СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая самостоятельная работа по литературному чтению 2 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа. 

Просмотр содержимого документа
«Итоговая самостоятельная работа по литературному чтению 2 класс»

Самостоятельные работы для учеников 2 класса.

1. Чудеса поэтического слова (по стихотворению Г. Новицкой).

2. Взгляд писателя и ученого.

3. Характер героя в произведении (анализ рассказа В. Драгунского)

4. Исследуем сказку (по русской народной сказке «Иван Быкович»)

5. Юмор в детской поэзии (по стихотворению Ж. Давитьянца) 6. Рассказ или сказка? (по произведению Л. Сергеева)

7. Авторская или народная? (по сказке Д.Родари)

8. Приметы научного и художественного текстов.

9. Стихотворение как жанр лирики (по стихотворению В. Шефнера)

10. Сравнение авторской и народной сказки.




























Работа 1

Чудеса поэтического слова



Прочитай стихотворение.

Береза.

Зеленым облаком береза

В ржаное поле забрела.

Ей носят новости стрекозы

Из леса, где она жила.

Она стоит на перепутье,

Чуть отражается в ручье,

Наполненная светлой грустью,

С гнездом грачиным на плече.

Г.Новицкая



1. Как лучше читать стихотворение?

 тихо, задумчиво;

 трагически, с грустью и печалью;

 весело, задорно, с торжеством в голосе.

2. В каких строчках выражено настроение березки? Подчеркни волнистой чертой.

3. Какие картинки-образы ты представляешь, читая стихотворение. Продолжи этот ряд: береза, стрекозы _____________________________________________________________________

4. Соедини карандашом рифмующиеся строчки.

5. Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению.

6*. Каким литературным приемом автор пользуется чаще всего?

 контраст

 олицетворение

 эпитет (красочное оценочное прилагательное)

Подчеркни прямой линией пример с этим приемом.






Работа 2

Взгляд писателя и ученого


Прочитай тексты тихо, вполголоса.

Текст 1

Я всегда любил природу Алтайского края. Вот и этим летом решил отправиться в Белокуриху – небольшой курорт в предгорьях Алтая, знаменитый целебной водой. Когда-то я уже бывал в этих краях. Как сейчас помню недостроенную плотину на горной речушке Безымянке, в трех километрах от Белокурихи. Я жил в низкой избе, прижатой горами к самой речушке. Безымянка лила прозрачные водопады, бормотала в камнях, должно быть, сердилась на тесноту. И над ней низко, как заботливые няньки, нависали кусты - ежевика, дикая малина и облепиха, - так что не прорвешься к воде.


Текст 2

Речная долина- пространство, образованное разнообразной деятельностью рек. Долина состоит из русла, поймы (затопляемой части реки) и надпойменных террас. Река с ее притоками образует речную систему. Территория, с которой вода стекает в реку, называют бассейном реки.


Выполни задания.

1. Выбери правильные ответы:

 первый текст- научный;

 первый текст- литературный, художественный;

 второй текст- научный;

 второй текст- литературный, художественный.

2. В том тексте, который ты считаешь научным, подчеркни те слова, которые могут встретиться только в научном тексте.

3. Перечитай тексты и определи, в каком из них ощущается присутствие автора, его чувства и мысли. Обведи нужный ответ.

 в первом;

 во втором;

 и в первом, и во втором.

4. Найди в художественном тексте, с чем автор сравнивает кусты ежевики, малины и облепихи. Подчеркни это сравнение волнистой чертой.

5. В художественном тексте найди олицетворение (прием, когда о неживом говорится как о живом) Подчеркни прямой чертой.

6*. Опиши иллюстрацию, которую можно нарисовать к первому тексту.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 3

Характер героя в произведении


Прочитай текст.

Аленка взяла красный шарик. И мы пошли. И вдруг Аленка говорит:

- Хочешь поносить?

И протянула мне ниточку. Я взял. И сразу услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему, наверное, хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук, как будто очень просится улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко: он может летать, а я его держу на привязи. Я взял и выпустил его. И шарик сначала даже не отлетел от меня, как будто не поверил, а потом почувствовал, что это взаправду, и сразу рванулся и взлетел выше фонаря.

Аленка за голову схватилась:

- Ой, зачем, держи!..

И стала подпрыгивать, как будто могла подпрыгнуть до шарика, но увидела, что не может, и заплакала:

- Зачем ты его упустил?

Но я ей ничего не ответил. Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно, как будто этого хотел всю жизнь.

И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Аленка смотрела тоже, и многие взрослые останавливались и тоже задирали головы – посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался.

мы шли и молчали, и всю дорогу я думал, как это красиво, когда весна во дворе, и все нарядные и веселые, а в чистое, синее небо улетает от нас красный шарик… И еще я думал, как жалко, что я не могу это все рассказать Аленке. Я не сумею словами, и, если бы сумел, все равно Аленке бы это было непонятно: она ведь маленькая. Вот она идет рядом со мной, и вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках. Ей, небось, жаль своего шарика.

