СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История развития коррекционной педагогики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История развития коррекционной педагогики»

Коррекционная педагогика как самостоятельная наука

Коррекционная педагогика – это дефектологическая наука, занимающаяся исследованием отклонений в развитии детей и организацией учебно-воспитательной работы с ними.

Этапы развития коррекционной педагогики

Развитие коррекционной педагогики имеет длительную историю. В европейских странах, становление науки проходило в течение нескольких исторических этапов:

  • Эпоха античности – характеризовалась негативным отношением к представителям человеческого рода, имеющих любые отклонения, дефекты в развитии. Они подвергались неприязни и уничтожению;

  • Эпоха средневековья – характеризуется идентичным отношением к умственно отсталым личностям, что было в античное время. В то время господствовала церковь, которая признавала только последователей религиозных учений, а приверженцев иных взглядов или лиц с отклонениями считали нечистой силой и стремились ликвидировать;

  • Эпоха Возрождения – создала предпосылки для становления науки. В этот период зародились гуманистические идеи во многих областях знаний. Стали проводиться исследования психических состояний личности и их отклонений. Феликс Платтер впервые разработал классификацию душевнобольных, в зависимости от их умственного и физического состояния. Ян Амос Коменский занимался исследованием взаимосвязи поведения человека с психическим развитием и выделил несколько типов детей, отличающихся интеллектуальным развитием и чертами характера. По его мнению, образование было необходимо всякой личности, независимо от ее отклонений в развитии;

  • Эпоха Просвещения – эволюционный этап в развитии коррекционной педагогики. Теории, касаемые отклонений и организация нормальной жизнедеятельности таким лицам, получали все большее расппространение.

Развитие коррекционной педагогики в России

Развитие коррекционной педагогики в России проходила во взаимосвязи с европейской наукой. Она опиралась на ее теоретические и практические аспекты. При этом, историческое развитие имеет свою специфику.

В конце XIX - начале XX веков происходит постепенное выделение коррекционной педагогики в отдельную научную отрасль, связанное с открытием общественных организаций, занимающихся обучением и воспитанием детей с отклонениями.

Развитие дефектологической науки связано с именем Екатерины Грачевой, которая внесла огромный вклад в открытие первых организаций для умственно отсталых детей. Она выпустила несколько теоретических трудов с инструкциями по работе с умственно отсталыми детьми и сама занималась практической работой в этом направлении.

В.П. Кащенко открыл первый санаторий для умственно отсталых детей, который впоследствии превратился в исследовательский центр дефектологии.

В советский период коррекционная педагогика стремилась отыскать комплексное разрешение проблемы детей с умственными недостатками. Требовалось применения нового подхода к теоретическому и практическому направлению исследований дефективного поведения. Огромную роль сыграл в развитии коррекционной педагогики Л.С. Выготский. Он определил необходимость и социальную значимость оказания помощи в обучении детей с дефектами в развитии. Ими были разработаны новые задачи в социальной педагогики. Их суть заключалась в объединение дефективной педагогики с принципами и методами социального воспитания и связать организацию работы нормальной педагогики с ее дефектологическим направлением.

К концу 20-го столетия, отмечаются новые подходы к развитию коррекционной педагогики, проводятся новые исследования и разработки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!