Вариант № 1
1. Пишется а на месте пропуска в словах:
1) р..птать на судьбу
2) к..ндидат в мастера спорта
3) вык..тить бочку
4) к..сательная к кругу
5) распол..житься на полу
2. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:
1) ув .. нчать лаврами, пр .. небречь;
2) ч .. модан , св .. ркать в небе ;
3) выт .. нуть ноги, заж .. галка;
4) изм .. рять площадь, пр .. нарядиться ;
5) под .. рутся, пр .. валировать.
3. Пишется о на месте пропуска в словах:
1) луч..вая энергия
2) теч..т
3) девч..нка
4) щ..лка
5) за плеч..м
4. Пишется и на месте всех пропусков в рядах:
1) игольч..тый, человеч..к
2) бродить по отмел.., здань..це
3) диков..нка, придирч..вый
4) девичь..м украшением, об ожерель..
5) мимо этой станци.., проносящ..еся поезда
5. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:
1) письме..ый стол, на улице ветре..о
2) жаре..ые с луком грибы, скажет непреме..о
3) штампова..ая продукция, показа..ый видеоматериал
4) пропита..ы влагой, овся..ые хлопья
5) задолже..ость, невеста красива и образова..а
6. Пишется не раздельно во всех случаях в рядах:
1) (не)досягаемая вершина; очень (не)броская внешность
2) (не)уступивший место в автобусе; (не)ваши документы
3) (не)жалея себя; (не)малый, а значительный доход
4) (не)трамвайная остановка; никому (не)понятная причина
5) посетитель (не)принят директором; (не)красивое, но милое лицо
7. Укажите номера пропусков, где пишется ни:
Когда бы я 1)н.. приезжал в Михайловское, встреча с ним приносила мне радость. 2)Н..где более я 3)н.. чувствую себя так спокойно. Я 4)н.. могу 5)н.. возвращаться сюда: здесь я черпаю энергию и ощущаю красоту жизни.
8. Через дефис пишутся слова:
1) сказал (по)дружески
2) (aгpo)техника
3) (юго)восточный
4) (древне)египетский
5) (полу)язычество
9. Какие предложения соответствуют данной схеме (учтите, что знаки препинания в предложениях не расставлены)? [|деепричастный оборот|, ...].
1) Всунув больную ногу в ботинок Лёнька осторожно сделал несколько шагов.
2) Вернувшись в кабинет она поставила термос на стол и налила себе чашку чаю.
3) Невзирая на первую неудачу я опять подтянулся на брусьях и стал махать ногами.
4) Пройдя ещё один коридор вы выходите из дверей направо и поднимаетесь вверх по большой улице.
5) Встревоженная предчувствием неизведанного я подняла шторку вагонного окна и просто ахнула .
10. Обособленные второстепенные члены есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1) Взглянув на меня Кравцов снова насупился и мрачно зашагал по ступенькам вниз.
2) Слышен был только тихий шелест капель сыпавшихся с неба на скользкий бетон .
3) Весной как-то по-особенному пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля.
4) Эй Рагим расскажи детям сказку.
5) Ему не довелось увидеть в печати свой роман труд всей жизни.
11. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1) Я уже не надеялся на удачу однако мне повезло.
2) Возможно музей был ещё открыт.
3) И даже звуки вальса казалось соответствовали торжественному настроению.
4) Для меня очевидно что длинные предложения делают речь неторопливой.
5) Печорины водятся исключительно между молодыми людьми.
12. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) Лишь изредка с веток опадал снег, да подрагивали в вышине острые верхушки деревьев.
2) Приказав, чтобы если начнётся штурм, меня сразу же разбудили, я подложил под голову вещевой мешок и заснул.
3) Спор начался с того, что Коля спросил, кем я хочу быть и удивился, что выбор мной ещё не сделан.
4) Когда утренняя дымка разошлась, горы как будто приблизились и ущелье уже не казалось таким мрачным.
5) Силой шторма пароход всё гнало на берег и якоря стали сдавать.
13. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части:
1) Пахомов не начинал работать_ он ждал Швейцера.
2) Рассказывать об Аристотеле очень непросто_ слишком большой промежуток времени отделяет его от нас.
3) Нас занимал вопрос_ почему мы не выходим в море?
4) Вышли из дома_ солнце тут же ударило в глаза.
5) Не сошлись характерами_ не бывать дружбе.
14. Двоеточие ставится на месте пропуска в предложениях:
1) Он находит у искусства две основные задач и_ оно должно призывать и утешать.
2) Солжёшь на малом_ не поверят на большом.
3) И вдруг машина остановилась_ прямо на проезжей части валялся разбитый арбуз.
4) Я хотела купить в подарок торт, но вспомнила_ старушка не любит сладостей.
5) Мне помогали многие_ нельзя считать эту победу только моей заслугой
15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
1) Речь тайцев сначала кажется не чем иным_ как набором гласных, которые распевают то протяжно, то весело, то низким, то высоким голосом.
2) Радость недолговечна_ как полёт бабочки.
3) Иногда и не заметит человек первого седого волоса_ как не замечает он порой первого жёлтого листочка.
4) На острове было великое множество_ как белых_ так и голубых песцов.
5) Доктор Беленький произнёс сердечную речь о Павле Петровиче_ как о деятеле науки.
16. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
1) Три утёса с острыми_ как копья_ вершинами возвышались на горизонте.
2) Этот храм с давних пор был известен в Греции_ как святилище оракула.
3) В тот же миг сон_ как рукой сняло.
4) Ему интересна_ как академическая живопись_ так и современная.