И мы шли так с Аленкой до самого дома и молчали, а возле наших ворот она сказала:

- Если бы у меня были деньги, я бы купила еще один шарик… чтоб ты его выпустил.


1. Каков этот текст по настроению:

 героический;

 лирический, трогательный

 очень веселый, юмористический;

 печальный, грустный

2. Определи жанр текста, правильный ответ обведи кружком.

 авторская сказка;

 рассказ;

 научно-популярный рассказ;

 народная бытовая сказка

3. Подчеркни прямой линией строчки, где главный герой (Дениска) рассказывает, почему он выпустил шарик.

4. Аленка согласилась бы купить еще один шарик, чтобы выпустить его. Как ты думаешь, почему? Обведи кружком правильный ответ:

 она не жадная, ей ничего не жалко для друга;

 ей интересно само явление: почему шарик полетел вверх;

 она увидела, что это необыкновенно красиво: красный шарик в синем небе;
 она жалеет шарики и отпускает их на волю.


5. Что можно сказать о Денисе, о его характере, прочитав этот текст. Выдели правильный ответ.

 он эгоистичен, думает только о своих развлечениях;

 он очень смелый и решительный человек;

он чуткий, мечтательный, романтичный;
 он любит все живое.

6*. Напиши несколько предложений о своем характере.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Работа 4

Исследуем сказку


Прочитай отрывок из сказки «Иван Быкович».


День-другой плывут Иван Быкович с царицей-золотые кудри. Нашла на царицу грусть-тоска, ударила себя в грудь, оборотилась щукою и поплыла в сине море. «Ну, теперь пропала!»-думает Иван Быкович, да вспомнил про седьмого старичка, который умеет ершом плавать.

-Ты что ли горазд ершом плавать?

-Я, батюшка, мое дело ребячье!- ударился оземь, оборотился ершом, поплыл в море за щукой и давай ее под бока колоть. Щука выскочила на корабль и опять сделалась царицею-золотые кудри.

А Иван Быкович уже к чудо-юдову отцу едет царевну отвезти, как и обещал. Приехал к нему с царицей – золотые кудри; тот позвал двенадцать могучих богатырей, велел принести вилы железные и поднять ему брови и ресницы черные. Глянул на царицу и говорит:

-Ай да Ванюша! Молодец! Теперь я тебя прощу, на белый свет отпущу.

-Нет, погоди,- отвечает Иван Быкович,- не подумавши сказал!

-А что?

-Да у меня приготовлена яма глубокая, через яму лежит жердочка: кто по жердочке пройдет, тот за себя и царицу возьмет.

-Ладно, Ванюшка, ступай ты наперед.

Иван Быкович пошел по жердочке, а царица-золотые кудри про себя говорит:

«Легче пуху лебединого пройди!»

Иван Быкович прошел, а старый старик пошел – так и полетел в яму.

Иван Быкович взял царицу-золотые кудри и воротился домой; скоро они обвенчались и задали пир на весь мир.


  1. Этот текст- фрагмент сказки

А) о животных;

Б) волшебной;

В) бытовой.

  1. Продолжи мысль:

Царица – золотые кудри – (волшебница, обычный человек), потому что

________________________________________________________________________________________________________________

3. Кто в этой сказке помогает главному герою, то есть играет роль волшебного помощника?

А) волк;

Б) седьмой старичок;

В) царица - золотые кудри.

4. Каков обычно финал русской народной сказки: воцарение героя, гибель героя, свадьба. Подчеркни правильное.

5. Допиши прилагательные – эпитеты, свойственные народной сказке. Например, брови соболиные, конь- богатырский.

Девица ___________________

Молодец__________________

Свет _____________________

Поле ____________________



6*. Встречались ли тебе в других сказках превращения героев в рыбу, птицу, животное? Вспомни таких героев, запиши их имена.



Работа 5 Юмор в детской поэзии


Тихо, вполголоса прочитай стихотворение.


Оса в комнате.

Залетела к нам оса

И гудела два часа.

Извелась совсем без дела,

Даже вроде похудела.



Я достал в шкафу варенье,

Я к животным – всей душой!

-На, поешь для подкрепленья,

Будешь толстой и большой.

Ж.Давитьянц


1. Как лучше читать стихотворение?

 Тихо, задумчиво, с заботой в голосе;

 Однотонно, грустно;

 Сначала спокойно, потом задорно, весело.

2. Какие строчки показались тебе смешными? Подчеркни их.

3. Это стихотворение юмористическое, потому что

 у мальчика очень хорошее настроение, и он прямо говорит об этом;

 мальчик серьезно, как с человеком, разговаривает с осой, и нас смешит это несоответствие;

 герой постоянно попадает в смешные ситуации.

