приоритет воспитательной деятельности: от школы возможностей к возможностям учреждения»

Приоритет воспитательной деятельности: от школы возможностей к возможностям учреждения

Образование всегда входило в состав основных приоритетов российского общества и государства. И не случайно, 2023 год объявлен Президентом нашей страны Годом педагога и наставника.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку учащегося к жизненному определению, самостоятельному выбору. Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил приоритет общечеловеческих ценностей в осуществлении воспитания и ориентирует на обеспечение самоопределения личности, создании условий для ее самореализации. Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности. В этой работе приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия.

Произошли существенные позитивные изменения в обществе и в государстве в целом, определились цели воспитания и обучения как единого процесса. Возникла очевидная необходимость повышения статуса воспитательной работы.

Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с принятыми нормами. Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога.

Слайд 2

Воспитательная система – это открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач. Для воспитательной системы характерны: развитие, ориентация воспитанников и педагогов на творчество, глубокая интеграция основного и дополнительного образования, благоприятный психологический климат, предоставление права выбора, поиск личностно-ориентированных технологий и форм воспитания.



Целью и содержанием воспитательной работы является соответствие содержания, уровня и качества воспитания требованиям государственных образовательных стандартов.

Основной контингент Центра помощи детям - это дети группы риска: дети с проблемами в развитии; дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально - психологической помощи и поддержке. Большинство ребят данной категории имеют отклонения в состоянии здоровья и психологическом развитии (задержка психического развития, нарушение интеллекта, психосоматическая и психоневрологическая патологии, задержка психоречевого развития, патологическое развитие личности). Причинами этого, как правило, являются отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические факторы. Для большинства воспитанников также характерны общее недоразвитие личности, неуравновешенное поведение, снижение памяти, невысокая социальная активность.

Слайд 3

Воспитательная система Центра, как и школьная, выполняет ряд функций, однако эти функции в условиях учреждения интернатного типа имеют свою специфику, а некоторые приобретают первостепенное значение:

развивающая - в условиях нашего учреждения направлена на создание условий для полноценного развития воспитанников, чего они были лишены в дезадаптированных семьях, на стимулирование позитивных изменений в их личностном развитии, поддержку процессов раскрытия и самовыражения их способностей;

- компенсаторная - предполагает создание условий для компенсации у воспитанников последствий различных видов депривации и педагогической запущенности;

защитная - направлена на нейтрализацию негативных воздействий дезадаптированных семей и факторов окружающей среды на личность ребенка и его развитие, повышение уровня социальной защищенности воспитанников в условиях их пребывания в Центре;

корректирующая - заключается в осуществлении педагогически и психологически целесообразной коррекции развития, поведения, общения воспитанника, испытавшего различные виды депривации, с целью позитивного влияния на формирование его личности;

регулирующая - связана с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности воспитанника, имеющего серьезные проблемы в личностном развитии, на развитие детского и взрослого коллективов.

Основными идеями, которые входят в основу воспитательной системы нашего учреждения, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, коррекционного и развивающего пространства. Воспитательное пространство нашего учреждения многомерно и системно. Оно создается всем укладом жизни: жизнью по режиму Центра для каждого возраста, учебными занятиями в образовательных организациях, внеурочной жизнью детей, разнообразной деятельностью и общением за пределами Центра и направлено на обеспечение условий для коррекции и развития интеллектуального, творческого, коммуникативного и духовно-нравственного потенциала личности.

Слайд 4

Комфортные условия для проживания в группах - семьях, приближенные к домашним, педагогическая деятельность, создают благоприятные психологические условия для развития коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы, что способствует коррекции и укреплению психического и физического здоровья детей.

В своей деятельности наш коллектив использует педагогические технологии, построенные на коммуникативно-познавательной основе через культуру, любовь, взаимоуважение.

Методические приемы, используемые педагогами в своей деятельности, также являются факторами, влияющими на воспитательный процесс. В  зависимости от возрастных и психо - физиологических особенностей, интересов и склонностей воспитанников, воспитатель, педагог выбирает те или иные  формы, воздействуя тем самым на ребенка, создавая ему условия для самопознания, саморазвития.

Слайд 5

Одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности центра является духовно-нравственное воспитание, которое направлено на гармоничное духовное развитие личности ребенка и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе религиозных культур и этики, патриотических и культурно-исторических традиций России.

