Олимпиадные задания школьного этапа по истории 9 класс.
1. Тесты с выбором одного правильного ответа
Выберите правильный ответ
Укажите организацию, развернувшую в конце 70-х - нача ле 80-х гг. XIX в. террор против правительственных чиновников i царя:
«Союз борьбы за освобождение рабочего класса»
Б) «Черный передел»
«Народная воля»
Г) группа «Освобождение труда»
Укажите, какую организацию возглавляли А.И. Желябов C.J1. Перовская, В.Н. Фигнер:
организацию «Народная воля»
Б) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»
группу «Освобождение труда»
Г) общество петрашевцев
Укажите дату основания второй организации "Земля и воля"
1866 г Б) 1876 г.
1886 г.
Г) 1896 г.
Укажите, кто из идеологов народничества был стороннико: свершения революции посредством стихийного народного бунта:
П.Н. Ткачев
Б) Н.Г. Чернышевский
М.А. Бакунин
Г) П.Л. Лавров
2. _Двухвариантные тесты
Ответе «Да» или «Нет»
1. В " Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» М.М. Сперанский ставил вопрос о необходимости введения конституционной монархии. (Да)
«Введение к уложению государственных преобразований» явилось проектом М.М.Сперанского по вопросу реформы государственного управления, в котором предусматривался парламент в виде Государственной думы. (Да)
Созданный Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти. (Да)
В 1811 г. был осуществлен проект М.М.Сперанского «Уложение Правительствующего сената», который разделял Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (высшая судебная инстанция, контролирующая все судебные учреждения). (Нет)
М.М.Сперанский считал, что право участия в выборах должно принадлежать людям всех сословий, несмотря на отсутствие имущества и капитала. (Нет)
В разрабатываемых М.М.Сперанским проектах экономических реформ не предусматривалось ограничение расходов государства, а также уменьшались налоги с населения. (Нет)
По мнению М.М.Сперанского крепостное право исчезло бы постепенно по мере развития просвещения, промышленности и торговли. (Да)
Проведение преобразований, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали поддержку со стороны чиновников и дворянства. (Нет)
Разрабатываемые в дальнейшем новые проекты преобразований создавались на основе практически нереализованных проектов М.М. Сперанского. (Да)
3.1 Установите соответствие между датой и событием
А) 1801-1825 гг. | 1. «Указ о вольных хлебопашцах». |
Б) 1802 г. | 2. Преобразование органов центрального управления. |
В) 1803 г. | 3. Образование Государственного Совета. |
Г) 1801-1811 гг. | 4. Учреждение министерств. |
Д) 1810 г. | 5. Правление Александра I. |
А | | Б | | В | | Г | | д | | |
| | | | | | | | | | |
Ответ: А - 5, Б - 4, В - 1, Г - 2, Д - 3
3. 2 Установите соответствие между понятием и определением:
А) Самодержавие | 1. Освобождение от уголовного наказания (помилование) или замена назначенного судом наказания более мягким. |
Б) Манифест | 2. Монархическая форма правления в России. |
В) Амнистия | 3. Изменения в законодательном и государственном устройстве, произведенные верховной властью без нарушения основ существующего государственного строя. |
Г) Министерство | 4. Торжественное письменное обращение верховной власти к населению. |
Д) Реформа | 5. Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. |
А | | Б | | В | | Г | | д | | |
| | | | | | | | | | |
Ответ: А-2, Б-4, В-1, Г-5, Д-3.
3.3. Установите соответствие между именами художников и их произведениями:
А) В.Г. Перов | 1. «Боярыня Морозова» |
Б) И.Н. Крамской | 2. «Иван Грозный и его сын Иван» |
В) В.И. Суриков | 3. «Крещение Руси» |
Г) И.Е. Репин | 4. «Христос в пустыне» |
Д) В.М. Васнецов | 5. «Тройка» |
А | | Б | | В | | Г | | д | | |
| | | | | | | | | | |
Ответ: А-5, Б-4, В-1, Г-2, Д-3.
