СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта формирования химических компетенций обучающихся.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье "Из опыта формирования химических компетенций" рассмотрен один из вариантов проведения практической работы в 11 классе с использованием технологии мастерских.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта формирования химических компетенций обучающихся.»

Ерохина Е.Н. учитель химии

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области»

Из опыта формирования химических компетенций обучающихся.

Одно из перспективных направлений модернизации образования – использование компетентностного подхода в процессе обучения. При этом важным показателем качества обучения становится наличие не только знаний и умений, но и опыта решения жизненных проблем, выполнения социальных функций, практических навыков деятельности, т.е. сформированность ключевых компетенций.

В условиях компетентностного подхода важнейшей формой обучения химии являются практические занятия, на которых в ходе изучения школьного курса химии можно развивать химические компетенции школьников: экспериментальные, коммуникативные, интеллектуальные, контрольно – оценочные.

Для развития выше перечисленных ключевых химических компетенций наиболее эффективной является технология ролевого цикла. Реализуя технологию ролевого цикла, я предлагаю обучающимся выполнить опыты в группах по четыре человека (своеобразная ролевая игра). Каждая группа получает пакет документов, состоящий из карточек участников 1- 4, инструктивной карты, карты контроля за выполнением опытов, карты отчета, которая заполняется секретарем по мере выполнения опытов.

Во время выполнения практической работы обучающиеся меняются ролями в соответствии с полученной карточкой участника. Формируется ролевой цикл – совокупность опытов, при выполнении которых каждый участник группы находится в роли исследователя, координатора, контролера и секретаря один раз.

Карточка 1 участника

№ опыта

Роль

Деятельность

1

Исследователь

Выполняет все операции с веществами, лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности.

2

Координатор

Руководит работой группы. Комментирует деятельность секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой (перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления).

3

Контролер

Контролирует работу всех участников группы по карте контроля.

4

Секретарь

Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета.

Карточка 2 участника

№ опыта

Роль

Деятельность

1

Координатор

Руководит работой группы. Комментирует деятельность секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой (перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления).

2

Контролер

Контролирует работу всех участников группы по карте контроля.

3

Секретарь

Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета.

4

Исследователь

Выполняет все операции с веществами, лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности.

Карточка 3 участника

№ опыта

Роль

Деятельность

1

Контролер

Контролирует работу всех участников группы по карте контроля.

2

Секретарь

Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета.

3

Исследователь

Выполняет все операции с веществами, лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности.

4

Координатор

Руководит работой группы. Комментирует деятельность секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой (перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления).

Карточка 4 участника

№ опыта

Роль

Деятельность

1

Секретарь

Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета.

2

Исследователь

Выполняет все операции с веществами, лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности.

3

Координатор

Руководит работой группы. Комментирует деятельность секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой (перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления).

4

Контролер

Контролирует работу всех участников группы по карте контроля.



В ходе выполнения опыта исследователь постоянно сопоставляет свои действия с речью координатора, анализируя её; в свою очередь, контролер наблюдает за действиями первых двух, анализирует, дает свои комментарии, сравнивает увиденное с тем, что должно быть; секретарь составляет отчет о выполнении опыта.

Опыты для практической работы я подбираю таким образом, чтобы они, во-первых, соответствовали теме теоретического материала и были направлены на формирование и развитие предусмотренных знаний, во-вторых, развивали широкий ряд компетенций и , в третьих, имели связь с повседневной жизнью.

Система подготовки обучающихся, ключевым звеном которой является химический эксперимент, реализуемый через использование технологии ролевого цикла, показала свою эффективность на практике. Примером может служить, разработанная мной, и уже несколько лет, с успехом используемая в 11 - х классах, практическая работа по теме «Получение газов и изучение их свойств». Для выполнения этой практической работы подготовлен пакет документов (приложение 1, 2, 3).

Такая организация деятельности обучающихся на практическом занятии позволяет:

  • включить всех обучающихся малой группы в проведение химического опыта;

  • активизировать их познавательную деятельность;

  • обеспечить развитие экспериментальных, коммуникативных, интеллектуальных, контрольно – оценочных компетенций;

  • оценить степень усвоения экспериментальных, коммуникативных, интеллектуальных, контрольно – оценочных компетенций с помощью пооперационного взаимоконтроля;

  • обеспечить усвоение знаний, умений и навыков в контексте компетентностного подхода.

