СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый тест по русскому языку для 11 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый тест составлен по модели ЕГЭ.Предназначен для проверки знаний в конце учебного года

Просмотр содержимого документа
«Итоговый тест по русскому языку для 11 класса»

Итоговая контрольная работа (в форме ЕГЭ)


Часть 1


Прочитайте текст и выполните задания 1-3:


(1)По утверждениям историков, люди познакомились со страусами ещё в V веке до н.э.(2) Изображения этой гигантской птицы встречаются среди наскальных рисунков того времени, а более поздние — на фресках древних египтян. (3)В настоящее время страусы распространены только в Африке, ... когда-то они жили на довольно обширной территории: их встречали в Китае и в Индии, в Казахстане и на Украине, в Сирии и в Центральной Азии.


1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.


1)Страусы, которые были знакомы людям ещё в V веке до н.э., что известно историкам из наскальных рисунков того времени и фресок древних египтян, жили когда-то на обширной территории, сейчас же они распространены только в Африке.

2)Историки свидетельствуют о том, что страусов, которые нынче распространены только в Африке, люди знали ещё с древних времён (V век до н.э.), судя по наскальным рисункам и фрескам древних египтян, и эти птицы жили на обширной территории.

3)Страусы жили ещё в V веке до н.э. на довольно обширной территории: их встречали в Китае и в Индии, в Казахстане и на Украине, в Сирии и в Центральной Азии, историки заметили их изображения на наскальных рисунках того времени.

4) В настоящее время страусы, которых люди знали с V века до н.э.,распространены только в Африке.

5)Историки утверждают, что раньше африканских страусов встречали в Китае и в Индии, в Казахстане и на Украине, в Сирии и в Центральной Азии.


2.Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.


3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённо фрагменте словарной статьи.

ЖИТЬ, живу, живёшь; жил, жила, жило; с отрицанием: не жил и не жил, не жила, не жило и не жило, не жили и не жили; несов.

1. Существовать, находиться в процессе жизни, бытия. Жил сорок лет. Цветок не может ж. без солнца. Ж.-поживать (жить, не горюя ни о чём; разг.).

2. перен. О мыслях, чувствах: иметься, быть. В народе живёт уверенность в победе.

3. Проводить жизнь в каком-н. месте, среди кого-н., обитать. ж. в Москве. Ж. с семьёй.

4. чем и на что. Поддерживать своё существование чем-н. ж. своим трудом. Ж. на литературный заработок.

5. перен., кем-чем. Быть целиком занятым, поглощённым, увлечённым кем-чем-н. ж. детьми. Ж. надеждой. Ж. наукой.

6. кем и с нареч. Вести какой-н. образ жизни. ж. отшельником. Ж. весело. Умеет ж. кто-н. (умеет хорошо устраиваться в любых условиях; разг.).

7. с кем. Быть в какихн. отношениях с кем-н. ж. дружно с соседями.

8. в ком и кем. Работать, проживая в доме нанимателя (устар.). ж. в дворниках. Ж. гувернёром.

9. с кем. Находиться в любовной связи с кем-н. (разг.). ж. с чужой женой.

10. живёт. То же, что бывает (в 1 знач.) (стар., в пословицах). Живёт такой год, что на день семь погод (посл.). Похвала живёт человеку пагуба (посл.).

| многокр. живать, наст. не употр. (к 3, 4 и 8 знач.; разг.).

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 стОляр

балУясь

принЯв

свЕкла

укрепИтся

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Участнику деловой или туристической поездки в США для оформления визы необходимо ПРЕДСТАВИТЬ пакет соответствующих документов.

Дефицит кальция в организме помогут ПОПОЛНИТЬ прежде всего такие продукты, как молоко, творог, сыр.

Участие в командных играх и других интересных спортивных мероприятиях дарит нам ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд бодрости.

При раскатывании теста необходимо периодически СТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.


6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Я подошёл к двум девушкам, стоящим под навесом. Они потупили опущенные головы и оставались неподвижны до тех пор, пока к ним не обратились.


