ИСТОРИЧЕСКИЙ МАРАФОН
г.Горняк МБОУ «Гимназия №3»
Автор идеи и сценария: Шевченко Л.Н.
Апрель 2018
Историческое состязание учеников 10-11 классов
«Исторический марафон 2018»
Вступительное слово организаторов конкурса.
Добрый день, уважаемые гости! Незаметно пролетел год с момента нашей предыдущей встречи, когда мы впервые открывали городское состязание учеников 10-11 классов под названием «Исторический марафон».
Организаторы конкурса, коллектив гимназии №3, рады приветствовать учителей и учащихся школ, которые решили принять участие в марафоне и пришли, чтобы в честной борьбе выяснить, какая команда на данный момент лучше других готова к ЕГЭ по истории.
Отрадно, что состав «любителей истории» пополнился ещё одной командой из «СОШ №2», поддержим их аплодисментами. А вот гимназистов и выпускников «СОШ №4» можно уже считать завсегдатаями Исторического марафона.
Напомню, что цель мероприятия благая - предоставление возможности еще раз потренироваться в решении заданий, проверить свои силы накануне экзамена, посоревноваться друг с другом.
Конечно, ваши педагоги знают, на какие темы следует обратить большее внимание каждому из вас индивидуально, а ещё лучше этой информацией владеете вы.
Я же при составлении заданий для нашего Марафона пользуюсь «МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ для учителей, подготовленными на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года». Их полезно почитать не только учителям, но и вам, ребята, так как в анализе представлена настоящая картина в целом по России, какие задания выполняются успешно, а какие «западают» из года в год.
Поэтому сегодня вы будете выполнять задания, в которых школьники испытывают наибольшие затруднения, хотя вы их можете «щёлкать как орешки».
Напомню еще раз, что все задания взяты из открытого банка заданий ЕГЭ.
Перед началом Марафона, прошу каждую команду представить себя, учителя и капитана и хотя бы несколько слов сказать о каждом из них. Приглашаю воспитанников Ирины Николаевны Шрамко.
1) Школу №4 представляет команда «Декабристы», учитель Шрамко Ирина Николаевна;
2) Вера Алексеевна, ждём Вашу команду для представления!
3) команда гимназистов также расскажет о себе, учитель Шевченко Любовь Николаевна.
Победу сегодня одержит та команда, которая сможет быстро и правильно решить наибольшее количество заданий. Для выявления победителя и призеров будет работать строгое, но справедливое жюри, в состав которого входят:
1) Шрамко Ирина Николаевна, руководитель ММО учителей истории, учитель школы №4;
2) Танага Вера Алексеевна, учитель истории и обществознания школы №2;
3) Гонтарева Татьяна Геннадьевна, учитель обществознания и завуч гимназии №3;
Моими помощниками будут ученицы 9а класса Ветрова Елизавета и Фишер Кристина.
А сейчас я задам каждой команде вопросы о ЕГЭ, готовы?
Вопросы командам
1) Что означает аббревиатура ЕГЭ?
2) Сколько минут длится экзамен по истории? (235 мин. т.е. 3ч. 55 мин.)
3) Каково всего количество заданий ЕГЭ по истории? (25)
4) Максимальное количество первичных баллов, которое можно заработать на ЕГЭ по истории? (55 б)
5) минимальный первичный балл? (9 баллов)
Изменения в ЕГЭ по истории
6) есть ли изменения в КИ В 2017-2018 учебном году по сравнению с предыдущим? (экзамен по истории остался без изменений)
7) За какое задание можно получить 11 баллов? 25 сочинение
8) Укажите номера заданий, в которых проверяются знания по Всеобщей истории?
1 и 11
9) Что необходимо сделать накануне экзамена, чтобы сдать его успешно? (выспаться)
Советы от выпускников
Каждая команда сейчас подарит соперникам свой совет для успешной сдачи ЕГЭ.