Приложение 1.

Инструктивная карта

Практическая работа. Получение газов и изучение их свойств.

Опыт №1. Получение и исследование свойств углекислого газа.

  1. Возьмите сухую чистую пробирку.

  2. Насыпьте в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг) гидрокарбоната натрия (питьевой соды).

  3. Добавьте 10 капель (≈2мл) уксусной кислоты.

С кислотой обращайтесь осторожно!

  1. Наблюдайте выделение газа.

  2. Сделайте записи в таблице карты отчета в графах

  • «Названия и формулы веществ, из которых получили газ»

  • «Уравнения реакций».

  1. Зажгите спичку. Внесите ее в пробирку с образовавшимся газом.

  2. Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.

  3. Сделайте вывод о способности углекислого газа поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы.

  4. В отчете (в графе применение) укажите, где используется

  • реакция, проведенная вами,

  • исследованное свойство газа.

Опыт №2. Получение и исследование свойств кислорода

  1. Возьмите пробирку с кусочком мяса.

  2. Добавьте в нее 20 капель (≈4мл) пероксида водорода (перекиси водорода).

  3. Наблюдайте выделение газа.

  4. Сделайте записи в таблице карты отчета в графах

  • «Названия и формулы веществ, из которых получили газ»

  • «Уравнения реакций».

  1. Подожгите в пламени спиртовки лучинку, а затем погасите ее, чтобы лучинка еле тлела.

Помните правила работы со спиртовкой!

  1. Внесите тлеющую лучинку в пробирку с газом.

  2. Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.

  3. Сделайте вывод о способности газа поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы.

  4. В отчете (в графе применение) укажите, где используется

  • реакция, проведенная вами,

  • исследованное свойство газа.

Опыт №3. Получение и исследование свойств водорода

  1. Возьмите сухую чистую пробирку.

  2. Положите в пробирку 1гранулу цинка.

  3. Добавьте 10 капель (≈2мл) соляной кислоты.

С кислотой обращайтесь осторожно!

  1. Наблюдайте выделение газа.

  2. Сделайте записи в таблице карты отчета в графах

  • «Названия и формулы веществ, из которых получили газ»

  • «Уравнения реакций».

  1. Зажгите спичку. Внесите ее в пробирку с образовавшимся газом.

  2. Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.

  3. Сделайте вывод о взаимодействии водорода с кислородом воздуха. Вывод и уравнение протекающей реакции запишите его в соответствующие графы таблицы.

  4. В отчете (в графе применение) укажите, где используется

  • реакция, проведенная вами,

  • исследованное свойство газа.

Опыт №4. Получение и исследование свойств ацетилена

  1. Возьмите сухую чистую пробирку.

  2. Насыпьте в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг) карбида кальция.

  3. Добавьте 10 капель (≈2мл) воды.

Будьте осторожны! Пробирка с реакционной смесью должна стоять в подставке для пробирок!

  1. Наблюдайте выделение газа.

  2. Сделайте записи в таблице карты отчета в графах

  • «Названия и формулы веществ, из которых получили газ»

  • «Уравнения реакций».

  1. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.

  2. Подожгите выделяющийся газ.

  3. Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.

  4. Сделайте вывод о взаимодействии ацетилена с кислородом воздуха. Вывод и уравнение протекающей реакции запишите в соответствующие графы таблицы.

  5. В отчете (в графе применение) укажите, где используется

  • реакция, проведенная вами,

  • исследованное свойство газа.












Приложение 2.

Карта отчета (заполняется секретарем по мере выполнения экспериментов)



Практическая работа. Получение газов и изучение их свойств.

Таблица. Результаты экспериментов.


опыта


Название опыта

Названия и формулы веществ, из которых получили газ


Уравнения реакций


Наблюдения


Выводы


Применение

1

Получение и исследование свойств углекислого газа






2

Получение и исследование свойств кислорода






3

Получение и исследование свойств водорода






4

Получение и исследование свойств ацетилена








Укажите фамилию и имя участника группы выступившего в каждом опыте в роли координатора, исследователя, контролера и секретаря.