4. Соедини карандашом рифмующиеся строчки.

5*. Придумай свое, юмористическое название для стихотворения. Запиши ________________________________








Работа 6

Рассказ или сказка?

К концу каникул я уже пас гусей, коз и бабушкину корову Марту. У Марты были большие грустные глаза с длинными ресницами и медный колокольчик на шее. Я очень привязался к Марте. И потому, что она была молчаливой и послушной, и потому, что у нее было вкусное густое молоко. Одно время я даже просил у бабушки разрешения увезти Марту из деревни в город.

-Пожалуйста, вези, - говорила бабушка.- Только где ты ее будешь держать?!

Долго я не мог придумать, куда бы в городе пристроить Марту. Гаражи все были заняты, подвалы забиты углем. И вдруг придумал. На балконе. «Замечательно!- подумал я.- У нас на балконе будет жить корова. Все начнут ходить и удивляться. Иногда,- рассуждал я дальше,- я буду выводить Марту во двор и гулять с ней. А на лето будем выезжать к бабушке».

Так я фантазировал несколько дней. Потом замерил Марту бечевкой, вложил мерку в конверт и написал маме письмо:

«Мама, измерь балкон. Уместится ли Марта?!»

Через три дня от мамы пришел ответ:

«Марта войдет. Хвост не умещается».


Выполни задания.

  1. Как ты думаешь, согласится ли мама приютить Марту на зиму? Напиши, почему.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Каков этот текст по настроению?

А) смешной, юмористический;

Б) поэтичный, трогательный;

В) героический.

3. Где и когда происходит действие?

А) в сказочной стране;

Б) летом в деревне;

В) летом в городе.

4. Подчеркни смешные моменты в тексте.



5. В какой книжке можно прочитать это произведение?

А) Сказки;

Б) Рассказы для детей;

В) Энциклопедия «Домашние животные»

6*. Напиши веселую историю из своей жизни.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Работа 7

Авторская или народная?

Прочитай текст.


Жил да был однажды волшебник-дудочник. Впрочем, это старая сказка, ее все знают. Про то, как город заполнили мыши, и один мальчик с помощью волшебной дудочки вывел их всех к реке, и они утонули в ней. А мэр города не захотел поблагодарить его, и тогда дудочник увел из города всех ребят... Моя сказка тоже про дудочника. И может быть, даже про того же самого. А может, и нет.

На этот раз городом завладели... автомобили. Они запрудили все улицы, все тротуары и площади. Повсюду, куда ни глянешь, стояли всевозможнейшие автомобили - легковые, грузовые, маленькие, как коробочки, и длинные, как пароходы, автобусы, грузовики, самосвалы, целые автопоезда, фургоны, фургончики... Многие из них двигались с трудом, толкаясь, гремя бамперами, сплющивая себе крылья. Но, пожалуй, еще больше было таких машин, которые уже не могли двигаться, потому что им просто некуда было двинуться - места не было! И они вынуждены были стоять. Так что людям приходилось ходить пешком. Но и это было не так-то просто. Ведь машины занимали все свободное пространство. И людям приходилось обходить машины, перелезать через них и даже проползать под ними.

Люди, понятное дело, просто из себя выходили от возмущения.

  • Пора кончать с этим безобразием!

  • Почему мэр не думает об этом?

Мэр слушал эти разговоры и ворчал: "Думать-то я думал. Днем и ночью думал. И даже весь выходной думал. Да вот беда, ничего не могу придумать… ".

Однажды пришел к мэру какой-то странный мальчик…


1. Пофантазируй, как, по твоему мнению, может закончиться эта сказка. Напиши коротко.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Подчеркни в сказке приметы современной жизни.

3. Какие черты народной сказки можно найти в тексте? Отметь один или несколько правильных ответов.

 традиционное начало;

  • упоминание о волшебных предметах;

  • волшебные превращения.

4. Определи, какая это сказка:

 народная;

 авторская.

5*. Заполни таблицу именами героев:

Карлсон, Винни Пух, сестрица Аленушка, Баба Яга, Чипполино, Кощей Бессмертный, Муха-Цокотуха


Герои народных сказок

Герои авторских произведений
















Работа 8

Приметы научного и художественного текстов


Прочитай тексты тихо, вполголоса.

Текст 1

Луна- единственный спутник нашей Земли. Это ближайшее к нам космическое тело и, казалось бы, наиболее изученное. Однако многие астрономы считают Луну самым загадочным объектом Солнечной системы. Ученые никак не могут разобраться, как же возникла Луна. Большинство астрономов считают, что Луна появилась вначале далеко-далеко от Земли. Но, пролетая около Земли, Луна была захвачена ею и превратилась в спутник.