Начинайте свою рекомендацию словами: «Чтобы успешно сдать экзамен по истории, необходимо…..
А что посоветуют наши учителя накануне экзамена?
Ирина Николаевна……
Вера Алексеевна…..
ПРОСЬБА всех учителей
НЕ покидайте аудиторию раньше времени.
НЕ общайтесь накануне с одноклассниками, которые нагнетают обстановку.
НЕ переживайте слишком из-за плохих результатов, помните: ЕГЭ - это экзамен, на нем всегда есть элемент случайности.
Какие ошибки на экзамене по истории у учеников «любимые»?
Много ошибок возникает из-за неумения внимательно читать вопрос, ведь часто ответ лежит на поверхности и все подсказки есть в тексте задания.
Внесение ответов в бланк без повторной проверки! Обязательно нужно сверить каждую букву с цифрой, каждое слово и только потом вписать ответ в клеточки.
Не приступать к какому-либо заданию: ваша задача сформулировать ваши предположения, даже если и сомневаетесь в них, глядишь – заработаете лишний балл, так необходимый для поступления!
А мне понравились в одной из передач, посвящённых ЕГЭ, слова ведущего, который вспомнил себя выпускником школы 1963 года. Спросив невероятно популярного на тот момент физика П.Л.Капицу, куда им лучше и престижнее поступать, услышали в ответ: «Куда бы вы ни поступили, главное, чтобы вы были счастливыми людьми, и помните – вуз - это не панацея, прекрасное образование можно получить и в других учебных заведениях, став потом прекрасными специалистами».
В прошлом году ребята вспомнили, с каким историческим событием связан наш марафон. Наша дистанция будет, конечно, короче, но куда насыщеннее.
Познакомлю вас с планом марафона.
Задание №1 Ох, уж эта зарубежка!
Задание №2 «Помним, гордимся, чтим»!
Задание №3 «Культуру в массы!»
4. Задание №4 Обгонялки.
5. Задание №5 «Летописец»
6. Подведение итогов.
Более подробно остановлюсь на каждом пункте.
Получив задание №1 «Ох, уж эта зарубежка!», вы должны ровно за 10 мин выполнить 2 задания №11, оцениваемое 3 баллами, максимальное количество, которое вы можете получить - 6 баллов.
Задание №2 «Помним, гордимся, чтим»!
представлено заданиями по истории Великой Отечественной войны.
За 10-15 минут вы должны решить 5 разных заданий, получив максимально – 8 баллов.
Выполнив задание раньше положенного срока, проверьте.
Хранителем времени будут сегодня Лиза и Кристина.
Задание №3 «Культуру – в массы» подсказывает, что здесь вы покажете чудеса ваших познаний в сфере русской культуры.
Задание №4 «Обгонялки». Вся интрига начнется с 4 задания. Именно в этом состязании вас ждут наиболее сложные и интересные задания. Получив 1 задание от членов жюри, вы постараетесь его выполнить как можно быстрее, при этом, грамотно записать ответы. Затем поменять решение с ответом на следующую обгонялку. Как только одна из команд сдаст последнее 5 задание, игра прекращается. Ваша цель правильно и самое главное быстро выполнять задание. Жюри подводит итоги, игроки отдыхают.
Новое задание №5 «Летописец» связано с историческим сочинением, при написании которого выпускники испытывают затруднения.
В ходе марафона я познакомлю вас с анализом результатов ЕГЭ 2017 по истории, чтобы вы знали, на что следует обратить более пристальное внимание при подготовке.
Динамика результатов ЕГЭ 2017года по истории по отношению к результатам 2016 и 2015 гг.
Итак, мы начинаем марафон.
Первый конкурс – ваш любимый: «Ох, уж эта зарубежка». Вы должны ровно за 10 мин выполнить 2 задания №11, оцениваемые 3 баллами. Максимальное количество, которое вы можете получить, - 6 баллов.
Задание 11: систематизация исторической информации, представленной в виде
таблицы (Целых 3 балла можно получить за это задание!)
