СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к статье "Из опыта преподавания курса "Основы светской этики" учащимся с ОВЗ дистанционно: проблемы, идеи, решения"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к статье, в которой автор анализирует возможности учебника «Основы светской этики» А.И.Шемшуриной (визуализация, коммуникативная составляющая, работа с текстом, учебные ситуации) в плане применения его с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения и предлагает способы индивидуализации содержания, а также идеи и решения, способствующие формированию учебной мотивации и качеству усвоения учебного материала этой категорией обучающихся.

Статья опубликована здесь: https://multiurok.ru/files/iz-opyta-prepodavaniia-kursa-osnovy-svetskoi-etiki.html

Выступление на конференции "XI Рождественские образовательные чтения на тему: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»" (Улан-Удэ, 2021).

Текст статьи.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к статье "Из опыта преподавания курса "Основы светской этики" учащимся с ОВЗ дистанционно: проблемы, идеи, решения"»

1

1

"... единственный способ реально уничтожить зло есть вытеснение его сущностным добром ; ибо зло , будучи пустотой, уничтожается только заполнением и, будучи тьмой, рассеивается только светом ".

Семен Людвигович Франк

(1877 - 1950)

2 Из  опыта  преподавания  курса

2

Из опыта преподавания курса "Основы светской этики" учащимся

с ОВЗ дистанционно: проблемы, идеи, решения

Перякина Татьяна Николаевна

ГБОУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ», 2021

3 Актуальность  темы

3

Актуальность темы

О  чем  я  буду  говорить 4

О чем я буду говорить

4

Общие проблемы у детей с ОВЗ

5

Низкий уровень

Трудности в понимании инструкций

Затруднения при новых ракурсах

Больше времени для приема и переработки сенсорной информации

Нет полноты, целостности

Восприятие

развития восприятия

В большей степени развито наглядно- действенное мышление

Недостаточно сформированы пространственны е представления

Смещение с главного на частности

Познавательная активность снижена

Трудности анализа и синтеза, сравнения и обобщения

Мышление

Нарушение речевых функций

затруднения письменной речи

Затруднения с диалогом/ монологом

Все компоненты недоразвитие языковой системы м/ устной речи б не сформированы

лучше запоминают

Речь

В основном наглядная преобладает над словесной

Преобладание кратковременной над долговременной

Преобладание механической над логической

многократно повторяемую информацию

Ограничена в объеме

Память

Снижены концентрация и устойчивость (неустойчивое, рассеянное)

Внимание обусловлено интересом и эмоциональным переживанием

Трудности переключения с одной деятельности на другую

Сложности с распределением внимания

Снижен объем внимания

Внимание

6 Общие  проблемы  у  детей  с  ОВЗ Низкий  уровень Высокий  уровень психомышечного напряжения Низкий  темп выполнения заданий Низкая работоспособность Двигательное беспокойство развития  мелкой  и крупной  моторики Движение Несформированность  Повышенная Отказываются от При  неудачах Склонность  к упрямству Поведение утомляемость, вялость произвольного поведения быстро  утрачивают  выполнения задания интерес Снижена потребность  в общении  как со сверстниками, так  и  со взрослыми. Раздражительность, плаксивость Низкая самооценка Повышенная  Трудности Общение впечатлительность  овладения средствами  речевого общения

6

Общие проблемы у детей с ОВЗ

Низкий уровень

Высокий уровень психомышечного напряжения

Низкий темп выполнения заданий

Низкая работоспособность

Двигательное беспокойство

развития мелкой и крупной моторики

Движение

Несформированность Повышенная

Отказываются от

При неудачах

Склонность к упрямству

Поведение

утомляемость, вялость

произвольного поведения

быстро утрачивают выполнения

задания

интерес

Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Раздражительность, плаксивость

Низкая самооценка

Повышенная Трудности

Общение

впечатлительность овладения

средствами речевого общения

7  Реализуя  образовательные  потребности  детей  с ОВЗ,  следует опираться на способы  коммуникации  ребенка  с  ОВЗ  с  окружающими; особенности  усвоения  и  использования  бытовых  навыков,  уровень  их сформированности  относительно  возрастной  нормы; специфику  речевой  деятельности,  знание  и  представление  об окружающем  мире; наиболее  типичные  особенности  индивидуального  поведения.

