Итоговый тест по разделам:
«Язык и культура», «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст».
Вариант1
На какие 2 группы делятся слова по происхождению?
Диалектная и специальная.
Книжная и разговорная.
Исконно-русская и заимствованная.
Жаргонная и устаревшая.
Выберите утверждение, которое вы считаете ложным:
В далеком прошлом в русский язык вошли первые заимствованные слова из индоевропейского и праславянского языков.
Одними из самых распространенных и органично вошедших в русский язык заимствований являются старославянизмы, потомучто они вошли в наш язык из близкого славянского языка.
В эпохуправления Петра I активно заимствовались слова изголландского, немецкого языков, связанные с мореходством, судостроением, военным делом: штурм, орден, верфь, гавань и др.
Слова, заимствованные из других языков в результате языковых контактов, составляют меньшую часть всего словарного состава русского языка.
Найдите лексическое значение слова «невежда»:
невоспитанный, невежливый человек; 2) незнающий, неграмотный человек.
Найдите верные суждения:
Синонимы–многозначные слова;
Антонимы–одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению слова;
Вторичное значение слова, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу, называется переносным;
Разные значения многозначного слова даются в одной словарной статье.
Найти общеупотребительные слова:
шествовать; 2) дрыхнуть; 3)идти; 4)спать; 5) почивать.
Найти диалектные слова:
Тутошний 2)шибко 3)очень 4)дом 5) кочет.
Найти среди слов профессионализмы:
вокал; 2)музыка; 3)инструмент; 4)стамеска.
Найти заимствованные слова:
массаж; 2)каучук; 3)рассвет; 4)абажур.
Найти пары, в которых верно подобраны русские синонимы к иноязычным словам:
афоризм – предложение; 2)аллегория – иносказание;
3)эрудиция – начитанность; 4)реформа – обсуждение.
Найти неверное суждение:
Профессиональными называются слова, вышедшие из активного повседневного употребления.
Фразеологизмы–устойчивые сочетания слов.
Диалектными называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Неологизмы–новые слова, возникшие в языке.
Найти предложения с фразеологическими оборотами:
Он набрал в рот воды и прополоскал горло.
Безобразничал, а как отвечать–воды в рот набрал.
Нас с другом водой не разольешь.
Трудно заполнить узкий сосуд, не разлив воды.
Найти неверное значение фразеологизма:
Засучив рукава – усердно, энергично 3) белая ворона – плохой человек
Китайская грамота – что-то неясное, непонятное 4) среди бела дня – открыто, явно.
В каком слове неверно выделена буква обозначающая ударный гласный слог?
экспЕрт; 2) оптОвый; 3) бАлуясь; 4) прибылА.
В каком словосочетании зависимое слово может стоять в форме творительного падежа без предлога?
Рад (встреча);
Беспокоиться (дети);
Гордиться (внучка);
Обидеться (коллега).
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
В городе активно ведётся ЖИЛИЩНОЕ строительство.
Каждый преподаватель знает, что он не добьётся желаемых результатов в работе, если не организует систематических ВНЕКЛАССНЫХ занятий.
ГРЕЧЕСКИЙ язык относится к индоевропейской семье языков.
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство актёров вызывало восхищение зрителей.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
килограмм помидоров;
будущие выборы;
в двух тысяч тринадцатом году;
опять ошиблась.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая над сочинением,
Вас никто не должен отвлекать;
Вам нужны будут критические статьи;
Не отвлекайтесь;
Сначала составляется план.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Студент сказал, что я ещё не подготовился к ответу.
Благодаря слаженной работе трудового коллектива завод перевыполнил план.
Кондуктор попросил оплатить проезд.
В автобиографической трилогии Л. Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность” главным героем стал Николенька Иртеньев
Найти предложения с речевыми ошибками:
Моя автобиография очень короткая.
Знание родного языка играет большое значение в жизни.
Поставь свою подпись под документом.
Сегодня у меня был очень удачливый день.
