СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ – КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Вейда Марины Григорьевны, ГБОУ СПО «Сахалинского техникума отраслевых технологий и сервиса», педагогический стаж – 25 лет, преподаватель химии и биологии, тел 89146441894 2. Тема опыта «Повышение профессиональной компетентности будущего специалиста через практико-ориентированную направленность». 3. Условия возникновения. В социальной сфере резко интенсифицировались процессы политические, экономические, энергетические, экологические и др., принимая подчас кризисный характер. Поэтому программа модернизации образования в РФ ориентирована не только на усвоения с каждым студентом определенный суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей, его творческой самореализации. Сегодня в обществе востребованы не сами по себе знания, а способность человека применять их на практике. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все свои способности к выживанию и развитию. 4. Актуальность опыта. На этапе модернизации системы СПО (среднее профессиональное образование) и НПО (начальное профессионального образования) особенно актуальна проблема выработки у учащихся желания и умения приобретать знания, которые можно использовать на протяжении всей жизни. Поэтому при обучении «Химии» в учреждениях НПО большое значение имеет общее интеллектуальное развитие учащихся, познание мира химических явлений и представления о применении полученных знаний в своей будущей деятельности. 5. Теоретическое обоснование. Большими возможностями для реализации целей практико-ориентированного обучения обладают комбинированные задачи с практическим содержанием (или практико-ориентированные задачи). Основные цели практико-ориентированного обучения подготовка обучающихся к решению задач, возникающихся в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности. Практико-ориентированная задача, направлена на развитие ключевых компетенций обучающихся и выявления химической сущности объектов природы, производства и быта, с которыми человек взаимодействует в процессе практической деятельности. Практико-ориентированные задачи – это учебные задания, включающие информацию межпредметного характера, для выполнения которого требуется привлечение знаний из различных областей, тем или иным образом связанных с тематикой данного задания. Такие задачи оказывают влияние на все компоненты учебно-воспитательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ – КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА»

30


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»











ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ – КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА









Выполнила: Вейда Марина Григорьевна,

преподаватель химии, биологии



















Г.Холмск,
2012

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Психолого-педагогическая характеристика познавательной активности 3

1.1.Понятие познавательной активности 3

1.2. Понятие субъективной активности человека 3

2. Проектная форма учебной деятельности 6

3. Особенности практико-ориентированных учебных задач 7

4. Практико- ориентированный химический эксперимент 10

5. Преимущества практико-ориентированного обучения на уроках химии 21

Приложения 22

Используемая литература: 31





Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель

1.Психолого-педагогическая характеристика познавательной активности

1.1.Понятие познавательной активности



В социальной сфере резко интенсифицировались процессы политические, экономические, энергетические, экологические и др., принимая подчас кризисный характер. Поэтому программа модернизации образования в РФ ориентирована не только на усвоения с каждым студентом определенный суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей, его творческой самореализации. Сегодня в обществе востребованы не сами по себе знания, а способность человека применять их на практике. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все свои способности к выживанию и развитию.

Активность, согласно Психологическому словарю, - это «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, источник преобразования или поддержание ими жизненно - значимых связей с окружающим миром, способность с самостоятельной силе реагирования…»

Активность как психологическое качество личности - это первооснова творения человеком самого себя и предметного мира, важнейшее условия и фактор психического развития.

Как социальное явление активность характеризует социальную деятельность личности, выражает ее самостоятельную, индивидуальную позицию, субъектное отношение к деятельности. Выступает во всех формах деятельности человека - преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и т.д. и характеризуется способностью человека. Производить общественно-значимые преобразования в мире.



1.2. Понятие субъективной активности человека



В субъективно-активной деятельности человек воспроизводит себя в качестве социально значимого индивида, реализующего эту значимость с большей степенью самостоятельности и собственного выбора. Благодаря субъектной активности обнаруживаются все важные социальные качества личности: индивидуальность, предприимчивость, инициативность, конкурентоспособность. Эти качества составляют так называемый человеческий ресурс - феномен, хорошо известный в сфере труда.

О необходимости превращения ученика в активного участника учебного процесса говорил еще Адольф Дистервег, когда вводил принцип самодеятельности и К.Д.Ушинский, писал: «Должно постоянно помнить, что следует не только передавать ученику те или другие познания, но и развивать в нем желания и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, составляет одну из главнейших задач всякого учения».

На этапе модернизации системы НПО (начальное профессионального образования) особенно актуальна проблема выработки у учащихся желания и умения приобретать знания, которые можно использовать на протяжении всей жизни. Поэтому при обучении «Химии» в учреждениях НПО большое значение имеет общеинтеллектуальное развитие учащихся, познание мира химических явлений и представления о применении полученных знаний в своей будущей деятельности.

Повышение конкурентоспособности выпускников обеспечивает целостная методическая система активного обучения, которая складывается из конкретных технологических методов, и основывается на учете психологических особенностей развития учащихся.

Страна испытывает потребность в квалифицированных специалистах и поэтому большие возможности в достижении современных целей образования несёт в себе практико-ориентированный подход.

Цель, которого является усиление практического аспекта подготовки студентов за счёт интеграции процессов формирования теоретических знаний и развитие практических умений.

Реализация содержательно-деятельностного направления создаёт условия для возникновения и развития мотивации учения, отбор содержания обучения, которое раскроет учащимся значение знаний по химии в понимании окружающего мира, грамотном, научно обоснованном природопользовании, в жизни конкретного человека, в техносфере в условиях современный цивилизации.