7 Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ, следует опираться на

  • способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими;
  • особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы;
  • специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире;
  • наиболее типичные особенности индивидуального поведения.
Полезные  ссылки 8 Классификац и я  де тей  с  ОВЗ  и  их  особенности  (Лариса  Новицкая) Мето д ические  р аз р аботки  д ля  спец и алистов ,  р аботающих  с  де тьми  с  р азличными  на ру шениями П р оекты  п р име р ных  а да пти р ованных  основных  об р азовательных  п р ог р амм  основного  общ е го  об р азования  об у чающ и хся с  ОВЗ

Полезные ссылки

8

Классификац и я де тей с ОВЗ и их особенности (Лариса Новицкая)

Мето д ические р аз р аботки д ля спец и алистов , р аботающих с де тьми с р азличными на ру шениями

П р оекты п р име р ных а да пти р ованных основных об р азовательных п р ог р амм основного общ е го об р азования об у чающ и хся с ОВЗ

ГБОУ  «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ  ЦЕНТР  ОБРАЗОВАНИЯ» 9 Moodle  –  это система управления обучением, это  среда  для разработки  и размещения учебных курсов

ГБОУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

9

Moodle это система управления обучением, это среда для разработки и размещения учебных курсов

Moodle:  особенности,  преимущества 10 Файлы ,  страницы видеоролики тесты Материал  для  размещения должен  быть  строго  отобран  по содержанию опросы ссылки  на  внешние  ресурсы времени  демонстрации визуальному  оформлению Moodle  позволяет перестраивать  курс определять  стратегии оценивания организовывать  работу

Moodle: особенности, преимущества

10

Файлы , страницы видеоролики тесты

Материал для размещения должен быть строго отобран по

содержанию

опросы

ссылки на внешние ресурсы

времени демонстрации визуальному оформлению

Moodle позволяет

перестраивать курс определять стратегии оценивания организовывать работу

Дети  с  ОВЗ  - 11 10 аудиовизуалы Раздел

Дети с ОВЗ -

11

10

аудиовизуалы

Раздел "Душа обязана трудиться" Тема "Простая этика поступков "

Проблемный вопрос :

Как поступить ?

лучше воспринимается и запоминается ,

например , с такой иллюстрацией .

"Яркие пятна"

12 Создание  презетаций Простой  дизайн Сочная  картинка Один  слайд  –  одна  мысль Тема

12

Создание презетаций

Простой дизайн Сочная картинка

Один слайд – одна мысль

Тема "В развитии добрых чувств - творение души"

13 Визуализация  в  УМК Шемшуриной  А.И.

13

Визуализация в УМК Шемшуриной А.И. "Основы светской этики"

Визуализации  на  уровне рисунков  в  учебнике недостаточно 14 Раздел  2.  Этикет Тема

Визуализации на уровне рисунков в учебнике недостаточно

14

Раздел 2. Этикет Тема

" Чистый ручеек нашей речи "

Можно использовать фотографии и видео из личного архива . Это позволяет

устанавливать контакт с ребенком обмениваться впечатлениями приблизить материал учебника к жизни

расширять кругозор

15 Визуализация  на  уровне перфорированных  текстов 2

15

Визуализация на уровне перфорированных текстов

2

16 Смешанная  визуализация  (текст  +  элементы  схемы)

16

Смешанная визуализация (текст + элементы схемы)

17 Процесс  размышления Основное условие педагогической эффективности уроков  этики Процесс  чувствования Обращение  к  личностному  опыту ребенка  ( учебные  ситуации )

17

Процесс размышления

Основное условие педагогической эффективности уроков этики

Процесс чувствования

Обращение к личностному опыту ребенка ( учебные ситуации )

Коммуникативная  составляющая учебника  ориентирована  в  основном  на 18 массовую  школу и  очное  взаимодействие

Коммуникативная составляющая учебника ориентирована в основном на

18

массовую школу

и очное взаимодействие

Реальная жизнь 19 Как  ученики  смогут применить  материал  урока в  жизни? (гипотетическая  ситуация, опыт  родителей,  опыт  до болезни) Раздел

Реальная жизнь

19

Как ученики смогут применить материал урока в жизни?

(гипотетическая ситуация, опыт родителей, опыт до болезни)

Раздел "Этикет". Тема "Простые школьные и домашние правила жизни"

20 Задания: Занимательность Интерес Увещевания  и  морализаторство  не  работают .  Это  скучно .

20

Задания:

Занимательность Интерес

Увещевания и морализаторство не работают . Это скучно .

Классификация 21 Что  такое  хор ошо  и  что  такое  плохо  Сле д овать  н р авственной  у становке Но рмы:  юр и дические Н равственное Общение и  н р авственные пове д ение

Классификация

21

Что такое хор ошо и что такое плохо Сле д овать н р авственной у становке

Но рмы: юр и дические

Н равственное

Общение

и н р авственные

пове д ение

22

22

Работа  с  текстом.  Работа  с высказываниями 23

Работа с текстом. Работа с высказываниями

23

Описание фотографий, сопоставление с  текстами 24 В  учебнике  Шемшуриной  А.И. фотографий  нет.  Добавляю фотографии.  Например,  по  теме

Описание фотографий, сопоставление с текстами

24

В учебнике Шемшуриной А.И. фотографий нет. Добавляю фотографии. Например, по теме "Россия - наша Родина" (первый урок, чтобы напомнить, что мы все

  • жители планеты Земля. Вопросы:
  • Что вы видите на фотографии? - Как звали первого космонавта планеты?
  • Как вы думаете, что он сказал о нашей Земле, когда вернулся из полета?)
Сложно  читают  линейные  тексты 25 Сложно  воспринимают  линейную текстовую  информацию Картинки  сразу  привлекают внимание!

