СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое сочинение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок творческая-мастерская в рамках недели "Пишем на 5!"

Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение»

Открытое мероприятие по литературе в 11 классе на тему

«Подготовка к написанию итогового сочинения».

Творческая мастерская

«Секреты написания Итогового Сочинения 2019-2020г.»


Методическое обоснование урока

Данный урок литературы является частью системы уроков по подготовке к написанию допускного итогового сочинения в 11 классе.

Урок представлен в рамках проведения тематической недели «Пишем на 5!», учителями работающими в 10-11 классах.

В основу данного урока положен системно-деятельностный подход, который предполагает системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, учащиеся поделены на 4 группы по 5 человек в каждой.

Цель урока – подготовить учащихся к написанию обучающего сочинения по литературе (в формате итогового сочинения) в рамках тематического направления «Доброта и жестокость».

Задачи урока

Образовательные

- формирование у учебных действий по созданию и редактированию связного текста.

Развивающие

- систематизировать знания учащихся о типе речи «рассуждение»;

- развивать умение составлять план, работать со схемами, ассоциативными рядами, ключевыми словами;

- развивать умение делать сопоставительный анализ, сравнительные характеристики, выделять в тексте главное, корректировать полученные образцы;

- актуализировать умение создавать собственное коммуникативное целое на основе имеющегося плана действий.

Воспитательные

- снизить уровень психологической тревожности перед экзаменом;

- развитие внимательности и собранности;

- воспитание патриотизма.

Тип урока - урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Данный тип урока выбран неслучайно. Он соответствует структуре урока данного типа и отвечает всем требованиям к современному уроку в условиях работы в системе БУП 2004.


План урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний.

- Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

- Воспроизведение на новом уровне .

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Подведение итогов занятия.

8) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Конспект урока

Орг. Момент.

- Здравствуйте, ребята, добро пожаловать в нашу творческую мастерскую , которая открыла для вас свои двери в рамках проведения тематической недели «Пишем на 5!».

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Секреты написания Итогового Сочинения 2019-2020г.» Тематическое направление «Добро и зло».


Несколько десятков лет назад мы были самой читающей страной в мире. Сейчас мы находимся на 7-м месте после Индии, Таиланда, Китая.Десять лет выпускники не писали выпускного сочинения и всё меньше и меньше читали. А человек, перестающий читать, перестаёт мыслить. Сочинение – это творческая работа. Цель этой работы – проверить ваши умения сформулировать свою мысль и суметь её доказать с помощью аргументов.

Литература – источник аргументов, которые мы можем привести в качестве доказательств. Нам с вами предстоит сдать экзамен по литературе в виде сочинения рассуждения. Сегодняшнее наше занятие, это не урок, это творческая лаборатория.

Начнём наше занятие с повторения основных понятий и определений, которые потребуются сегодня для работы над сочинением.

Первое наше творческое задание «Теоретический кроссворд». . Образец правильных ответов на доске. Оцените, пожалуйста, проверяемые вами работы, используя пятибалльную систему. Безошибочная работа «5»,одна – две ошибки – «4»,три – четыре ошибки – «3», более «2».

Теоретический диктант

1) то, о чём или о ком говорится в тексте (тема);

2)замысел писателя, преследующего определённую цель в создании образов. То, к чему призывает, чему учит автор, ради чего пишет (идея);

3)основные слова, выражающие идею высказывания (ключевые слова);

4)кратко сформулированные основные мысли в одном предложении (тезисы);

5)структура, строение текста – это (композиция);

6)утверждение, приводимое в качестве доказательства тезиса (аргумент);

7)стиль, который воздействует на ум, чувства через художественные образы (художественный);

8)стиль, цель которого – воздействовать на читателя с целью побуждения

( публицистический).

Перед нами стоит цель - написать сочинение.

Что для нас будет самым важным в сочинении?

  1. Понять тему;

  2. Сформулировать идею;

  3. Продумать аргументы.

Именно эти моменты будут в центре нашего внимания.

Ребята, скажите пожалуйста, какие 5 тематических направлений итогового сочинения вам известны:

Сегодня мы поработаем в рамках тематического направления «Добро и зло».

Внимательно вчитаемся в пояснение, которое нам предлагают составители блока:

Добро и зло

   Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
   Понятия «добро» и «зло» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.



Конкретизируйте, пожалуйста, символическое значение слов «Добро» и «зло ».

Рабочие листы.

Итак, давайте дадим определения нашим словам Добро и зло.

ЧТО ТАКОЕ ДОБРо

Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;

Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

ЧТО ТАКОЕ злость,злоба

Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие.

  • Мы ограничимся одной из тем этого блока, а именно, темой

  • Для того чтобы написать аргумент, точно соответствующий не только тематическому направлению, но и самой теме в рамках этого направления, нам предстоит провести большую подготовительную работу. И начнётся она с самого главного: с анализа ключевых слов в нашей теме.

  • План действий.

  • Обратимся к плану действий, по которому мы готовимся к написанию сочинения.

  • 1 шаг.

  • Вчитайтесь в тему.

  • 2 шаг.

  • Выделите в ней ключевые слова. В нашей теме все слова значимы. Расставим акценты по мере значимости каждого слова.

  • 3 шаг.

  • Попробуйте сформулировать тему в виде вопроса или вопросов.

  • Конкретизируем сформулированные вами вопросы.

  • Почему человек может быть одновременно и жестоким и добрым?

  • Когда мы говорим о той грани, когда добро превращается жестокость?