Реализация практико-ориентированного подхода требует создания новых учебно-методических средств обучения, которые обеспечили бы достижение не только предметных, но и метапредметных результатов

Планируемые результаты обучения

Сформированность знаний

Развитие мотивационной сферы

Усвоение конкретных сведений, законов и закономерностей химии; усвоение общих понятий химии в их взаимосвязи; усвоение методов решения частных задач

Развитие любознательности и любопытства как первых ступеней познавательного интереса; формирование способности самостоятельно реализовывать цели; формирование стремления к самостоятельной деятельности


Изучение первоисточников (учебники, научно-популярная и научная литература), умение работать с ними; знание основных фактов, общих и частных понятий химии, закономерностей, научных теорий; овладение методами решения прикладных задач.

Формирование и развитие познавательного интереса; формирование способности к самостоятельному целеполаганию

Освоение ведущих идей предметной области «Химия»

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний; развитие способности к самостоятельному целеполаганию, умение адекватно оценивать собственные достижения; осуществление самодвижения относительно предшествующих результатов.





Абстрактное, оторванное от практико-ориентированного обучения, изложение программного материала не вызывает заинтересованности у учащихся, и наоборот – связь с ним делает обучение активным и интересным.

Большими возможностями для реализации целей практико-ориентированного обучения обладают: метод проектов, комбинированные задачи с практическим содержанием (практико-ориентированные задачи), практическая ориентация химического эксперимента.



2. Проектная форма учебной деятельности



Метод проектов – такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнение практических заданий – проектов. Учащимся метод проектов дает возможность в значительной мере открыть в себе, исследовательские способности и проявить творческий потенциал. Проекты создаются в творческих лабораториях, где учащийся чувствуют себя научными сотрудниками, а процесс обучения становится для них подлинным сотрудничеством.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающий с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологий, творческих областей. По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Основные требования к использованию этого метода:

  • наличие социально или личностно-значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решений;

  • теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

  • структурирование содержательной части проекта;

  • использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотез, обсуждение методов исследования, оформления результатов, анализ полученных данных, выводы.



Работа над проектами позволяет организовать поисково–исследовательскую деятельность учащихся растет коммуникабельность учащихся и умение искать пути решения поставленных задач.

3. Особенности практико-ориентированных учебных задач



Большими возможностями для реализации целей практико-ориентированного обучения обладают комбинированные задачи с практическим содержанием (или практико-ориентированные задачи). Основные цели практико-ориентированного обучения подготовка учащихся к решению задач, возникающихся в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности. Практико-ориентированная задача, направлена на развитие ключевых компетенций учащихся и выявления химической сущности объектов природы, производства и быта, с которыми человек взаимодействует в процессе практической деятельности.

Практико-ориентированные задачи – это учебные задания, включающие информацию межпредметного характера, для выполнения которого требуется привлечение знаний из различных областей, тем или иным образом связанных с тематикой данного задания. Такие задачи оказывают влияние на все компоненты учебно-воспитательного процесса.

Влияние практико-ориентированных задач на компоненты УВП

Компонент УВП

Роль практико-ориентированных задач

Цель обучения:

Активизация познавательной самостоятельности учащихся

Содержание обучения:

Отбор содержания, развивающего мотивацию учения, способствующего упрочению предметных знаний, реализующего межпредметные связи, учитывающего жизненный опыт учащихся, мировой позитивный опыт, народные, национальные традиции.

Организация учебно-познавательной деятельности

Создание проблемных ситуаций. Использование игрового и диалогового обучения. Моделирование ситуации.





Задача на знание конкретных фактов, химических понятий

Задача № 1

Клюква и брусника могут длительное время храниться в свежем виде без сахара. Этому способствует наличие в них прекрасного консерванта – органической кислоты, которая является продуктом окисления производного бензола, в котором бензольное кольцо связано с углеводородным радикалом. Назовите эту кислоту и напишите ее структурную формулу (ответ: бензойная кислота)

Содержание и результат решения задачи должны демонстрировать применение химических знаний в различных сферах деятельности человека

Задаче № 2

Почему человеку, нечаянно выпившему соляную кислоту, рекомендуют принять водную суспензию жженой магнезии? (ответ: жженая магнезия – это оксид магния, он проявляет основные свойства и нейтрализует кислоту)

Вопрос задачи должен быть представлен так, как он обычно формулируется в практической деятельности.

Задаче № 3

Почему при ожоге белым фосфором рекомендуют наложить мокрую повязку, пропитанную раствором медного купороса? (ответ: происходит химическая реакция, благодаря которой белый фосфор обезвреживается:

2P + 5CuSO4 + 8H2O = 2H3PO4 + 5Cu + 5H2SO4

Отбор таких задач основывается на принципах системности, научности знаний, их практической направленности, учета внутрипредметной и междисциплинарной интеграции.

Задача № 4

Для, опрыскивания растений с целью защиты их от вредителей применяют раствор медного купороса. Масса соли, необходимой для приготовления 1 л 5%-ного раствора, равна___________



Задача № 5

Большинство медных монет содержат 95% меди, 4% олова, 1% цинка. Масса меди, необходимой для изготовления 1 кг медных монет, равна _________

Химическая задача с экологическим содержанием способствует формированию экологических знаний и умений учащихся, более глубокому пониманию ими существа экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, развитию логических операций

Задача № 6

Примерный состав попутного нефтяного газа: метана 40%, этана, пропана и бутана по 20%. При сгорании 1 моль каждого из этих веществ выделяется соответственно 882, 1541, 2202 и 2657 кДж энергии. Рассчитайте, сколько энергии выделяется в атмосферу во время суточного профилактического ремонта газокомпрессорной станции, если за это время сжигается 1млн.м3 попутного газа. Какое воздействие на окружающую среду оказывает этот процесс?

Практико-ориентированные задачи – это «зашумленные», содержащие избыточные сведения задания, описывающие житейские ситуации и не подсказывающие, какими средствами их надо решать.

