СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта преподавания курса "Основы светской этики" учащимся с ОВЗ дистанционно: проблемы, идеи, решения

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с отклоняющимся развитием выпадают из социально-культурного образовательного пространства, что затрудняет процесс передачи им социального и культурного опыта.

Типичные затруднения у детей с ОВЗ диктуют необходимость поиска и применения специальных методов, приемов и способов подачи материала в контексте преподавания курса основ светской этики.

Автор анализирует возможности учебника «Основы светской этики» А.И.Шемшуриной (визуализация, коммуникативная составляющая, работа с текстом, учебные ситуации) в плане применения его с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения и предлагает способы индивидуализации содержания, а также идеи и решения, способствующие формированию учебной мотивации и качеству усвоения учебного материала этой категорией обучающихся.

Выступление на конференции "XI Рождественские образовательные чтения на тему: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»" (Улан-Удэ, 2021).

Просмотр содержимого документа
«Из опыта преподавания курса "Основы светской этики" учащимся с ОВЗ дистанционно: проблемы, идеи, решения»

ГБОУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

XI Рождественские образовательные чтения на тему: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»



ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ УЧАЩИМСЯ С ОВЗ ДИСТАНЦИОННО: ПРОБЛЕМЫ, ИДЕИ, РЕШЕНИЯ»

Т.Н. Перякина,

учитель русского языка, литературы и ОРКСЭ



В годы учебы по специальности «Философия» большое впечатление произвело на меня знакомство с личностью и творчеством Семена Людвиговича Франка, который сказал, что «единственный способ реально уничтожить зло есть вытеснение его сущностным добром; ибо зло, будучи пустотой, уничтожается только заполнением и, будучи тьмой, рассеивается только светом» [1]. Полагаю, что введение курса ОРКСЭ и восприятие его детьми является одним из способов вытеснения зла добром в нашей жизни.

Эта статья - попытка проанализировать основные проблемы преподавания модуля «Основы светской этики» учащимся с ОВЗ в условиях дистанционного образования, а также предложить некоторые идеи и решения для их решения.

В «Республиканском центре образования» (г.Улан-Удэ) обучаются дети-инвалиды, дети с ОВЗ и учащиеся, находящиеся на длительном лечении. Уроки в данное время проводятся только дистанционно, до пандемии 2020 года проводились очно в помещениях центра и на дому у детей.

Актуальность темы не вызывает сомнений, потому что, во-первых, право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав всех граждан Российской Федерации, независимо от возможностей их здоровья, а также недостатков в их физическом и /или психическом развитии; во-вторых, государство поддерживает различные формы образования, в том числе дистанционную, и это стало еще более актуально с приходом пандемии; в-третьих, общепринятые формы урока и способы освоения учебного материала не всегда подходят для обучения различных категорий учащихся с ОВЗ, что представляет определенную сложность для учителя. Это значит, что необходимо искать другие методы работы с ними.

Хочу выделить три составляющие обозначенной проблемы: 

  1. особенности учащихся с ОВЗ,

  2. адаптация способов подачи информации и модификация учебного материала по курсу «Основы светской этики» (4 класс) (УМК Шемшуриной А.И., издательство «Просвещение»),

  3. организация обучения учащихся с использованием различных средств ИКТ.

Согласно Федеральному закону №273 «Об образовании в РФ» дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные психолого - медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальный условий [2].

Можно выделить следующие общие особенности и проблемы у детей с ОВЗ. При составлении таблицы использовались материалы Старцевой С.Н. [3], Ларисы Новицкой [4] и Терентьевой Т.В. [5].

Восприятие

Низкий уровень развития восприятия

Нет полноты, целостности

Больше времени для приема и переработки сенсорной информации

Трудности в понимании инструкций


Затруднения при новых ракурсах


Мышление


Недостаточно сформированы пространственные представления

В большей степени развито наглядно-действенное мышление

Смещение с главного на частности

Познавательная активность снижена

Трудности анализа и синтеза, сравнения и обобщения

Речь

Нарушение речевых функций

Все компоненты языковой системы могут быть не сформированы

Недоразвитие устной речи

Затруднения с диалогом/ монологом

Затруднения письменной речи


Память

Ограничена в объеме

Преобладание кратковременной над долговременной

Преобладание механической над логической


В основном наглядная преобладает над словесной


Лучше запоминают многократно повторяемую информацию


Внимание

Снижены концентрация и устойчивость (неустойчивое, рассеянное)

