Итоговая контрольная работа для учащихся 5-х классов
по русскому языку
Для заданий 1-10 обведите номер правильного ответа.
1 В каком слове при постановке ударения допущена ОШИБКА?
1) | срЕдства | 2) | диалОг | 3) | бантЫ | 4) | алфавит |
2 Укажите слово, состоящее из четырех звуков:
яма; 2) вьюга; 3) дочь; 4) спорт.
3Укажите строчку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н.
1) | со…ый, румя…ый, искре…ий |
2) | гуси…ый, исти…ый, ветре…ый |
3) | оловя…ый, песча…ый, сви…ой |
4) | лошади…ый, нефтя…ой, си…ий |
4 В каком слове НЕ пишется слитно?
1) | вовсе (не) гордый |
2) | (не) друг, а враг |
3) | (не) вежественный |
4) | (не) чувство |
5 Укажите сложное предложение с тремя грамматическими основами.
1) | В одном сказочном городе жили коротышки, все называли их так, потому что они были очень маленькие. |
2) | Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. |
3) | Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами. |
4) | Спилят гриб под самый корень, потом распилят его на части и несут по кусочкам домой. |
6 В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) ш…рох, флаж…к
2) ш…лковый, за плеч…м
3) ч…лка, крольч…нок
4) ш…колад, сбереж..т
7 В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) отт…рают, ум…рли
2) нак…рмить, разд…вать
3) приг…реть, к…саться
4) пол…гаться, выр…щенный
8 В каком ряду в обоих словах пропущен Ь?
1) схватиш…ся, гон…щик
2) береч…, молодёж…
3) девоч…ка, найдёш…
4) (дуб) могуч…, (конская) упряж…
9 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) в соседн…м (подъезде) , по площад…
2) на тетрад…, он посе…т (рожь)
3) в музе…, (вас никто) не обид…т
4) в Германи…, со небольш…м (носиком)
10 В характеристике какого выделенного слова допущена ОШИБКА?
1) ПУШКИНСКИЙ (музей) – относительное прилагательное
2) ЗАБИЯКА – существительное общего рода
3) УЛЫБНУЛСЯ - глагол несовершенного вида
4) ОНА – местоимение 3 лица женского рода
Прочитайте текст и выполните приведённые ниже задания
на основе прочитанного текста (предложения в тексте пронумерованы).
(1) Долго стою на опушке рядом с елью. (2) Трогаю её блестящие ветки, которые слегка влажные от ночного тумана. (3) Смотрю, как просыпается небо от ночного тумана.
(4) Солнце лениво ощупывает макушки берез, светится в сучьях лиственниц, что высоко стоят над лесом. (5) Паутина серебрится узорным пятном.
(6) Не желая разрушать волшебное творение, обхожу его стороной, но всё-таки волшебные паутинки садятся на лицо и прилипают к одежде. (7) Надо мне выбраться к березовой роще. (8) Там ловлю я птиц, смотрю, как живет лес, пишу свои заметки.
(9) На светло-голубом сентябрьском небе березы пленяют светлой и солнечной окраской вершин, белой корой стройных стволов. (10) Даже отсюда видно, как сухо и тепло в березовой роще, словно горит она спокойным желтым пламенем, жаль, что скоро под студеными ветрами сникнут, потухнут костры берез, угаснет игра тёплых тонов. (11) Ведь облетев, березы растворяются в лесу, будто говорят: «Вот, мы всё отдали». (По Н. Никонову)
11 Определите тип речи в предложении 9.
12 В предложении 6 найдите слово, образованное приставочным способом, и запишите его в ответе.
13 Среди предложений 8-9 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
14 Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.
15 Из предложения 8 выпишите второстепенный член предложения определение.
16. Перепишите текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Раскройте скобки. Восстановите слитные, раздельные и дефисные написания. Расставьте пропущенные знаки препинания.
К..ротка летн…я ноч.. на север.. тундры. В мае ещё в воздух.. в..ют(?)ся сн…жинки2 бушуют буйные ветры по бе…крайн…м пр…сторам. Потом вдруг про…сняет(?)ся небо та..т снег1 начинают ож…вать и цвести первые р…стения.
В это время сюда в..звращают(?)ся птицы. Тундра это родина таких птиц. На берегах светлых озёр они стро..т свои гнёзда4. (С,З)десь они могут спокойно отл…жить2 яйца вык…рмить пт…нцов и (не) бе…покоит(?)ся о пищ…. Мошки и к…мары сами лезут им в рот!
Быстро пр…ходит летняя пора. Птенцы выр…стают и соб…рают(?)ся л…теть за далёкие горы леса и моря. Весной они опять вернут(?)ся сюда.
Наступа…т день, когда со…нце не)поднимает(?)ся из(за) г…ризонта. Теперь его (не) увид…ш… до весны. Долгая полярная ноч… простирает(?)ся над необ…ятными пр…сторами тундры и только син…е сумерки осв..щают3 землю.
17. Выполните языковые разборы:
Сделать синтаксический разбор предложения:
На берегах светлых озёр они строят свои гнёзда.
Сделать морфемный разбор слов: отложить, снежинки.
Сделать фонетический разбор слова: снег.
Сделать морфологический разбор слова: освещают.
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы
Каждое задание оценивается в 1 балл. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом (16) оценивается экспертом (учителем) в соответствии с критериями оценивания диктанта (0-5 баллов). Задание 17 - по 1 баллу за правильный разбор. Максимально 24 балла.
Ответы к варианту
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3 | 1 | 4 | 3 | 1 | 1 | 4 | 2 | 3 | 3 |
11 | описание |
12 | обхожу |
13 | 8 |
14 | паутина серебрится |
15 | свои |
Проверка текста.
Коротка летняя ночь на севере тундры. В мае ещё в воздухе вьются снежинки, бушуют буйные ветры по бескрайним просторам. Потом вдруг проясняется небо, тает снег, начинают оживать и цвести первые растения.
В это время сюда возвращаются птицы. Тундра – это родина таких птиц. На берегах светлых озёр они строят свои гнёзда. Здесь они могут спокойно отложить яйца, выкормить птенцов и не беспокоиться о пище. Мошки и комары сами лезут им в рот!
Быстро проходит летняя пора. Птенцы вырастают и собираются лететь за далёкие горы, леса и моря. Весной они опять вернуться сюда.
Наступает день, когда солнце не поднимается из-за горизонта. Теперь его не увидишь до весны. Долгая полярная ночь простирается над необъятными просторами тундры, и только синие сумерки освещают землю.
Таблица пересчета первичных баллов в школьные отметки:
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 22-24 | 18-21 | 13-17 | 0-12 |
6