Главная забота студента – выбрать, создать модель, превращающую эту с виду житейскую ситуацию в привычную задачу.



4. Практико- ориентированный химический эксперимент



Перед НПО и СПО стоят проблемы повышения уровня самостоятельности учебного труда студента через практико-ориентированный химический эксперимент.

Опыт работы в НПО убеждает нас в том, что многие студенты воспринимают химические эксперименты как развлечение, обращая внимание лишь на внешние эффекты, занимательность опыта; у них отсутствует умение связывать внешние проявления происходящих процессов с глубокими внутренними изменениями веществ. Это объясняется тем, что студенты недостаточно подготовлены к наблюдению и осмыслению химического эксперимента; часто они не понимают цели конкретного опыта; не знают, какой ответ можно получить, поставить его; не умеют по внешним признакам судить о сути явлений и, наконец, не могут делать осмысленные выводы из своих наблюдений.

Использование в процессе обучения химического эксперимента позволяет ознакомить студентов не только с веществами и явлениями, но и с методами химической науки. В учебном процессе применяю традиционные эксперименты, лабораторные опыты, практические занятия, тематические практикумы.

Целенаправленную систематическую работу по формированию у учащихся умения наблюдать за ходом химического эксперимента, на мой взгляд, следует проводить с первых уроков химии. «Компасом», указывающим направление наблюдения, служит задача, поставленная перед наблюдателем и соответствующим планом наблюдения. Обычно учащимся предлагается устное объяснение преподавателя или инструкция по выполнению лабораторного опыта или практической работы в учебнике. Инструкции содержат ожидание ответа, рисунок прибора, последовательность действий, но они не учат правильному наблюдению.

Кроме того, наши студенты не внимательно читают учебник и слушают преподавателя, а, начав выполнять практическую работы, забывают много из того, о чем предупреждал их преподаватель.

В связи с этим, я решила, что для каждого учащегося необходимо подготовить карточки-инструкции с надписью «Учись наблюдать» по всем видам эксперимента. Эти инструктивные карточки служат дополнением к описанию опыта в учебнике, причем акцент делает на организации наблюдения.

С целью установления эффективности разработанной методики проводилась в двух группах. Для получения объективных результатов я применила, прием, контрольную и экспериментальную группы меняла (см. лабораторный опыт «Учись наблюдать» инструктивная карточка).

Пункты 1, 2, 4 инструкции содержат указания о том, как проводить опыт, причем для этого привлекается и текст учебника.

Пункты 3, 5-8 помогают организовать наблюдение: ответы на вопросы 7-8 способствуют форматированию умения связывать наблюдаемые изменения, т.е. внешние проявления реакции с ее сущностью (образование новых веществ).

Пункты 9 и 10 предлагают студентам задуматься над целесообразностью техники эксперимента. Отвечая на последний вопрос, студенты омыляют результат своих наблюдений.

В экспериментальной группе после проведения преподавателем краткого инструктажа по правилам безопасности при проведении данного опыта, студенты знакомились с индивидуальным карточками и приступали к работе. По ходу работы они снова обращались к инструкциям, которые помогали им правильно организовать наблюдение и ответить на вопросы.

В контрольной группе применялся текст учебника и подборный инструктаж преподавателя, но отсутствовала работа студентов с карточками-инструкциями.

На следующем уроке двум группам была предложена самостоятельная работа (карточка с надписью «Контроль») (см. «Контроль»)

Проверка выполнения задания позволила выявить, насколько внимательны были студенты при проведении эксперимента, смогли ли они заменить и запомнить изменения, происходящие в ходе опыта, сделать выводы из своих наблюдений.

Демонстрационный эксперимент

Умение наблюдать вырабатывается не только в ходе выполнения лабораторных опытов, но и на основе демонстрационного эксперимента, проводимого преподавателем. При этом также важно правильно организовать наблюдение, иначе много может оказаться незамеченным студентами. Поэтому мы разработали подробные инструктивные карточки и к демонстрационному эксперименту. Так, прежде чем показать группе газометр и объяснить его устройство и принцип действия, я предлагаю учащимся следующую инструкцию (см. карточку «Учись наблюдать»).

Затем преподаватель демонстрирует прибор, подробно объясняет его устройство, принцип действия. При этом использовались элементы беседы (на основе вопросов инструктивной карточки), рисунки в учебнике. В контрольной группе демонстрация и объяснение проводилось таким же образом, но отсутствовали инструктивные карточки. На следующем уроке учащиеся письменно отвечают на контрольные вопросы (см. «Контроль»).

Практическая работа

Наиболее широкие возможности для самостоятельного наблюдения и осмысления химического эксперимента представляют практические работы. Выполняя их, студенты должны не только правильно провести эксперимент, но и сделать целенаправленные наблюдения, осмыслить наблюдаемое и оформить отчет, содержащий и описание работы, и наблюдения, и полученные выводы. Поэтому в инструктивных карточках к практическим работам я предусмотрела не только описание их хода, но и рациональную форму отчета, а также вопросы, помогающие студентам сделать, самостоятельные выводы.

Подобные инструкции использовались при проведении практических работ «Получение этилена и опыт с ним» и др. (см карточку).

Такая подробная инструкция помогает не только правильно выполнить эксперимент, но и грамотно оформить работу. Отвечая на предложенные вопросы, студенты учатся делать выводы на основе собственных наблюдений.

Таким образом, на протяжении всего курса химии я постоянно старалась формировать у студентов умение наблюдать за химическим экспериментом.

Показателем эффективности этой методики служит поэлементный анализ систематически проводимых самостоятельно работ.