7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.



страховые ПОЛИСА


ПОЕЗЖАЙТЕ в Крым


не более ПОЛУТОРА метров


ПЕЧЁТ ватрушки


нет ПОГОН


8.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


А) ошибка в построении предложения с однородными членами


Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом


В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом


Г) неправильное построение предложения с косвенной речью


Д) ошибка в употреблении имени числительного


1) Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли.


2) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.


3) Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать немедленно.


4) Спрятавшись за старый дом, находившийся на пустыре, всё было видно.


5) Для Пушкина Татьяна, одна из главных героинь «Евгения Онегина», является идеалом русской женщины и образцом нравственной чистоты.


6) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их изучением».


7) По утверждению К.И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность.



8) Пользуясь советами специалистов, я смог придумать собственное решение проблемы.

9) Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас.







Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д







9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.


1) соед..нение, зат..пить, г..гиена


2) оч..рование, б..дминтон, сг..рание


3)ор..гинальный, к..ндуктор, к..лач


4) ш..лун, р..внение, к..вычки


5) п..ртрет, пр..цент, к..рниз


10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1. пр..обретение, пр..градить, пр..интересный;


2. не..держанность, бе..человечный ,в..ходы;


3. з..ночевать, нен..глядный, пр..бабушка;


4. об..ективный, доб..ётся, из..ян;


5. о..цвести, пре..сказание, о..вёртка.


11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) забывч..вость, сух..нький


2) расстег..вавшийся, молодц..ватая


3) миндал..вый, завар..ваю


4) откле..вшись, одар..вать


5) успока..ваться, напраш..вается


12.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) (они) стел..т (скатерть), ове..нный


2) вер..вший, вылет..шь


3) мел..щий (кофе), (огородники) пол..т (грядки)


4) выздоров..вший (юноша), высп..шься


5) скач..щий (конь), (они) дыш..т


13.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.


Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.


В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.


Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.


(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.


14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


Выбрался Муравей из-под ноги Верблюда-великана и призадумался: ЧТО(БЫ) такое сделать, ЧТО(БЫ) отомстить высокомерному обидчику?


Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.


(ОТ)ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.


Петя вздрогнул, (ОТ)ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.


ЗА(ТО) время, пока дед заваривал чай, мы успели (НА)БЕЛО перерисовать рукописную карту, отданную геологами.


15.Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.


Эта картина, подаре(1)ая её отцу несколько лет назад смышлё(2)ым, но балова(3)ым племя(4)иком, была вставле(5)а в простую рамку.


16.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.


1) Как хороши были на старом пруду эти лилии и полевые ромашки и придорожные васильки!


2) Стремление человека к приобретению знаний естественно и полезно как для самого приобретателя так и для всего общества.


3) Философская проблематика «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского вобрала в себя сложные социальные и идейно-нравственные вопросы и потребовала от писателя глубокого психологизма.


4) С вершины пологого холма передо мною то золотым то посеребрённым морем пестрела спелая рожь.


5) На столе и на подоконнике и на комоде лежали книги.


17.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Храбр был человек (1) осмелившийся в такую погоду(2) перебраться через пролив (3) на целых пятнадцать километров, и важная должна быть причина (4) его на то подвигшая!


18.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Дача (1) может быть (2) названа колыбелью, с которой для каждого из нас начиналось постижение мира, поначалу ограниченное садом, затем огромной улицей, потом участками и (3) наконец (4) всей загородной стороной.


19.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Причудливые дорожки (1) округлые линии (2) которых (3) зовут в самую глубину (4) делают оранжерею таинственной.

20.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).



Главное (1) что мы заметили возле того дома (2) был черный обелиск из гранита(3) и (4) когда я прочитал надпись на другой стороне цоколя (5) то стало понятно (6) что памятник установлен к столетию со дня рождения поэта.