Внимание обусловлено интересом и эмоциональным переживанием

Снижен объем внимания




Сложности с распределением внимания

Трудности переключения с одной деятельности на другую


Движение


Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики

Высокий уровень психомышечного напряжения

Двигательное беспокойство


Низкая работоспособность


Низкий темп выполнения заданий


Поведение

Несформированность произвольного поведения

Повышенная утомляемость, вялость

При неудачах быстро утрачивают интерес

Отказываются от выполнения задания

Склонность к упрямству

Общение


Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Раздражительность, плаксивость


Повышенная впечатлительность


Трудности овладения средствами речевого общения

Низкая самооценка




Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ, следует опираться на

  1. способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими;

  2. особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы;

  3. специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире;

  4. наиболее типичные особенности индивидуального поведения [6].

Дети с отклоняющимся развитием выпадают из социально-культурного образовательного пространства, что в принципе затрудняет процесс передачи им социального и культурного опыта. Типичные затруднения у детей с ОВЗ диктуют необходимость поиска и применения специальных методов, приемов и способов подачи материала в контексте преподавания курса основ светской этики.


Полезные методические разработки для специалистов, работающих с детьми с различными нарушениями, представлены на сайте Института коррекционной педагогики РАО [7], проекты примерных адаптированных основных образовательных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ представлены Федеральным ресурсным центром по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья [8].

Работа с учащимися в ГБОУ «Республиканский центр образования» происходит с помощью системы Moodle. Это система управления обучением, это среда для разработки и размещения учебных курсов. Особенности и преимущества Moodle:

  1. В курсе можно размещать файлы, страницы, видеоролики, тесты, опросы, ссылки на внешние ресурсы и т.д.;

  2. Материал для размещения должен быть строго отобран по содержанию, времени демонстрации, визуальному оформлению;

  3. Moodle позволяет перестраивать курс, определять стратегии оценивания, организовывать индивидуальную и фронтальную работу.

Тесты полностью настраиваются учителем. Он создает тесты, состоящие из вопросов различных типов: «множественный выбор», «верно/неверно», «на соответствие», «короткий» или «числовой» ответы. Есть возможность создать тест с определенным количеством попыток, с перемешивающимися или случайными вопросами, вопросы можно выбрать из «банка вопросов». Учитель может задать ограничение времени ответа, возможность подсказок, текст отзыва и время показа правильных ответов учащимся.

Задания оцениваются автоматически, кроме вопроса «эссе», а оценка записывается в журнал оценок, где результаты сохраняются до конца учебного года.

Переходим к вопросу визуализации. Дети с ОВЗ – аудиовизуалы. «Яркие пятна» рисунков на белом фоне воспринимаются и запоминается хорошо. Рассмотрим конкретные примеры.

Проблемный вопрос «как поступить?» на уроке по тема «Простая этика поступков» (раздел «Душа обязана трудиться») лучше воспринимался детьми, когда он был проиллюстрирован крупным изображением мальчика, на плечах которого сидят ангел и демон (см. слайд 11 презентации) [9].

При создании презентаций рекомендуется придерживаться минимализма: один слайд – одна мысль, яркая и объемная по смыслу картинка, простота дизайна (отсутствие отвлекающих деталей, узоров в качестве фона). При изучении темы «В развитии добрых чувств - творение души» использую собственную презентацию. В начале урока – работаем с понятием душа. Фразеологизмами со словом душа выделены красным цветом, объяснение – синим. Выражения «душа уходит в пятки» сопровождается двумя разными по смыслу рисунками, что побуждает учеников на обсуждение, какой рисунок им кажется более точным и почему. Зрительные образы злой кошки с когтистыми лапами и темной комнаты позволяют лучше запомнить смысл фразеологизмов «на душе кошки скребут» и «чужая душа потемки» (см. слайд 12) [9].


Отличительная особенность учебника А.И. Шемшуриной – наличие рисунков, отсутствие фотографий, схем и таблиц.

Визуализации на уровне рисунков в учебнике недостаточно. На уроках можно использовать фотографии и видео из личного архива. Это позволяет устанавливать контакт с ребенком, обмениваться впечатлениями, приблизить материал учебника к жизни, расширять кругозор учащихся. Так при изучении темы «Чистый ручеек нашей речи» мною использовались осенние и зимние фотографии и видеозаписи речки Сухой на Байкале (см. слайд 13) [9].