По всем видам эксперимента студенты экспериментальных групп показали более высокие результаты. Эти данные убеждают нас в эффективности использования инструктивных карточек, основная задача которых – сформировать у студентов умение наблюдать за ходом химического эксперимента, осмысливать его и делать выводы на его основе.

Контроль

ТЕМА «Разложение основного карбоната меди»

1. Какой цвет имеет исходное вещество – основной карбонат меди?

2. Как изменилась окраска вещества в ходе реакции?

3. Какое вещество образовалось на стенках пробирки при нагревании?

4.Что вы наблюдали в пробирке с известковой водой?

5. К какому типу относится проведенная реакция?

Учись наблюдать

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ «Разложение основного карбоната меди»

1. Ознакомьтесь с ходом работы и рисунком прибора по учебнику.

2. Сравните рисунок с предложенным вам прибором.

3. Обратите внимание на цвет исходного вещества – основного карбоната меди.

4. Осторожно нагрейте пробирку с веществом.

5. Как изменяется окраска исходного вещества при нагревании? Как вы думаете, о чем это говорит?

6. Что вы видите на стенках пробирки при нагревании?

7. Что вы наблюдаете в пробирке с известковой водой? Как вы думаете, что это значит?

8. Сколько веществ образовалось в результате реакции? Можете ли вы их назвать?

9. Почему пробирку с основным карбонатом меди закрепляют в сторону отверстия?

10. К какому типу относится наблюдаемая реакция?



Учись наблюдать

Инструктивная карточка

Демонстрационный опыт: «УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ГАЗОМЕТРА»

  1. Рассмотрите газометр – прибор для хранения газов. Ознакомьтесь с его устройством.

  2. Какова роль каждой из составных частей газометра: воронки, газоотводной трубки, кранов?

  3. Как вы думаете, какие газы можно хранить с газометре (учтите, что газ, находится в контакте с водой)?

  4. Что надо сд5елать чтобы газ выходил из прибора? Как приостановить выход газа из газометра?

  5. Как собрать кислород вытеснением воздуха? Как убедится, что собранный газ – кислород?

  6. Как собрать кислород вытеснением воды?



Контроль

Тема: «Газометр и его использование»

  1. Какие составные части газометра обозначены цифрой 1 – 4?

  2. Почему кислород можно хранить в газометре?

  3. Что надо сделать для того чтобы кислород начал выходить из газометра?

  4. Что надо сделать для того, чтобы прекратить выход кислорода из газометра?

  5. Какой из рисунков правильно показывает собирание кислорода вытеснением воздуха?



Учись наблюдать

Инструктивная карточка

1 демонстрационный опыт: «Получение хлороводорода»

  1. Сравните приборы для получения хлора и хлороводорода.

  2. Как вы думаете, почему для получения хлора и хлороводорода можно использовать одинаковые приборы?

  3. Какие вещества используют для получения хлороводорода можно использовать одинаковые приборы?

  4. Что вы наблюдаете в колбе Вюрца в ходе реакции?

  5. Какая реакция происходит в колбе, к какому типу она относится? Составьте уравнение реакций.

  6. Как собирают хлороводород? Почему?





2 демонстрационный опыт: «Фонтан»

Отметьте окраску лакмуса, добавленного в воду.

  1. Обратите внимание: при первом погружении кончика газоотводной трубки в воду две-три капли воды должны попасть в колбу с хлороводородом?

  2. Как изменяется давление в колбе?

  3. Для чего колбу встряхивают? Что происходит с хлороводородом? (какова его растворимость в воде?)

  4. Что происходит при повторном опускании газоотводной трубки колбы в кристаллизатор с водой?

  5. Почему вода поднимается в колбе в виде фонтана?

  6. Почему изменяется окраска индикатора?

  7. Что доказывает этот опыт?

  8. Как вы думаете, с помощью какого (более простого) опыта можно доказать высокую растворимость в воде?

Учись наблюдать

Инструктивная карточка

Лабораторный опыт: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖЕЛЕЗА С ХЛОРИДОМ МЕДИ (II) В РАСТВОРЕ»

  1. Ознакомьтесь с ходом работы по учебнику.

  2. Обратите внимание на краску исходного раствора.

  3. Опустите в раствор хлорида меди железные опилки.

  4. Как изменяется окраска раствора в результате реакции? Как вы думаете, о чем это свидетельствует?

  5. Что вы наблюдаете на поверхности металла? О чем говорят эти изменения?

  6. Какое вещество образовалось на поверхности железных опилок?

  7. Составьте уравнение происходящей реакции.

  8. Назовите тип данной реакции.



ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Практическая работа: «Получение этилена и опыты с ним»



  1. Ход работы

  1. Приготовьте смесь, состоящую из этилового спирта серной (p = 1,84) в соотношении 1:3.

  2. К смеси добавить немного песку (для равномерного кипения жидкости).

  3. Содержимое пробирки закройте пробкой с газоотводной трубкой.

  4. Соберите прибор (см. рис.).

  5. Закрепите пробирку лапке штатива как показано на рисунке.

  6. В одну пробирку 1 мл бромной воды, во вторую столько же по объему раствора перманганата калия.

  7. Проверьте прибор на герметичность, погрузив конец газа водной трубки в первую пробирку.

  8. Убедитесь, что прибор держит, погрейте всю пробирку со смесью и продолжайте прогревать (всю) то место, где находится жидкость.

  9. Не прекращая нагревание смесь, пропускайте этилен во вторую пробирку.

  10. Выньте газоотводную трубку из жидкости и поверните ее отверстием вверх.

  11. Подожгите выделяющийся газ. Обратите внимание на характер пламени.

  12. Прекратите нагревание, и после остывания прибора, разберите его.

