СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История педагогики в иллюстрациях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История педагогики в иллюстрациях»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ


Трошин М.Ю.

E-mail: [email protected]


Введение: В данной статье с иллюстрациями мы рассмотрим философов – педагогов в разные эпохи формирования педагогического наследия, таких как Аристотель, Аврелий Августин, Август Герман Франке, Альфред Бине. Далее Белинский В.Г., Бестужев А.Ф., Бехтерев В.М., Блонский П.П., Будда, Бунаков Н.Ф.

Следующие мыслители, Великий Князь Владимир Святославович, Витторио да Фельтре, Винцент де Бове, Вольфганг Ратке, Герберт Спенсер, Григорий Великий, Демокрит, Дени Дидро, Добролюбов Н.А., Джон Локк, Екатерина вторая, Жан Жак Руссо, Жуковский В.А.

Очередные ученые в нашем рассмотрении, такие как И.Г. Песталоцци, Иммануил Кант, И.Ф. Гербарт, Каптерев П.Ф., Конфуций, Лесгафт П.Ф., Ломоносов М.В., Макаренко А.С., Марк Туллий Цицерон, Мартин Лютер, Маслоу А.Х., Мишель Монтель, Петр первый, Пирогов Н.И., Платон, Пророк Мухаммед и Пьер Абеляр. Далее Рене Декарт, Селестен Френе, Сенека, Сластенин В.А., Сократ, Толстой Л.Н., Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

И в заключении Ушинский К.Д., Ф.А.В. Дистервег, Фома Аквинский, Франсуа Рабле, Чернышевский Н.Г., Шацкий С.Т., Эдуард Ли Торндайк, Я.А. Коменский и Януш Корчак для наглядного представления.

На первом изображении продемонстрирован Шакья - Муни или Будда (623 – 544 до н.э.). «Просветленный». Его взгляды были против монополии брахманизма, и он выступал за уравнивание каст в религиозной жизни и воспитании.


Рис. 1.

Будда


На втором рисунке изображен Конфуций (551–479 до н. э.) он почитался как божественный покровитель науки и образования. Он обобщил педагогический опыт Древнего Китая и изложены оригинальные воспитательные идеи философских и социальных представлений. Конфуций считал, что спокойствие общества «покоит­ся на воспитании».


Рис. 2.

Конфуций


На третьем рисунке представлен античный философ Демокрит (460–370 гг. до н. э.), благодаря Демокриту появилось универсальное философское учение атомизм, куда входила физика космология, психология и этика и.т.д. Большое значение философ придавал воспитанию, в которое входило мыслить, говорить и делать, как положено.


Рис. 3.

Демокрит


На четвертом рисунке изображен Сократ (469–399 гг. до н. э.), он первый стал рассматривать человека как личность, в то время когда другие философы рассматривали пока природу и мир. Педагогическая идея Сократа заключалась в том, что цель человека в жизни это самосовершенствование по законам нравственности. В его понимании человек имеет разумное сознание, направленное к добру и истине.


Рис. 4.

Сократ


На пятом рисунке мы видим Платона (427–347 до н. э.), его педагогическая деятельность отражена в его авторских трактатах «Диалоги», «Государство» и «Законы». Он является основателем учебного заведения в Афинах под названием «Академия», которая существовала больше тысячи лет.


Рис. 5.

Платон


На шестом рисунке изображен Аристотель философ и педагог (384–322 до н. э.), он отводил наставнику высокую ступень в социуме: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь».


Рис. 6.

Аристотель

На рисунке седьмом изображен Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.), его видение в человеке разумного и доброго существа, не обремененного злом. В области воспитания предлагал игры соответствующие хорошему поведению с раннего детства. Рекомендовал развивать память ребенка по мере его развития путем запоминания отрывков из писания греческих и римских писателей.


Рис. 7.

Марк Туллий Цицерон


На восьмом рисунке изображен Люций Анней Сенека (54 г. до н. э. – 39 г.). Его педагогический взгляд рассматривается в сочетании с этикой (путь морального совершенствования). Образовательная работа в этике у Сенеки направлена на его толковании «обучение добродетели» являющаяся универсальной дисциплиной, которая рассматривает пути общественного поведения и личное совер­шенствование.

