СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы по теме "Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование познавательных УУД   во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по теме "Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности".»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГИМНАЗИЯ № 1 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(ГБОУ гимназия № 1 г. Новокуйбышевска)













Тема: «Формирование познавательных УУД

во внеурочной деятельности».







Выступление подготовила

Седых Вера Николаевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

ГБОУ гимназии №1





г. Новокуйбышевск

2015 г.

Содержание



1. Актуальность проблемы.

2. Познавательные УУД.

3. Принципы организации занятий.

4. Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.

5. Результаты внеурочной деятельности.





































Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому и я пойму.

(Конфуций)





Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

УУД - это формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности  тоже. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Познавательные  универсальные   действия  включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные  универсальные   действия :

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных  универсальных   действий  составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно - графическая или знаково-символическая);

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические  универсальные   действия :

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Современная система образования предусматривает формирование познавательных УУД не только в урочной деятельности, но и в процессе реализации программ внеурочной деятельности.

Организация занятий в системе развития познавательных УУД основана на следующих принципах:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель  подбирает и составляет упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2.  Принцип действенного подхода к обучению  заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3.    Принцип  обоснованного ответа.     Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными  перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4.   Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.


К концу обучения младшего школьника в начальной школе определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира

различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

фиксировать их результаты;

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции


сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;

выявлять сходство и различия объектов;

выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку);

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность

высказывать предположения,

обсуждать проблемные вопросы,

составлять план простого эксперимента;

выбирать решение из нескольких предложенных, кратко

обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

моделировать различные отношения между объектами

окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

исследовать собственные нестандартные способы решения;

преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.


Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение и расширение школьником знаний, первичного понимания практических способов применения знаний в повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями. Идёт процесс активного освоения новых знаний, это возраст 1-2 класса.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к тому, как полученные на занятиях знания можно использовать для своего развития, для формирования не только познавательного начала, но и коммуникативных умений (при общении с одноклассниками для выполнения общего проекта, исследовательской работы и т.д.). Знания теперь нужны для практического применения в паре или группе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Это, как правило, осваивают учащиеся 3-4 классов.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Только некоторые ребята достигают третьего уровня в начальной школе. Это исследовательские проекты, с которыми ребята выходят на городские мероприятия. Чаще ученики 4-х классов реализуют свои познания (и теоретические, и практические), чтобы научить младших ребят работать на ноутбуках, с пультами «PROCLass», системой «PROCLog», цифровым микроскопом. И это тоже очень ценно в рамках начальной школы. Во-первых, ребята учатся взаимодействовать друг с другом, передавать свой опыт младшим. Во-вторых, они сами приобретают знания и практические навыки, которые непременно пригодятся им при изучении наук в средней и старшей школе.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, научился самостоятельно составить мультфильм, научился некоторым приёмам работы с цифровым микроскопом, документ-камерой, приобрел опыт самостоятельного действия по измерению температуры, давления, влажности и т.д. Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его научного мышления, пробудили желание исследовании, творчества в какой-либо научной области.

Задача формирования познавательных УУД заложена во всех программах внеурочной деятельности по всем направлениям. В моём классе реализуется широкий спектр программ внеурочной деятельности, таких как: "Инфознайка", "Мой мир", "Умники и умницы", "Подвижные игры", "Азбука безопасности" и другие. Моя авторская программа "Умники и умницы" имеет внешнюю рецензию.

Важно помнить, что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога? Задача педагога помочь ребёнку осознать свои индивидуальные склонности, направить его развитие в определённом направлении.

Удачи вам в работе!

































Презентация


1. 2.


3. 4.


5. 6.


7. 8.

9. 10.


11. 12.


13. 14. 15. 16. 17. 18. 19 . 20.21. 22.23. 24. 25. 26.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!