  1. Оформление работы

Краткое описание хода работы

Наблюдения

Уравнение реакций



  1. ВОПРОСЫ ПОМОГАЮЩИЕ СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ.

  1. Какие изменения наблюдались при нагревании смеси? Какое вещество образуется в результате реакции?

  2. К какому типу относится проведенная вами реакция? Какова роль серной кислоты в этой реакции?

  3. Как изменяется краска растворов в бромной воды и перманганата калия; как вы думаете, что это значит?

  4. К какому типу относятся проведенные вами реакции?

  5. Вы наблюдали горение газа. Каков характер пламени?

  6. Почему окислители действуют на этилен?



Практическая работа: ПОЛУЧЕНИЕ УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЕЕ СВОЙСТВ

Вопрос: Вспомните, можно ли в лаборатории получить карбоновые кислоты? (можно, получить из их солей, действуя на них концентрированной серной кислотой).

Ход урока: А сейчас вы все забудете, что находитесь в стенах техникума. Вы находитесь на химическом заводе, в III экспериментальных химических лабораториях.

Слово учителя: Ежедневно в химических лабораториях мира открываются тысячи соединений, каждые 10 минут появляются новые вещества. Органическая химия, ее раздел «Кислородосодержащие вещества» - это с одной стороны синтетические волокна, пластмассы, пленки, красители, лекарства, а с другой – наркотики, боевые отравляющие вещества, вещества, загрязняющие окружающую среду. Химическая промышленность необходима человеку XXI в., она окружает нас, но мы не должны оказаться жертвами своей химической безграмотности. Чаще всего причиной бедствий является человек с его халатностью и безответственностью. И поэтому, сегодня мы еще раз попробуем посмотреть на окружающие нас предметы другими глазами, за формулами веществ увидеть то, о чем порой мы даже и не задумываемся. И поэтому мы, сегодня находимся в экспериментальных лабораториях по получению уксусной кислоты. И у вас у всех одна главная задача.

Какая? (Как можно больше получить уксусной кислоты, чтобы она имела высокое качество и чтобы мы могли как можно, быстрее удовлетворить потребность пищевой промышленности).

Представляю: 1) В каждой химической лаборатории присутствуют главные сотрудники. Во время работы главные сотрудники вместе с главным технологом разработали для вас технологические карты. Во время работы главные сотрудники будут следить за своей работой лаборатории, помогать в затруднительных ситуациях.

2) В экспериментальных лабораториях находится химики – лаборанты, которые помогали подготовить оборудование для своих работников. Так же присутствует главный технолог завода и инженер по т/б.

Ход: Уважаемые сотрудники, я как главный технолог завода предлагаю вам провести ряд лабораторных анализов, которые записаны в технологических картах, разработанные главными сотрудниками ваших лабораторий. Для того чтобы учесть все этапы работы вам необходимо оформить отчет в виде таблицы

1.Объявляю тему Сегодня вы должны

2.Цель

3.Таблиц

На доске:

Цель опыта

Название опыта

Что делал?

Что наблюдал?

Уравнение реакций

Вывод



В конце работы мы должны подвести итоги отметить лучших работников каждой лаборатории и лучшую лабораторию, в которой четко проходила работа, и инженер по т/б не наблюдал нарушений.

Перед началом работы слово предоставляется инженеру по т/б.

Слово инженеру по ТБ: Уважаемые работники, я обращаю ваше внимание:

  1. Помните, что склянки берем только со стороны наклейки, не наливаем реактивы в пробирки с №

  2. При нагревании не прикасайтесь нагретой пробиркой к фитилю спиртовки, т.к. фитиль холодный и горячая пробирка может лопнуть.

  3. Тушить спиртовку только колпачком.

  4. Осторожно работайте концентрированной серной кислотой, т.к. она вызывает сильные ожоги.

Главным технологом: Главные сотрудники лаборатории могут раздать технологические карты в своих лабораториях. Сейчас внимательно прочтите выданную карту. Можете открыть страницу учебника.

Внимание! Вчера на химический завод пришло химическое оборудование. И сейчас по накладной выберите то оборудование, которое необходимо для получения уксусной кислоты.

Лаборант эксперимент лаб. № 1 – отберите оборудование;

Лаборант № 2 – назовите это оборудование;

Лаборант № 3 – соберите прибор.

А сейчас вы можете проделать лабораторные анализы.

Вопрос? Какой вы можете делать вывод о своей проделанной работе (мы получили уксусную кислоту и изучили её свойства).

Какие свойства характерны для уксусной кислоты (это бесцветная жидкость, со специфическим запахом, она окрашивает лакмус в разовый цвет, реагирует с металлами, основными оксидами и солями слабых кислот).

Что обуславливает химические свойства уксусной кислоты? (атом водорода может отщепляться в виде Н).



Методика выполнения практических работ
в форме решения экспериментальных задач

Экспериментальные задачи не содержат инструкции, а только условие. Разрабатывают план решения, и осуществляют его студенты самостоятельно. За урок до проведения практического занятия стараюсь ознакомить учащихся с конструкциями приборов, приемами лабораторной технике, проанализировать цели и содержание работы, стараюсь увязать д./з по анализу урока ввожу краткую беседу о правилах т/б и об узловых моментах работы. На демонстрационном столе размещаю в собранном виде все используемые приборы. Отчеты оформляют в специальных тетрадях, которые постоянно хранятся в кабинете и контролируются администрацией техникума. До проведения практических работ намечаю, за каким из учащихся буду вести наблюдение. Заранее готовлю используемые журнал по ТБ при выполнении практической работы. Отмечаю их значками «+» или «-». Работы оформляются только па уроке.

ТЕМА: «Решение экспериментальных задач по теме:
«Спирты. Альдегиды. Углеводы ».