В учебнике представлена визуализация на уровне перфорированных текстов и смешанная визуализация (текст с элементами схемы) (см. слайды 15 и 16) [9].

Основное условие педагогической эффективности уроков этики обуславливается процессами размышления, чувствования и обращения к личностному опыту ребенка. Анализируем и обсуждаем иллюстрации и учебные ситуации из учебника: развиваем внимательность, отвечая на вопрос об увлечениях мальчика исходя из обстановки его комнаты, запоминаем, что нельзя заставлять нервничать родителей, решаем, как повести себя, если поссорился с другом (см. слайд 17) [9].

Недостаток учебника А.И. Шемшуриной в плане работы с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного образования состоит в том, что коммуникативная составляющая его ориентирована в основном на массовую школу и очное взаимодействие с классом и педагогами. Таковы темы «Каждый интересен» и «Мой класс – мои друзья». В игры «Волшебное зеркальце» и «Волшебная веревочка» иногда играем с учеником вдвоем, иногда оставляю задание по желанию ребенка на дом – поиграть с родителями или братьями и сестрами и потом поделиться впечатлениями и мнением близких о том, чем же ребята интересны и полезны своим домашним.

При обсуждении тем, связанных со школой и другими детскими коллективами (кружками, секциями) необходима тактичность, ведь у многих детей вообще нет опыта обучения в массовой школе, другие же учатся одни в классе, и после уроков по состоянию здоровья не все могут посещать кружки в дистанционном формате. В реальной жизни многие также ограничены в общении со сверстниками. 

Поэтому, подбирая материал, нужно задумываться над вопросами, 1) не заденет ли это чувства ребенка и 2) как ученики смогут применить материал урока в жизни? Разбирая предложенные в учебнике (тема «Простые школьные и домашние правила жизни») примеры с учительницей у доски, в гардеробе или школьной столовой, апеллирую к возможному опыту ребенка до болезни или при отсутствии такового – к опыту его родителей, либо рассматриваем как гипотетическую ситуацию (см. слайды 18-19) [9].

Практические задания должны быть занимательными и интересными. Увещевания и морализаторство не работают и просто потому, что это скучно. Моральные нормы и правила общения, поддающиеся классификации, хорошо разбираем с учащимися в сервисе LearningApps в разработанных мною заданиях (см. слайды 21-22) [9].

Важная часть работы – это работа с текстом и высказываниями. Например описание фотографий и их сопоставление с текстами.

Коллаж из фотографий есть только на обложке. На первом уроке с его помощью мы знакомимся с новым предметом: подбираем название к каждой фотографии («Семья», «Школа», «Страна», «Дружба»), говорим, что этика – это наука, которая поможет сохранять мир в семье, устанавливать товарищеские отношения с другими детьми и сохранять дружбу, с любовью относиться к своей Родине (см. слайд 4) [9]. 


На первом уроке, чтобы напомнить детям, что мы все - жители планеты Земля, предлагаю также рассмотреть фотографию Земли из космоса (Что вы видите на фотографии?), вспомнить, как звали первого космонавта планеты, и предположить, что он сказал о нашей Земле, когда вернулся из полета, а затем сравнить с текстом (см. слайд 24) [9].

У современных детей наблюдается феномен клиповости восприятия, а учащимся с ОВЗ вдвойне сложно читать линейные тексты и воспринимать линейную текстовую информацию, зато картинки сразу привлекают внимание (см. слайд 25) [9].

Среди детей с ОВЗ много ребят с нарушением речи, им особенно сложно читать и воспринимать такие объемные тексты, как «Антошкина сказка» (две с половиной страницы в учебнике). Поэтому с разными детьми строим работу по-разному: 

  1. дети в классе прослушивают пересказ учителя, прочитываем и обсуждаем эпизоды, проиллюстрированные в учебнике (картинки сразу привлекают детей!);

  2. с большей частью детей оставляем в качестве домашнего задания для полноценного прочтения с родителями.

Однако «эпизодическое прочтение» искажает смысл сказки. Напомним, принц имеет необычный дар – рисовать людей такими, какие они есть на самом деле, и за это они хотят «избавиться от него». Из этого некоторые ребята делают вывод о том, что не надо говорить людям правду, потому что это может «плохо кончиться». Кроме того, такие скоропалительные выводы напрямую противоречат справедливому высказыванию Паскаля: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», которое предлагается сразу после сказки в рубрике «Изречения мыслителей».

