ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА
Обобщающая проверочная работа по истории России
ТЕМА: «История России XVIII-XIX вв.»
Вариант 1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Отмена крепостного права в России
2) Швейцарский поход Суворова
3) Присоединение Крыма к России
4) Указ «О вольных хлебопашцах»
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | | ГОДЫ |
А) восстание декабристов Б) Манифест о вольности дворянской В) Ништадтский мир Г) Жалованная грамота дворянам | | 1) 1721 г. 2) 1785 г. 3) 1725 г. 4) 1825 г. 5) 1856 г. 6) 1762 г. |
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XIX в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
1) вольные хлебопашцы
2) верховники
3) декабристы
4) бироновщина
5) земства
6) винная монополия
4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XIX в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
1) Негласный комитет
2) коллегии
3) Государственный совет
4) министерства
5) земства
6) ассамблеи
Напишите пропущенное понятие (термин).
Деньги, выплачивавшиеся бывшими крепостными и удельными крестьянами по условиям Крестьянской реформы 1861 г. в рассрочку на 49 лет для погашения ссуды, предоставленной государством бывшим владельцам в качестве выкупа за надельную землю, называются ________.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Дворы, между коими заключён Парижский трактат… вместе с прочими государями и державами, им союзными… повелели своим полномочным составить… один главный трактат и присоединить к оному как неотдельные части все прочие положения конгресса.
…Герцогство Варшавское, за исключением тех областей и округов, коим в нижеследующих статьях положено иное назначение, навсегда присоединяется к Российской империи. Оно в силу своей конституции будет в неразрывной с Россией связи и во владении его величества императора всероссийского, наследников его и преемников на вечные времена. Его императорское величество предполагает даровать, по своему благоусмотрению, внутреннее устройство сему государству, имеющему состоять под особенным управлением. Его величество сообразно с существующим в рассуждении прочих его титулов обычаем и порядком присовокупит к оным и титул царя (короля) польского».
Б) «Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное неприкословное вечное впадение и собственность в сей войне, чрез его царское величество оружия от короны Свейской завоёванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена.
…Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификаций о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейской возвратить… Великое княжество Финляндское…».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный договор был подписан в Берлине.
2) По данному договору Россия получила выход к Балтийскому морю.
3) Данный договор был подписан в Вене.
4) Современником подписания данного договора был А. Л. Ордин-Нащокин.
5) Данный договор был подписан по результатам Северной войны.
6) На территории, присоединённой к России по данному договору, в начале 1830-х гг. произошло мощное восстание.
Какие три события из перечисленных ниже связаны с царствованием Екатерины II? Определите соответствующие цифры и запишите их в ответ.
1) Манифест о вольности дворянской
2) участие России в Семилетней войне
3) присоединение Крыма к России
4) Пугачёвский бунт
5) Итальянский поход Суворова
6) основание Черноморского флота
Установите соответствие между именами военачальников и войнами, в которых они участвовали. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
ИМЕНА ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ | | ВОЙНЫ |
A) П. И. Багратион Б) М. Д. Скобелев B) П. С. Нахимов Г) А. В. Суворов | | 1) Крымская война 1853—1856 гг. 2) Отечественная война 1812 г. 3) Русско-турецкая война 1877—1878 гг. 4) Русско-турецкая война 1787—1791 гг. 5) Семилетняя война 1756—1763 гг. |
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
Правитель | Годы правления | Современник правителя |
император Петр I | 1682−1725 гг. | __________(А) |
__________(Б) | __________(В) | М. Т. Лорис-Меликов |
императрица Елизавета Петровна | __________(Г) | М. В. Ломоносов |
__________(Д) | 1801−1825 гг. | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) император Александр II
2) император Александр I
3) А. Д. Меншиков
4) М. М. Сперанский
5) 1855-1881 гг.
6) 1741−1761 гг.
7) 1762−1796 гг.