Рис. 8.

Сенека


На девятом рисунке изображен Аврелий Августин (354-430) сторонник античного образования и античной педагогической мысли. Он уважал Платона, говоря о нем как о предшественнике христианства. Августин занимался изучением психологии ребенка и считал недопустимым физические наказания, применяемые к детям. Его главным взглядом в педагогике считалось, что в образовании должно в первую очередь встать изучение Библии и христианской догматики, а светские знания, чтобы являлись второстепенными и вспомогательными.


Рис. 9.

Аврелий Августин


На десятом рисунке изображен Григорий Великий (540 – 604). Он считал, что только покаяние и соблюдение христианских заповедей обеспечит настоящее религиозное образование. Знание получать чрез обучение, и противопоставлял мудрости нравственное поведение человека (воля и поступки, «грех» и «порок»).

Рис. 10.

Григорий Великий

На одиннадцатом рисунке мы видим Пророка Мухаммеда (ок. 570 – 632) создателя Корана.


Рис. 11.

Пророк Мухаммед


На двенадцатом рисунке изображен Фома Аквинский (1225/26-1274). Видный богослов, считающий, что церковные школы главный инструмент религиозного воспитания. Его основной трактат «Сумма теологии», замысел которого заключался в придании вероучению формы научного знания.


Рис. 12.

Фома Аквинский


На рисунке тринадцать изображен Пьер Абеляр (1079–1142), предложил метод «да - нет» смыл, которого заключался в сопоставлении многогранных точек зрения в беседах и комментариях.


Рис. 13.

Пьер Абеляр


На рисунке четырнадцать изображен Винцент де Бове (ум. ок. 1264) прославился сочинениями «Об обучении детей благородных особ». Рассматривающие воспитание и обучение мальчиков и девочек эпохи средневековья.


Рис. 14.

Винцент де Бове


На рисунке пятнадцать изображен Томас Мор (1478-1533), относился к движению в педагогике гуманистов. Свое воспитание он строил на истоках религии «священник наставляет нравах». В своей "Утопии" Томас Мор описал идеальное общество и рассуждал об идеалах воспитания и обучения.






Рис. 15.

Томас Мор


На рисунке шестнадцать изображен Томмазо Кампанелла (1568–1639). Его трактат «Город солнца». В утопии «Город солнца» изображен образец общества экономического и политического равенства. В трактате выражены педагогические идеи, пафос которых был в отрицании незримого подражания и книжности, к возврату в природу, непризнание универсального образования.


Рис. 16.

Томмазо Кампанелла


На рисунке семнадцать изображен Витторио да Фельтре (1378 – 1446) Возглавил «Школа радости» Италия. Эта школа позволяла в дальнейшем ученикам осваивать самостоятельно специальные знания.


Рис. 17.

Витторио да Фельтре


На рисунке восемнадцать изображен Мартин Лютер (1483-1546) «Отец Реформации» в Германии. Считал, что важно и необходимо реализовывать гуманизм в образовании в духе Возрождения.

Рис. 18.

Мартин Лютер


На рисунке девятнадцать изображен Франсуа Рабле (1494 – 1553) был против средневекового образования и представлял идеал гуманистического воспитания центром которого является духовное и телесное развитие личности.



Рис. 19.

Франсуа Рабле


На двадцатом рисунке изображен Мишель Монтень (1533-1592)его главным трудом был трака «Опыты» где человек рассматривался, как наивысшая ценность.


Рис. 20.

Мишель Монтень


На двадцать первом рисунке изображен А.Г. Франке (1663 – 1727). Его педагогические идеи изложены в его сочинении «Краткое элементарное руководство, как воспитывать детей к истинному благочестию и христианской мудрости». В этом сочинении были отражены многие идеи Я. А. Коменского, в конкретном случае, требование ясности и наглядности в обучении, его связи с практической жизнью и закрепления изученного материала с повторением и упражнением.