3.4 Установите соответствие между автором и его произведениями:
А) И.Е.Репин | 1. «Богатыри» |
Б) В.М. Васнецов | 2. «Март», «Владимировка» |
В) И.И. Левитан | 3. «Бурлаки на Волге» |
Г) О.А. Кипренский | 4. «Утро помещицы», «Гумно», «Крестьянская девушка с граблями и косой» |
Д) А.Г. Венецианов | 5. «Дмитрий Донской, побеждающий хана Мамая» |
А | | Б | | В | | Г | | д | | |
| | | | | | | | | | |
Ответ: А-3, Б - 1, В-2, Г-5, Д-4.
3. 2 Установите соответствие между понятием и определением:
А) полицейское государство | 1. Перемещение населения на постоянное место жительства на свободные земли в малонаселенные окраинные районы |
Б) контрреформы | 2. Политический строй, при котором практикуется подавление властями внутренних противников методами насилия, слежки и сыска |
В) русификация | 3. Реакционные преобразования в России, проведённые в 80 - начале 90-х гг. XIX в. |
Г) переселенческая политика | 4. Политика, направленная на языковую ассимиляцию иноязычного населения |
А | | Б | | В | | Г | | д | | |
| | | | | | | | | | |
Ответ: А-2; Б-3; В-4; Г-1.
Заполните пропуски в предложениях
Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках
(1...) второй половины XIX века становится творчество (2...) - содружества пяти выдающихся композиторов. Ими созданы бессмертные произведения, среди которых музыкальные драмы (3...) «Борис Годунов» и (4...), опера (5...) «Псковитянка», незаконченная опера (6...) «Князь Игорь».
Вершиной творчества (7...) являются оперы «Евгений Онегин» и (8...), балеты «Лебединое озеро» и (9...).
(«Хованщина», А.П. Бородина, «Пиковая дама», «Могучая кучка», «Щелкунчик», символом, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского- Корсакова, П.И. Чайковского)
Ответ:
1- символом, 2- «Могучая кучка», 3 - М.П. Мусоргского, 4- «Хованщина», 5- Н.А. Римского- Корсакова, 6- А.П. Бородина, 7- П.И. Чайковского, 8- «Пиковая дама», 9- «Щелкунчик».-
Заполните пропуски в предложениях
Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках
Император (1...) был вторым сыном (2...) и правил с (3...) по 1894 год. Он известен в истории как (4...), так как за годы его правления Россия ни разу не воевала. В его правление в (5...) в Москве был освящен (6...) и открыт (7...). На его жизнь была предпринята попытка покушения террористической группой Александра Ульянова.
(1883 году, Исторический музей, Александр III, храм Христа Спасителя, Александра II, 1881, «Миротворец»)
Б) Воспитанием Александра III руководил генерал (1...), историю читал (2...), законоведение - (3...), экономические знания передавал (4...). Эти занятия не прошли бесследно: будучи взрослым человеком, (5...) питал слабость к (6...), увлекаясь (7...), собрал и передал Историческому музею свою (8...); перенял у С.М. Соловьева мысль, которой всегда и придерживался, - о необходимости для России (9...). Что касается экономики, то Александр III назначал на ключевые посты только (10...).
(К. П. Победоносцев, император, профессионалов, историей, сильной центральной власти, Б.А. Перовский, коллекцию, С.М. Соловьев, Н.Х. Бунге, военным наукам)
Период правления императора Александра III называют эпохой (1...). В (2...) был введен институт (3...) для контроля органов крестьянского самоуправления. По судебной реформе (4...) были ограничены принципы гласности в (5...). (6...), изданный в 1887 году, сделал невозможным обучение в гимназии детей недворянских семей. (7...), принятый в (8...), привел к упразднению (9...) университетов, росту платы за образование.
(Университетский устав, 1887 года, контрреформ, автономии, 1884 году, судопроизводстве, 1889 году, «Циркуляр о кухаркиных детях», земских начальников)
Г) При вступлении на престол император Александр III обнародовал (1...) - это стало началом курса на укрепление (2...). (?...) о печати (4...) привели к усилению (5...) и закрытию ряда издании
«Положение о мерах по охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» (6...) давало (7...) возможность введения чрезвычайного положения в любой части страны, а местным властям - право арестовывать и ссылать (8...) без суда и следствия на срок до 5 лет и предавать их военному суду.