Какое суждение верно:
Доказательство -это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения
Аргументация - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения
Тезис - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения
Напишите ответ на вопрос:
В чем вы видите важность изучения норм русского литературного языка?
Итоговый тест по разделам:
«Язык и культура», «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст».
Вариант 2
На какие 2 группы делятся слова по происхождению?
Жаргонизмы и диалектизмы
Историзмы и архаизмы
Архаизмы и Неологизмы
Исконно-русская и заимствованная.
Выберите утверждение, которое вы считаете верным:
Старославянский был устным языком славянских народов.
Примером старославянизма может служить слово дерево.
Старославянизмы закрепились в русском языке и вытеснили исконно русские слова с тем же значением.
Примером старославянизма может служить слово врата.
Найти лексическое значение слова «компания»:
военные действия; 2) мероприятия для проведения политической или хозяйственной задачи;
3) группа лиц, чем-либо связанных, а также торговое или промышленное товарищество.
Найти верные суждения:
Лексика – это то, что слово обозначает.
Синонимы – противоположные по значению слова.
Однозначные слова имеют только 1 лексическое значение.
Все значения многозначного слова обязательно имеют между собой что-то общее.
Найти общеупотребительные слова:
упал; 2)шлепнулся; 3)есть; 4)лопать; 5)вкушать.
Найти диалектные слова:
пимы; 2)свекла; 3)бурак; 4)дюже.
Найти среди слов профессионализмы:
фонема; 2)морфема; 3)работа; 4)лексика.
Найти заимствованные слова:
поэт; 2)арифметика; 3)рассада; 4)кросс.
Найти пары, в которых неверно подобраны русские синонимы к иноязычным словам:
финал–конец; 2) алчный–бескорыстный;
монумент–памятник; 4)антракт–обед.
Найти верное суждение:
Диалектными называются слова, которые употребляются людьми определенной профессии.
Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного повседневного употребления.
Фразеологизмы – новые слова, возникшие в языке.
Найти предложения с фразеологическими оборотами:
Носить в руках тяжести вредно.
Отец очень любил дочь и готов был всю жизнь на руках носить.
До моего дома от школы рукой подать.
Удержать в руках пудовую гирю не каждый может.
Найти неверное значение фразеологизма:
Пускать пыль в глаза – хвастать, обманывать;
Держать язык за зубами – обидеться;
Делать из мухи слона – преувеличивать;
Ни к селу ни к городу – некстати, невпопад.
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный слог?
средствА;
поднЯтый;
пролИла;
нанесенА.
14.Укажите ошибку в построении словосочетания.
Внушать страх;
Заплатить за услуги;
Оплатить за проезд;
Обвинён в предательстве.
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
Мальчик стал ДИПЛОМАНТОМ международного конкурса пианистов.
В письме был ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ отклик на его изобретение.
ЗАВОДНОЙ ключ от куклы был утерян.
Щенок был ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ, робкий и слабый.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Надеть куртку;
Более двухсот тысяч воинов;
Дружна с обеими девушками;
Более красивейший орнамент.
Укажите грамматически правильное продолжение, предложения.
Составляя предложения,
мне было сделано замечание;
обдумывается его структура;
нужно учитывать как лексическое, так и грамматическое значение слов;
должен учитываться стиль речи.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Лучшие из русских народных сказок, переведённых на все языки мира, стали добрыми спутниками детей в разных странах.
В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали знаменитые русские поэтыи писатели, композиторы и художники.
По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Русский Музей.
Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на себе его благотворное влияние.
Найти предложения с речевыми ошибками:
Сказки, пословицы и загадки – произведения народного фольклора.
Роспись родителей в дневнике была неразборчивой.
Мой приятель свое подсказкой оказал мне плохую медвежью услугу.
Большое значение в математике имеет логика рассуждений.
Какое суждение верно:
Эпистолярный - о литературных произведениях: в форме писем, переписки.
Эпистолярный - о литературных произведениях: в форме журнальных статей.
Эпистолярный - о литературных произведениях: в форме заметок.
Напишите ответ на вопрос:
Для чего необходимо изучать предмет «Родной язык»?