Рис. 21.

Август Герман Франке


На двадцать втором рисунке изображен Иммануил Кант (1724–1804), педагог гуманист занимался вопросами воспитания молодежи. Стремился, чтобы школа и педагогика шагала в ногу со временем и была максимально приближена к социальным условиям с учетом природы человека.


Рис. 22.

Иммануил Кант


На двадцать третьем рисунке изображен Вольфганг Ратке (1571–1635), его работой был «Франкфуртский мемориал» (1612) года, в которой он выдвинул реформаторские идеи, касающиеся школы и религиозной, политической сферы деятельности. Ратке выделил три группы вопросов, первая группа - это реформа обучения в школе языкам, вторая группа - это реформа всего школьного дела и третья группа реформ была политической и религиозной жизни в Германии в целом.


Рис. 23.

Вольфганг Ратке


На двадцать четвертом рисунке изображен Рене Декарт (1596 – 1650) в воспитании и обучении он придерживался развитие ясного мышления, основанного на доказательстве. Он на основе анатомии и физиологии предпринимал попытки объяснить все процессы в теле человека без участия души.


Рис. 24.

Рене Декарт


На рисунке двадцать пять, изображен Я.А. Коменский (1592-1670), Многие годы посвятил созданию «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», где рассматривались проблемы воспитания, где он изложил все основные положения своей педагогической концепции. Следующий его труд был «Мире чувственных вещей в картинках» где он высказал свою главную идею, в которой говорилось, что дети в процессе обучения в школе должны получать настоящее образование соответствующее их уровню понимания, и их развития.


Рис. 25.

Я. А. Коменский


На рисунке двадцать шесть изображен Дени Дидро (1713–1784), главная его заслуга в образовании, он дал Франции и миру «Энциклопедию» – свод знаний эпохи, имевший про­светительский, педагогический смысл.

Рис. 26.

Дени Дидро


На двадцать седьмом рисунке изображен Джон Локк (1632–1704) его трудом было воспитание джентльмена «Мысли о воспитании» (1693) в эту программу входило обоснование права нового человека управлять государством. Цель воспитания в педагогических взглядах являлось становление гражданина и формирование нравственного характера. В вопросе семейного воспитания Локк считал, что для ребенка нужно подбирать специального воспитателя который будет являться наставником показывающий пример дитю (гувернер).


Рис. 27.

Джон Локк


На рисунке двадцать восемь изображен Ж.Ж. Руссо (1712–1778). Его труды «О причине неравенства между людьми», «Общественный договор», «Способствовало ли возрождение наук и ис­кусства очищению нравов», «Эмиль, или О воспитании».

«Эмиль, или. О воспитании» (1762) его трактат, который он считал лучшим и важным из своих трудов, где его педагогические воззрения выражены через художественные образы.


Рис. 28.

Жан-Жак Руссо


На двадцать девятом рисунке изображен И. Г. Песталоцци (1746–1827), его успешным трудом был сочинение «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781). Вкратце в этом рассказе показано как простая крестьянка, умная и уважаемая деревней грамотно воспитывала своих детей и донесла до жителей деревни, чтобы открыть деревенскую школу.


Рис. 29.

И. Г. Песталоцци и его жена Анна на занятиях


На рисунке тридцать показан И.Ф. Гербарт (1776–1841) его работы «О воспитании при общественном содействии», «Учебник по психологии», «Письма о применении психологии к педагогике» и др.

Цель обучения и воспитания были в центре его педагогической системы. Он выводил из философии и из этики, теории нравственности. А средства, приемы и методы реализации цели воспитания выводил из психологии.


Рис. 30.

Иоганн Фридрих Гербарт


На тридцать первом рисунке представлен Ф.А.В. Дистервег (1790 – 1866) основоположник педагогического образования в Германии. Значительна часть его сочинений, относилась к учителям народных школ и педагогические журналы под его авторством. Его известный труд «Руководство к образованию немецких учителей».