А. Долгова

Текст 2

Вышел ладной ночью гулять ослик. Увидел в небе месяц. Удивился: «А где же еще половинка?» Пошел искать. В кусты заглянул, под лопухами пошарил. Нашел ее в саду, в маленькой лужице. Посмотрел и тронул ножкой – живая.


Г. Цыферов


Выполни задания.

1. Выбери правильные ответы и поставь знак + в нужных квадратиках:

 первый текст - художественный, второй - научный;

 первый текст - научный; второй - художественный.

2. Перечитай научный текст. Подчеркни в нем слова-термины.

3. Перечитай художественный текст. Какие чувства остались у тебя после прочтения?

 огорчение;

 удивление;

 радость;

 грусть, печаль.

4. В литературном тексте подчеркни те слова, которые делают его красивым, которые могут встретиться только в художественном тексте.

5*. Вырази ту же мысль, но художественным языком.

Метеорологи обещают жаркое, засушливое лето с температурой до 40 градусов, с небольшим количеством осадков.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Работа 9 Стихотворение как жанр лирики Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.



Сторожихи спят в сторожках, Спят коты и мыши, Дождь в серебряных сапожках

Пробежал по крыше.

Простояв над нами малость,

Туча грозовая

Быстро к западу умчалась,

Небо открывая.

И над нами ходят важно

Звезды и планеты,

Протянув к травинкам влажным

Проволочки света.

Ходят звезды без дороги

В выси беспредельной,

Как девчонки-недотроги,-

От Земли отдельно.

В. Шефнер


1. Какое в целом настроение создается в стихотворении:

 радостное, жизнеутверждающее;

 тревожное и тоскливое;

 мечтательное, спокойное, чуть печальное.

2. Какой жанр фольклора напоминает тебе это стихотворение:

 потешку;

 колыбельную;

 считалку.

Подчеркни строчки, которые помогли тебе ответить на этот вопрос.

3. Придумай заголовок к стихотворению.

_________________________________________________


4. Нарисуй картину, которую ты представляешь, читая текст.


5.* Подчеркни олицетворения волнистой чертой, а сравнение – прямой чертой.



Работа 10

Сказки авторская и народная

Прочитай два текста.

Текст 1

Шоколадная дорога

Жили в Барлетте три маленьких мальчика - трое братишек. Гуляли они как-то за городом и увидели вдруг какую-то странную дорогу - ровную, гладкую и всю коричневую.

Из чего, интересно, сделана эта дорога? - удивился старший брат.

Не знаю из чего, но только не из досок, - заметил средний брат.

И на асфальт не похоже, - добавил младший брат.

Гадали они, гадали, а потом опустились на коленки да и лизнули дорогу языком. А дорога-то, оказывается, вся была выложена плитками шоколада. Ну, братья, разумеется, не растерялись - принялись лакомиться. Кусочек за кусочком - не заметили, как и вечер наступил. А они все уплетают шоколад. Так и съели всю дорогу! Ни кусочка от нее не осталось. Как будто и не было вовсе ни дороги, ни шоколада!

-Где же мы теперь? - удивился старший брат.

-Не знаю где, но только это не Бари! - ответил средний брат. - И конечно, мы не в Молетте, - добавил младший брат. Растерялись братья - не знают, что и делать.



Текст2


Ну вот, жили-были царь да царица. Был у них один сын- Иван-царевич. Сперва маленький был, потом в рост пошел. А царица на ту пору и померла, и царь на другой женился.

Растет Иван-царевич не по дням , а по часам. Вырос он и говорит отцу да мачехе:

-Я,- говорит,- жениться хочу.

-Ну, что же , сынок, - царь отвечает,- дело хорошее, женись.

Вот поехал Иван-царевич со слугами в город. Пошел он там в сад, будто гуляет. А сам за куст сел. И видит- гуляют в саду девицы, между собой речи разговаривают.

  • Кабы Иван Царевич на мне женился, родилось бы у нас с ним семь сыновей: руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звезды рассыпаются, уши зорькой замыкаются.



1. Определи, какая из этих сказок авторская, а какая народная:

 1- авторская, 2-народная

 1- народная, 2- авторская

2. Подчеркни в авторской сказке приметы современного стиля.

3. В народной сказке подчеркни приметы старинного стиля.

4. В какую книгу ты поместил бы 1 текст:

 В. Драгунский «Денискины рассказы»;

 Л.Толстой Рассказы для детей

 Сказки народов мира

 Д.Родари Сказки

5.В какую книгу ты поместил бы второй текст:

 Восточные сказки

 Сказки русских писателей

 Русские народные сказки

 А.С.Пушкин Сказки

6. Представь, что ты издаешь книгу литературных сказок. Нарисуй обложку для этой книги, придумай название.























7*. Напиши, какие свои любимые произведения (авторские сказки) ты включил бы в эту книгу.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!