СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"История одежды от древности до средних веков". Презентация к уроку по предмету "Мир истории".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по предмету "Мир истории", 6 класс, по АООП, вариант 9,1

Просмотр содержимого документа
«"История одежды от древности до средних веков". Презентация к уроку по предмету "Мир истории".»

4/11/21 0 История одежды от древности до средних веков.

4/11/21 0

История одежды от древности до средних веков.

ОДЕЖДА каменного века Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Уже в каменном веке люди очищали шкуры животных от остатков мяса и жира каменным скребком и сшивали костяными иглами, используя жилы животных вместо ниток. Материалом для одежды также служили листья, трава, древесная кора, рыбья кожа, кишки, птичьи шкурки.

ОДЕЖДА каменного века

Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Уже в каменном веке люди очищали шкуры животных от остатков мяса и жира каменным скребком и сшивали костяными иглами, используя жилы животных вместо ниток. Материалом для одежды также служили листья, трава, древесная кора,

рыбья кожа, кишки, птичьи шкурки.

ОДЕЖДА из ткани Важным открытием стало изобретение ткацкого станка. Самым древним был вертикальный ткацкий станок. На деревянную раму привязывали ровный ряд нитей с грузиками на конце. Переплетая вертикальные нити горизонтальными, получали ткань. Во 2 тысячелетии до н. э. был изобретён горизонтальный ткацкий станок. После нескольких усовершенствований у него появились валы для намотки ниток и готовой ткани и педали, при нажатии на которые ткач менял положение натянутых нитей. Скорость работы увеличилась.

ОДЕЖДА из ткани

Важным открытием стало изобретение ткацкого станка. Самым древним был вертикальный ткацкий станок. На деревянную раму привязывали ровный ряд нитей с грузиками на конце. Переплетая вертикальные нити горизонтальными, получали ткань. Во 2 тысячелетии до н. э. был изобретён горизонтальный ткацкий станок. После нескольких усовершенствований у него появились валы для намотки ниток и готовой ткани и педали, при нажатии на которые ткач менял положение натянутых нитей. Скорость работы увеличилась.

лён Около 5 тысяч лет назад люди уже умели получать нитки из стеблей льна. Из льняных нитей плели верёвки для охоты и сети для ловли рыбы. Льняная ткань являлась показателем роскоши в Древнем Египте и других странах. На Руси с древности выращивали лён и носили льняную одежду. Чтобы получить льняную ткань, собранные на поле стебли льна сушили, молотили, мочили, снова сушили, мяли, трепали, чесали, а уж потом пряли и ткали. Полотно получалось тонким, но крепким и носким.

лён

Около 5 тысяч лет назад люди уже умели получать нитки из стеблей льна. Из льняных нитей плели верёвки для охоты и сети для ловли рыбы. Льняная ткань являлась показателем роскоши в Древнем Египте и других странах. На Руси с древности выращивали лён и носили льняную одежду. Чтобы получить льняную ткань, собранные на поле стебли льна сушили, молотили, мочили, снова сушили, мяли, трепали, чесали, а уж потом пряли и ткали. Полотно получалось тонким, но крепким и носким.

Шерсть хлопок Лёгкие, тонкие ткани люди научились делать из хлопкового волокна. Задолго до нашей эры хлопок выращивали в Индии и Египте.  Мумии египетских фараонов оборачивали хлопковой тканью. В глубокой древности люди научились получать нитки из шерсти животных, в основном овец или коз. Их шерсть вычёсывали или стригли, мыли, чесали, пряли и ткали прекрасные тёплые ткани.

Шерсть

хлопок

Лёгкие, тонкие ткани люди научились делать из хлопкового волокна. Задолго до нашей эры хлопок выращивали в Индии и Египте. Мумии египетских фараонов оборачивали хлопковой тканью.

В глубокой древности люди научились получать нитки из шерсти животных, в основном овец или коз. Их шерсть вычёсывали или стригли, мыли, чесали, пряли и ткали прекрасные тёплые ткани.

древний египет

древний египет

древний египет В древности единственной одеждой мужчин – египтян была набедренная повязка – полоса ткани, обмотанная вокруг бёдер и закреплённая  на талии поясом. Позже костюм богатого египтянина состоял из длинной рубахи и широкого пояса, завязанного на бёдрах. Женщины носили прямоугольный сарафан , длиной от груди до лодыжек, на одной или двух широких бретелях. И мужчины, и женщины носили плащи, дополняли костюм широкими накладными воротниками из бус. Одежда богатых египтян шилась из тонких, иногда полупрозрачных тканей; шерстяных, льняных, хлопковых. Окрашенные ткани стоили дороже, чем белые и были доступны только богатым.

