| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПЕДАГОГИКИ
Выполнила:
студентка Ш-21 группы
Гальченко Диана Валерьевна
Преподаватель:
Великановская Людмила Анатольевна
г. Ейск
2023 год
Специальная (коррекионная) педагогика - это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом или психологическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемая существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств.
Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.
Теория и практика коррекционной работы охватывает не только детей с отклонениями в развитии, но и трудновоспитуемых детей, подготовку профессиональных педагогов для работы с трудными подростками в образовательных заведениях.
Выделение коррекционной педагогики в отдельную научную отрасль имело социально-экономические предпосылки. Взаимодействие окружающего мира с личностями, имеющими отклонения в развитии происходило по-разному в различные исторические периоды. Если ранее, основу такого взаимодействия составляла нетерпимость, жестокость, общественное изгнание, то с развитием общества стало уделять все большее внимание детям с различными умственными и физическими недостатками, начался поиск путей оказания им помощи и организации нормального развития.
Этапы развития коррекционной педагогики
Развитие коррекционной педагогики имеет длительную историю. В европейских странах, становление науки проходило в течение нескольких исторических этапов:
Эпоха античности – характеризовалась негативным отношением к представителям человеческого рода, имеющих любые отклонения, дефекты в развитии. Они подвергались неприязни и уничтожению;
Эпоха средневековья – характеризуется идентичным отношением к умственно отсталым личностям, что было в античное время. В то время господствовала церковь, которая признавала только последователей религиозных учений, а приверженцев иных взглядов или лиц с отклонениями считали нечистой силой и стремились ликвидировать;
Эпоха Возрождения – создала предпосылки для становления науки. В этот период зародились гуманистические идеи во многих областях знаний. Стали проводиться исследования психических состояний личности и их отклонений. Феликс Платтер впервые разработал классификацию душевнобольных, в зависимости от их умственного и физического состояния. Ян Амос Коменский занимался исследованием взаимосвязи поведения человека с психическим развитием и выделил несколько типов детей, отличающихся интеллектуальным развитием и чертами характера. По его мнению, образование было необходимо всякой личности, независимо от ее отклонений в развитии;
Эпоха Просвещения – эволюционный этап в развитии коррекционной педагогики. Теории, касаемые отклонений и организация нормальной жизнедеятельности таким лицам, получали все большее расппространение.
Вторая половина XIX в и начало XX в. - характеризуются тем, что наряду с клиническим исследованием глубоких форм умственных отклонений стали обращать внимание и на легкие формы слабоумия. Исследованием этих вопросов занимались В.Айрленд, Б.Морель, Д.Бурневиль, Э.Крепелин, Ж.Демор и др. ученые. Психиатр из Германии Эмиль Крепелин объединил все формы умственной отсталости в один тип – олигофрения. Первым психиатром, разграничившим причины умственного отставания по патологическим особенностям в нарушении развития организма ребенка от внешних факторов, обусловленных организацией и условиями учебно-воспитательного процесса стал Жан Демор. Он разделил детей на две группы: отсталые патологически и отсталые педагогически. К началу 20-го столетия в медицине, психиатрии, педагогики сложилось большое количество знаний по отклонению в развитии. Они требовали унификации. Умственное развитие стало возможным охарактеризовать с помощью числовых коэффициентов. В это время происходит отделение коррекционной педагогики в самостоятельную отрасль педагогической науки. Она принимается за постановку проблем отклоняющегося развития и поиск путей их разрешения, путем корректной организации учебно-воспитательного процесса.
Развитие коррекционной педагогики в России
Развитие коррекционной педагогики в России проходила во взаимосвязи с европейской наукой. Она опиралась на ее теоретические и практические аспекты. При этом, историческое развитие имеет свою специфику.
Начиная с 10-го столетия, русская православная церковь была обязана заботиться и опекать душевнобольной люд. Все монастыре и церкви принимали калек и слабоумных под свое крыло.
Однако, нельзя сказать, что к слабоумным было исключительно положительное отношение. При росте их количества, предпринимались меры по ограничению их перемещений, создавались специальные заведения для их содержания, дабы скрыть с глаз общества. Во второй половине XVIII в. Изменилось отношение к гражданам с отклонениями. Екатериной II был издан указ об открытии различных учреждений для лечения и развития людей с отклонениями.
В конце XIX - начале XX веков происходит постепенное выделение коррекционной педагогики в отдельную научную отрасль, связанное с открытием общественных организаций, занимающихся обучением и воспитанием детей с отклонениями.
Развитие дефектологической науки связано с именем Екатерины Грачевой, которая внесла огромный вклад в открытие первых организаций для умственно отсталых детей. Она выпустила несколько теоретических трудов с инструкциями по работе с умственно отсталыми детьми и сама занималась практической работой в этом направлении.
В.П. Кащенко открыл первый санаторий для умственно отсталых детей, который впоследствии превратился в исследовательский центр дефектологии.
В советский период коррекционная педагогика стремилась отыскать комплексное разрешение проблемы детей с умственными недостатками. Требовалось применения нового подхода к теоретическому и практическому направлению исследований дефективного поведения. Огромную роль сыграл в развитии коррекционной педагогики Л.С. Выготский. Он определил необходимость и социальную значимость оказания помощи в обучении детей с дефектами в развитии. Ими были разработаны новые задачи в социальной педагогики. Их суть заключалась в объединение дефективной педагогики с принципами и методами социального воспитания и связать организацию работы нормальной педагогики с ее дефектологическим направлением.
К концу 20-го столетия, отмечаются новые подходы к развитию коррекционной педагогики, проводятся новые исследования и разработки.