Сложно читают линейные тексты

25

Сложно воспринимают линейную текстовую информацию

Картинки сразу привлекают внимание!

"Добрым жить на белом свете веселей".

«Антошкина сказка» (с. 12- 14)

Клиповость восприятия

26 Усиление  всех форм  наглядности Бесплатный  доступ  к  конспектам  и иллюстрациям,  платный  -  к  видеоурокам.

26

Усиление всех форм наглядности

Бесплатный доступ к конспектам и иллюстрациям, платный - к видеоурокам.

Иллюстрация  к  сказке  А.М.Волкова

Иллюстрация к сказке А.М.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

27

Учебник А.И.Шемшуриной.

Тема "Добрым жить на белом свете веселей".

Сайт "Ви д ео ур оки в Инте р нет ".

Конкретизация желаемых качеств через значки- символы.

Сказка

Сказка "Вежливый кролик"

Мультфильм, созданный детьми

28

Тема "Этика - наука о нравственной жизни человека".

" Вежливый заяц"

Студия детской анимации "Котофей"

Развитие  внимания  и  межпредметные  связи 29 Детали. Круговороте  добра  в  природе. Цветовая  палитра  мультфильма. Образное  мышление.  Метафора.

Развитие внимания и межпредметные связи

29

Детали.

Круговороте добра в природе.

Цветовая палитра мультфильма.

Образное мышление. Метафора.

"Добрым жить на белом свете веселей". "Просто так" (1976)

30 Интеллект  -  карты Тема

30

Интеллект - карты

Тема "Ростки нравственного опыта поведения"

31 Этический  диалог как  педагогическая технология Участие  в  диалоге  (парная  и  групповая  работа)

31

Этический диалог как педагогическая технология

Участие в диалоге (парная и групповая работа)

2 Ценностное развитие субъекта  в этическом диалоге Этический диалог  как самоопределе ние  личности Этический  диалог  как педагогическая  технология 3

2

Ценностное развитие субъекта в этическом диалоге

Этический диалог как самоопределе ние личности

Этический диалог как

педагогическая технология

3

Создание монолога. Фрирайтинг 33 С  помощью  уточняющих  вопросов направляю  и  конкретизирую  мысль.  У современных  вообще  детей  хуже развита  коммуникация  через  письмо  от руки,  а  тем  более  у  детей  с  ОВЗ,  поэтому сама  записываю  мысли  за  ребенком, затем  редактируем.  Так  прямо  на  уроке рождаются

Создание монолога. Фрирайтинг

33

С помощью уточняющих вопросов направляю и конкретизирую мысль. У современных вообще детей хуже развита коммуникация через письмо от руки, а тем более у детей с ОВЗ, поэтому сама записываю мысли за ребенком, затем редактируем. Так прямо на уроке рождаются "размышления" на этические темы. Например "Доброта ", "Каждый интересен", "Золотое правило этики", "Доброта и дружба" и т.д.

34   Мало авторитетов Новые технологии

34

Мало авторитетов

Новые технологии

Мини-сочинения.  Письменные  ответы  на  вопросы 35 Проблемы Хуже  развита коммуникация  через письмо  от  руки Слабая  усидчивость

Мини-сочинения. Письменные ответы на вопросы

35

Проблемы

Хуже развита коммуникация через письмо от руки

Слабая усидчивость

36 Результат В  1  четверти  2021/2022  уч.г. поучаствовали  в школьном  конк ур се  начинающих  поэтов  и  писателей

36

Результат

В 1 четверти 2021/2022 уч.г. поучаствовали в школьном конк ур се начинающих поэтов и писателей р оба пе р а" . Все размышления были опубликованы с сборнике.

Две ученицы заняли 1 и 2 места.

37 Работа  с  пословицами и  фразеологизмами

37

Работа с пословицами и фразеологизмами

38 Эмоциональный отклик.  Продуктивность. Результат. Предмет

38

Эмоциональный отклик. Продуктивность.

Результат.

Предмет "Основы светской этики" содействует развитию эмоциональной сферы школьника. Материалы учебника и доп.материалы обращены к чувствам человека. Не только интеллектуальное, но и эмоциональное напряжение.