древний египет

В древности

единственной одеждой

мужчин – египтян была

набедренная повязка –

полоса ткани, обмотанная

вокруг бёдер и закреплённая

на талии поясом.

Позже костюм богатого египтянина состоял из длинной рубахи и широкого пояса, завязанного на бёдрах. Женщины носили прямоугольный сарафан , длиной от груди до лодыжек, на одной или двух широких бретелях. И мужчины, и женщины носили плащи, дополняли костюм широкими накладными воротниками из бус. Одежда богатых египтян шилась из тонких, иногда полупрозрачных тканей; шерстяных, льняных, хлопковых. Окрашенные ткани стоили дороже, чем белые и были доступны только богатым.

древний египет Древняя греция и рим

древний египет

Древняя греция и рим

древняя греция и рим туника хитон тога гиматий Одежда римлян – туника – это прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам. В нём вырезали отверстие для головы, сшивали боковые швы и носили с поясом. Мужская одежда Древней Греции - хитон – это прямоугольный кусок ткани, скреплённый на плечах одной или двумя пряжками и стянутый поясом на талии. Хитон и туника были тем длиннее, чем богаче был их обладатель. Греки поверх хитона носили короткий плащ заколотый на плече или на груди пряжкой, у римлян были и плащи с капюшоном. Длинный кусок ткани, перекинутый через плечо и обвитый вокруг тела у греков назывался гиматий , у римлян – тога .

древняя греция

и рим

туника

хитон

тога

гиматий

Одежда римлян – туника – это прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам. В нём вырезали отверстие для головы, сшивали боковые швы и носили с поясом.

Мужская одежда Древней Греции - хитон – это прямоугольный кусок ткани, скреплённый на плечах одной или двумя пряжками и стянутый поясом на талии.

Хитон и туника были тем длиннее, чем богаче был их обладатель. Греки поверх хитона носили короткий плащ заколотый на плече или на груди пряжкой, у римлян были и плащи с капюшоном. Длинный кусок ткани, перекинутый через плечо и обвитый вокруг тела у греков назывался гиматий , у римлян – тога .

Женский хитон был длиннее, чем мужской. Его верхний отогнутый край образовывал что-то вроде кофточки. Боковой шов иногда сшивали, а иногда оставляли несшитым. Длинные туники римлянок шились из очень широких кусков ткани, благодаря чему они имели рукава. Поверх туники с рукавами могли носить тунику без рукавов. Женщины, так же как и мужчины, носили короткие плащи, скрепленные на плече пряжкой. Или перекидывали через плечо, искусно оборачивали вокруг тела и накидывали на голову прямоугольные куски шерстяной ткани.

Женский хитон был длиннее, чем мужской. Его верхний отогнутый край образовывал что-то вроде кофточки. Боковой шов иногда сшивали, а иногда оставляли несшитым.

Длинные туники римлянок шились из очень широких кусков ткани, благодаря чему они имели рукава. Поверх туники с рукавами могли носить тунику без рукавов.

Женщины, так же как и мужчины, носили короткие плащи, скрепленные на плече пряжкой. Или перекидывали через плечо, искусно оборачивали вокруг тела и накидывали на голову прямоугольные куски шерстяной ткани.

древнегреческий орнамент - меандр Для того, чтобы раскроить и сшить  древнегреческую и древнеримскую одежду не требовалось особого умения, но большое мастерство требовалось, чтобы укладывать её по фигуре красивыми складками – драпировкой. Греки и римляне умели окрашивать ткани в различные цвета. Белый цвет считался праздничным, а одежду пурпурного цвета мог носить только император и полководцы – победители, потому, что пурпурная краска из растолчённых моллюсков была очень дорогой. Одежда состоятельных греков и римлян дополнительно украшалась вышивками, драгоценными застежками.

древнегреческий орнамент - меандр

Для того, чтобы раскроить и сшить

древнегреческую и древнеримскую

одежду не требовалось особого умения,

но большое мастерство требовалось, чтобы укладывать её по фигуре красивыми складками – драпировкой.

Греки и римляне умели окрашивать ткани в различные цвета. Белый цвет считался праздничным, а одежду пурпурного цвета мог носить только император и полководцы – победители, потому, что пурпурная краска из растолчённых моллюсков была очень дорогой. Одежда состоятельных греков и римлян дополнительно украшалась вышивками, драгоценными застежками.