Роли

Опыт 1.

Опыт 2.

Опыт 3.

Опыт 4.

Координатор





Исследователь





Контролер





Секретарь







Приложение 3.

Карта контроля опыта №1

Получение и исследование свойств углекислого газа

Координатор

Исследователь

Секретарь

1.Возьмите сухую чистую пробирку.


2.Насыпьте в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг) гидрокарбоната натрия NaHCO3 (питьевая сода).


3.Добавьте 10 капель (≈2мл) уксусной кислоты СН3СООН.


С кислотой обращайтесь осторожно! Не допускайте попадания кислоты на кожу.


4.Наблюдайте выделение газа. Образующийся газ – оксид углерода (IV) CO2.


5.Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых получили газ», «Уравнения реакций».


6.Зажгите спичку. Внесите ее в пробирку с образовавшимся углекислым газом.


7.Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.

8.Сделайте вывод о способности углекислого газа поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы.


9.В отчете (в графе применение) укажите, где в повседневной жизни используется реакция, проведенная вами, и исследованное свойство углекислого газа.


Карта контроля опыта №2

Получение и исследование свойств кислорода

Координатор

Исследователь

Секретарь

1. Возьмите пробирку с кусочком мяса.


2. Добавьте в нее 20 капель (≈4мл) пероксида водорода Н2О2 (перекись водорода).


3.Наблюдайте выделение газа. Образующийся газ – кислород O2.


4.Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых получили газ», «Уравнения реакций».


5.Зажгите спиртовку.


Помните правила работы со спиртовкой! Сняв колпачок, поправьте фитиль. Подожгите спиртовку. Горящую спиртовку нельзя передвигать и переносить. Нельзя спиртовки зажигать друг от друга. Гасить спиртовку следует, накрывая ее колпачком.


6. Подожгите в пламени спиртовки лучинку, а затем погасите ее, чтобы лучинка еле тлела.


7. Внесите тлеющую лучинку в пробирку с кислородом.


8.Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.

9.Погасите спиртовку и лучину.


10.Сделайте вывод о способности кислорода поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы.


11.В отчете (в графе применение) укажите, где в повседневной жизни используется реакция, проведенная вами, и исследованное свойство кислорода.


Карта контроля опыта №3

Получение и исследование свойств водорода

Координатор

Исследователь

Секретарь

1.Возьмите сухую чистую пробирку.


2. Положите в пробирку 1гранулу цинка.


3.Добавьте 10 капель (≈2мл) соляной кислоты НС1.


С кислотой обращайтесь осторожно!


4.Наблюдайте выделение водорода Н2.


5.Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых получили газ», «Уравнения реакций».


6.Зажгите спичку. Внесите ее в пробирку с образовавшимся водородом.


7.Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.

8.Сделайте вывод о взаимодействии водорода с кислородом воздуха и запишите его в соответствующую графу таблицы, запишите уравнение реакции взаимодействия водорода с кислородом в соответствующей графе таблицы отчета.


9.В отчете (в графе применение) укажите, где используется реакция, проведенная вами, и исследованное свойство водорода.


Карта контроля опыта №4

Получение и исследование свойств водорода

Координатор

Исследователь

Секретарь

1.Возьмите сухую чистую пробирку.


2. Положите в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг) карбида кальция СаС2


3.Добавьте 10 капель (≈2мл) воды.


Будьте осторожны! Пробирка с реакционной смесью должна стоять в подставке для пробирок!


4.Наблюдайте выделение ацетилена С2Н2.


5.Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых получили газ», «Уравнения реакций».


6.Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.


7.Подожгите выделяющийся газ.


8.Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.

9.Сделайте вывод о взаимодействии ацетилена с кислородом воздуха и запишите его в соответствующую графу таблицы. Запишите уравнение реакции в соответствующей графе таблицы отчета.


10.В отчете (в графе применение) укажите, где используется реакция, проведенная вами, и исследованное свойство ацетилена.




Литература:

  1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009 г.

  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 класс: 2часть. - М.: Дрофа, 2004 г.

  3. Из опыта формирования химических компетенций учащихся. Химия в школе. 2009 г. №10.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!