39 Конкурсы,  акции  и спецпроекты

39

Конкурсы, акции и спецпроекты

40 Викто р ина  «Россия  -  свящ е нная  наша  д е р жава»

40

Викто р ина «Россия - свящ е нная наша д е р жава»

41 Конкурс  рисунков  «Традиционные  костюмы  народов  России»

41

Конкурс рисунков «Традиционные костюмы народов России»

42

42

Проект

Проект "Моя малая Родина"

43

Чувство собственного достоинства

Проект

Проект "Окна Победы"

44

Гордость за своих предков и свою Родину

45 Всероссийская  культурно- просветительская акция

45

Всероссийская культурно- просветительская

акция "Культурный марафон"

Буклеты,  памятки, рисунки  Ответственность 46 Гуманность Доброта , доброжелательность , человечность

Буклеты, памятки, рисунки Ответственность

46

Гуманность

Доброта , доброжелательность , человечность

Коллажи,  аппликации 47

Коллажи, аппликации

47

Распознают  эмоции 48

Распознают эмоции

48

49 Воспитательный потенциал  этики

49

Воспитательный потенциал этики

50 Добрые пожелания

50

Добрые пожелания

51 Ответственность  за  свой нравственный  выбор .  Важен нравственный  выбор  в  пользу  той  или иной  ценности . Совестливость

51

Ответственность за свой нравственный выбор . Важен нравственный выбор в пользу той или иной ценности .

Совестливость

Добрый  юмор 52

Добрый юмор

52

53 Тьма рассеивается светом.  Зло вытесняется добром

53

Тьма рассеивается светом. Зло вытесняется добром

Иллюстрации 54   https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2017/10/frank.jpg https://politika.sevastopol.su/wp-content/uploads/2020/03/ конст - 1.jpg https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1018717717.jpg Кадр  из  клипа

Иллюстрации

54

https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2017/10/frank.jpg https://politika.sevastopol.su/wp-content/uploads/2020/03/ конст - 1.jpg https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1018717717.jpg

Кадр из клипа " Дети поют гимн России " https://youtu.be/dnDriXHV3j4 Кадр из мультфильма " Вежливый заяц " https://youtu.be/qhBojVgHfMg https://kukli.kto72.ru/upload/iblock/d9b/gimn1.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get- kinopoisk- image/1704946/88148dc2- 9a1b- 4fd5- 8425- ce42b26d7744/300x450

http://ds161.detsad.tver.ru/wp- content/uploads/sites/115/2021/07/006.jpg https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/122/989/122989844_06_097.png

55

Библиографический список

  • Франк С . Л . Смысл жизни // Православная библиотека « Азбука веры ». - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/smysl-zhizni/8 ( дата обращения 27.11.21)
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г . N 273- ФЗ " Об образовании в Российской Федерации ". - URL:

https://regulations.tusur.ru/storage/138711/ ФЗ _ от _29.12.2012_ № _273_ ФЗ _ Об _ образовании _ в _ РФ _( с _ изм _ от _31.07.2020).pdf?1601004258

( дата

обращения 27.11.21).

  • Старцева С . Н . Общие психолого - педагогические рекомендации , в работе с детьми , имеющие ограниченные возможности здоровья . - URL:

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/obshhie_psixologo_pedagogicheskie_rekomendaczii,_v_rabote_s_detmi,_imeyushhie_ogranichennyie_vozm ozhnosti_zdorovya/ ( дата обращения 27.11.21).

  • Новицкая Лариса . Категории детей с ОВЗ . - URL: https://rosuchebnik.ru/material/klassifikatsiya-detey-s-ovz/ ( дата обращения 27.11.21).
  • Терентьева Т . В . Психолого - педагогические условия социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Электронная библиотека УрГПУ . – URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/3499 ( дата обращения 28.11.21).
  • URL:https://aripk.ru/media/userfiles/3.4._ Характеристика _ особых _ образов _ потребностей .pdf ( дата обращения 27.11.21).
  • См . Специалистам // Институт коррекционной педагогики РАО . - URL: https://ikp-rao.ru/specialistam/ ( дата обращения 26.11.21).
  • См . Проекты примерных адаптированных основных образовательных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ . - URL: https://ikp-rao.ru/frc-ovz/ ( дата обращения 26.11.21).
  • См . https://videouroki.net/video/orkise/osnovy-svetskoj-ehtiki-4-5-klassy-fgos/ ( дата обращения 20.11.21)

10 Шемшурина А . И . Основы религиозных культур и светской этики . Основы светской этики . 4 класс : учеб . для общеобразоват . организаций /

А . И . Шемшурина . – 4- е изд . – М .: Просвещение , 2017. – 159 с .

56

56


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!