Одежда богатых и бедных, мужчин и женщин долгое время оставалась очень похожей. Позже состоятельные греки и римляне стали носить пышные, яркие одежды из дорогой ткани с вышивкой, бедняки и рабы по-прежнему одевались в простые и грубые одежды. В мужском костюме отсутствовала такая привычная нам деталь, как штаны . Римляне считали штаны принадлежностью диких народов, за их ношение могли изгнать из Рима. Римские солдаты во время войны на севере Европы переняли от местных народов короткие штаны, «браки». Классовая дифференциация в устройстве общества наложила отпечаток на характер древнеримского костюма – сложные, пышные, яркие и красочные одежды свободных граждан, простые и грубые одежды бедняков и рабов. Особенно усилилось классовое расслоение в период Римской империи (1-5 в. н.э.) костюм имел так же социальные отличия.

Одежда богатых и бедных, мужчин и женщин долгое время оставалась очень похожей. Позже состоятельные греки и римляне стали носить пышные, яркие одежды из дорогой ткани с вышивкой, бедняки и рабы по-прежнему одевались в простые и грубые одежды. В мужском костюме отсутствовала такая привычная нам деталь, как штаны . Римляне считали штаны принадлежностью диких народов, за их ношение могли изгнать из Рима. Римские солдаты во время войны на севере Европы переняли от местных народов короткие штаны, «браки».

Классовая дифференциация в устройстве общества наложила отпечаток на характер древнеримского костюма – сложные, пышные, яркие и красочные одежды свободных граждан, простые и грубые одежды бедняков и рабов. Особенно усилилось классовое расслоение в период Римской империи (1-5 в. н.э.) костюм имел так же социальные отличия.

Набедренная повязка – неширокая полоса ткани, обёрнутая вокруг бёдер. Туника – одежда в форме мешка с отверстиями для головы и рук. Драпировка – искусство украшать одежду красивыми складками.

Набедренная повязка – неширокая полоса ткани, обёрнутая вокруг бёдер.

Туника – одежда в форме мешка с отверстиями для головы и рук.

Драпировка – искусство украшать одежду красивыми складками.

Европа, средние века Древняя греция и рим древний египет

Европа, средние века

Древняя греция и рим

древний египет

шёлк В глубокой древности в Китае был открыт способ производства шёлковой ткани из волокна, которое давали гусеницы тутового шелкопряда . Со II века шёлк стал главным товаром, который китайские купцы везли в дальние страны.  В Римской империи и Европе эту лёгкую, тонкую, блестящую и струящуюся ткань ценили на вес золота, часто использовали как валюту в торговле, а носить её позволено было только очень богатым людям. Много столетий китайцы хранили секрет производства шёлка, за разглашение тайны полагалась смерть. Но в средние века секрет всё же был раскрыт и производство шёлка началось в Европе.

шёлк

В глубокой древности в Китае был открыт способ производства шёлковой ткани из волокна, которое давали гусеницы тутового шелкопряда . Со II века шёлк стал главным товаром, который китайские купцы везли в дальние страны. В Римской империи и Европе эту лёгкую, тонкую, блестящую и струящуюся ткань ценили на вес золота, часто использовали как валюту в торговле, а носить её позволено было только очень богатым людям. Много столетий китайцы хранили секрет производства шёлка, за разглашение тайны полагалась смерть. Но в средние века секрет всё же был раскрыт и производство шёлка началось в Европе.

Средневековая европа Мужчины средневековой Европы  носили две туники , которые надевались одна поверх другой. Нижняя была с длинными узкими  рукавами, а верхняя - из более дорогой ткани, с короткими  широкими рукавами или  без рукавов. Тунику всегда  подпоясывали. Первоначально туники были короткими, но с середины XI века они удлинились до середины икр. Туника короля могла доходить до пола, короткие же носили только крестьяне и молодежь. Мужчины средневековья, в отличие от древних греков и римлян, обязательно носили штаны , длинные, узкие, плотно облегающие ногу. Верхней мужской одеждой был плащ , застегивавшийся на правом плече, - вначале короткий полукруглый, а позже, с XI в., - длинный.

Средневековая европа

Мужчины средневековой Европы

носили две туники , которые

надевались одна поверх другой.

Нижняя была с длинными узкими

рукавами, а верхняя - из более

дорогой ткани, с короткими

широкими рукавами или

без рукавов. Тунику всегда

подпоясывали. Первоначально

туники были короткими, но с середины XI века они удлинились до середины икр. Туника короля могла доходить до пола, короткие же носили только крестьяне и молодежь. Мужчины средневековья, в отличие от древних греков и римлян, обязательно носили штаны , длинные, узкие, плотно облегающие ногу. Верхней мужской одеждой был плащ , застегивавшийся на правом плече, - вначале короткий полукруглый, а позже, с XI в., - длинный.

