СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История гончарного мастерства

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с основными приемами работы с глиной.

Просмотр содержимого документа
«История гончарного мастерства»

Дата: 17.01.2019 г.

Класс- 4

Тема учебного занятия: История гончарного мастерства

Вид учебного занятия: работа в материале

Продолжительность учебного занятия: 2 часа

Цели и задачи урока:

- Сформировать представление учащихся о истории возникновения гончарства у древних славян;

- Познакомить учащихся с основными приемами изготовления изделий из глины;

- Получить знания и элементарные практические навыки в изготовлении гончарных изделий;

- Сопоставить теоретические знания с их практическим применением;

- Корректировать мыслительную деятельность, восприятия внимания, координацию рук и моторику мелких мышц пальцев;

- Воспитывать любовь к своей Родине, гордость за людей труда его прославляющих, развивать художественный вкус, творческие способности учащихся.

Оборудование и материалы:

для учителя: – глина, дощечка, деревянные стеки разнообразной формы, стакан для воды.

для обучающихся: глина, дощечка, деревянные стеки разнообразной формы, стакан для воды.


План урока

1) Организационный момент……………………….....3-5 мин.

2) Вступительная беседа………………………………5 мин.

3) Объяснение нового материала…………………......15 мин.

4) Основные этапы практической работы……………10 мин.

5) Практическая работа………………………………..40 мин.

6) Закрепление. Итог урока………..………………… 5 мин.

Ход урока
Организационный момент

За 5 минут до начала урока я захожу в класс. Подготавливаю все необходимое для проведения урока (оборудование и материалы, рабочие места, расставляю пособие).

После звонка устанавливаю должную дисциплину, рассаживаю детей, отмечаю отсутствующих, проверяю готовность к уроку.

- Встали, пожалуйста.

- Здравствуйте.

- Садитесь.

- Даю вам немного времени, чтобы подготовиться к уроку. (Пауза)

- Все готовы? Спасибо.

Вступительная беседа

В краю далеком есть гончарный круг.

Вокруг оси он двигается вечно.

И воду пьет из добрых теплых рук

Незаурядного, простого человечка.


А тот и жив, тем, что приносит день...

И маленькие радости в довесок...

Пылает ароматами сирень,

И глина лучше нового замеса.


Её, как масло, режет поперёк,

И положив кусок на круг гончарный,

Натруженными пальцами сомнёт,

Движением, почти элементарным.


И оживет невинный ком земли…

Кружась, танцуя, впитывая ласку,

Чтоб руки мастера понять могли,

И из обычной почвы сделать сказку.


А после ждет художника черед.

Узоры нанесёт волшебной кистью.

В печи огромной пламя обожжет.

И зацветут соцветия средь листьев.


Вот, наконец, готов великий труд.

Как видим мы: горшки творят не Боги…

Истертый временем гончарный круг,

И мастерство, ваять без аналогий.

Ребята, если вы отгадаете кроссворд, то сможете узнать как называется тема нашего урока.

- Как называется наука, которая изучает древности? (Археология)

- Как называется наука, которая изучает прошлое народов, прошедшие события, жизнь людей, их занятия, культуру? (История)

- Предводитель войска и правитель области Киевской Руси? (Князь)

- Как называется владения князя или боярина, которое передают по наследству от отца к сыну? (Вотчина)

- Как называется натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов? (Дань)

- Как называлось войско князя? (Дружина)

- Как назывались в старину ссоры, раздоры? (Усобицы)

- Как называлось хозяйство, когда все необходимое для жизни производилось в каждой семье крестьянина? (Натуральное хозяйство)

- Как называется народное собрание? (Вече)

- Как называется ежегодный сбор продуктов и денег с зависимых крестьян феодалами? (Оброк)

А теперь прочитаем, что получилось у нас.

Ученики читают: Гончарство.

Правильно. Гончарство. Сегодня мы с вами будем в гостях гончарной мастерской, где познакомимся с истоками мастерства древних мастеров. Истоки это начало. Начало мастерства, т.е. откуда родилось мастерство русских людей работы с глиной.

  1. Словарная работа.

Гончарство – изготовление посуды из глины.

Гончар – человек, который делает изделия из глины.

Глина – означает скользкий, это земляная порода, которая образуется тысячелетиями.

Давайте подумаем, почему человек выбрал именно этот природный материал?

(ответ учеников) Люди заметили, что из глины легко можно вылепить все что угодно: посуду, игрушки, кирпичи.

Правильно, молодцы.

Объяснение нового материала

Сейчас мы поговорим немного об истории и раскроем секреты гончарного мастерства.