Нам кажется, что гораздо эффективней научить оценивать поступки с точки зрения добра и зла на этом уроке может помочь небольшая притча «Добро без ума». Читая о правителе, который, желая спасти птиц у себя во дворце, оставляет умирать в гнездах их птенцов, ребята отвечают на вопросы: «Легко ли быть добрым? Что для этого нужно?» и таким образом задумываются о методах совершения добра.

Для учащихся с ОВЗ необходимо разумное (то есть не переизбыточное) усиление всех форм наглядности. Для создания собственных презентаций использую материалы сайта «Видеоуроки в Интернет» [10] (есть бесплатный доступ к конспектам и иллюстрациям, платный - к видеоурокам). 


Сравним иллюстрацию к сказке А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города» в учебнике [11, с. 11] и на сайте «Видеоуроки». Образы персонажей и линейный текст, начинающийся словами «Вы, конечно, читали сказку…» - каждый год в параллели есть дети, которые эту сказку не читали и не смотрели мультфильм). Вторая иллюстрация – это зримая и потому запоминаемая конкретизация желаемых качеств героев через значки-символы (сердце – доброта, супермен – смелость, формулы и книги – ум) (см. слайд 27) [9].

В ходе изучения темы «Этика – наука о нравственной жизни человека» с более сильными детьми посредством беседы соотносим текст сказки «Вежливый кролик» в учебнике и воплощение ее в нарисованном детьми мультфильме, с более слабыми – мультфильм и иллюстрацию в учебнике (см. слайд 28) [9].

Полагаю, что видеоряд (в том числе мультфильмы) на уроках нужно использовать дозированно, по пословице «лучше меньше – да лучше». Говоря о добре («Добрым жить на белом свете веселей»), смотрим мультфильм «Просто так» (реж.Стелла Аристакезова, 1976 г.). 

После просмотра делаем паузу - выполняем упражнение на тренировку внимания (детям нужно перечислить последовательность появления героев). Затем обращаем внимание ребят на цветовую палитру мультфильма: серые тона – Ослик до встречи с Мальчиком, яркие цвета – после встречи с Добром. При обсуждении можно сказать и о круговороте добра в природе по аналогии с круговоротом воды в природе. Затем обращаем внимание на детали (например, проявления жадности и неискренности Медвежонка). Обсуждаем характеры и поступки персонажей. Развиваем образное мышление – говорим о связи с метафорой «цепочка добра» (межпредметные связи с изобразительным искусством, окружающим миром и русским языком) (см. слайд 29) [9].

Метод интеллект-карт. Основная метафора урока по теме «Ростки нравственного опыта поведения» – росток. Рассматриваем иллюстрации и рассаду или цветы на подоконнике, делаем зарисовки, и в ходе рассуждения дети приходят к зримым представлениям философского высказывания о том, что «мысль – цветок, слово – завязь, деяние – плод» (см. слайд 30) [9].

Этический диалог как педагогическая технология содействует развитию мышления и устной речи, способствует ценностному самоопределению личности.

Создание монолога. Фрирайтинг (свободное письмо). С помощью уточняющих вопросов направляю и конкретизирую мысль учащихся. У современных вообще детей хуже развита коммуникация через письмо от руки, а тем более у детей с ОВЗ, поэтому сама записываю мысли за ребенком, затем вместе редактируем. Так прямо на уроке рождаются «размышления» на этические темы. Например «Доброта», «Каждый интересен», «Золотое правило этики», «Доброта и дружба» и т.д. В 1 четверти 2021/2022 уч.г. некоторые ребята поучаствовали в школьном конкурсе начинающих поэтов и писателей «Проба пера». Все размышления были опубликованы с сборнике. Две ученицы заняли 1 и 2 места (см. слайды 33-36) [9].

Работа с пословицами. Нужно соединить половинки высказываний письменно или (при НОДА) в программе «Пейнтбраш» и т.п. (см. слайд 37) [9].

