СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "История деревянной ложки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проекта:

Человек, который знает историю своей страны, традиции и особенности ее культуры в настоящее время очень ценится. Наш проект поможет узнать о традициях русской народной культуры; познакомить с русским народным музыкальным инструментом, песенным творчеством.

На протяжении многих веков ложка изменялась, приобретала новое значение. Она популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека. Мы решили провести исследование русской ложки узнать, как она зарождалась.

Участники проекта: Купцова Арина – воспитанница подготовительной к школе группе, Салахова Гузель Ильясовна - музыкальный руководитель, Купцова Лилия Фаузеровна – мама воспитанницы.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (январь, февраль 2021г).

Цель проекта:

Познакомиться с предметом обихода и музыкальным инструментом - деревянной ложкой.

Задачи проекта:

1. Узнать историю возникновения деревянной ложки.

2. Узнать из чего делали ложки раньше и из чего их делают сейчас.

3. Познакомиться с фольклором (песнями, загадками, стихами) о деревянной ложке;

4. Разучить и представить самодеятельный номер «Ложки деревенские»;

5. Создать альбом «История деревянной ложки».

Обеспечение проекта:

  • Научно - методическое: подбор литературы
  • Материально – техническое: видео презентации
  • Наглядно - дидактическое: настольные игры, иллюстрации, фотографии.

Методы, средства, формы реализации проекта:

  • музыкальные занятия;
  • беседы;
  • практические: разучивание песен, стихотворений, музыкально-ритмических движений.

Введение

У каждого народа есть своя музыка – народная, особенная, национальная. Она имеет свои черты: лад, интонации, обычаи. В нашем садике есть мини-музей предметов народного творчества. А недавно музыкальный руководитель рассказала нам историю возникновения деревянной ложки. Меня заинтересовал русский народный инструмент ложки, ведь играя на ложках можно научиться отстукивать разный ритм. На музыкальном занятии мы разучивали русскую народную песню «Ложки деревенские». Ложки никак не держались в моих ладошках, я поняла, что играть на ложках, это не так легко, а требует много времени, труда и терпения.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный (январь):

  1. Подбор художественной литературы
  2. Подбор методической литературы для знакомства с русскими народными промыслами.
  3. Подбор ложек, фотографий и иллюстраций для рассматривания
  4. Подбор музыкальных произведений (фонограмм) для разучивания песен и танцев.
  5. Подбор музыкальных произведений для слушания музыкальных произведений в исполнении ложкарей.

Основной (февраль):

  1. Чтение художественной литературы: Кристиан Пино «История деревянной ложки» в сокращении, сказка «Жихарка».
  2. Разучивание логоритмических упражнений «Ложкари».
  3. Ознакомление с загадками, стихотворениями о русском народном творчестве (деревянной ложке).
  4. Разучивание песни «Ложки деревенские»
  5. Разучивание танца «Ложки расписные».
  6. Игры-забавы: «Пронеси – не урони!»
  7. Рисование «Золотая хохлома. Ложки».
  8. Роспись ложки.
  9. Оформление альбома для мини-музея «История деревянной ложки».

Заключительный март:

  1.  Выступление в ДОУ на празднике «Международный день 8 Марта» с номером «Ложки деревенские».
  2.  Представление проекта на Фестивале детских проектов «Здравствуй, мир!»
  3. Пополнение мини-музея детского сада альбомом «История деревянной ложки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание работы над проектом

  1. Моя страничка

(Слайд 1) Я, Купцова Арина, воспитанница подготовительной группы, увлекаюсь – музыкой - танцую, пою, рисую. Я хочу представить вам свой проект по теме «Музыкальный инструмент-ложки». Музыка в переводе с греческого языка означает – искусство муз. У каждого народа есть своя музыка – народная, особенная, национальная. Она имеет свои черты: лад, интонации, обычаи.

(Слайд 2) Я посещаю вокальный кружок «Кампанелла».