Рис. 31.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег


На рисунке тридцать втором изображен Герберт Спенсер (1820 – 1903). Его основные философские идеи, отразились в педагогической концепции, изложены в 10 томном труде «Система синтетической философии». Он рассматривал общество как организм, развивающийся не по законам логики, а по универсальным законам эволюции.


Рис. 32.

Герберт Спенсер


На тридцать третьем рисунке изображен Альфред Бине (1857 – 1911) психолог, доктор медицины и права Парижского университета, основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии. Его работа называлась «Экспериментальное изучение интеллекта», следующая работа «Умственное утомление» которая посвящена влиянию умственного труда на физическое утомление и психические процессы. Он вел понятия идиот, имбецил и дебил.


Рис. 33.

Альфред Бине


На рисунке тридцать четыре изображен Эдуард Ли Торндайк (1874 – 1949) психолог и педагог, специалист в области психологии образования, экспериментальной психологии, методов оценки и изме­рения. Он разрабаты­вал проблемы поведенческой психологии. Внес существенный вклад в область измерения интеллекта и способов отбора персонала. Написал учебное пособие по психологии образования и осуществил ряд работ по психологии обучения арифметике, алгебре, языку и чтению.


Рис. 34.

Эдуард Ли Торндайк


На тридцать пятом рисунке изображен Селестен Френе (1896–1966) его идеи в педагогике это иди трудовой школы, что актуально и по сей день. Его тема звучала так: «Из жизни – для жизни – через труд». Он разработал большое количество рабочих методик для учебного процесса с элементами, например, классное помещение, обсуждаемый в начале недели с учителем недельный рабочий план, библиотека с большим количеством информативных и стимулирующих дальнейшие исследования предметных журналов, частично в сочетании с аудиовизуальным материалом и т.д.


Рис. 35.

Селестен Френе


На рисунке тридцать шесть изображен Януш Корчак (1878–1942). Целью воспитания он ставил полное, свободное и гармоническое развитие каждого ребенка, формирование личности, свободной от конформизма и эгоцентризма. По его мнению, задача педагогики и педагогов заключается в том, чтобы изменить воспитание, изменить детство так, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка.


Рис. 36.

Януш Корчак


На тридцать седьмом рисунке показан следующий педагог А.Х. Маслоу (1908–1970) в своем итоговом труде «Дальние пределы человеческой психики» (1970) выделил два основных подхода к организации процесса образования. Он считал, что целью гуманистического образования является сам человек, который творит себя.

Рис. 37.

Абрахам Харольд Маслоу


На рисунке тридцать восемь нам представлен Великий князь Владимир Святославич (ум. 1015) в Киеве в 988 г. при князе была открыта первая школа «школа учения книжного» - это учебное заведение было повышенного типа, ученики там уже владели начальным образованием и умели писать и читать.



Рис. 38.

Великий князь

Владимир Святославич


На тридцать девятом рисунке изображен (Петр первый) родился в 1672 году, а умер в 1725 г. (52 года), Санкт-Петербург, в Российской империи. При Петре первом были открыты: Школа матема­тических и навигационных наук, преобразованная в Морскую академию, артиллерийские, инженерные, медицинские, горнозаводские, гарнизонные, адмиралтейские школы, учебные заведения для подготовки переводчиков и подьячих.

Рис. 39.

Петр I


На рисунке сорок изображена (Екатерина вторая) (1729 – 1796),за 34 года добилась колоссальных успехов во внешней и внутренней политике, в образовании и науке.


Рис. 40.

Екатерина II


На сорок первом рисунке изображен М.В. Ломоносов (1711 – 1765). Разработал ряд ценных инструктивно-методических материалов, которые успешно использовали в своей деятельности русские педагоги во второй половине XVIII века. Ему удалось добиться открытия двух университетских гимназий (дворянской и разночинской). Разработал методические рекомендации по организации обучения для учителей.

Рис. 41.

Михаил Васильевич Ломоносов


На рисунке сорок два изображен Жуковский Василий Андреевич (1783 – 1852), он составил «План учения» в 1826 г. Он отмечает, что воспитание и учение есть «образование для добродетели».