В XIII в. верхнюю тунику    сменила короткая куртка    с узкими рукавами, иногда  свисающими до самого пола.  Позже появились кафтаны   различного покроя: узкие до  середины бедра или узкие  сверху и пышные снизу   со шнуровкой на спине и   разнообразными рукавами. К середине XIV в. появился жакет без рукавов или с рукавами, в которых были прорези для рук, а сами они висели свободно. Штаны иногда выглядели как чулки, по отдельности пристегивающиеся к специальному поясу. Тогда же мужчин стали носить плащ с сильно расширенными книзу и отделанными мехом рукавами. У молодых людей он был короткий, у знатных людей зрелого возраста - длинным, из дорогой парчовой или бархатной ткани.

В XIII в. верхнюю тунику

сменила короткая куртка

с узкими рукавами, иногда

свисающими до самого пола.

Позже появились кафтаны

различного покроя: узкие до

середины бедра или узкие

сверху и пышные снизу

со шнуровкой на спине и

разнообразными рукавами.

К середине XIV в. появился жакет без рукавов или с рукавами, в которых были прорези для рук, а сами они висели свободно. Штаны иногда выглядели как чулки, по отдельности пристегивающиеся к специальному поясу. Тогда же мужчин стали носить плащ с сильно расширенными книзу и отделанными мехом рукавами. У молодых людей он был короткий, у знатных людей зрелого возраста - длинным, из дорогой парчовой или бархатной ткани.

Женщины в ранний период Средневековья носили одежды, скрывающие фигуру, церковь запрещала им демонстрировать  свою красоту. Женский костюм состоял из двух длинных расширяющихся книзу туник : нижней с длинными узкими рукавами и верхней с короткими широкими рукавами или без рукавов. Их надевали поверх рубашки из полотна. Верхнюю тунику подпоясывали.  С XI века длинный подол юбки стали подбирать сбоку и спереди и драпировать на животе. Это было связано с большим почтением к беременным женщинам в тот период. В качестве верхней одежды женщины носили длинные плащи из шерстяной ткани, зимой –на меху. Часто плащ представлял собой кусок ткани, сложенный пополам с отверстием для головы на месте сгиба.

Женщины в ранний период

Средневековья носили одежды,

скрывающие фигуру, церковь

запрещала им демонстрировать

свою красоту. Женский костюм

состоял из двух длинных расширяющихся книзу туник :

нижней с длинными узкими

рукавами и верхней с короткими широкими рукавами или без рукавов.

Их надевали поверх рубашки из полотна. Верхнюю тунику подпоясывали.  С XI века длинный подол юбки стали подбирать сбоку и спереди и драпировать на животе. Это было связано с большим почтением к беременным женщинам в тот период. В качестве верхней одежды женщины носили длинные плащи из шерстяной ткани, зимой –на меху. Часто плащ представлял собой кусок ткани, сложенный пополам с отверстием для головы на месте сгиба.

В позднем средневековье женская одежда не скрывала фигуру.  Верхнюю часть платья с помощью шнуровки по бокам или на спине утягивали. Вырез на груди стал больше, расширился к плечам. Для одного платья иногда делали несколько комплектов рукавов: узких и длинных или широких, украшенных вышивкой. Их прикрепляли к платью булавками или шнуровкой (дамы на турнире могли подарить свои рукава  рыцарю).Через разрезы на спине  и рукавах виднелась рубашка.  её украшали вышивкой, окрашивали в кремовый цвет. В XIV веке юбку стали кроить отдельно от лифа. Длинная расклешённая юбка полностью скрывала ноги женщины.

В позднем средневековье женская одежда не скрывала фигуру.

Верхнюю часть платья с помощью шнуровки

по бокам или на спине утягивали.

Вырез на груди стал больше, расширился

к плечам. Для одного платья иногда делали

несколько комплектов рукавов: узких и

длинных или широких, украшенных

вышивкой. Их прикрепляли к платью

булавками или шнуровкой (дамы

на турнире могли подарить свои рукава

рыцарю).Через разрезы на спине

и рукавах виднелась рубашка.

её украшали вышивкой, окрашивали

в кремовый цвет. В XIV веке юбку

стали кроить отдельно от лифа.

Длинная расклешённая юбка

полностью скрывала ноги женщины.