  • Какие факторы влияют на смену ориентиров?

  • 4 шаг.

  • Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы.

  • Впишите свои ответы в рабочие листы №1.

  • Прочитайте, пожалуйста, ваши ответы.

  • 5 шаг

  • Ребята, а какой будет идея нашего сочинения, что мы будем доказывать? Давайте попробуем сформулировать идею. Помните, что при формулировке идеи все ключевые слова темы должны прозвучать.

Жизнь весьма противоречива и не однозначна, а потому наряду с жестокостью мы можем видеть доброту, а наряду с добротой жестокость.

6 шаг

Вспомните произведения, которыми можно проиллюстрировать созданные вами тезисы.

Продолжаем работу с рабочим листом №1. В правом столбике рабочего листа расположены произведения, которые можно использовать в качестве аргументов.

Почему именно эти произведения я предложила вам для работы?

Какие эпизоды из данных произведений могут стать аргументами к составленным вами тезисам? Прокомментируйте свой выбор.

Соотнесите произведения с ключевыми понятиями, записанными на рабочем листе.

7 шаг.

Произведения мы обозначили. Следующий наш шаг – это план сочинения. Обратимся к композиции сочинения.

Возьмите рабочий лист №1. Из каких частей состоит сочинение? (Вступление - основная часть - заключение). Обратимся к вступлению. Один из приёмов называется «Продолжи по началу».

Доброта-это…..

ЗЛО-это…

Помните, что вступление – это важная часть композиции сочинения, а это значит, что каждое ваше сочинение должно начинаться именно с него!

Теперь поработаем над основной частью.

Вспомним композицию основной части сочинения – рассуждения.

Обратите внимание на сочинение ученика:

Добро и зло это два разных понятия, но они имеют схожие цели. Например, доброта - это когда человек помогает нуждающемуся, не имея никаких целей в достижении собственно выгоды. Таких людей можно встретить, но их надо поискать. Однако, зло, проявляется совершенно в другом направлении, это плохое отношение к чувствам других. Доброта проявляется в помощи другим , а жестокость в избиение и унижении человека, принося ему незалечимую душевную рану. Впрочем, иногда цели совпадают - жестокость во имя добра. Только итог не  бывает утешительным.

Данный эпизод может служить аргументом, доказывающим и раскрывающим ту идею, которую мы сформулировали?(Да)

Как сделать эпизод литературного произведения аргументом наших рассуждений?

(Необходимо проанализировать эпизод в соответствии с темой и идеей сочинения.)

Организует практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Попробуйте создать эпизод сочинения из 3-5 предложений, взяв в качестве литературного аргумента исторический роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В центре повествования – Родион Раскольников – добрый и милосердный человек. Он искренне любит свою мать и сестру, не хочет обременять их своими проблемами и старается проявить заботу о них. Также он не оставляет в беде семью Мармеладовых и жертвует свои последние деньги на похороны Семена Захаровича. О его добром сердце свидетельствует и сон, в котором маленький Родион до слез жалеет бедную лошадь. В то же время в его голове рождается жестокая теория, согласно которой все люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Желая проверить правильность своей теории, он убивает старуху-процентщицу и ее сестру, которая по роковой случайности оказывается на месте преступления. Это по-настоящему жестокий поступок, ведь никто не имеет права лишать кого-то жизни. Мы видим, как в одном человеке встречается доброта и жестокость. Только после долгих исканий к Раскольникову приходит раскаяние, в его душе доброта одерживает победу над злом.
В историческом романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы можем наблюдать обратную ситуацию, когда жестокий человек проявляет доброту. В главе «Приступ» описан захват крепости мятежниками. Беспощадность восставших не знает границ: они казнят коменданта Миронова, расправляются с его женой Василисой Егоровной. И за всем этим стоит Пугачев. Однако мы можем убедиться в том, что и этот жестокий человек способен на добрые поступки. Так, вспомнив первую встречу с Петром Гриневым и подаренный им заячий тулуп, он сохраняет жизнь молодому человеку. Автор стремится показать, что человек, известный своей беспощадностью и жестокостью, тоже может совершать благородные, добрые поступки.

Мы поработали с вами с аргументом. Каждый аргумент строится по схеме:

тезис – доказательство – микровывод.

Следующая композиционная часть сочинения – это вывод.

Какой общий вывод можно сделать по теме нашего сочинения?

Какие бы трудности не стояли перед человеком на его жизненном пути, он всегда должен оставаться человеком, в нем безусловно может сочетаться и доброта и жестокость, но всегда нужно уметь вовремя остановиться от опрометчивого решения.

8 шаг.Последнее напутствие, которое я могу вам дать перед написанием сочинения: перед вами ещё не сочинение, это рабочие материалы. Все части сочинения должны быть логически связаны между собой. Продумайте логические переходы от основной части к аргументам и от аргументов к выводу.

Помните, что осознание ценности жизни приходит с возрастом. Вы молоды, вы рвётесь из дома, чтобы искать смысл жизни, покорять вершины. В заключение хочется повторить свою мысль о том, что в каждом человеке изначально есть зачатки доброты и жестокости, и только от нас зависит то, какие поступки будут преобладать в нашем поведении.
Сегодня на занятии мы с вами учились писать сочинение в рамках тематического направления «Добро и зло».Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о нашем занятии …Я надеюсь, что знания и умения, полученные на нашем мастер классе , вам будут полезны при написании сочинения. Всем спасибо.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!