8) А.П. Волынский
9) 1825-1855 гг.
Прочтите отрывок из документа. Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
«Поутру увидел на улице кучки народа... Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь... Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок, — это было ваше каре... Я видел царя, окружённого своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: "Не пойдём, умрём вместе с ними!" Видел, как понеслась на вас кавалерия... с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров, и я, грешный человек, метнул одно полено в бок артиллеристу... видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивающая каре, легла бы лоском, - как ты скомандовал: "Оставь!"... Видел, как смертельно раненный Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре...»
1) Описанные в документе события произошли в г. Санкт-Петербурге.
2) Царя, о котором упоминает автор, звали Николай I.
3) Участники выступления, о котором говорит автор, — это петрашевцы.
4) Император помиловал руководителей выступления.
5) Участники выступления пытались предотвратить кровопролитие.
6) Выступление завершилось убийством царя.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения, связанные с картиной, которую Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) С деятельностью царя, изображённого на картине, связано превращение России в морскую державу.
2) Царь, изображённый на картине, установил порядок престолонаследия строго по нисходящей мужской линии.
3) Изображённые на картине исторические персонажи жили во второй половине XVIII в.
4) Между историческими персонажами, изображёнными на картине, возник конфликт, который стал причиной смерти одного из них.
5) Художник, написавший данную картину, входил в объединение «Мир искусства».
Критерии оценивания:
0-4 вопроса: «2»; 5-6 вопросов: «3»; 7-9 вопросов: «4»; 10-11вопросов: «5»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА
Обобщающая проверочная работа по истории России
ТЕМА: «История России XVIII-XIX вв.»
Вариант 2
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) «Битва народов»
2) начало Семилетней войны
3) Бородинское сражение
4) Крымская война
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | | ГОДЫ |
A) окончание Крымской войны Б) указ об обязанных крестьянах B) Бородинское сражение Г) Указ о единонаследии | | 1) 1812 г. 2) 1842 г. 3) 1705 г. 4) 1714 г. 5) 1856 г. 6) 1853 г. |
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVIII в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
1) Сенат
2) кондиции
3) коллегии
4) отруб
5) Синод
6) Негласный комитет
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к эпохе петровских преобразований. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
1) Ассамблеи
2) коллегии
3) Сенат
4) Синод
5) Государственный совет
6) земства
Напишите пропущенное словосочетание.
Изданная Петром I_________________, устанавливая принципиально новые критерии служебной годности, предоставляла возможность пополнять дворянское сословие талантливыми выходцами из других социальных групп.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца Всероссийского, …
Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1. Ни с кем войны не всчинять.
2. Миру не заключать.
3. Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
4. В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
5. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
6. Вотчины и деревни не жаловать.
7. В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного совета не производить.
8. Государственные доходы в расход не употреблять — и всех верных своих поданных в неотменной своей милости содержать.
А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
Б) «Расположение, или, как тогда говорили, "горячность", которое подчас публично проявляли к цесаревне гвардейцы, усиливалось ещё и тем, что она казалась им нежной и беззащитной, угнетённой людьми плохими, да к тому ж иностранцами, вроде Бирона или членов Брауншвейгской фамилии.
А между тем в глазах гвардии цесаревна была единственной, у кого в жилах струилась кровь Петра, — да так оно и было! Не только в глазах гвардии, но и народа она была своей, русской.
В гвардейской среде Петра Великого обожали, о нём говорили с восторгом. Списки гвардейцев, тех, кто пошёл ночью года на мятеж, примечательны тем, что состоят на треть из солдат, начавших свою службу ещё при Петре, причём более пятидесяти из них участвовали в Северной войне и Персидском походе».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Отрывок относится к началу правления династии Романовых.
2) Условия подписанные императрицей, впоследствии были ею нарушены.
3) Императрица, о которой идет речь в отрывке, была дочерью Петра I
4) Правление данной императрицы характеризовалось засильем иностранцев.