Участие в викторинах («Россия – священная наша держава»), конкурсах (к Дню народного единства, в республиканском конкурсе «Творчество без границ»), акциях («Всероссийская культурно-просветительская акция «Культурный марафон»), проектах («Моя малая Родина», «Окна Победы»), создание буклетов, рисунков и памяток развивают в детях с ОВЗ такие качества, как ответственность, гуманность, доброту, доброжелательность, человечность (см. слайды 39-46) [9], учат распознавать свои и чужие эмоции (см. слайд 47) [9].

Уроки с детьми ОВЗ эффективны, если имеют эмоциональный отклик. Модуль «Основы светской этики» содействует развитию эмоциональной сферы школьника. Материалы учебника и дополнительные материалы обращены к чувствам человека и должны вызывать не только интеллектуальное, но и эмоциональное напряжение.

Возвращаясь к высказыванию Франка о том, что зло вытесняется светом, отмечу, что одна из основных задач курса – предложить детям возможность выбора, научить выбирать и нести ответственность за свой нравственный выбор в пользу той или иной ценности. Представляется, что оградить человека от зла извне до конца невозможно, поэтому необходимо, чтобы сам человек, сам ребенок сделал для себя моральный выбор в той или иной ситуации В этом заключается воспитательный потенциал модуля «Основы светской этики» (см. слайды 49-53)[9]. Убеждена, что духовно-нравственное развитие общества возможно только через воспитание и самосовершенствование каждого отдельного человека, потому что «добро и зло живут только в глубине человеческой души, в человеческой воле и помыслах, и только в этой глубине совершается борьба между ними и возможно вытеснение зла добром» [12].


Современное образование призвано обеспечить также развитие жизненных компетенций и социальной состоятельности ребенка с ОВЗ, чтобы он мог полноценно развиваться  и интегрироваться в социум даже в условиях дистанционного образования, что реализуется в том числе и средствами курса ОРКСЭ.


Таким образом мною была предпринята попытка проанализировать возможности учебника «Основы светской этики» А.И.Шемшуриной с точки зрения визуализации, коммуникативной составляющей, работы с текстом, учебных ситуаций в плане применения его с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения. Полагаю, что предложенные способы индивидуализации содержания способствуют формированию учебной мотивации и качеству усвоения учебного материала этой категорией обучающихся.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Франк С.Л. Смысл жизни // Православная библиотека «Азбука веры». - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/smysl-zhizni/8 (дата обращения 27.11.21)

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". - URL: https://regulations.tusur.ru/storage/138711/ФЗ_от_29.12.2012_№_273_ФЗ_Об_образовании_в_РФ_(с_изм_от_31.07.2020).pdf?1601004258 (дата обращения 27.11.21).

  3. Старцева С.Н. Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья. - URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/obshhie_psixologo_pedagogicheskie_rekomendaczii,_v_rabote_s_detmi,_imeyushhie_ogranichennyie_vozmozhnosti_zdorovya/ (дата обращения 27.11.21).

  4. Новицкая Лариса. Категории детей с ОВЗ. - URL: https://rosuchebnik.ru/material/klassifikatsiya-detey-s-ovz/ (дата обращения 27.11.21).

  5. Терентьева Т. В. Психолого-педагогические условия социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Электронная библиотека УрГПУ. – URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/3499 (дата обращения 28.11.21).

  6. URL:https://aripk.ru/media/userfiles/3.4._Характеристика_особых_образов_потребностей.pdf (дата обращения 27.11.21).

  7. См. Специалистам// Институт коррекционной педагогики РАО. - URL: https://ikp-rao.ru/specialistam/ (дата обращения 26.11.21).

  8. См. Проекты примерных адаптированных основных образовательных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ. - URL: https://ikp-rao.ru/frc-ovz/ (дата обращения 26.11.21).

  9. Перякина Т.Н. Из опыта преподавания курса "Основы светской этики" учащимся с ОВЗ дистанционно: проблемы, идеи, решения. Презентация к докладу. - URL: https://drive.google.com/file/d/1NUjanrdCwc6lK8-8SlgcvLHzSwcPB3-u/view?usp=sharing (дата обращения 29.11.21).

  10. См. https://videouroki.net/video/orkise/osnovy-svetskoj-ehtiki-4-5-klassy-fgos/ (дата обращения 20.11.21)

  11. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / А.И.Шемшурина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с.

  12. Семен Франк. Реальность и человек // Электронная библиотека «ЛитМир». - URL https://www.litmir.me/br/?b=114544&p=51 (дата обращения 27.11.21)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!