Пуговицы Предметы из камня и ракушек, похожие на пуговицы, люди использовали с глубокой древности, но не для застёгивания одежды, а для её украшения. В России в древности пуговицы имели вид полого шарика на ножке, внутри которого находился кусочек метала или камня. При движении они издавали звенящий звук. Считалось, что таким образом можно отпугнуть нечистую силу. Само слово пуговица, видимо, происходит от слова «пугать». К XV веку пуговицы из золота, серебра и драгоценных камней стали необходимой деталью и украшением одежды богатых людей. На одежде простых людей пуговицы были деревянными или медными и встречались редко.

Пуговицы

Предметы из камня и ракушек, похожие на пуговицы, люди использовали с глубокой древности, но не для застёгивания одежды, а для её украшения. В России в древности пуговицы имели вид полого шарика на ножке, внутри которого находился кусочек метала или камня. При движении они издавали звенящий звук. Считалось, что таким образом можно отпугнуть нечистую силу. Само слово пуговица, видимо, происходит от слова «пугать». К XV веку пуговицы из золота, серебра и драгоценных камней стали необходимой деталью и украшением одежды богатых людей. На одежде простых людей пуговицы были деревянными или медными и встречались редко.

В Европе пуговицы стали активно  использовать по прямому назначению  лишь в XIII веке. Это совпало с появлением  распашной и обтягивающей одежды. Мужской костюм того времени от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом иногда более сотни. Сделанные из золота, серебра, жемчуга и слоновой кости, пуговицы символизировали достаток и высокое положение в обществе. Французский король Франциск I заказал ювелиру 13600 крохотных золотых пуговичек для отделки своего бархатного костюма.

В Европе пуговицы стали активно

использовать по прямому назначению

лишь в XIII веке. Это совпало с появлением

распашной и обтягивающей одежды. Мужской костюм того времени от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом иногда более сотни. Сделанные из золота, серебра, жемчуга и слоновой кости, пуговицы символизировали достаток и высокое положение в обществе. Французский король Франциск I заказал ювелиру 13600 крохотных золотых пуговичек для отделки своего бархатного костюма.

В позднем средневековье церковь разделила костюмы на женские и мужские; никому не разрешалось носить костюм противоположного пола. Искусство портных достигло значительного развития, одежда кроилась и шилась по фигуре каждого человека. Одежда богатых и бедных людей почти не отличалась покроем, но отличалась качеством тканей. Бедняки носили одежду из шерсти и льна серого, чёрного, коричневого цвета. Платья знатных дам шили из шёлка и бархата ярких цветов, украшали драгоценными поясами на бёдрах и длинными шлейфами. Чем богаче была дама, тем более длинный  шлейф ей разрешалось носить. Мужской костюм украшала богатая вышивка, драгоценные камни, дорогой мех, пуговицы и бубенчики.

В позднем средневековье церковь разделила костюмы на женские и мужские; никому не разрешалось носить костюм противоположного пола. Искусство портных достигло значительного развития, одежда кроилась и шилась по фигуре каждого человека.

Одежда богатых и бедных людей почти не отличалась покроем, но отличалась качеством тканей. Бедняки носили одежду из шерсти и льна серого, чёрного, коричневого цвета. Платья знатных дам шили из шёлка и бархата

ярких цветов, украшали драгоценными

поясами на бёдрах и длинными шлейфами.

Чем богаче была дама, тем более длинный

шлейф ей разрешалось носить. Мужской костюм украшала богатая вышивка, драгоценные

камни, дорогой мех, пуговицы и бубенчики.

Шлейф– более длинный сзади подол платья.

Шлейф– более длинный сзади подол платья.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Из чего шили одежду в самой глубокой древности? Из чего делали ткани? Какую одежду носили в древнем Египте, Греции и Риме? Как изменилась одежда в средние века? Какую роль в древности играли пуговицы?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

  • Из чего шили одежду в самой глубокой древности?
  • Из чего делали ткани?
  • Какую одежду носили в древнем Египте, Греции и Риме?
  • Как изменилась одежда в средние века?
  • Какую роль в древности играли пуговицы?
Домашнее задание: по тетради Сегодня вы узнали о том, как люди научились делать ткани и как появились пуговицы. Как совершенствовалось искусство изготовления и украшения одежды с древности до средних веков.

Домашнее задание: по тетради

Сегодня вы узнали о том, как люди научились делать ткани и как появились пуговицы. Как совершенствовалось искусство изготовления и украшения одежды с древности до средних веков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!