При этом учение, по его мнению, «образует для добродетели, знакомя питомца: 1) с тем, что окружает его; 2) с тем, что он есть; 3) с тем, что он быть должен как существо нравственное; 4) с тем, для чего он предназначен как существо бессмертное. «В постепенном разрешении сих четырех вопросов заключается весь план учения».

Рис. 42.

Василий Андреевич Жуковский


На сорок третьем рисунке изображен А.Ф. Бестужев (1761 – 1810). Его трактат «О воспитании» где рассматривались педагогические мысли России. Этот трактат стал ценным источником профессиональной самоподготовки педагогов.

Воспитание А. Ф. Бестужев определял как науку, «каким способом образовать, научать детей так, чтобы они учинились полезными и приятными для семейства своего, для отечества и были бы в состоянии доставлять и для самих себя благополучие».


Рис. 43.

Александр Федорович Бестужев


На рисунке сорок четыре изображен В.Г. Белинский (1811 – 1848). В своей ранней работе «Рассуждение о воспитании» (1829). Он писал: «От воспитания человек может сделаться или доб­родетельным Сократом, или развращенным Нероном». «Воспитание – великое дело. Им решается участь человека». «Разумное воспитание злого по натуре человека делает менее злым и даже добрым развивает до известной степени самые тупые способности, очеловечивает самую ограниченную и мелкую натуру». Нравственное воспитание по Белинскому связано неразрывно с умственным развитием. Занимался вопросами женского воспитания и считал мужское и женское образование равным.


Рис. 44.

Виссарион Григорьевич Белинский


На сорок пятом рисунке изображен Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889). Проблему формирования человека он рассматривал в философском аспекте, выясняя органическую взаимосвязь между наследственностью, средой и воспитанием.






Рис. 45.

Николай Гаврилович Чернышевский


На рисунке сорок шесть изображен Н.А. Добролюбов (1836–1861), по его мнению, молодое поколение необходимо воспитывать в духе патриотизма, «в глубокой бескорыстной любви к Родине, непримиримой ненависти к ее внешним и внутренним врагам». Отличительными чертами новой школы он считал «народный дух», ее доступность для всех детей, гуманные начала во взаимоотношениях учителей с учащимися и разумность в организации учебно-воспитательного процесса.


Рис. 46.

Николай Александрович Добролюбов


На сорок седьмом рисунке изображен Н.И. Пирогов (1810–1881). Он в качестве в качестве главной цели выдвинул «разумное воспитание», формирование высоконравственной «разумной личности» человека, который был бы готов отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества.


Рис. 47.

Николай Иванович Пирогов


На рисунке сорок восемь изображен К.Д. Ушинский (1824 - 1870) основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею народности. Модзалевский писал «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор».


Рис. 48.

Константин Дмитриевич Ушинский


На сорок девятом рисунке изображен Н.Ф. Бунаков (1837-1905), он выступал за превращение народной школы в общенациональный институт воспитания и обучения. «Народная школа... должна стать не только всеобщей, но и обязательной... Ее задача – воспитывать детей к честной разумной жизни, не отрывая их от родного труда и родной среды. Ее задача - открыть детям путь и указать средства к самоусовершенствованию».

Рис. 49.

Николай Федорович Бунаков


На рисунке пятьдесят изображен Л.Н. Толстой (1828 - 1910). Он утверждал, что воспитание, прежде всего саморазвитие, а задача воспитателей заключалась в том, чтобы оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Нужно предоставить ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания. Скудные плоды регулярного образования представляют меньшую ценность, чем самообразование. Учитель не должен руководить нравственным воспитанием учащихся: «Критериум педагогики есть только один – свобода».

Он открыл «Яснополянскую школу» на основах любви к детям, веры в их творческие способности, отсутствия давления на личность ребенка. Занятия в школе были радостными и желанными, что пробуждало любознательность, самостоятельность мышления и глубину чувств.


Рис. 50.