(Слайд 3) В моей семье музыка занимает важное место. Моя мама прекрасно танцует, бабушка поет, а дедушка играет на баяне.

У нас в группе есть мини-музей предметов народного творчества. А недавно наш музыкальный руководитель рассказала нам историю возникновения деревянной ложки. Меня очень заинтересовал этот музыкальный инструмент. Вечером я рассказала о нём маме и спросила ее, где можно больше узнать про этот инструмент.

  1. Страничка «Познавательная» (История возникновения ложек; Использование ложек в быту; Ложка, как музыкальный инструмент)

 (Слайд 4) Мы с мамой сходили в библиотеку и взяли книги, в которых рассказывается о ложках. Из книг я узнала, что давным-давно у людей не было ложек, и они ели руками.

(Слайд 5) Когда в Европе ещё ели руками в Древней Руси уже появилась деревянная ложка.  Первые ложки делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки, но они были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. В дальнейшем ложки делали, из кости, дерева. Деревянные ложки известны всему миру, так как – это отражение самобытности русской культуры и народных традиций.

(Слайд 6) Пользоваться деревянными ложками не только безопасно, но и полезно для здоровья. Если пользоваться деревянной ложкой во время еды, вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать как музыкальный инструмент, при соприкосновении они издают удивительно гармоничный, чистый звук.

  1. Страничка «Художественная»

(Слайд 7) В магазине мы с мамой увидели много предметов народного творчества. Продавец по нашей просьбе показала нам разнообразные ложки, которые мы решили приобрести для нашего мини - музея группы.

Дома я рассмотрела все ложки внимательно и попробовала поиграть, а бабушка мне объяснила, как нужно правильно извлекать звук из ложки.

(Слайд 8) А еще мы с мамой купили вот такую деревянную ложку-заготовку. Она совсем не была раскрашена. Мне показалось, что она звучит как-то грустно.

Я расписала деревянные ложки. Они получилась красивые и звучать они стали звонче и веселее.

5. Страничка «Загадочная» (Загадки о ложке)

(Слайд 9) Загадки были очень интересным материалом для меня, так как я люблю отгадывать загадки, и загадаю одну загадку Вам:

Утром, вечером и днём, Соберёмся за столом. Ждут нас каша, суп, окрошка. А поможет есть их ... (ложка)

6. Страничка «Стихотворная» (Стихи о русском народном творчестве)

(Слайд 10) Мама мне прочла много стихотворений, потешек про ложку. Одно из них я выучила.

- Вот и сладкий творожок, Съешь - ка ложечку, дружок! - Творожок, конечно, съем! А вот ложки я не ем!

7. Страничка «Музыкальная»

Последним этапом в моём проекте было изучение музыкального материала, я познакомилась с песнями: «Русские ложки», «Русская сторонка», «Ложки деревенские». Произведения очень мелодичны и легко запоминаются на слух. Песня «Ложки деревенские» мне так понравилась, что я решила исполнить её для вас.

Заключение

В результате работы над проектом я пришла к выводу, что история деревянных ложек насчитывает много веков и даже тысячелетий. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать. Изучая русские народные песни, стихи и загадки я узнала много о русском народном творчестве. Я разучила номер художественной самодеятельности «Ложки деревенские» и выступила с ним на празднике, научилась правильно держать ложки, выполнять движения и играть на них.

Я создала альбом «История деревянной ложки» для мини-музея детского сада. Получился очень красивый и интересный альбом.

 

Список использованной литературы:

 

1. Н.Г. Кононова «обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах», Москва «Просвещение», 1990;

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

3. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

4. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

5. Материалы из периодических изданий

6. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. «Знакомства детей с русским народным творчеством». Санкт- Петербург «Детство-пресс» 2001.