Задания на работу с информацией, данной в виде таблицы (11), выполнены со средним результатом 56,9%.Трудность составляет соотнесение века с событием Всеобщей истории.
Задание 1 «Ох, уж эта зарубежка»!
1.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Век | Событие истории России | Событие истории зарубежных стран |
XVII век | отмена местничества | ___________________ (А) |
____________ (Б) | ____________ (В) | открытие Америки Х.Колумбом |
XIII век | ____________ (Г) | Захват Константинополя крестоносцами |
____________________ (Д) | Раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел» | _______________________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) начало Реформации в Англии
2) XV век
3) провозглашение Германской империи
4) XIX век
5) битва на Калке
6) учреждение опричнины
7) присоединение Новгорода к Московскому княжеству
8) XVI век
9) установление протектората О.Кромвеля
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
2.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер элемента
Век | Событие истории России | Событие истории зарубежных стран |
(А) | Начало проведения денежной реформы С. Ю. Витте | Начало чартистского движения в Англии |
XV в. | ________________(Б) | _________________(В) |
(Г) | Основание Санкт-Петербурга | _________________(Д) |
XVI в. | __________________(Е) | Заключение Утрехтской унии |
Пропущенные элементы:
1) начало деятельности Долгого парламента в Англии
2) XIX в.
3) Битва на р. Шелони
4) XVIII в.
5) падение Византийской империи
6) учреждение патриаршества в России
7) начало правления Людовика XV во Франции
8) избрание земским собором Михаила Федоровича на царство
9) XX в.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Приближается один из главных праздников в нашей стране - День Победы! Именно в связи с этим в наш марафон мы включили рубрику «Помним, гордимся, чтим»! Но не только поэтому. По статистике 2016 года с ним справился лишь каждый 3 ученик ( 35 %). Эксперты ФИПИ отмечают, что задание по ВОВ было выполнено в этом году плохо абсолютно во всех вариантах. Но вы - то хотите получить как можно больше баллов на экзамене!
Следует отметить, что в 2017 г. выпускники лучше, чем в 2016 г., выполнили задание по истории Великой Отечественной войны (8) 60.1% но зачастую проявляли незнание важнейших фактов истории Великой Отечественной войны при выполнении других заданий, например связанных с анализом исторической карты (схемы). Из заданий на работу с исторической картой (13, 14, 15 и 16) хуже остальных выполнено задание 14, предполагающее работу с картографическим материалом (35,5%).
Поэтому во второй рубрике марафона – задания по карте 13,14 и 16, одно задание №8 и два термина из задания №4.
Задание №2 «Помним, гордимся, чтим»!
Рассмотрите схему событий и выполните задание.
Ответы 2018
1.Укажите название реки, обозначенной на схеме цифрами «2». Эльба
2. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1». Берлин
3. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион».
2) События, обозначенные на схеме, происходили позже встречи руководителей держав «Большой тройки» в Крыму.
3) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
4) События, обозначенные на данной схеме стрелками, длились около полугода.
5) С окончанием военных действий, обозначенных на схеме, Вторая мировая война ещё не была закончена.
6) Одним из фронтов Красной армии, участвовавших в событиях, обозначенных на схеме, командовал Г. К. Жуков.
Ответ
4. Напишите пропущенное слово (словосочетание).
«_________________» — единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, которая связывала в 1941–1943 гг. блокадный Ленинград с остальной страной.
Ответ: Дорога жизни
5. Напишите пропущенное слово (словосочетание).
Чрезвычайный орган высшего военного управления, осуществлявший в годы Великой Отечественной войны стратегическое руководство Советскими Вооружёнными Силами.
Ответ: СВГК
6.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Летчик-герой, трижды герой Советского Союза, сбивший наибольшее количество самолетов противника, в годы Великой Отечественной войны Кожедуб.
Б) Василий Чуйков прославился при обороне г. Сталинграда.
В) Варшава была освобождена в 1945 г.