5) Его кажущаяся трусость была не чем иным_ как осмотрительностью.
17. Укажите, какие из данных слов образованы непосредственно от существительных:
1) заварочный
2) укрепление
3) бегунья
4) сговориться
5) кругловатый
18. В каких примерах значение фразеологизма указано правильно?
1) держать в чёрном теле — 'быть настороже, начеку'
2) держать ушки на макушке — 'уметь управлять собой'
3) держать руки по швам — ' сурово, строго обращаться с кем-либо'
4) держать язык за зубами — 'молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях'
5) держать камень за пазухой — 'таить злобу, желание отомстить или навредить'
19. Речевые нормы нарушены в предложениях:
1) Пассажиры, курящие во время полёта, будут аннулированы.
2) Будущая перспектива получить главную роль заставляла актёра трудиться с полной отдачей.
3) Штормовой ветер гонит по морю огромные волны.
4) Редакторские правки были удачливыми, от них рассказ только выиграл.
5) Внешний вид гостиницы не всегда соответствует уровню обслуживания в ней.
20. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
1) В обеденное меню школьной столовой включены борщ, уха, щи, котлеты и другие блюда.
2) Во время войны народ надеялся и верил в победу.
3) Посмотрев на проблему с другой стороны, в голову пришло удачное решение.
4) Пассажиры, занимайте места в автобусе согласно купленных билетов.
5) Меня спросили, что работал ли я раньше в этой сфере.
21. Укажите верное утверждение:
1) Все прилагательные в краткой форме согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже.
2) В словосочетании "канцелярская душа" выделенное слово является качественным прилагательным.
3) Жесточайший - это правильно образованная простая форма превосходной степени прилагательного жёсткий.
4) В прилагательных "ивовый, сливовый" ударение падает на первый слог.
5) В предложении "Испечённый в золе картофель казался нам удивительно вкусным" прилагательное выполняет функцию определения.
22. Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 15-е и 16-е предложения текста:
(1) Шиншиллы — это грызуны семейства шиншилловых. (2) Длина тела варьируется от 22 до 38 сантиметров. (3) Масса взрослой особи составляет от 0,5 до 1 килограмма. (4) Для грызунов семейства шиншилловых характерны крупные уши и узкие удлинённые стопы. (5) Передние и задние конечности четырёхпалые, однако пальцы задних конечностей укорочены. (6) Скелет тонкокостный, малая берцовая кость небольшая и не сращена с большой берцовой. (7) Волосяной покров густой, мягкий. (8) Окрас спинной стороны тела голубовато серый, брюшная же поверхность желтовато-белая. (9) Хвост покрыт жёсткими волосами. (10) Усы, или вибриссы, многочисленные, длинные, белого либо чёрного цвета. (11) Череп с ярко выраженным межглазничным сужением. (12) Резцовые отверстия длинные, нижняя челюсть имеет узкие угловые отростки, резко направленные вверх.
(13) У грызунов данного вида в ДНК-наборе шестьдесят четыре хромосомы, которые обеспечивают определённую жизнестойкость популяции.
(14) Представители шиншилловых ведут активный ночной образ жизни и, как правило, моногамны. (15) Из-за ценного меха шиншиллы в двадцатом веке были практически уничтожены. (16) Однако в настоящее время они охраняются государством и их численность постепенно возрастает.
1) лексические повторы
2) синонимическая замена
3) союз
4) местоимения
5) одинаковый порядок слов
23. Найдите в 5-м предложении слово, в котором звуков меньше, чем букв. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
24. Найдите в предложениях 1–3 глагол несовершенного вида, непереходный, 1-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.
25. Определите морфемный состав слов и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. завязочка Б. ослабелый В. наутро Г. подбит | 1. приставка + корень + суффикс 2. приставка + корень + суффикс + суффикс 3. приставка + корень + окончание 4. приставка + корень + суффикс + окончание 5. приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание |
26. Установите соответствие между предложениями и их схемами:
A. В передней Герман увидел слугу, который спал под лампою в старинном запачканном кресле, и твёрдым шагом прошёл мимо него. Б. Как известно, Максим, выйдя из столовой, отправился в санчасть, чтобы попросить у доктора горсть сухих корней валерианы. B. Француз-метрдотель поинтересовался у господина из Сан- Франциско, будут ли господа приезжие обедать. Г. Проснулся я от солнечного луча, который просочился в комнату, и сердце моё радостно подпрыгнуло. | 1. [ ], [ ]. 2. [ ],( ), и [ ]. 3. [ ,( ), ]. 4. [ ],( ). 5. ( ),[ ],( ). |
27. Установите синтаксическую функцию выделенных в предложениях слов:
А. На чужой стороне и весна не красна. Б. К вечеру пришёл приказ удерживать высоту ещё сутки. В. Жизнь прожить не поле перейти. Г. Ты расскажи мне про вчера, а я тебе про завтра и сегодня. Д. Мы спешили к озеру отдохнуть и пополнить запасы пресной воды. | Подлежащее Сказуемое Дополнение Определение Обстоятельство |
28. Определите частеречную принадлежность выделенных в предложениях слов:
А. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Б. Позади у нас мрачное прошлое, впереди у нас светлые дни. В. И песню ту, что раньше надоела, как новую с волнением поёшь. Г. Правосудие должно состояться всегда, не взирая на чины и звания. Д. Широко ты, степь, пораскинулась. Е. Идём навстречу бурям, идём навстречу ветрам, не кланяясь ни волнам, ни штормам, ни громам… | 1. Имя существительное 2. Местоимение 3. Имя прилагательное 4. Наречие 5. Предлог 6. Деепричастие |