5) В годы правления этой императрицы Российская империя закрепила за собой Крым и Причерноморье.
6) В годы правления этой императрицы был открыт Московский Университет.
Какие три из перечисленных понятий, терминов связаны с преобразовательной деятельностью Петра I? Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) «Табель о рангах»
2) Соборное уложение
3) рекрутчина
4) губернии
5) бироновщина
6) земщина
Установите соответствие между именами военачальников и войнами, в которых они участвовали. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
ПРАВИТЕЛИ | | СОБЫТИЯ |
A) Ярослав Мудрый Б) Петр Великий B) Владимир Мономах Г) Федор Алексеевич | | 1) отмена местничества 2) разгром печенегов 3) введение подушной подати 4) разгром Казанского ханства 5) разгром половцев |
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Император | Война | Событие |
Александр II | Русско-турецкая 1877−1878 гг. | __________(А) |
__________(Б) | Северная | __________(В) |
Николай I | __________(Г) | __________(Д) |
Наполеон Бонапарт | __________(Е) | Бородинский бой |
Пропущенные элементы:
1) Отечественная война 1812 г.
2) осада Плевны
3) сражение у мыса Гангут
4) Петр Великий
5) Александр III
6) Смоленское сражение
7) Крымская война
8) сражение под Аустерлицем
9) Синопский бой
Прочтите отрывок из указа российского императора. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
«1) Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли... то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам...
4) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.
На сем основании Правительствующий сенат не оставит учинить все нужные распоряжения.
Контрассигнировал (т. е. скрепил печатью) министр внутренних дел граф Виктор Кочубей».
1) Министр внутренних дел, скрепивший печатью документ, входил в состав Негласного комитета.
2) Указ подписал император Павел I.
3) На основании этого указа свободу получило большинство крепостных крестьян.
4) Указ предполагал личное освобождение крестьян с наделом земли.
5) Указ был подписан в 1803 г.
6) В период подписания указа Россия вела войну с Швецией
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения, связанные с картиной, которую Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Автор данной картины входил в «Товарищество передвижных выставок».
2) Противником русских войск в войне, события которой изображены на данной картине, были австрийские войска.
3) Полководец, изображённый на данной картине, был участником Отечественной войны 1812 года.
4) События, изображённые на данной картине, происходили в Швейцарии.
5) Полководец, изображённый на данной картине, является автором книги «Наука побеждать».
Критерии оценивания:
0-4 вопроса: «2»; 5-6 вопросов: «3»; 7-9 вопросов: «4»; 10-11вопросов: «5»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА
Обобщающая проверочная работа по истории России
ТЕМА: «История России XVIII-XIX вв.»
КЛЮЧ
1 вариант | | 2 вариант |
1 | 3241 | 1 | 2314 |
2 | А | 3 | | 2 | А | 5 |
Б | 6 | | Б | 2 |
В | 1 | | В | 1 |
Г | 2 | | Г | 4 |
3 | 24 | 3 | 46 |
4 | 26 | 4 | 56 |
5 | Выкупные платежи | 5 | Табель о рангах |
6 | А | 36 | | 6 | А | 24 |
Б | 25 | | Б | 36 |
7 | 346 | 7 | 134 |
8 | А | 2 | | 8 | А | 2 |
Б | 3 | | Б | 3 |
В | 1 | | В | 5 |
Г | 4 | | Г | 1 |
9 | А | 3 | | 9 | А | 2 |
Б | 1 | | Б | 4 |
В | 5 | | В | 3 |
Г | 6 | | Г | 7 |
Д | 2 | | Д | 9 |
Е | 4 | | Е | 1 |
10 | 125 | 10 | 145 |
11 | 145 | 11 | 145 |
Критерии оценивания:
0-4 вопроса: «2»; 5-6 вопросов: «3»; 7-9 вопросов: «4»; 10-11вопросов: «5»