Цель: Научиться практически, распознавать различные вещества, относящиеся к классам органических соединений и определить в них содержание отдельных элементов.

Оборудование: 10% раствор гидроксида–натрия, 5% раствор сульфата меди, концентрированная серная кислота, пробирки (2), сахароза (1), держатель, спиртовка, набор веществ, для распознавания.

№ 1 – глюкоза, № 2 – формальдегид, № 3 – глицерин.

К практической работе преподавателем была составлена следующая инструкция для распознавания органических веществ.

План проведения работы

  1. Вместе со всей группой вспомнили, какие классы органических соединений мы изучили.

  2. Какие функциональные группы содержатся в многоатомных спиртах (этиленгликоль, глицерин), формальдегиде, глюкозе?

(ответ. В многоатомных спиртах содержится несколько функциональных гидроксильных групп, в формальдегиде содержится функциональная альдегидная

группа С в глюкозе содержится и гидроксильная и альдегидная.)

  1. Что является реактивом на эти функциональные группы.

(Ответ.Реактивом на эти функциональные группы являются гидроксид меди и аммиачный раствор оксид серебра.)

  1. С помощью какого одного реактива можно будет распознать предложенные вам вещества: глицерин, формальдегид и глюкозу.

  2. Как получить гидроксид меди. Для этого нужно к 10% раствору гидроксида натрия прилить несколько капель 5% раствора сульфата меди. Получится голубой осадок гидроксида меди

  3. С помощью какого реактива можно будет доказать наличие углерода в сахарозе?

(Ответ. Углерод в сахарозе можно открыть с помощью концентрированной серной кислотой. Серная кислота способна отнимать кислород и водород от органических веществ в виде воды и освобождать чистый углерод).

Затем преподаватель раздает всем задания и соответственно к ним набор веществ, для распознания. Текст задания (карточка прилагается). Прочесть выданную инструкцию и работать в соответствии с ней.

Напомнить студентам, как нужно оформить проделанную работу, какие правила по Т/Б необходимо выполнять при выполнении практической работы.

После выполнения опытов студентами преподаватель обобщил работу и продемонстрировал опыт с целью проверки: умеют ли студенты приобретенные практические навыки использовать в жизненной ситуациях.

Занимательный опыт:

К сахарной пудре прилили концентрированную серную кислоту – образовалась густая пористая масса. Объясните, что произошло с сахаром? Концентрированная серная кислота отняла воду от сахара, и выделился в виде черной массы – чистый углерод.


Используя на уроках различные формы химического эксперимента, можно достичь желаемого результата, так как продуманная организация, выбор доступных методик и интересных объектов исследования сделает учебную экспериментальную работу студентов важным фактором воспитания у них самостоятельности, творческой активности.



5. Преимущества практико-ориентированного обучения на уроках химии



Преимущества практико-ориентированного обучения: практико-ориентированное обучение порой понимают как наличие гуманистических отношений преподавателя со студентами и не воспринимается как нечто новое. В то же время практико-ориентированное обучение – это новая парадигма образования, научно обоснованная педагогическая стратегия и тактика, обеспечивающая становление студента как субъекта.

В философии под субъектом понимает активно действующего и познающего, обладающего сознанием и волей индивида или социальную группу. По мнению В.И.Слободчикова, человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Человеческая субъективность есть форма практического освоения мира.

Сущность субъективности студента составляют такие его характеристики, как индивидуальность, предприимчивость, активность, ценностные ориентации, и самостоятельность. Субъективность представляет собой качество, «обозначающее способность человека отдавать отчет в собственных действиях, быть стратегом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, корректировать цели, выстраивать план жизни».

Практико-ориентированное обучение приводит к более прочному усвоению информации, так как все выученное ассоциируется у студентов с конкретными действиями и событиями, а не с абстрактными символами и общими принципами. Кроме того, практико-ориентированное обучение оказывает реальную помощь преподавателю в развитии их и стимулировании интереса к предмету. Они позволяют применить полученные знания здесь и сейчас для объявления явлений, наблюдаемых в жизни.



Приложения 1

Тема: Проект товаров бытовой химии

Форма проведения: Деловая игра (создания «производственных фирм» по производству средства для мытья окон»).

Цель: Показать прикладное значение химических знаний.

Задачи:

1.Познакомить студентов с составом и химизмом действия бытовых моющих средств;

2.Разработать проект нового средства для мытья окон;

3.Изготовить экспериментальные образцы нового средства и провести их испытания;

4.Рассчитать себестоимость разработанного товара;

5.Провести маркетинговые исследования и рекламную компанию нового товара, получить сертификат качества.

Оборудование. Реактивы: изопропиловый спирт, аммиак, вода, оборудование для измерения объемов, пробирки. Покупное моющее средство для окон. Бутылочки с пульверизаторами. Бумага. Фломастеры. Оконное стекло. Бумажные салфетки, вата. Лупа. Пищевые красители. Бланки «Государственного» сертификата качества. Задания участникам. Оценочные листы жюри.

Технология внеклассного мероприятия

1 Занятие.

Студенты разбиваются на группы по 3-5 человек, каждая из которых образует «производственную фирму», дают ей название.

Задание:

1.Испытайте данное вам стандартное средство для мытья окон.

2.Перепишите с этикетки его химический состав.

3.Разберите с преподавателем принцип его моющего действия. Принцип моющего действия: Вода - удаляет все виды загрязнений, кроме жиров и масел. Изопропиловый спирт – смачивающей агент. Аммиак - хорошо удаляет жиры и масла.

4.Разработайте собственную рецептуру средства для мытья окон на основе этих компонентов. Можно использовать уже готовые рецепты, например:

Ингредиенты

Рецепты

1

2

3

4

5

6

Вода

25мл.