7. Интернет ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/628746/

http://www.liveinternet.ru/community/3843635/post306068748/

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "История деревянной ложки"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №9 «Чайка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан










ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ-ЛОЖКА»








Направление: художественно-эстетическое развитие

Уровень образования: дошкольное

Группа: подготовительная к школе

Участник проекта: Купцова Арина

Руководители проекта:

Музыкальный руководитель -

Салахова Гузель Ильясовна

Мама – Купцова Лилия Фаузеровна



г. Октябрьский, 2021 г.

Актуальность проекта:

Человек, который знает историю своей страны, традиции и особенности ее культуры в настоящее время очень ценится. Наш проект поможет узнать о традициях русской народной культуры; познакомить с русским народным музыкальным инструментом, песенным творчеством.

На протяжении многих веков ложка изменялась, приобретала новое значение. Она популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека. Мы решили провести исследование русской ложки узнать, как она зарождалась.

Участники проекта: Купцова Арина – воспитанница подготовительной к школе группе, Салахова Гузель Ильясовна - музыкальный руководитель, Купцова Лилия Фаузеровна – мама воспитанницы.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (январь, февраль 2021г).

Цель проекта:

Познакомиться с предметом обихода и музыкальным инструментом - деревянной ложкой.

Задачи проекта:

1. Узнать историю возникновения деревянной ложки.

2. Узнать из чего делали ложки раньше и из чего их делают сейчас.

3. Познакомиться с фольклором (песнями, загадками, стихами) о деревянной ложке;

4. Разучить и представить самодеятельный номер «Ложки деревенские»;

5. Создать альбом «История деревянной ложки».

Обеспечение проекта:

  • Научно - методическое: подбор литературы

  • Материально – техническое: видео презентации

  • Наглядно - дидактическое: настольные игры, иллюстрации, фотографии.

Методы, средства, формы реализации проекта:

  • музыкальные занятия;

  • беседы;

  • практические: разучивание песен, стихотворений, музыкально-ритмических движений.

Введение

У каждого народа есть своя музыка – народная, особенная, национальная. Она имеет свои черты: лад, интонации, обычаи. В нашем садике есть мини-музей предметов народного творчества. А недавно музыкальный руководитель рассказала нам историю возникновения деревянной ложки. Меня заинтересовал русский народный инструмент ложки, ведь играя на ложках можно научиться отстукивать разный ритм. На музыкальном занятии мы разучивали русскую народную песню «Ложки деревенские». Ложки никак не держались в моих ладошках, я поняла, что играть на ложках, это не так легко, а требует много времени, труда и терпения.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный (январь):

  1. Подбор художественной литературы

  2. Подбор методической литературы для знакомства с русскими народными промыслами.

  3. Подбор ложек, фотографий и иллюстраций для рассматривания

  4. Подбор музыкальных произведений (фонограмм) для разучивания песен и танцев.

  5. Подбор музыкальных произведений для слушания музыкальных произведений в исполнении ложкарей.

Основной (февраль):

  1. Чтение художественной литературы: Кристиан Пино «История деревянной ложки» в сокращении, сказка «Жихарка».

  2. Разучивание логоритмических упражнений «Ложкари».

  3. Ознакомление с загадками, стихотворениями о русском народном творчестве (деревянной ложке).

  4. Разучивание песни «Ложки деревенские»

  5. Разучивание танца «Ложки расписные».

  6. Игры-забавы: «Пронеси – не урони!»

  7. Рисование «Золотая хохлома. Ложки».

  8. Роспись ложки.

  9. Оформление альбома для мини-музея «История деревянной ложки».

Заключительный март:

  1. Выступление в ДОУ на празднике «Международный день 8 Марта» с номером «Ложки деревенские».

  2. Представление проекта на Фестивале детских проектов «Здравствуй, мир!»

  3. Пополнение мини-музея детского сада альбомом «История деревянной ложки».









Описание работы над проектом

  1. Моя страничка

(Слайд 1) Я, Купцова Арина, воспитанница подготовительной группы, увлекаюсь – музыкой - танцую, пою, рисую. Я хочу представить вам свой проект по теме «Музыкальный инструмент-ложки». Музыка в переводе с греческого языка означает – искусство муз. У каждого народа есть своя музыка – народная, особенная, национальная. Она имеет свои черты: лад, интонации, обычаи.