(правительству, 1881 года, Манифест о незыблемости самодержавия, «подозрительных лиц», «Временные правила», самодержавия, цензуры, 1882 года)
Ответы:
1 - Александр Ш, 2 - Александра П, 3 - 1881,4 - «Миротворец»,
-1883 году, 6 - храм Христа Спасителя, 7 - Исторический музей.
Б) 1 - Б.А. Перовский, 2 - С.М. Соловьев, 3 - К.П. Победоносцев, 4 - Н.Х. Бунге, 5 - император, 6 - военным наукам, 7 - историей, 8 - коллекцию, 9 - сильной центральной власти, 10 - профессионалов.
1 - контрреформ, 2 - 1889 году, 3 - земских начальников, 4 - 1887 года, 5 - судопроизводстве, 6 - «Циркуляр о кухаркиных детях», 7 - Университетский устав, 8 - 1884 году, 9 - автономии.
Г) 1 - Манифест о незыблемости самодержавия, 2 - самодержавия, 3 «Временные правила», 4 - 1882 года, 5 - цензуры,
- 1881 года, 7 - правительству, 8 - «подозрительных лиц».
Ниже приведён перечень терминов, названий. Все они, за исключением одного, характеризуют общественно-политическую жизнь Российской империи в 1894–1916 гг.
1) третьеиюньская монархия; 2) «полицейский социализм»; 3) Прогрессивный блок; 4) хождение в народ; 5) многопартийность.
6. Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.
1) третьеиюньская монархия; 2) «полицейский социализм»; 3) Прогрессивный блок; 4) хождение в народ; 5) многопартийность.
Ответ
7. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите его название.
«Лицо императора священно и неприкосновенно. Он не подлежит суждению. Он облечён всею Верховною Исполнительною Властью. Он Верховный начальник всей Сухопутной и Морской силы… имеет право созывать обе палаты Народного Веча… Он предлагает Народному Вечу проекты законов, принуждает его ко вторичному рассмотрению принятого или отвергнутого им предложения… Министерств полагается четыре: Финансов, Иностранных Дел, Военное и Морское. Законодательная власть вверяется Народному Вечу, составленному из двух палат: Верховной Думы и Палаты представителей».
1)«Русская правда» П.И. Пестеля | |
2) «Конституция» Н.М. Муравьёва | |
3) «Введение к уложению государственных законов» | |
4) «Государственная уставная грамота Российской империи» | |
8. Из сочинения историка
«Одним указом император запретил использовать выражение "Слово
и дело!", произнеся которое доносчики привлекали внимание властей
к совершённому или задуманному государственному преступлению. Этот обычай терроризировал общество и плодил ложное доносительство.
Другим указом он ликвидировал страшную Тайную канцелярию – политическую полицию, место пыток и тайных казней. Фактически же доносы никто не отменил, просто теперь их следовало подавать без крика,
в письменной форме, а функции "печально известной" Тайной канцелярии перешли к Тайной экспедиции Сената, в которую перевели всех работников бывшей Тайной канцелярии… Император подписал ещё несколько важных указов: он запретил преследовать старообрядцев, отменил ряд монополий, учредил Государственный банк. Все эти меры свидетельствовали, что новый государь, несмотря на свою экстравагантность, может стать крупным государственным деятелем.
Но самым важным государственным актом его правления стал манифест о "даровании вольности и свободы всему российскому дворянству". Возможно, что его подготовили ещё при Елизавете. Согласно манифесту дворяне впервые получали свободу от обязательной службы…»
8.1 Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте. Укажите не менее двух положений, приведённых для обоснования этого вывода.
8.2 Назовите императора, о котором идёт речь. Под каким названием известна эпоха, на которую приходится время его правления?
9. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Отечественная война 1812 г.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные события (явления) Отечественной войны 1812 г.
Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.
Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.
.