Его основные направления осуществляются через уклад жизни воспитанников, который организован педагогическими коллективами Центра и школ, учреждениями дополнительного образования и включают различные виды деятельности детей. Слайд 6,7,8

Слайд 9

Целенаправленный системный характер воспитательного пространства обеспечивают: общие ключевые дела, проводимые по методике КТД и социальные проекты. Они концентрируют лучшие черты повседневности, превращая их в события, традиции, общие привычки. Ключевые общие дела - главная составляющая работы Центра помощи, позволяющая включить всех воспитанников и педагогов в единую деятельность. Многие коллективно-творческие дела стали уже традиционными. Они демонстрируют образ жизни и коммуникации всех представителей «детского дома». Атмосфера добра и человечности, любви и взаимопонимания, уважения и справедливости пронизывает такие ключевые дела, происходит передача культурных ценностей от старших к младшим, возникает возможность взаимодействия и сотворчества различных возрастных групп. Целостное представление о мире воспитанник получает через переживание особых традиционных моментов, дающих багаж гражданственности, переосмысление себя как части целого.

Слайд 10

Следующим основным направлением воспитательной работы нашего дома является проведение мероприятий, направленных на воспитание у ребят здоровых и безопасных привычек. В связи с этим организуются воспитательные мероприятия по профилактике вредных привычек, профилактике ВИЧ-инфекции, СПИДа, ЗППП, по профилактике злоупотребления ПАВ, спайсов, проводятся уроки здоровья с привлечением медиков. В целях нейтрализации негативных явлений и появления позитивных сдвигов в укреплении здоровья, физическом развитии ребята посещают спортивные секции, участвуют в физкультурно-массовых мероприятиях. Слайд 11 Основная задача – довести до детей, что здоровье это драгоценность, ради которой действительно стоит не только не жалеть сил, времени, но и отказаться от пагубных привычек. Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни – самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья

Слайд 12

Особого внимания требуют к себе «педагогически запущенные» дети, так называемые «трудные подростки». В структуре их личности наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в среде общения, недоверчивость и даже враждебность. Говоря о проблемах девиантного поведения воспитанников, росте негативных проявлений среди подростков, необходимо помнить, что его можно удержать только особым отношением к нему, особым состоянием жизни. Поэтому воспитательная работа в Центре направлена на формирование у ребят системы знаний о нравственных нормах и правилах, об этических требованиях к человеку, соблюдение норм межличностных отношений, развитие отношения к другим людям, к самому себе, к своему труду, природе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения. Одним из приоритетных направлений работы с детьми «группы риска» является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства, вовлечение их в совместную деятельность. Профилактическая и коррекционная работа позволяет совместно выбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Слайд 13

Огромная роль в воспитании, организации досуга детей и подростков принадлежит системе дополнительного образования. Оно способствует творческому развитию личности ребенка, является одной из главных гарантий реализации принципа равенства.

Понимая важность и значимость системы дополнительного образования детей, реализуя программы, в Центре уделяется значительное внимание этому виду образования, объективно сочетая в едином процессе воспитание, обучение, творческое развитие личности.

Слайд 14

Важным элементом воспитательного пространства является включенность в деятельность детских общественных объединений, в движение добровольчества, волонтерства, участие в акциях которые позволяют формировать ценности социально - активной, полезной деятельности.

Слайд 15

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются и нашими педагогами. Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности, и в первую очередь - это наглядность и доступность. Они делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным. Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Классные и информационные часы сопровождаются компьютерными презентациями. Информационные технологии предоставляют воспитанникам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернете для подготовки докладов, рефератов, предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы. Трудно теперь представить без них традиционные мероприятия, будь то Новогодние праздники, Уроки мужества и памяти, КТД и т.д. Аудиовизуальные средства в данном случае выступают мощными концентраторами внимания, что делает проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной для ребят.

Слайд 16

Воспитание в настоящее время - это мастерство и искусство глубинного общения, в нём нет и не может быть ничего заранее предугаданного, а действуют интуитивные, вероятностные процессы.

И хотя у наших выпускников масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека, в нашем учреждении создана система воспитательной работы, которая играет существенную роль в развитии личности. Система открытая, динамичная, так как посредством взаимодействия с социумом содействует адаптации и социализации воспитанников в обществе и изменяется в соответствии с потребностями социума.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!