21.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


(1)Драконы занимают наше воображение по разным причинам. (2)Во-первых, драконы — это единственные существа, которые умеют стрелять, а проще говоря, плеваться огнём.(3)Вторая особенность драконов — их умение летать. (4)В Азии рассказывают о великодушных драконах: уважение и щедрые приношения — вот всё, что им нужно. (5)А в Европе живут огнедышащие драконы, которые требуют человеческих жертв. (6)Как правило, на Востоке драконов чтят, а на Западе — боятся. (7)Мы мало знаем о них, и поэтому нам остаётся одно — заглядывать в древние рукописи, собирать народные сказания или веритьрассказам тех, кто утверждает, будто встречался с ними наяву.


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.


1)Рассказчик решает помочь матери по её просьбе

2)Рассказчик не знал , что такое усталость, в отличие от его матери

3)Рассказчик считает, что с детством ему повезло

4)Рассказчик с детства был приучен к труду

5)Поднимаясь в гору с водой, рассказчик несколько раз отдыхал


23.Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.


1) в предложениях 52-53 содержится ответ на вопрос предложения 51.

2) предложения 5-6 поясняют содержание предложения 4.

3) предложения 39-43 содержат повествование.

4) предложения 11-14 содержат рассуждение.

5) предложения 23-30 содержат рассуждение.


24.Из предложений 23-29 выпишите фразеологизм.


25.Среди предложений 4-10 найдите такое (ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер (а) этого (их) предложения (ий).


(1  ) Вспоминаю себя, мне тринадцать лет. (2  ) Мы живём в леспромхозовском посёлке, я только что вернулся на летние каникулы из школы, которая находится в райцентре, в пятидесяти километрах от дома. (3  ) Живём без отца, нас у матери трое, я самый старший.

(4  ) С вечера мать начинает тяжело вздыхать: завтра и послезавтра, в пятницу и субботу, общественная баня, мать — банщица. (5  ) Ей надо натаскать с речки подле Ангары по крутому красному яру сотни вёдер воды, чтобы заполнить два огромных чана. (6  ) Руки у матери вытянуты, болят, болит и спина, а на коромысле воду по крутяку не поднять, коромысло не годится.

(7  ) Я уже решил, слушая мать, что утром помогу ей, хоть она и не просит, считая, что после школы надо дать мальчишке отдохнуть. (8  ) Но что такое «помогу»? (9  ) Это значит, что я с вёдрами и она с вёдрами, на узкой каменистой тропке не разойтись, и мать то и дело будет заставлять меня отдыхать. (10  ) Уставая сама, она считает, что я, мальчишка, устаю ещё больше, что детские мои силёнки надрывать нельзя.

(11  ) Поэтому я решаю поступить по-другому. (12  ) Светает летом рано, по первому же свету можно подняться и до того, как уберётся по дому мать, перетаскать хоть пол-Ангары. (13  ) Но для этого надо подняться так, чтобы не разбудить мать. (14  ) И я выдумываю, что мне в избе душно, я буду спать в сенях.

(15  ) Утром вскакиваю часа в четыре. (16  ) Ещё сумерки, прохладные, знобкие, но с чистым небом, обещающим красный день. (17  ) Бегу, согреваясь, к бане, отмыкаю её и заглядываю в чан — в тот, который на топке. (18  ) Дна не видать, это преисподняя, туда провалится с потрохами всё что угодно. (19  ) Но делать нечего, я берусь за вёдра и скатываюсь к речке. (20  ) Она шумит, прыгает по камням, над Ангарой рядом стоит парок. (21  ) Плещу себе из речки в лицо, на мгновение замираю. (22  ) Всё, теперь вперёд.

(23  ) Часов у меня нет, я знаю только, что надо торопиться. (24  ) Подъём занимает минуту-полторы, но взбегать приходится с задержанным дыханием. (25  ) Чуть расслабишься, чтобы перевести дух, — сдвинуться потом трудно. (26  ) И я ещё от воды разбегаюсь с поднятыми на руках вёдрами, чтобы не задевать о камни, и всё равно задеваю, всё равно плещу на себя. (27  ) Остатки приношу в чан, и они булькают где-то так глубоко, что едва слышны. (28  ) Потом снова вниз. (29  ) Вверх и вниз, вверх и вниз, десятки и десятки раз. (30  ) Запалившись, припадаю к речке, жадно пью; от пота и наплесков я мокр с головы до ног, но обсыхать некогда.