Пропущенные элементы:
1) 1944 г.
2) А. Маресьев
3) 1945 г.
4) Москва
5) И. Кожедуб
6) Сталинград
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Согласитесь, что о Великой Отечественной войне нужно знать огромное количество фактов за рамками учебника. Какие вопросы вас затрудняют в этом плане? Например, о героях и их подвигах, и эти герои могут быть разного возраста. Например, о самом юном Герое Советского Союза. Кто он: Лёня Голиков или Валя Котик? Позавчера Благотворительный Фонд Оксаны Фёдоровой «Спешите делать добро» подвёл итоги Первого Всероссийского творческого конкурса «Спасибо маленькому герою!» Мой подопечный, участник Исторического клуба шестиклассник Волошин Андрей снял 2-минутный видеоролик, и получил Диплом участника Конкурса. Предлагаю посмотреть полезную в нём информацию.
Просмотр видеоролика «Спасибо маленькому герою»
Посмотрите внимательно на советский плакат и скажите, с какой сферой будут связаны следующие задания. Итак, приступаем к Заданиям «Культуру в массы»! Как и в предыдущие годы, не вполне успешно выполнены задания на знание фактов истории культуры (17) 35,7%, на анализ иллюстративного материала (18) 35,4%, (19) 47,7% и на знание исторических персоналий (9)
Задание 3 «Культуру в массы»!
1.Установите соответствие между фамилиями архитекторов и их сооружениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФАМИЛИИ | | СООРУЖЕНИЯ |
A) К. И. Росси Б) И. О. Бове B) О. Монферран Г) К. А. Тон | | 1) Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном 2) Исаакиевский собор 3) Исторический музей в Москве 4) Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и триумфальной аркой 5) Большой Кремлевский дворец 6) Казанский собор в Петербурге |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
2. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о данном почтовом блоке являются верными?
Выберите два суждения из пяти предложенных
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Памятник русского литейного искусства, представленный в нижнем правом
углу почтового блока, был создан в XVII в.
2) Почтовый блок выпущен в честь события, произошедшего в период, когда
Столицей Российского государства была Москва.
3) На почтовом блоке изображён храм – место коронации русских царей и императоров .
4) Все архитектурные сооружения, представленные на почтовом блоке, были
сооружены при одном и том же правителе.
5) В левом нижнем углу почтового блока изображён памятник русского литейного искусства, созданный мастером Андреем Чоховым. Ответ:
3.Выберите портреты правителей Российской империи, правивших в тот же век, в который произошло событие, 200-летие которого указано на почтовой марке.
1. 2.
3. 4.
Ответ:
Напомню, что по количеству фактов, которые нужно знать для экзамена, история занимает первое место. Огромную долю составляют задания по культуре. Но для тех, кто много читает, смотрит передачи на канале «Культура», кто готовит презентации к урокам по культуре, есть все шансы получить максимум баллов за эти задания. А ещё не случится того, о чём писал О.Бисмарк: «Русским можно привить ложные ценности, и тогда они победят себя сами». А ценности наши напрямую связаны с русской культурой.
Объясню задания «Обгонялки». Получив 1 задание от членов жюри, вы стараетесь его выполнить как можно быстрее, при этом, грамотно записать ответы. Затем поменять решение с ответом на следующую обгонялку. Как только одна из команд сдаст последнее 5 задание, игра прекращается. Ваша цель - правильно и самое главное быстро выполнять задание.
«Обгонялки» №1
Напишите пропущенное слово.
1. Денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека в Древнерусском государстве назывался ВИРА.
2. Название созванной Екатериной II в 1767г. комиссии, призванной составить новый свод российского законодательства. Включала выборных депутатов от дворянства, духовенства, купечества и других свободных сословий. Работа комиссии не увенчалась успехом, и она была распущена в 1768 г.
УЛОЖЕННАЯ.
3. Одно из направлений в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется КЛАССИЦИЗМ.