Гончарное дело – одно из самых древнейших ремесел в Мире. Считается, что первые изделия из глины и воды человек смастерил еще в эпоху неолита. Гончарное ремесло издревле служило для приготовления сосудов, в которых могла храниться пища, зерно, вода. Затем стали появляться новые виды предметов посуды. Гончарное дело не стояло на месте, скоро гончарные изделия стали использоваться в строительстве. Пример тому – огнеупорный кирпич. Гончарные изделия отличались своей прочностью, долговечностью, водонепроницаемостью. Именно сохранившиеся гончарные изделия рассказывают нам, как жили наши предки, и как развивалось это древнее почетное ремесло.

Самые древние глиняные сосуды лепились вручную, и форма их была далеко от идеала. Позднее сосуды правильной округлой формы стали производить с появлением гончарного круга. Когда и где точно это приспособление появилось, к сожалению, не установлено. Но первые упоминания мы видим в Ветхом Завете. Известно, что гончарное дело было особо развито у древних евреев.

История гончарного дела очень широка и разнообразна. В каждой части света она своя. В Китае этот промысел зародился еще за две тысячи лет до нашей эры. Гончарное дело в Китае было на высоком уровне, и об этом свидетельствует изобретение такого качественного вида керамика, как фарфор.

В Античном Мире основным материалом гончарного промысла являлась простая железистая глина, из которой чудесные античные амфоры, вазы и другие сосуды. На еще сырые изделия наносился и рисунок, а затем черный лак. В Древней Греции гончарное дело стало видом изобразительного искусства. Знаменитые на весь мир греческие вазы вывозились в другие страны и считались знаком богатства и роскоши.

Некоторые племена Африки до начала XX века изготовляли посуду без определенной формы. Они делали ее вручную, набивали ее соломой, сушили на солнце и обжигали на огне.

Гончарное производство совершенствовалось на протяжении веков. В начале VIII века в странах Европы гончарные изделия начали покрывать глазурью. Глазировали также глиняные плиты, которыми выстилали полы. Глазурь содержала примеси разных металлов, каждый из которых давал свой определенный оттенок.

В Средние века керамическую посуду вытеснила посуда, изготовленная из олова, серебра, золота. Гончарное производство в основном ограничилось изготовлением украшениями помещений: гончарными монограммами, изразцами, фамильными гербами.

У славянских народов дело гончарный промысел зародился еще в доисторическую эпоху. Изначально древние гончары использовали лепную технику. Хоть форма такой посуды была идеала, зато ассортимент ее даже в те времена был велик: различные горшки, сковороды, кувшины, корчаги и многое другое.

Археологи по сей день извлекают на раскопках образцы утвари, выполненной вручную ещё в эпоху неолита. Если в доисторические времена керамика оставалась уделом избранных, то с появлением гончарного круга посуду и всевозможные изделия из глины стали производить повсеместно – так ремесло стало народным промыслом.

Распространение гончарного круга на территории Руси началось в IX веке на юге. К этому времени к женщинам присоединились мужчины-ремесленники. Памятники письменности Киевской Руси свидетельствуют исключительно о мужчинах-гончарах. Занимались гончарством преимущественно зимой, то бишь в свободное от земледельческих забот время. Иные мастера трудились и летом, по ночам.

Гончарный круг той эпохи представлял собой элементарный механизм с ручным управлением. Большой деревянный диск с углублением в центре надевался на стержень, прикреплённый к краю деревянной же скамьи. Сверху зачастую насаживали дополнительный диск небольшого диаметра – равного диаметру будущего сосуда.

У каждой уважающей себя гончарной мастерской непременно имелось собственное клеймо, по которому можно было узнать происхождение изделия. Керамика различались не только стилем, разнились техники изготовления и способы декорирования, обжига.

На территории Кубани самые древние сосуды относятся к эпохе энеолита - медно-каменного века. Поскольку в те времена еще не было никаких механизмов, сосуды лепились вручную и обжигались в костре. Это были простые горшки, часто с округлым или заостренным дном, потому что в далекой древности люди не знали ровных столов и сосуды с таким дном было удобнее ставить на землю или в угли костра.

Расцвет гончарного ремесла и искусства начался в эпоху античности, с появлением на берегу Черного моря греческих поселений с гончарными мастерскими, где производилась прекрасная посуда, расписанная цветным лаком.

В эпоху античности формы и размеры сосудов были самыми разными. От маленьких до очень больших. Благодаря изобретению сложных гончарных печей (горнов) местные меотские племена более 2000 лет назад научились делать прекрасную посуду серо-голубого и красного цвета. В эпоху средневековья и в более поздние века из-за многочисленных войн и переселений целых народов гончарное дело не всегда хорошо развивалось. Но у всех народов, живших на берегах Кубани, всегда была своя традиционная, по-особому украшенная глиняная посуда.