Лев Николаевич Толстой


На пятьдесят первом рисунке представлен Бехтерев В.М. (1857–1927) В основе его педагогической концепции лежит положение, которое звучит так: «Кроме самых основных, элементарных, проявлений нервно-психической сферы, относящихся собственно к рефлекторной ее деятельности, все остальные приобретения человеческой личности добываются путем постоянного упражнения и создания навыков, совокупность которых и составляет то, что называется воспитанием».

Поведение человека, выработанное посредством «естественных упражнений» и «искусственно созданных навыков» он называл «совокупностью воспитанных рефлексов».


Рис. 51.

Владимир Михайлович Бехтерев


На пятьдесят втором рисунке мы видим Петра Францевича Лесгафта (1837 – 1909). Основной педагогической его заслугой являются, труды по школьной гигиене и физическому «образованию» детей школьного возраста.







Рис. 52.

Петр Францевич Лесгафт


На рисунке пятьдесят три запечатлен Каптерев Петр Федорович (1849 – 1922), он занимался вопросами семейного и общественного дошкольного воспитания. В семидесятых годах прошлого столетия в России начинала обсуждаться идея создания детских садов, и Каптерев сумел правильно оценить педагогическое и общественное значение детского сада, как воспитательного заведения для малышей. Он рассматривал семейное воспитание как значимое и считал, что оно имеет самостоятельное значение, а не является «как бы отделением школы: то подготовляет к школе, то помогает прохождению школьных уроков».

Рис. 53.

Петр Федорович Каптерев


На пятьдесят четвертом рисунке проиллюстрирован Блонский П.П. (1884-1941) автор более 200 педагогических, психологических, педологических, философских работ. Он стремился превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов. Он полагал, что педагогика как наука требует философских обоснований, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Он был сторонником трудовой школы. А обучение нужно строить в соответствии с различными фазами детского развития (генетический метод).


Рис. 54.

Павел Петрович Блонский


На рисунке пятьдесят пять, продемонстрирован отец русской педагогики Макаренко А.С. (1888 - 1939) в педагогической науке он стал отличным практиком. Он разработал стройную педагогическую систему, методологической основой является педагогическая логика, определяющая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку».


Рис. 55.

Антон Семенович Макаренко


На пятьдесят шестом рисунке изображен Шацкий С.Т. (1878 - 1934) значимый человек российской педагогики XX столетия. Теоретик и практик, внесший свой вклад в развитие идей социального воспитания, создание экспериментальных учебно-воспитательных учреждений «Сеттльмент», «Бодрая жизнь». В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников.


Рис. 56.

Станислав Теофилович Шацкий


На рисунке пятьдесят семь нам представлен портрет Сластенина Виталия Александровича Родился 5 сентября 1930 г., Горно-Алтайск Умер 13 июня 2010 г. (79 лет), Москва.

Он предложил «оригинальную модель подготовки, учителя XIX века» которая построена на основе подхода, позволяющего формировать целостную личность учителя. Модель предполагает, что педагог XIX века должен обладать началами экономического образования, умениями организационной и воспитательной работы, компьютерной грамотностью, высокой культурой, знанием иностранного языка, быть инициативным, ответственным человеком и иметь потребность в постоянном обновлении знаний.

Рис. 57.

Сластенин Виталий Александрович


И в заключении, мы рассмотрели в данной статье с иллюстрациями историю педагогики в лице философов - педагогов от начала формирования этапов развития общества с древней Индии, древнего Китая, древней Греции, античного мира, древнего Рима, раннего средневековья и.т.д., до XXI века.


Список литературы


  1. Смирнов, В. И. История образования и педагогической мысли. Часть 1. История зарубежного образования и педагогики: учебное пособие / В. И. Смирнов, Е. В. Южанинова. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. – 454 с.

  2. Смирнов, В. И. История образования и педагогической мысли. Часть II. История отечественного образования и педагогики: учебное пособие / В. И. Смирнов. – Нижний Тагил: Нижне - тагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. – 421 с.

  3. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

15



Скачать

© 2023 169 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!