(50%)

25мл.

(50%)

40мл.

(80%)

50мл.

(100%)

-----

-----

Изопропиловый спирт

20мл.

(40%)

25мл.

(50%)

-----

----

50мл.

(100%)

40мл.

(80%)

Аммиак

5мл

(10%)

-----

10мл.

(20%)

-----

-----

10мл.

(20%)



На основе разработанной рецептуры смешайте необходимые реактивов.

5.Можно к имеющейся смеси добавить краситель. Определите оптимальную окраску вашего моющего средства.

6.Поместите полученную смесь в бутылочки.

7.Придумайте на бутылочку торговую этикету, содержащую название, состав, способ применения изделия и надпись «Новое средство для мытья окон».

Последние два задания можно дать студентам проработать дома. Пусть проведут маркетинговые исследования. С этой целью ребята изготавливают муляжи будущего моющего средства разной окраски (вода, подкошенная пищевыми красителями) и подбирают варианта 2-3 названия изделия. Затем проводят опрос потенциальных потребителей.

Товара (своих родственников и друзей) на предмет определения оптимальной окраски и наиболее привлекательного названия разработанного ими моющего средства. С учетом результатов опроса они будут изготавливать опытный образец товара на следующем занятии

2 занятие

  1. С учетом результатов опроса потенциальных потребителей товара каждая «фирма» изготавливает опытный образец своего товара. Учащиеся наклеивают на бутылку торговую этикетку, содержащую название, состав, способ применения изделия и надпись «Новое средство для мытья окон». Разрабатывают инструкцию о способе применения и хранения изделия.

  2. Затем каждая «фирма» проводит расчет себестоимости разработанного моющего средства на основе данных об оптовых на каждый из компонентов и на тару.



Компоненты моющего средства (100 мл)

Цена (оптовая)

Аммиак 20%

4 руб.

Изопропиловый спирт

5 руб.

Вода дистиллированная

2 руб.

Тара на 300 мл:

  1. Стеклянная

  2. пластмассовая


15 руб.

6,5 руб.

Организуется беседа о других статьях производственных расходов:

  • Стоимость труда;

  • Амортизация оборудования

  • Затраты на транспортировку и хранения продукции

  1. «Фирмы» устанавливают свои цены на товар.

  2. Участники получают задание на дом: подготовить к следующему занятию 60-ти секундный рекламный ролик своего товара.

3 занятие «Презентация нового средства для мытья окон»

Получение «государственного» сертификата качества на моющее средство.

Каждая «фирма» предоставляет на утверждение экспертной комиссии следующие сведения о своём товаре (в письменной и устной форме):

  1. Название товара

  2. Торговую этикетку

  3. Инструкцию о способе применения и хранения изделия.

  4. Ориентировочную цену.

  5. Отсутствие экологически опасных веществ.

  6. Соответствие изделия требуемым стандартам качества. Для этого представители фирм должны пройти контроль качества моющего средства.

Прохождение контроля качества моющего средства

Каждая «Фирма» экспериментально оценивает моющую способность своей смеси по сравнению с купленным моющим средством. Для этого представитель каждой «фирмы» выходит и перед комиссией проводит тестирование моющего средства следующим образом:

ЗАДАНИЕ:

  1. На окно, равномерно загрязнителями различной природы, два раза сбрызните своим моющим средством. Другую половину стекла так же обработайте покупным моющим средством.

  2. Три-четыре раза протрите стекло бумажной салфеткой с одинаковым усилием.

  3. Протрите половину стекла сухим влажным тампоном для снятия остатков грязи, другую половину - вторым тампоном. Другую половинку вторым тампоном.

  4. Отдайте оба ватных тампона экспертной комиссии для исследования.

Экспертная комиссия исследует визуально с помощью лупы тампон и сравнивает его с первым тампоном, определяют в каком случае остаточная загрязненность больше

Экспертная комиссия оценивает каждое сведение и выписывает сертификат качества. Результаты заносят в бланк

Фирмы

Товарные
сведения


1

2

3

4

5

Оценка (1-5)

Оценка (1-5)

Оценка (1-5)

Оценка (1-5)

Оценка (1-5)

Название товара






Торговая этикетка






Инструкция о способе применения и хранения изделия.






Соответствие изделия требуемым стандартам качества






Реклама






Итоговая оценка








Участники показывают 60 - секундный рекламный ролик своего товара. Итогом презентации является результат работы экспертной комиссии. Объявляются итоговые оценки, награждаются победители.

..

Приложение 2

Тема урока: Вода: известная и неизвестная

Цель: Интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученные на уроках физики, химии, биологии, содействовать расширению знаний в области естественных наук.

Форма проведения: научная конференция.

Основная идея: «AQUA OMNIA SUNT» - вода существует везде (лат)

ХОД УРОКА: Преподаватель:

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок.

Этот урок интегрированный.

Он помогает объединить знания по физики, химии, биологии для создания целостного представления об изучаемом объекте. Фрагмент: начало

Преподаватель:

В течение года исследовательская группа тайно искала и находила ответы на вопросы связанные с изучением воды.

Сегодня мы вам представляем результат работ наших исследователей в области: физики, химии, биологии и астрономии.

Правила проведения конференции:

  1. зрители эксперты.

  2. жетоны оценки: 1 балл, 2 балла, максимально 3 балла.

  3. критерии оценки:
    интересная подача материала, научная значимость, владение материалом.

  4. подсчетом баллов занимается счетная комиссия.

Изучая предмет физика вы сталкивались с такими удивительными явлениями, связанными с водой: плавание тел, разложение белого света каплей воды на 7 цветов - радуга.