У черноморских и линейных казаков, поселившихся на Кубани и в Причерноморье в конце XVIII тоже был свой набор глиняной посуды, приспособленной к суровой казачьей жизни (корчаги, макитры, кринки, плошки, кувшины и т.д.). В 20-м веке глиняная посуда стала вытесняться стеклянной, железной, и даже пластмассовой. Но в последние годы все люди стали лучше понимать, что посуда из натуральной глины полезнее для здоровья.

Для настоящего гончарного ремесла нужны мастерская, в которой есть глина, вода, ручные инструменты (шпатели и лощила) и специальный станок - гончарный круг.

В мастерской обязательно должна быть гончарная печь для обжига глиняной посуды.

Для ручного изготовления небольшого лепного сосуда нужны только влажная глина, вода и несколько простых инструментов (нож, несколько стеков и лощил разной формы).

В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на. Кубани), Михаила Скворцова (посёлок Мезмай Апшеронского района) и других умельцев.

Сейчас переходим к практической части урока.

Практическая работа

Инструктаж по работе с глиной.



- Вам все понятно, если нет вопросов приступаем к самостоятельной работе.


Основные этапы практической работы

- Сегодня на уроке мы попытаемся вылепить небольшой кувшинчик.

- Для этого используем глину для лепки.

- Сначала начнем делать тулово сосуда. Для этого возьмем и тщательно разомнем большой кусок глины.

- Так как задуманный кувшинчик очень маленький, и тонкие стенки трудно вылепить, - скатаем комок глины в шар и ложкой осторожно выковыряем изнутри лишнюю глину.

- Потом расплющим кусочек глины в плоский прямоугольник, свернем в трубку и загладим шов.

- У нас получится заготовка для горлышка кувшина. Затем слепим из глины небольшое колечко и прилепим к краю горла, чтобы сделать венчик. аккуратно прилепим горлышко к верхней части тулова кувшинчика.

- Меоты часто делали свою глиняную посуду с особыми кольцевыми поддонами. Для того чтобы сделать такой поддон, слепим более толстое кольцо и немного его расплющим. Готовое кольцо для поддона осторожно прилепим к дну кувшинчика и тщательно замажем стык.

МЕОТЫ - группа древних народов, живших в бассейне среднего и нижнего течения реки Кубань и в Восточном Приазовье (современный Краснодарский край и запад Ростовской области). 

- Затем нам останется сделать ручку кувшинчика. Немного подумав, сделаем вместо одной большой две маленькие ручки. Пока кувшинчик еще не сильно подсох и затвердел, украсим его орнаментом с помощью стека и маленькой трубочки.

- И вот кувшинчик полностью готов. По правилам гончарного ремесла после сушки сосуд надо обжечь в гончарной печи.



Подведение итогов. Анализ изделий выполненных учениками.

Закрепление.

1. Когда появилась глиняная посуда?

Ответ: Глиняная посуда появилась в каменном веке.

2. Какое приспособление появилось для облегчения гончарного труда и улучшения качества изделия?

Ответ: Это приспособление называется гончарный круг.

3. В какое время появился гончарный круг у славян?

Ответ: Гончарный круг у славян появился в 7-8 веках.

4. Объясни, почему глиняную посуду славяне украшали орнаментом?

Ответ: Славяне через орнамент передавали свое представление о мире и природе, о труде.

5. Кто из вас запомнил названия глиняной посуды?

Ответ: Корчаги, горшки, кадки, кувшины, миски, чаши, блюда.

6. Какие пословицы вы знаете?

Ответ: Рукам работа – душе праздник.

  • Знание и ремесло человека красят.

  • Уменье везде найдет примененье.

  • Не испортив дела мастером не будешь.

  • Где хотенье там и уменье.

  • Всяк мастер на свой лад.

- Все молодцы! Урок окончен. Учащиеся приводят в порядок рабочие места. Дежурные убирают класс.

Домашнее задание: вылепить из пластилина небольшой сосуд.

















Список использованной литературы.

1. Мэрилин Скотт. Керамика. Энциклопедия. Арт-Родник, 2012 г.

2. Бобринский А.А. (отв. ред.). Керамика как исторический источник.

Подходы и методы изучения. 1989

3. Брайан Сентенс. Керамика. Путеводитель по традиционным техникам.

АСТ Астрель, 2005.

4. Декорирование керамики. История, основные техники, изделия.

Ниола 21 век. 2010.

5. Буббико Джованна, Крус Хуан. Керамика: Техника. Материалы. Изделия.

Ниола-пресс. 2009.

6. Федотов Г.Я. Большая энциклопедия ремесел. Эксмо. 2009.

7. Сазонов А.А. Бытовые и ритуальные традиции в протомеотской керамике.

XХIV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Нальчик. 2005.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!