4. Предпринятое весной 1874 г. «ХОЖДЕНИЕ в НАРОД» было пёстрым и разнородным: одни шли в деревню, чтобы её «бунтовать»; другие — готовить к революции путём пропаганды.
5. Единственный всесоюзный РЕФЕРЕНДУМ за всю историю существования СССР был проведён по вопросу о сохранении СССР 17 марта 1991 г.
«Обгонялки» №2
1.Установите соответствие между партиями и их лидерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
НАЗВАНИЯ ПАРТИЙ | | ЛИДЕРЫ |
A) «Союз 17 октября» Б) РСДРП B) Конституционно-демократическая партия Г) Партия социалистов-революционеров | | 1) В. И. Ленин 2) В. М. Чернов 3) А. И. Дубровин 4) П. Н. Милюков 5) А. И. Гучков |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
2. Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ | | УЧАСТНИК |
А) Ям-Запольское перемирие с Польшей Б) стояние на реке Угре В) формирование Временного правительства Г) Чесменское сражение | | 1) А. Г. Орлов 2) Ю. В. Андропов 3) Иван IV 4) Г. Е. Львов 5) Иван III 6) А. Д. Меншиков |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3.Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ) | | УЧАСТНИКИ |
A) междоусобная война на Руси второй четверти XV в. Б) присоединение к России Казанского ханства B) разработка военной реформы периода правления Александра II Г) борьба за власть после смерти И. В. Сталина | | 1) Л. П. Берия 2) Борис Годунов 3) Дмитрий Шемяка 4) Л. Д. Троцкий 5) А. М. Курбский 6) Д. А. Милютин |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
«Обгонялки» № 3
1. Ниже приведены известные исторические аббревиатуры. Все они, за исключением двух, возникли в 1940—1990-х гг.
1) СНК 2) СЭВ 3) ООН 4) ОВД 5) СНГ 6) ВЧК
Найдите и запишите аббревиатуры, возникновение которых относится к другому историческому периоду.
Ответ 16
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся ко второй половине XIX в.
1) гласный суд 2) мировой посредник 3) местничество 4) временнообязанное состояние
5) стрелецкие полки 6) винная монополия
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ: 35
Какое задание ЕГЭ ассоциируется с данной картинкой? Конечно, с написанием исторического сочинения в задании 25. посмотрим, по каким критериям, выпускники набирают или недобирают баллы.
Итак, задание «Летописец» предполагает, что вы найдёте и исправите ошибку в предложенных фразах, и напишите, по какому периоду ученик писал сочинение.
Например, первый текст грамотно должен звучать так:
Ответ 1:«Во внутренней политике активно проводились реформы Косыгина. Одной из задач этих реформ было улучшение положения в сельском хозяйстве. Реформы Косыгина были очень удачными и осуществлялись в ходе восьмой пятилетки».
Период: 1964-1982гг.
Задание 5 «Летописец»
Ответ 2: «А.А.Жданов раскритиковал стихи Ахматовой и рассказы Зощенко»
Период: 1945-1953гг.
Ответ 3: «Последствием заключения Россией Тильзитского мира стало присоединение к Континентальной блокаде Англии, что негативно сказалось на российской экономике».
Период: 1801 - 1812гг.
Ответ 4: . «В целях пресечения революционного настроения и борьбы с тем, кто выступает против государственного строя, было учреждено Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии».
Период: 1825-1855гг.
Ответ 5: «Павел I издал указ о трехдневной барщине».
Период: 1796-1801гг.
Церемония награждения.
Наша марафонская дистанция близится к финишу, с каким результатом каждая команда подошла к нему, объявят члены жюри.
Перелистали мы, друзья,
Истории страницы.
Нам забывать о них нельзя
Всё для ЕГЭ нам пригодится!
Спасибо за то, что приняли наше приглашение, желаем высоких баллов на экзамене, успешного поступления, а 10-классникам - до новых встреч!
Запись в Книге отзывов.