(31  ) И я успеваю. (32  ) Но, возвращаясь домой, я знаю, что такое усталость. (33  ) Меня качает. (34  ) В избе у нас ещё тихо, я осторожно приоткрываю дверь в сенцы, отметив, что мать не выходила, сбрасываю мокрую одежду в угол и залезаю под одеяло. (35  ) Всё равно матери разогревать топку, всё равно ей идти. (36  ) Вот удивится-то! (37  ) Так и подогнутся под нею ноги! (38  ) Я моментально засыпаю.

(39  ) Просыпаюсь от плача. (40  ) Дверь из избы в сенцы приоткрыта, и я слышу, как топчутся вокруг матери сестрёнка с братишкой, как она сквозь слёзы что-то отвечает им. (41  ) И плачет, и плачет. (42  ) И чувствую, как у самого у меня проступают слёзы, как сладким страданием забивает горло. (43  ) Так хорошо!..

...(44  ) Мы жили в непролазной нужде, видели, каково приходится нашим матерям накормить-обшить нас, и взять на себя доступную нам, ребятишкам, долю их трудов было для нас так же естественно, как съесть кусок хлеба. (45  ) Подталкивать к помощи нас не приходилось. (46  ) У матери радостей было в те суровые годы ещё меньше, чем у нас, всякая радость от нас и шла, и мы своим услужением старались её доставить. (47  ) Мы рано становились взрослыми, и, с точки зрения иных теоретиков воспитания, детства у нас не было.

(48  ) В самом деле: где ему быть? (49  ) С семи годочков верхом на лошади возишь копны в сенокосную страду, с десяти кормишь ушицей всю семью, с двенадцати боронишь колхозные поля, с четырнадцати пашешь, как взрослый мужик... (50  ) Не бывали мы в пионерских лагерях, не слыхали об «Артеке», костры жгли в лесу да у Ангары больше за делом; за ягодой, за грибами шли с вёдрами, чтобы принести домой, на острова плавали, чтобы нарвать дикий лук и чеснок... (51  ) С малых лет в работе, в пособи, как говорилось о ребятишках, но почему же тогда с такой радостью, с такой полнотой и теплотой, с таким чувством необъятности выпавшего нам счастья вспоминаются те годы? (52  ) Детство есть детство, это верно. (53  ) Оно, открывая мир, удивляется и радуется любой малости. (54  ) Но и при этом никогда не соглашусь я, что мы были чем-то обделены (кроме, быть может, книг, которые узнавали позже), напротив, считаю, что повезло нам с выпавшими на детство трудными годами, ибо тогда не было времени на воспитание, а шли мы вместе со взрослыми ото дня к дню и шли, естественно, научаясь любви, состраданию, трудам и правилам, которые вкладываются в нравственность... (55  ) А уж как мы верили, что наступит лучшая жизнь! (56  ) И она наступила.

(По В. Распутину*)

 

*Валентин Григорьевич Распутин (1937  –2015  ) — русский писатель и публицист, общественный деятель, один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».


26.В центре внимания автора — воспоминания о своём деревенском детстве. При описании его автор использует такое лексические средства, как (А) ____(«яру» в предложении 5,«пособи» в предложении 51) и (Б)_____(«крутяку» в предложении 6, «годочков», «ушицей», «мужик» в предложении 49), а также троп (В) _____в предложении 53. Широко использует автор для описания того, чем он занимался в детстве, такое синтаксическое средство, как (Г)_________(предложения 49,50).

Список терминов:

1)диалектизмы

2)сравнение

3)парцелляция

4)ряды однородных членов предложения

5)метонимия

6)эпитет

7)разговорная лексика

8)гипербола

А

Б

В

Г






Часть 2


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.


Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.


Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.


Объём сочинения — не менее 150 слов.


Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.


Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!