(Слайд 2) Я посещаю вокальный кружок «Кампанелла».

(Слайд 3) В моей семье музыка занимает важное место. Моя мама прекрасно танцует, бабушка поет, а дедушка играет на баяне.

У нас в группе есть мини-музей предметов народного творчества. А недавно наш музыкальный руководитель рассказала нам историю возникновения деревянной ложки. Меня очень заинтересовал этот музыкальный инструмент. Вечером я рассказала о нём маме и спросила ее, где можно больше узнать про этот инструмент.

  1. Страничка «Познавательная» (История возникновения ложек; Использование ложек в быту; Ложка, как музыкальный инструмент)

(Слайд 4) Мы с мамой сходили в библиотеку и взяли книги, в которых рассказывается о ложках. Из книг я узнала, что давным-давно у людей не было ложек, и они ели руками.

(Слайд 5) Когда в Европе ещё ели руками в Древней Руси уже появилась деревянная ложка.  Первые ложки делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки, но они были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. В дальнейшем ложки делали, из кости, дерева. Деревянные ложки известны всему миру, так как – это отражение самобытности русской культуры и народных традиций.

(Слайд 6) Пользоваться деревянными ложками не только безопасно, но и полезно для здоровья. Если пользоваться деревянной ложкой во время еды, вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать как музыкальный инструмент, при соприкосновении они издают удивительно гармоничный, чистый звук.

  1. Страничка «Художественная»

(Слайд 7) В магазине мы с мамой увидели много предметов народного творчества. Продавец по нашей просьбе показала нам разнообразные ложки, которые мы решили приобрести для нашего мини - музея группы.

Дома я рассмотрела все ложки внимательно и попробовала поиграть, а бабушка мне объяснила, как нужно правильно извлекать звук из ложки.

(Слайд 8) А еще мы с мамой купили вот такую деревянную ложку-заготовку. Она совсем не была раскрашена. Мне показалось, что она звучит как-то грустно.

Я расписала деревянные ложки. Они получилась красивые и звучать они стали звонче и веселее.

5. Страничка «Загадочная» (Загадки о ложке)

(Слайд 9) Загадки были очень интересным материалом для меня, так как я люблю отгадывать загадки, и загадаю одну загадку Вам:

Утром, вечером и днём,
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их ... (ложка)

6. Страничка «Стихотворная» (Стихи о русском народном творчестве)

(Слайд 10) Мама мне прочла много стихотворений, потешек про ложку. Одно из них я выучила.

- Вот и сладкий творожок,
Съешь - ка ложечку, дружок!
- Творожок, конечно, съем!
А вот ложки я не ем!

7. Страничка «Музыкальная»

Последним этапом в моём проекте было изучение музыкального материала, я познакомилась с песнями: «Русские ложки», «Русская сторонка», «Ложки деревенские». Произведения очень мелодичны и легко запоминаются на слух. Песня «Ложки деревенские» мне так понравилась, что я решила исполнить её для вас.

Заключение

В результате работы над проектом я пришла к выводу, что история деревянных ложек насчитывает много веков и даже тысячелетий. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать. Изучая русские народные песни, стихи и загадки я узнала много о русском народном творчестве. Я разучила номер художественной самодеятельности «Ложки деревенские» и выступила с ним на празднике, научилась правильно держать ложки, выполнять движения и играть на них.

Я создала альбом «История деревянной ложки» для мини-музея детского сада. Получился очень красивый и интересный альбом.



Список использованной литературы:



1. Н.Г. Кононова «обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах», Москва «Просвещение», 1990;

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

3. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

4. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

5. Материалы из периодических изданий

6. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. «Знакомства детей с русским народным творчеством». Санкт- Петербург «Детство-пресс» 2001.

7. Интернет ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/628746/

http://www.liveinternet.ru/community/3843635/post306068748/










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!