Просмотр содержимого документа
«История развития коррекционной педагогики»
Коррекционная педагогика как самостоятельная наука
Коррекционная педагогика – это дефектологическая наука, занимающаяся исследованием отклонений в развитии детей и организацией учебно-воспитательной работы с ними.
Этапы развития коррекционной педагогики
Развитие коррекционной педагогики имеет длительную историю. В европейских странах, становление науки проходило в течение нескольких исторических этапов:
Эпоха античности – характеризовалась негативным отношением к представителям человеческого рода, имеющих любые отклонения, дефекты в развитии. Они подвергались неприязни и уничтожению;
Эпоха средневековья – характеризуется идентичным отношением к умственно отсталым личностям, что было в античное время. В то время господствовала церковь, которая признавала только последователей религиозных учений, а приверженцев иных взглядов или лиц с отклонениями считали нечистой силой и стремились ликвидировать;
Эпоха Возрождения – создала предпосылки для становления науки. В этот период зародились гуманистические идеи во многих областях знаний. Стали проводиться исследования психических состояний личности и их отклонений. Феликс Платтер впервые разработал классификацию душевнобольных, в зависимости от их умственного и физического состояния. Ян Амос Коменский занимался исследованием взаимосвязи поведения человека с психическим развитием и выделил несколько типов детей, отличающихся интеллектуальным развитием и чертами характера. По его мнению, образование было необходимо всякой личности, независимо от ее отклонений в развитии;
Эпоха Просвещения – эволюционный этап в развитии коррекционной педагогики. Теории, касаемые отклонений и организация нормальной жизнедеятельности таким лицам, получали все большее расппространение.
Развитие коррекционной педагогики в России
Развитие коррекционной педагогики в России проходила во взаимосвязи с европейской наукой. Она опиралась на ее теоретические и практические аспекты. При этом, историческое развитие имеет свою специфику.
В конце XIX - начале XX веков происходит постепенное выделение коррекционной педагогики в отдельную научную отрасль, связанное с открытием общественных организаций, занимающихся обучением и воспитанием детей с отклонениями.
Развитие дефектологической науки связано с именем Екатерины Грачевой, которая внесла огромный вклад в открытие первых организаций для умственно отсталых детей. Она выпустила несколько теоретических трудов с инструкциями по работе с умственно отсталыми детьми и сама занималась практической работой в этом направлении.
В.П. Кащенко открыл первый санаторий для умственно отсталых детей, который впоследствии превратился в исследовательский центр дефектологии.
В советский период коррекционная педагогика стремилась отыскать комплексное разрешение проблемы детей с умственными недостатками. Требовалось применения нового подхода к теоретическому и практическому направлению исследований дефективного поведения. Огромную роль сыграл в развитии коррекционной педагогики Л.С. Выготский. Он определил необходимость и социальную значимость оказания помощи в обучении детей с дефектами в развитии. Ими были разработаны новые задачи в социальной педагогики. Их суть заключалась в объединение дефективной педагогики с принципами и методами социального воспитания и связать организацию работы нормальной педагогики с ее дефектологическим направлением.
К концу 20-го столетия, отмечаются новые подходы к развитию коррекционной педагогики, проводятся новые исследования и разработки.