Так например, еще Фалес Милетский говорил, что она единственная на земле вещество, встречающееся одновременно в трех состояниях - твердом, жидком, газообразном состоянии. Обратимся к исследователю физику.

Слово предоставляется Костенко Александру

Презентация

Приготовьте вопросы для выступающего

1. Как сделать воду более мягкой?

Ответ: растворить в ней воздух, так например. при прыжках в воду при ошибке включают пневматическую пушку и спортсмен не травмируется

  1. Почему лед плавает?

Ответ: плотность меньше воды


  1. Может ли вода течь снизу вверх? Ответ: в капиллярах растений


  1. Лед, какой толщины может быть теплоизолятором?

Ответ: 15 см

5. в какую погоду легче кататься на коньках в теплую или в морозную?

Ответ: не важно лишь бы был гладкий лед, коньки оказывали давление на лед

Оценили: счетная комиссия подсчитывает баллы.



Преподаватель:

В научном мире это вещество известно под названием оксид водорода, причем по химическим свойствам его относят к амфотерным оксидам реже его называют гидрид кислорода_

Слово предоставляется нашему исследователю химику Домниной Юлии

Презентация

Приготовьте вопросы для выступающего

1. Существует ли величина, характеризующая способность веществ
растворяться в воде? Ответ: да для характеристики способности веществ растворятся существует понятие растворимость, которая определяется массой вещества способность растворяться в 1000 грамм воды

  1. Какова масса молекулы воды? Ответ: 18 а.е.м или 3 * 10-26 кг

  2. Зависит ли растворимость веществ от температуры? Ответ: зависит, но не всегда одинаково зависит от агрегатного состояния вещества

4. Все ли вещества растворяет вода? Ответ: нет, есть в природе железная руда основной оксид который вода не растворяет.

5. Можно ли из воды вы получить водородное топливо для автомобилей? Ответ: можно, электролизом воды получить водород

Оценили: счетная комиссия подсчитывает баллы.

Преподаватель: О роли воды в природе ярко и точно сказал академик Петряев разве вода это только жидкость что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю планету. Всю нашу чудесную землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь, вот это вода!

Слово предоставляется нашему исследователю биологу Масоловой Алине

Презентация

Приготовьте вопросы для выступающего

1. почему происходит обезвоживание организма?

Ответ: обезвоживание организма происходит на клеточном уровне, раствор солей или сахара высокой концентрации вытягивает из неё воду.

2. в каком органе человека самое большое количество воды?

Ответ: глаз

  1. Правильно ли утверждение вода – «великий разрушитель»?

Ответ: вода великий созидатель, основа жизни. Живые организмы состоят в основном из воды.

  1. Память является ли свойством воды?

Ответ: да, вода способна хранить информацию о воздействии на нее.

  1. Зависит ли количество воды в организме от возраста?

Ответ: эмбрион человека - 97%; новорожденный -77%; 50-летний человек – 60%

Оценили: счетная комиссия подсчитывает баллы.

Преподаватель

Чистота, прозрачность, вкус – качества воды на которые мы обращаем внимание перед ее употреблением, а что делать если нет выбора?

Слово предоставляется нашему исследователю экологу Самофал Александру

Презентация

Приготовьте вопросы для выступающего

  1. Является ли водопроводная вода живой?

Ответ: нет, при путешествии по водопроводной системе молекулы деформируются и несут информацию

  1. Капли дождя являются чистой водой?

Ответ: нет так как при путешествии они собирают пыль и примеси. Кислотные дожди.

  1. Как в домашних условиях очистить воду?

Ответ: отстоять, прокипятить, выморозить, профильтровать.

  1. Какая вода получается при электролизе?

Ответ: дистиллированная используемая в технике и химическом производстве.

Оценили: счетная комиссия подсчитывает баллы.

Преподаватель

Фрагмент мягкая

Слово предоставляется нашему исследователю астроному Алексеенко Лере

Презентация

Приготовьте вопросы для выступающего

  1. Есть ли еще где-то вода во вселенной?

Ответ: учебные предполагают что в замерзших ядрах комет, но вода в жидком виде не найдена

  1. Возможна ли жизнь на Марсе?

Ответ: в условиях Марса могут существовать простейшие бактерии.

  1. Лед найденный во вселенной это замерзшая вода?

Ответ: не всегда это может быть замерзшие газы.

  1. Бывает ли в космосе дождь?

Ответ: только метеоритный.

  1. Выливается ли вода из бутылки в состоянии невесомости?

Ответ: нет силы поверхностного натяжения не позволяют.

Оценили: счетная комиссия подсчитывает баллы.

Преподаватель

Пока счетная комиссия подсчитывает баллы нам предстоит убедиться, что наша давайте подведем итоги работ наших исследователей, поэтому с вашей помощью составим проект под названием СВОЙСТВА ВОДЫ





Варианты ответов: питание, здоровье, смачивание поверхностей, среда обитания, поиск новой жизни, получение новых веществ, образование капель воды, используется в производстве продуктов питания

ОЗВУЧИТЬ ОТВЕТЫ

Результаты конференции

Преподаватель

Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, то ты необходима для жизни: ты - сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.

Антуан де Сент-Экзюпери



Используемая литература:





  1. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М, 1981

  2. Научно-практический журнал «Школьные технологии»:
    Дьяченко В.К, Диалоги об образовании «№ 2-6, 2000; № 2, 2001
    Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении № 5, 2002
    Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии № 3, 2002

  3. Общественно-практический журнал «Народное образование:
    Сумарокова О. Стратегии активного обучения № 9, 2001

  4. В.К.Дьяченко Организационные формы обучения и их развитие.

  5. В.К.Дьяченко Общие формы организации процесса обучения.

  6. А.К.Осницкий Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности, - М., 1986


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!